Форум > О политике > русская народная песня

русская народная песня

какой интересный пост у Прилепина "Что хотел рассказать: у меня вообще какая-то давняя боязнь перед по-настоящему старыми аутентичными народными песнями. Втайне я не могу поверить, что они играются на тех же аккордах, что и все остальные песни. Кажется, что там какие-то поперечные гармонии должны быть. Но, смотрю, и мои друзья-музыканты, которым я это поручил, – справляются, делают (и сами с огромным интересом, хотя до сих пор играли в основном всякий рокешник и ска). Рассказал им про свои страхи, а они в ответ: «…А всё так и есть – вот последняя песня, что делали, – очень и очень непростая: 7/8 размер и дополнительные доли во втором куплете и нестандартные паузы перед запевом. Очень старательно сначала с барабанщиком бит придумывали в понедельник: чтобы сначала на три счёта, потом на четыре и всё в одном куплете! С баянистом снимали мелодию и тему шесть часов и сегодня все вместе сращивали воедино. Спасибо за сложные задачи!» И я что вдруг подумал. Боже мой, какое сложное музыкальное мышление было у нашего народа! Какая удивительная музыкальная изобретательность! Эти музыканты мои – они ведь все с базовым образованием; всю жизнь играют; выступают на стадионах. И – как лбом в стекло уперлись на некоторое время перед песней, которую народ сложил про своего атамана и пел триста лет. Народ! Триста лет назад! Который «консерваторий не заканчивал»! И ведь могли же просто сделать! Как 99 процентов музыкальной продукции на российских радиостанциях! А они делали – сложно. …С утра нынче думаю об этом восхищенно. Ну и народ. (Спросят, что за песня. «Степан Разин, батюшка, ходит бережком…» Скоро услышите, надеюсь.)" и два профессиональных коммента под постом "Всё так и есть. Когда училась в музучилище по классу фортепиано, - был у нас полугодовой курс "Народное музыкальное творчество". И вот только там я поняла: то, что я до этого считала народной песней - совсем этим не является! Спасибо прекраснейшему педагогу, которая не только преподавала, но и ездила в этнографические экспедиции. Календарные, свадебные, трудовые, исторические, лирические, казачьи песни и многие другие виды и жанры... Наше ухо ведь привыкло к классическим гармониям и метроритму, привыкло к определённой вокальной манере исполнения. А в народной песне - гетерофония (развитые, вариантные подголоски, там такие порой звучания - маститый авангардист от музыки позавидует!), переменный метр (7/4, потом 11/4, потом 5/4 ? - да легко, пожалуйста!) И пение - совсем не привычный нам эстрадный и классический вокал - там принципиально иные основы! Не менее сложные и интересные. И всё это я слышала в записях чаще всего в исполнении пожилых женщин, всю жизнь проживших в деревне или селе! Не имевших специального музыкального образования. Музыканту, воспитанному на классических произведениях от барокко до позднего романтизма, на классической гармонии и полифонии, действительно сложно! Тем удивительнее открытия ждут нас в народной русской песне! Я искренне желаю Вам, Захар, успеха в задуманном! Это вклад в восстановление связи времён: надо открывать многим и многим народную песню, это сокровищница духовных богатств русского народа!" "Дорогой Захар! Про твой пост про музыку. Да, до Петра песни были без европейской гармонии. И песня была в составных размерах. Глинка первый использовал в первом акте «Руслана и Людмилы» хор Лель таинственный, первая попытка показать архаику, тоже, мне кажется на 5/7. Европейцы, которые слышали говорили об азиатской дикости. Ну не укладывается в цивилизованное сознание не квадратная методичность. Скажу больше. Единственный великий марш на 3/4 — «Священная война» Александрова. Это не марширующие солдаты, а месящий грязь народ."
Алегараж © (01.05.2024 11:05)

Оцените автора материала.

1 Звезда 2 Звезды 3 Звезды 4 Звезды 5 Звезд 0.00 из 5.
Ответить Модерация Прямая ссылка


"Захар, спасибо за пост) Да, ребятам задача чуть посложнее, чем привычный «русский рок» )) Но уж такой исходник! Упрощать не стали) Действительно, сложность размера русской песни обусловлена тем, что не музыку в «квадрат» укладывали, я себя через музыку выражали. Мало того, не только ритм в «западные» стандарты не укладывался, так еще и звукоряд . С такими завышенными и заниженными ступенями (как сказали бы профи) а на самом деле, как и во многих традиционных культурах, к примеру, индо-азиатских, звукоряд весьма отличался от привычного «позднего» западного. (Кстити, там тоже «уложили» в удобные звуки чтобы орган не перестраивать) Но суть в том, что пение шло от живого чувства резонанса с миром, с природой, с теми кто рядом, а не от нот! Поэтому так и цепляет то пение.. Это как.. золотое сечение в звуке) А еще и характер теряется, ведь народные песни, пляска - это воплощенный характер! Жаль, что даже те же студенты народники, с бОльшим энтузиазмом поют (для души) на английском и на западный манер.. характера я не вижу.."
Алегараж © (01.05.2024 11:05)
Ответить Модерация Прямая ссылка

P.S. смотрели фильм Позывной "Пассажир"? Рекомендую.
Солнце1981 © (01.05.2024 21:05)
Ответить Модерация Прямая ссылка

 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору