Форум >  Архив "О политике" >  Июль 2017 года >  История Галичины

История Галичины

Львовская жертва российской геополитики Сегодня Галичина является несомненным регионом-антигероем в представлении как россиян, так и русской части населения Украины. Именно из этого региона в XX веке вышли злые монстры украинского национализма, именно здесь, в русском представлении, сосредоточено все чуждое и враждебное русской культуре и Русскому миру как таковому. Однако так было далеко не всегда. В условиях войны и взаимной ненависти уже забылась та роль, которую несколько столетий назад сыграли галичане в развитии русской культуры и науки. Начать эту историю можно с 70-х годов XVI века. На фоне растущей в Европе контрреформации и, соответственно, усиления в Речи Посполитой давления со стороны католичества львовские зажиточные мещане и местная православная аристократия объединились в Успенское православное братство. Эта организация быстро превратилась в опору православия посреди польского католического моря. В противовес распространению иезуитских коллегий, обучение в которых в итоге приводило местную православную знать к католичеству, львовское братство основывает ряд собственных учебных заведений. Очень быстро братство получает от Константинопольского патриарха ставропигию, то есть независимость от местных православных иерархов. На тот момент епископат все больше начинает склоняться к уступкам католичеству, что и приведет их в конце концов к заключению Брестской унии – подчинению местных православных иерархов Риму. В этих реалиях православное братство Львова не только не сдается, но и разворачивает широкую культурную деятельность. Оно выкупает и возобновляет работу типографии, основанной первопечатником Иваном Федоровым, прибывшим во Львов из Москвы. Типография становится одним из главных православных культурных центров Восточной Европы, влияние ее распространяется не только на Речь Посполитую, но также на Молдавию и Русское царство. Православные соседи оценили усилия братства, и львовской общине оказывается широкая материальная поддержка, в частности, на средства, полученные из Москвы и Молдавии, в конце XVI – начале XVII века строится грандиозная Успенская церковь. Именно этот храм, и ныне являющийся одним из символов Львова, становится центром, вокруг которого сплачивается православная община Львова. Здесь работает типография, здесь зарождается православная школа, которая, как мы это увидим далее, станет своеобразным предком высшего образования во всей России. Львовское братство не остается в пределах своего региона, и вскоре по его примеру создаются аналогичные братства на Волыни и, что самое главное, в Киеве. В древней русской столице основывается Киевское Богоявленское братство, на базе которого создается будущая Киево-Могилянская академия, получившая имя в честь одного из самых знаменитых православных деятелей начала XVII века – митрополита Петра Могилы. Одним из первых ректоров нового учебного заведения стал Мелетий Смотрицкий, автор «Грамматики» – книги, которая на следующие два века определила пути развития письменного русского языка. Спустя несколько десятилетий именно из стен Киево-Могилянской академии выходит Симеон Полоцкий, основатель первого на территории современной Российской Федерации православного высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии в Москве. Пожалуй, самым знаменитым выпускником этой академии стал впоследствии Михаил Ломоносов, который, в свою очередь, стал основателем Московского государственного университета. Показательно, что, придя в Москву за наукой, кроме двух рубах в котомке Михаил Васильевич также нес всего две книги, которые, по собственному признанию, во многом повлияли на его дальнейший жизненный путь. Первая из книг – уже упомянутая «Грамматика» Смотрицкого, а другая – «Арифметика» Леонтия Магницкого, первое в России учебное пособие по математике. Магницкий, естественно, также был выпускником основанной «могилянцами» Славяно-греко-латинской академии. Тем временем в самой Галичине православное братство постепенно приходит в упадок. Полтора столетия оно оставалось по сути инструментом «мягкой силы», распространяющей русскую православную культуру в этом регионе, и само оказывало влияние на становление русской культуры в России. Но, как это часто бывает, неприступный для Польши остров в самом сердце Речи Посполитой стал жертвой российской же геополитики. Начинался XVIII век, а вместе с ним и Великая Северная война. Для России она на первых порах складывалась крайне неудачно. Уже в первые месяцы был выбит один из ключевых союзников – Дания. Рассчитывать в противостоянии со Швецией приходилось только на Речь Посполитую. Сама Речь Посполитая то и дело переходила со стороны на сторону, являясь потенциальным союзником для каждого из враждующих лагерей. Поляки могли себе позволить выдвигать обеим сторонам удобные для себя условия. И одним из таких условий стала ликвидация уже пришедшего на тот момент в упадок Львовского Успенского братства. В 1708 году Петр I настоятельно рекомендует «братчикам» уступить требованиям униатских епископов и принять унию. Русским галичанам ничего не оставалось, как принять волю могущественного православного монарха. Да и если посмотреть, то может показаться, что и условия капитуляции были не такими уж тяжелыми: ведь православные обряды сохранялись в прежнем виде, а догматы и общая юрисдикция мало волновали широкие массы. Интересно, что именно выходцы из Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович и Стефан Яворский, первый киевлянин, второй галичанин, становятся идеологами создания Российской империи при Петре. Прокопович, по сути, вывел новую идею порядка передачи имперской власти из традиции Римской империи, что впоследствии дает право занять российский престол женщинам, которые и будут править в России большую часть XVIII века. Основанный же с участием Прокоповича и Яворского Синод на месте Патриархии до самого его устранения в 1918 году будут возглавлять почти исключительно выходцы из Киево-Могилянской академии, ставшей кузницей высших церковных иерархов России. Так закончилась история центра русского православия во Львове. С тех времен лишь название улицы Русской, возле которой находится церковь, и двуглавые орлы в ее интерьере напоминают о существовании некогда влиятельного русского культурного и политического очага в этом регионе. Самобытный русский «фонд Сороса» того времени исчезает навсегда. Конечно, потребуются еще столетия, принесшие немало драматических событий, чтобы Галичина превратилась в конечном итоге в гнездо русофобии и украинского национализма. Гнездо, которое уже принесло и, вероятно, еще принесет русским много бед. Так высшие сиюминутные интересы по поиску на западе союзников и партнеров перевесили силу культурного и религиозного единства. В конечном итоге это приводит к тяжелым геополитическим последствиям уже сегодня. Трудно удержаться от того, чтобы провести некоторые, пусть и весьма отдаленные параллели. Сегодня еще один центр русского самосознания – в Донбассе – стал заложником высших геополитических интересов, согласно которым Донбасс должен уступить и несмотря ни на что остаться в рамках желто-голубого государства. При этом, как известно, едва ли не единственной целью этого государства является максимально возможная степень противостояния с Россией. И как знать, не станет ли Донбасс спустя какое-то время, подобно тому, как это случилось с Галичиной, авангардом в борьбе с Россией.
Кагги-Карр © (06.07.2017 09:07)

