Форум > Архив "О политике" > Июнь 2011 года > 10 способов манипулирования |
10 способов манипулирования
Ноам Хомский
"1- Отвлечение внимания
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
2- Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.
3- Способ постепенного применения
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.
4- Отсрочка исполнения
Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.
5- Обращаться к народу как к малым детям
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.
6- Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…
7- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.
8- Побуждать граждан восторгаться посредственностью
Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…
9- Усиливать чувство собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может!
10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами."
Ноам Хомский - американский лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один и выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные труды в области теории языкознания и науки познания получили заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе.
http://www.inosmi.ru/world/20110517/169481135.html
Эконом © (27.06.2011 03:06)
Прямая ссылка
Эконом © (27.06.2011 03:06)
очень неприятно это читать
все верно
mamba © (27.06.2011 09:06) Прямая ссылка
mamba © (27.06.2011 09:06) Прямая ссылка
Надо делать выводы и не вестись на такие приёмы.
Эконом © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
Эконом © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
да выводы уж сделаны и не ведемся мы, а что толку?
ложка дегтя © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
ложка дегтя © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
"И вдруг нам становится страшно что-то менять"?
Эконом © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
Эконом © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
страшно? отнюдь... с удовольствием изменила бы, но не в моих силах... осталось одно желание - свалить
ложка д. © (27.06.2011 12:06) Прямая ссылка
ложка д. © (27.06.2011 12:06) Прямая ссылка
По одиночке и невозможно изменить!
http://www.youtube.com/watch?v=Qu7Ip1dofZc
Сбежать - удел слабых, сильные меняют жизнь
Эконом © (27.06.2011 12:06) Прямая ссылка
Эконом © (27.06.2011 12:06) Прямая ссылка
По одиночке не изменить. А вместе - это стадо, которым легко манипулировать. Что в лоб, что по лбу.
Мангуста © (27.06.2011 13:06) Прямая ссылка
Мангуста © (27.06.2011 13:06) Прямая ссылка
Люди превращаются в стадо, только если безоговорочно слушают вожака
Эконом © (27.06.2011 13:06) Прямая ссылка
Эконом © (27.06.2011 13:06) Прямая ссылка
А если не слушаются - получается разброд и безвластие, ни на что не способное.
:(( © (27.06.2011 19:06) Прямая ссылка
:(( © (27.06.2011 19:06) Прямая ссылка
Проблема в том, кто и как применяет эти способы.
Если это делает специалист и применяет их мастерски - то трудно не вестись.
Ибо это, как законы физики - знать про них можно, а изменить их ДЕЙСТВИЕ невозможно.
Тынц-пынц © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
Тынц-пынц © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
а я не ведусь
mamba © (27.06.2011 12:06) Прямая ссылка
mamba © (27.06.2011 12:06) Прямая ссылка
Ничего нового этот Хомский не сказал. Это всё давно всем известно.
Мангуста © (27.06.2011 10:06) Прямая ссылка
Мангуста © (27.06.2011 10:06) Прямая ссылка
Почему же тогда всё это с успехом работает? Знаем, но ведёмся?
Эконом © (27.06.2011 10:06) Прямая ссылка
Эконом © (27.06.2011 10:06) Прямая ссылка
Знаем, но вариантов нет.
Мангуста © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
Мангуста © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
А почему солнце светит? Солнце - это данность.
Особенность чеческого сознания и подсознания - тоже данность.
К, тому же, мало кто изучал труды Хомского. :)))))
Тынц-пынц © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
Тынц-пынц © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
Критическое восприятие тоже никто не отменял.
Все мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца, хотя видим наоборот.
Эконом © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
Эконом © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
Нам об этом прямо сказали в школе авторитетные тогда для нас люди.
----------
После введения в оборот правителями очередного способа манипулирования по всем каналам объявите номер способа и что он из себя представляет.
Ну типа: "Товарищи! Президент в таком то проекте вчера использовал 3-й способ манипулирования вами..." и, поверьте мне, критическое восприятие включится у 99,99% электората. :)))))))))
Тынц-пынц © (27.06.2011 13:06) Прямая ссылка
Тынц-пынц © (27.06.2011 13:06) Прямая ссылка
Но были и другие источники для проверки и здравый смысл впридачу.
А сами, выходит, они на это не способны?
Эконом © (27.06.2011 13:06) Прямая ссылка
Эконом © (27.06.2011 13:06) Прямая ссылка
Ответ прост. Все люди разными родились. Одним ума хватает чемпионами мира по шахматам становиться, а другим только на "знаю как фигуры ходят"... Думаю понятно о чём я.
Тынц-пынц © (27.06.2011 14:06) Прямая ссылка
Тынц-пынц © (27.06.2011 14:06) Прямая ссылка
Но те, которым хватает (а их не так уж и мало), могут поделиться своими соображениями с теми, кому не хватает.
Эконом © (27.06.2011 14:06) Прямая ссылка
Эконом © (27.06.2011 14:06) Прямая ссылка
А зачем? Кроме того чаще всего это бесполезно. Или он на следующем способе проколется или придется постоянно его "за ручку водить". Так природа устроила и бороться с ней бесполезно.
Тынц-пынц © (27.06.2011 18:06) Прямая ссылка
Тынц-пынц © (27.06.2011 18:06) Прямая ссылка
Путин ученик Хомского?
Тынц-пынц © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
Тынц-пынц © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
да принцип только один и очень простой. Это СМИ, купленные за деньги. Если всю неделю говорить на черное, что это белое, то все поверят. Даже недели не надо. Чтобы развернуть мнение о Лужке на 180гр, хватило двух дней ;)
Кагги-Карр © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка
Кагги-Карр © (27.06.2011 11:06) Прямая ссылка