Вопросы

Детская истерика - показатель того, что ребенок столкнулся с эмоциями настолько сильными (причем эмоциями негативными), что не может с ним справиться. В такой ситуации нельзя ребенка ругать, или оставлять одного, или игнорировать его бурную реакцию. Ведь он столкнулся с непосильной для него ситуацией: он не может осилить те эмоции, которые на него нахлынули. А если родители никак на это не реагируют, не поддерживают и не успокаивают его, то истерика становится еще сильнее (ребенок начинает причинять себе физический вред). Ребенок остается один на один со своими страданиями, а родители устраняются, бросают его в тот момент, когда он больше всего нуждается в их помощи. Для ребенка такая ситуация непереносима. В моменты истерик нужно взять ребенка на руки, успокоить, отвлечь его внимание на что-то другое. Из Вашего письма следует, что истерики у ребенка случаются в моменты, когда Вы что-то ему запрещаете, то есть пытаетесь устанавливать правила и границы. Введение правил – нужное начинание, но устанавливать их постарайтесь мягче. При этом запретов не должно быть слишком много. Старайтесь предвидеть начало истерик и предотвращать их.

Татьяна, 30 лет

Очень часто дети пробуют всякие варианты своего поведения и, видя реакцию, соответственно начинают себя вести. Особенно в три года, так как в это время формируется воля, целеустремленность. И дети любыми способами пытаются достичь своей цели. Подавлять нежелательно, вырастет безвольный человек, но и поощрять любое поведение бессмысленно, так как вырастет деспот. Поэтому, если желание разумно, способствовать его воле, если нет, то объяснить, почему вы это не сделаете и быть в своем поведении последовательной.

Ирина, 30 лет

Активность ребенка в возрасте двух-трех лет - это совершенно нормальное явление. В этот период жизни дети очень возбудимы и обидчивы, могут устроить истерику, долго плакать, бить ногами по полу и т.п. Родители всегда проявляют беспокойство по этому поводу, но не стоит переживать. Таким способом дети дают выход нервному напряжению, с которым еще не способны справиться в силу своих возрастных особенностей. Эта разрядка совершенно необходима неокрепшей психике, чтобы освободиться от "отрицательной" энергии. Удачи.

Евгений, 34 года

Ситуация распространённая. Ваш мальчик действительно проверяет Вашу реакцию, свои возможности, границы своей свободы. Помогите ему их понять. При серьёзных нарушениях просто берите за руку и уводите домой ("ты не готов гулять по правилам, я не хочу чувствовать, что ты в опасности, нам придётся идти домой"). Просьбу остановиться превратите в короткий сигнал ("Стоп", "играем здесь" и т.д.)Он должен чувствовать вашу внутреннюю силу, для него это не насилие, а поддержка, он пока "плавает" в огромном пространстве жизни и только взрослый может "почести" его по нему. Попытайтесь мягко и твёрдо брать с него слово в следующий раз играть не на дороге. Если слово нарушит - уводить без разговоров и какое-то время не гулять вообще, пока он сам не созреет и не захочет подчиниться правилам и основам безопасности. Дозируйте "нельзя" - можете даже составить список действительно запрещённых вещей. Так этот непростой период пройдёт быстрее. Не объясняйте долго, будьте лаконичны. Если ситуация действительно драматичная, сначала "обезвредьте" (крепко возьмите за руку, возьмите на руки и обнимите так, чтобы он не смог вырваться и т.д.), потом, когда он будет готов слушать, объясняйте. И тоже недолго и немногословно, иначе ваша речь превратится для него в фон, к которому он прислушиваться не будет.

Ольга, 31 год

Конечно, причин может быть несколько - и кризис трёхлетнего возраста, период самоидентификации и становления своего "я", проверки границ и проч., и наложившийся на него новый человек в семье. Не отчаивайтесь, терпеливо пройдите этот нелёгкий период вместе. Когда сын проявляет к Вам жестокость, пытайтесь отходить, игнорируйте, показывайте, что Вам это неприятно. В остальные моменты больше ласкайте его, обнимайте, занимайтесь с ним; стоит увеличить время тактильного контакта и говорить ему почаще о своей любви. Делайте это вместо мультиков, тогда ограничение в телепросмотрах будет не наказанием, а возможностью наладить контакт.

Марина, 27 лет

Ваша девочка сейчас находится в кризисном периоде, у нее сейчас в самом разгаре кризис трехлетнего возраста. Это качественно новый этап в жизни ребенка. Но также это трудное время и для родителей, которое требует коренного пересмотра их отношения к своим детям. По своей сложности кризис 3-х лет уступает, разве что, кризису подросткового возраста (трудности которого все знают), и иногда его называют первым подростковым периодом. Именно этому возрасту присущи такие проявления поведения, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и т.д. Ребенок отвергает любое предложение или просьбу взрослого, остро реагирует на замечания и делает все наоборот. Он поступает вопреки своему желанию только потому, что его настойчиво попросили о чем-либо взрослые. Все эти явления возникают потому, что ребенок переходит на другой уровень социальных отношений, как бы отделяется от матери и других близких людей, стремится занять свое место и проявить себя как личность. Наблюдаемая Вами агрессия - это чувство, с которым малышка не может справиться сама, и потому выплескивает его на окружающих. Поэтому первое, что окружающие должны продемонстрировать ребенку – это то, что они сами способны справиться с этими чувствами. Видя это, ребенок начинает сам чувствовать себя более уверенно. Вторая задача взрослых - это признание чувств ребенка и его права на них. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. И последнее, это научить ребенка выражать их социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Ведь агрессия - это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей. Очень хорошо помогает детишкам справиться со своими внутренними противоречиями гомеопатический препарат Тенотен детский. Он применяется с трехлетнего возраста и создан с учетом всех особенностей детского организма, включая проблемы кризисных периодов. Способствует улучшению поведения малышей, убирает раздражительность, улучшает адаптацию, не вызывая при этом привыкания.

Алла, 27 лет

Детский сад - новый период в жизни ребенка, когда происходит смена привычного образа жизни. Это определенный стресс и малыш может выражать свой протест против посещения детского учреждения. Но с данной ситуацией можно справиться, ведь "несадиковых" детей не бывает. Только ребенку нужно помочь адаптироваться к новым условиям. Если есть такая возможность, то попробуйте оставлять малыша в группе не на целый день, а на короткий период, постепенно увеличивая время пребывания в садике. По дороге в сад не ведите воспитательную и увещевательную беседу и не нагнетайте обстановку, а лучше беседуйте на отвлеченные темы. Оставляя ребенка в группе, ласково объясните ребенку, когда Вы за ним придете, а уходить нужно достаточно быстро и не оглядываясь. Контролируйте свои эмоции, старайтесь вести себя спокойно, ведь ребенок чувствует Ваши переживания и будет их связывать со своим походом в садик. Кроме того, справиться с тревогой и беспокойством ребенку поможет прием легких успокаивающих препаратов: растительных средств, Тенотена детского. Они продаются в любой аптеке.

Екатерина, 29 лет

Я уверена, что вы слишком драматизируете ситуацию. Можно было ограничить количество времени за компьютером, но зачем совсем лишать. Если вы боитесь, что вредно. То сделайте исследование. Сходите в поликлинику и проверьте глаза и др анализы сделайте. Потом дайте ему возможность быть за компьютером долго и опять проверьте. У меня внучка тоже долго сидела в таком возрасте, а потом с удовольствием сама бросила, потому что появились друзья , которые приходили к нам в дом. Больше доверяйте детям. В этом возрасте формируется целеустремленность. Не подавите её.

Нина, 26 лет

Он защищается. По-видимому, это вследствии адаптации в саду. Попросите взрослых не смотреть на него. Он воспринимает это как агрессию и ведет себя так, как ведут себя звери в животном мире. Мы ведь тоже животные, только мыслящие. Постепенно он начнет отличать настоящую агрессию от просто взгляда на него и выработает взрослые адаптационные привычки.

Юлия, 28 лет

Причины самые разнообразные, начиная от типа нервной системы, заканчивая особенностями взаимоотношений в семье. Вам лучше обратиться к детскому специалисту-психологу. В вашем городе благо таких много. Потому что вам необходимо изменить взаимоотношения с ребенком и очень правильно себя вести. Посмотрите несколько передач о нянях в доме. "Няня по вызову". Там явно видно, как дети выражают скрытую атмосферу в отношениях родителей.

Юлия, 29 лет

По-видимому, когда он сделал это впервые, вы очень обрадовались, подыграли ему, т.е. взаимодействовали с ним. А это было то, что он хотел от вас. Поэтому он упрямо продолжает, ожидая такого же праздника общения. Изобразите другое животное, предложите ему поиграть тоже другое. Во-первых, это полезно, играя в животное, ребенок приобретает лучшие качества этого существа, а во-вторых, это хороший эмоциональный тренинг и возможность понять ребенка. Кот - это то животное, которое гладят, позволяют все, что он хочет. Кот гуляет сам по себе, ест, когда захочет и т.д. Подумайте, почему ему так необходима роль кота?

Анна, 25 лет

Дети отражают внешний мир в своих эмоциях, да еще в это время формируется воля, целеустремленность. И поэтому часто мир не соответствует его желаниям, поэтому и появляется агрессия. И это в его возрасте - норма. Он агрессирует, потому что это природный инстинкт, а как сделать по-человечески, т.е. проявить агрессию на агрессию или насилие над ним, он не знает. Поэтому научите. Вот и все. Так формируется характер у человека.

Katya, 30 лет

У него сложный период наступает. Это кризис трех лет, когда формируется воля, и таким поведением они учится проявлять свою волю. Посмотрите, может быть, вы слишком опекаете его? В хорошей семье это часто бывает. Понаблюдайте, что вызывает у него такую агрессию?

Irina, 27 лет

Все происходит так, как должно быть у большинства детей в 3-летнем возрасте, когда формируется воля. Да - это протест, желание настоять на своем, используя доступные методы. Попробуйте меньше управлять, а начинайте поддерживать инициативу. Меньше делайте замечаний, а старайтесь наблюдать за собой и быть максимально расслабленными и спокойными. Думайте о ребенке позитивно и приучайте к самостоятельности. В своих требованиях будьте обе последовательны, не противоречьте взрослые друг другу.

Ирина, 35 лет

В этом возрасте у них формируется воля и целеустремленность. Вот в такой форме они утверждают себя. Поэтому постарайтесь не перебрать с вседозволенностью, но и не подавите психологически ребенка. Поэтому старайтесь только при совершенной невозможности выполнения его воли настаивать на своем. И быть настойчивой в достижении своего желания. А по пустякам не дергайте ребенка, дайте ему проявить свою волю. Когда он пойдет в школу, то станет более адекватен, там формируются другие психические функции.

Эля, 29 лет

Для ее возраста это норма. Она начинает тренировать волю. На ком же как ни на вас? С чужими людьми она будет осторожнее, но тоже помучает. Поэтому рассматривайте её капризы поштучно. Вполне возможно, что она отстаивает свои интересы или свою территорию. ХОРОШО! Дайте ей эту возможность. А если что-то просто для неё вредно, то говорите с ней и наказывайте, только без насилия. Няню можно взять, если хороший человек.

Евгения, 35 лет

Не волнуйтесь. Все в порядке. Просто у нее начинается кризис трех лет. В это время формируется воля и она будет настаивать на своем. Прислушивайтесь к ней к ее желаниям внимательней, иначе вырастет безвольный ребенок.

Елена, 28 лет

Это совершенно нормально ведь у него сейчас формируется воля и целеустремленность. И в такой борьбе он её тренирует. Поэтому не угрожать нужно, а стараться делать так, чтобы он почувствовал победу своего волевого усилия. Значит обыграйте ситуацию Например: "Я понимаю, что интересно гулять, весло и я отдыхаю вместе с тобой. Но от тебя зависит настроение папы, когда он вернется, а там нет ужина или другая ситуация. давай поступил как ты хочешь и посмотрим, чем это закончится. А следующий раз мы сделает как необходимо и посмотрим, что будет потом. "Говорите с ним как со взрослым, они все понимают, особенно про чувства.

Яна, 26 лет

Ваш папа, потакая в таком возрасте ребенку, пока не делает ничего плохого. Так как в этом возрасте ребенок тренирует волю и подавлять его нельзя. До шести лет целеустремленность. Другое дело, если в этом есть патология отношений и он только криком добивается своего. Обратитесь к психологу за помощью. Почему ребенок вынужден кричать, чтобы что-то получить или сделать. А если это бывает иногда, то ничего страшного - так поступают все дети. Просто, когда это безобразно с паданием на пол и битьем ногами, необходимо просто не выполнять просьбу и все. Тогда не образуется связи, что так можно добиться своего волевого желания. Приучайте его к проявлению воли, но говорите о нормах поведения и последствиях истерик в вашей семье.

Nastya, 27 лет

До полутора лет формируется стиль общения у детей. Безусловно это начало акцента в характере. В её возрасте и до трех лет формируется воля. Возможно, именно таким образом она отстаивает свои позиции. Прислушайтесь к тому, что она требует и постарайтесь до трех лет не подавить волю.

Гуля, 31 год

С полутора лет и до 3-4 формируется такая психическая функция как воля или целеустремленность, вот почему она стала такой требовательной. Поступайте по интуиции. Самое главное не подавите волю, потом намучаетесь. Говорите с ребенком, объясняйте разумность и неразумность его требований и помните одно, если при этом вы подавляете его волю или целеустремленность, то поступаете не верно. В этом возрасте - это важнее всего. Успехов

Ирина, 28 лет

Это совершенно нормально для этого возраста. С полутора до 3-4 лет формируется воля и целеустремленность. Ребенок пытается сам решить все проблемы и не переносит указаний и напоминаний. Необходимо все делать в игровой форме или косвенно. Рассказывать о том, что у каких-то детей от того, что зубы не чистят то-то и то-то происходит, а на нее даже не смотреть. Иначе подавите волю, а потом не будете знать, что делать. Успехов.

Юлия, 28 лет

Коротко я вам ответила в личном письме, а это развернутый ответ из психологической теории кризисных периодов в жизни человека. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ В индивидуальном развитии этому кризису предшествует стадия независимости (Шостром, 2002). В возрасте от двух до трех лет ребенок во многих отношениях по-прежнему беспомощен. Однако по мере развития навыков ходьбы и манипуляций с предметами он обретает постепенно растущую физическую независимость. Ребенок не только учится контролировать свои движения, но и начинает лучше дифференцировать элементы своего окружения, имеющие значение для его нужд и удовольствий. Ребенок становится исследователем ради удовлетворения своего пробуждающегося любопытства. Ощущая свое могущество, он начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью». Ребенок ощущает растущее чувство независимости; его представление о собственной индивидуальности становится явным; взрослые словно бы перечат ему на каждом шагу. Первостепенной проблемой становится агрессия и контроль над нею. На взгляд Бюлер (Buhler, 1951), в этот период ребенок начинает проверять любовь окружающих к себе. В возрасте от восьми месяцев до четырех лет ребенок экспериментирует, пробует сделать то одно, то другое. Он исследует свои потребности в самоопределении и ставит эксперименты, желая проявить свою независимость от матери. Первое социальное достижение ребенка — способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она вернется. Фрейд называет этот период «анальной стадией», поскольку первое реальное расхождение между потребностью ребенка в автономности и родительским требованием дисциплины связано с усилиями взрослых приучить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно справлял свои физиологические нужды. Первые уроки по контролю над мочеиспусканием и дефекацией влияют на отношения ребенка с родителями. Он вскоре начинает понимать, что может доставить удовольствие или вызвать обеспокоенность, отдавая или задерживая фекалии и мочу. Так, в дополнение к отказу от еды, выделительные процессы становятся одним из первых видов оружия ребенка в отношениях с родителями. Эриксон называет этот период стадией «автономии против стыда и сомнения» (Эриксон, 1996). У ребенка развивается потребность быть независимым, однако он продолжает нуждаться в ощущении зависимости и в поддержке. С точки зрения развития у индивидуума способности любить ребенок на этой стадии нуждается в том, чтобы понять: его любят таким, какой он есть, даже «с грязной попой». Ему нужно узнать, что его ценят за его независимость точно так же, как за его зависимость. Эльконин (1995) определяет новообразования раннего возраста, оформляющиеся в три года, как личное действие и сознание «я сам». Внутри совместной со взрослым предметно-манипулятивной деятельности действие ребенка есть продолжение ситуации действования. К трем годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, вопреки предложенному взрослым. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что симптомы кризиса трех лет появляются в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным. В результате происходит «взрыв» прежней ситуации (Эльконин, 1995). Э. Келер (цит. по: Лютова, Монина, 2003) описывает основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса трех лет в виде «семизвездия». 1. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Негативизм отличается' от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент). Он противится содержанию просьбы: • социальным отношением. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание — содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, бо лее интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании; • отношением к эмоции. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы, или только одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, — сделать не так, как просят, а наоборот. 2. Упрямство — это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал» (Выготский, 2000). Это реакция не на предложение, а на свое собственное решение. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и «загоняют ребенка в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации. Л.С. Выготский отмечает, что упрямство отличается от простого непослушания: • мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство); • отношением к себе (ребенок поступает наперекор другим потому, что это он так сказал и это он не хочет менять своих решений). 3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение. Это «скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше» (Выготский, 2000). Кроме того, Выготский заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса трех лет. 4. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности. Остальные симптомы данного кризиса имеют вторичное значение. 5. Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями. 6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия. 7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского (2000), ребенок хочет стать «господином положения». Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть. Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.). Кризис трех лет — это прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка (Эльконин, 1995). Если же взрослые адекватно реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер. Важнейшей проблемой на этой стадии становится контроль над агрессивными чувствами. Задача родителей и или консультанта — направлять агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной. Поскольку предоставлять ребенку неограниченную свободу не менее вредно, чем излишне стеснять ее, следует помнить, что об этом говорит Хорни (Хорни, 1995): не сами по себе фрустрации и депривации имеют критическое значение для развития ребенка, а обстановка, в которой они происходят. Фактически ребенок способен вынести многое, если это происходит на фоне любви и заботливого отношения к нему. Rosensweig (1944) выделил три возможных способа справиться с возникшими агрессивными чувствами: Экстрапунитивный: враждебность направляется вовне, на других людей или на предметы. Когда этот способ становится доминирующим, человек может превратиться в «хронического критикана». Интропунитивный, когда прямая ответственность возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и карательные санкции в форме самокритики и самообвинений. Такие люди могут быть вечно извиняющимися, с излишней готовностью принять вину на себя. Инпунитивный. Агрессивный аспект в данной ситуации подавляется. Когда этот способ становится доминирующим, человек может настолько подавлять свои агрессивные чувства и действия, что уже не в состоянии оценить их последствия для себя самого и для других. Каждый из описанных выше способов совладания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда его чувства просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло.

Анна, 32 года