Оцените автора материала.

1 Звезда 2 Звезды 3 Звезды 4 Звезды 5 Звезд 0.00 из 5.
Прямая ссылка


что-то слишком много там жертв, желто-голубых
Тортила © (06.07.2017 10:07)
Прямая ссылка

интересная статья, спасибо. ну не нужны ни друзья, ни союзники, сколько можно уже этого не понимать..
элина пестова © (06.07.2017 13:07)
Прямая ссылка

кагг офф.. не видела что там у них за игры пошли, тройка меркель трамп путин? и меркель всё переповорачивается!!))))
элина пестова © (06.07.2017 13:07)
Прямая ссылка

Это СМИ нагнетают. А результат увидим. Скорее всего ничего особенного и не произойдет.
Кагги-Карр © (07.07.2017 08:07)
Прямая ссылка

так в сми тоже люди сидят и за ипотеку надо заплатить, и бабушке дедушке помочь, и ребёнка до университета довести.. не рыпнуться будут выступать много, то с довольствия снимут (что ещё не самый худший вариант), а то и до реанимации ведь могут проводить..
элина пестова © (07.07.2017 17:07)
Прямая ссылка

Офну покойным Граниным. Кто что про него знает? http://jpgazeta.ru/pismo-42-h-marshalu-mannergeymu-paru-slov-vsled-daniilu-graninu/ Я только "Иду на грозу" читала, и фильм смотрела, а вот тут вот так, неужели правда? "Но апофеозом метаний «политрука-расстриги» стало, конечно же, подписание в 1993 году «Письма 42-х», которое стало моральной индульгенцией Ельцину на расстрел парламента: «Эти тупые негодяи уважают только силу. Так не пора ли ее продемонстрировать нашей юной, но уже, как мы вновь с радостным удивлением убедились, достаточно окрепшей демократии?» — писали либералы из числа «творческой интеллигенции». Так человек, который «нравственность есть правда», поставил свою подпись под аналогом того, что спустя 20 лет Украина устроила на Донбассе…"(С) http://jpgazeta.ru/pismo-42-h-marshalu-mannergeymu-paru-slov-vsled-daniilu-graninu/
Faby © (06.07.2017 16:07)
Прямая ссылка

ничего не знаю. но я сама считала Ельцина, да и Горбачева реальными лидерами, способными страну спасти и вывести к новому светлому будущему... Так что не удивляюсь
Тортила © (06.07.2017 18:07)
Прямая ссылка

Понятно :-)
Faby © (06.07.2017 22:07)
Прямая ссылка

нда... Во время отступления Герману пришлось покомандовать 347 стрелковым полком в составе дивизии, заменив полковника И.И. Лебединского, получившего тяжёлое ранение, однако через два дня покинул линию фронта вместе с подчинёнными, описав это так: «17 сентября 41-го мы просто ушли в Ленинград с позиций с мыслью: «Всё рухнуло!». Я, помню, сел на трамвай, приехал домой и лёг спать. Сестре сказал: «Сейчас войдут немцы – кинь на них сверху гранату (мы на Литейном жили) и разбуди меня»»[6]. Затем в книге «Всё было не совсем так» Д.Гранин описал ранение полковника Лебединского, скромно умолчав о своем дезертирстве (с. 535–536).
Кагги-Карр © (07.07.2017 08:07)
Прямая ссылка

Политика или не политика, но внезапно сделали долму, шашлык, и пьем вино Лыхны. Ничего про него не знала, кроме того, что мужу в магазине присоветовали, сказали - абхазское. Аромат Изабеллы показался подозрительным. Пришлось залезть в Вики, и на тебе - оно действительно делается из абхазской Изабеллы. Смешной показалась вчерашняя статья на главной странице, где перечислены продукты, которые могут исчезнуть в ближайшие 50 лет, и среди них - вино, ибо винограду во Франции чего-то​ там каюк. Если виноград растет даже в Питере, чо уж там.
корЗинка © (06.07.2017 19:07)
Прямая ссылка

Через 100 лет (наверное меньше уже, путеводитель-то давно читала) Венеция под воду уйдет, че уж там виноград. Я думаю, если его мусульмане не ликвидируют, никуда он не денется.
Faby © (06.07.2017 22:07)
Прямая ссылка

Йеллоустоун вон Америку гакнет, говорят, вот-вот...
Тортила © (07.07.2017 10:07)
Прямая ссылка

 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору