Как не упустить талант?
Здравствуйте, я бы хотела проконсультироваться по поводу своего сына, вопросов его воспитания, в свете того, что слишком многие люди вокруг (просто друзья, преподаватели или просто врачи, с которыми нечасто, но периодически мы встречаемся) замечают, что мой сын Кирилл (ему сейчас 6 лет) очень неплохо развит, умен, талантлив в разных сферах. Т.е., не хочу показаться просто самовлюбленной мамашей, нахваливающей своего ребенка и преувеличивающей любую похвалу Кирилла от других. Разговоры не о том, что он молодец, а о том, что он, возможно, гениальный шахматист, великий актер, танцор и проч. О том, что форма головы его также выдает в нем нестандартного развития человека. С одной стороны, меня волнует - как мне с этим разобраться? Как реагировать на такие комментарии? Как понять, так ли это? С другой, и это для меня важнее и гораздо более меня беспокоит - как воспитывать такого человека? Как найти баланс между его просто счастливым детством и детством, напичканным всеми возможными занятиями с целью не упустить его талант и максимально развить его природные данные? С тем, чтобы он, с одной стороны, наслаждался своими успехами, но и не зазнался или не устал от своих побед и успехов и тем, что он в чем-то обгоняет сверстников? Вопрос также в том, что у таких людей есть особенности характера и поведения, с которыми уже сейчас трудно справляться. Спасибо заранее за краткий комментарий или совет, какую литературу на этот счет почитать, или с кем дальше очно консультироваться?
Алена, Москва, 33 года
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Самый большой талант, и самая большой успех человека - это прожить счастливую жизнь. Люди, чрезвычайно успешные, даже гениальные, в какой-либо сфере деятельности, редко бывают счастливы в жизни, в личном, в семье. Личное счастье обусловлено здоровым состоянием души, а оно прививается родителями, которые дают ребенку, в первую очередь, любовь, а не развитие способностей. Научите его любить и прощать обиды, легко отдавать и жертвовать, переносить неудачи и потери. Этим Вы привьете ему хороший психологический иммунитет, на всю жизнь! А реализоваться он и сам сумеет. Впрочем, развивать тоже нужно, но, не акцентируясь на способностях, не делая из этого культа, как говорится. И, ни в коем случае, не выращивая в нем ощущение превосходства над другими. Если видите, что он склонен к этому - лучше тогда не развивайте, иначе это его погубит быстрее, чем он успеет пожать плоды своих успехов. Еще раз - любовь и здоровая психика важнее достижений и гениальности!