Форум > О политике > русская народная песня |
русская народная песня
какой интересный пост у Прилепина
"Что хотел рассказать: у меня вообще какая-то давняя боязнь перед по-настоящему старыми аутентичными народными песнями.
Втайне я не могу поверить, что они играются на тех же аккордах, что и все остальные песни. Кажется, что там какие-то поперечные гармонии должны быть.
Но, смотрю, и мои друзья-музыканты, которым я это поручил, – справляются, делают (и сами с огромным интересом, хотя до сих пор играли в основном всякий рокешник и ска).
Рассказал им про свои страхи, а они в ответ:
«…А всё так и есть – вот последняя песня, что делали, – очень и очень непростая: 7/8 размер и дополнительные доли во втором куплете и нестандартные паузы перед запевом. Очень старательно сначала с барабанщиком бит придумывали в понедельник: чтобы сначала на три счёта, потом на четыре и всё в одном куплете! С баянистом снимали мелодию и тему шесть часов и сегодня все вместе сращивали воедино. Спасибо за сложные задачи!»
И я что вдруг подумал.
Боже мой, какое сложное музыкальное мышление было у нашего народа!
Какая удивительная музыкальная изобретательность!
Эти музыканты мои – они ведь все с базовым образованием; всю жизнь играют; выступают на стадионах. И – как лбом в стекло уперлись на некоторое время перед песней, которую народ сложил про своего атамана и пел триста лет.
Народ! Триста лет назад! Который «консерваторий не заканчивал»! И ведь могли же просто сделать! Как 99 процентов музыкальной продукции на российских радиостанциях! А они делали – сложно.
…С утра нынче думаю об этом восхищенно. Ну и народ.
(Спросят, что за песня.
«Степан Разин, батюшка, ходит бережком…»
Скоро услышите, надеюсь.)"
и два профессиональных коммента под постом
"Всё так и есть. Когда училась в музучилище по классу фортепиано, - был у нас полугодовой курс "Народное музыкальное творчество". И вот только там я поняла: то, что я до этого считала народной песней - совсем этим не является! Спасибо прекраснейшему педагогу, которая не только преподавала, но и ездила в этнографические экспедиции. Календарные, свадебные, трудовые, исторические, лирические, казачьи песни и многие другие виды и жанры... Наше ухо ведь привыкло к классическим гармониям и метроритму, привыкло к определённой вокальной манере исполнения. А в народной песне - гетерофония (развитые, вариантные подголоски, там такие порой звучания - маститый авангардист от музыки позавидует!), переменный метр (7/4, потом 11/4, потом 5/4 ? - да легко, пожалуйста!) И пение - совсем не привычный нам эстрадный и классический вокал - там принципиально иные основы! Не менее сложные и интересные. И всё это я слышала в записях чаще всего в исполнении пожилых женщин, всю жизнь проживших в деревне или селе! Не имевших специального музыкального образования. Музыканту, воспитанному на классических произведениях от барокко до позднего романтизма, на классической гармонии и полифонии, действительно сложно! Тем удивительнее открытия ждут нас в народной русской песне! Я искренне желаю Вам, Захар, успеха в задуманном! Это вклад в восстановление связи времён: надо открывать многим и многим народную песню, это сокровищница духовных богатств русского народа!"
"Дорогой Захар! Про твой пост про музыку. Да, до Петра песни были без европейской гармонии. И песня была в составных размерах. Глинка первый использовал в первом акте «Руслана и Людмилы» хор Лель таинственный, первая попытка показать архаику, тоже, мне кажется на 5/7. Европейцы, которые слышали говорили об азиатской дикости. Ну не укладывается в цивилизованное сознание не квадратная методичность. Скажу больше. Единственный великий марш на 3/4 — «Священная война» Александрова. Это не марширующие солдаты, а месящий грязь народ."
Алегараж © (01.05.2024 11:05)
Ответить
Модерация
Прямая ссылка
Алегараж © (01.05.2024 11:05)
"Захар, спасибо за пост)
Да, ребятам задача чуть посложнее, чем привычный «русский рок» ))
Но уж такой исходник! Упрощать не стали)
Действительно, сложность размера русской песни обусловлена тем, что не музыку в «квадрат» укладывали, я себя через музыку выражали.
Мало того, не только ритм в «западные» стандарты не укладывался, так еще и звукоряд . С такими завышенными и заниженными ступенями (как сказали бы профи) а на самом деле, как и во многих традиционных культурах, к примеру, индо-азиатских, звукоряд весьма отличался от привычного «позднего» западного.
(Кстити, там тоже «уложили» в удобные звуки чтобы орган не перестраивать)
Но суть в том, что пение шло от живого чувства резонанса с миром, с природой, с теми кто рядом, а не от нот! Поэтому так и цепляет то пение..
Это как.. золотое сечение в звуке)
А еще и характер теряется, ведь народные песни, пляска - это воплощенный характер!
Жаль, что даже те же студенты народники, с бОльшим энтузиазмом поют (для души) на английском и на западный манер..
характера я не вижу.."
Алегараж © (01.05.2024 11:05) Ответить Модерация Прямая ссылка
Алегараж © (01.05.2024 11:05) Ответить Модерация Прямая ссылка
P.S. смотрели фильм Позывной "Пассажир"? Рекомендую.
Солнце1981 © (01.05.2024 21:05) Ответить Модерация Прямая ссылка
Солнце1981 © (01.05.2024 21:05) Ответить Модерация Прямая ссылка