Что это: неуважение или недостатки воспитания?
Добрый день! Прошу помочь разобраться в конкретной ситуации и понять, как себя вести. С гражданским мужем живем вместе три года, все время на съемных квартирах. На последней квартире подружились с соседями - супружеской парой, в дальнейшем сняли вместе с ними двухкомнатную квартиру (каждой паре по комнате). Недавно мой муж сменил работу (он работает охранником) и теперь у него стал график смена в день/ смена в ночь/ два выходных. И вот тут начались проблемы..... а именно после второй (ночной смены) он весь день отсыпается, и всю ночь потом не спит, следующий выходной также - днем отсыпается, ночью не спит... Иногда играет в комп.игры, иногда выходит на кухню и начинает готовить, кушать, смотреть фильмы... И, естественно, это все очень слышно, как гремит посуда, табуретки, шкафчики, да и вообще он очень неповоротливый и все роняет, задевает... В итоге после таких ночей все не высыпаются... а ведь мне и ребятам рано утром на работу! Я ему делала замечания, просила потише, говорила, что он мешает и мне, и соседям, приводила аргументы, что нам рано вставать и т.д. Также замечания делали и соседи, с ними отношения из-за этого бесповоротно испортились. Моих убеждений и уговоров хватает на первое время, а потом все начинается заново... поначалу он извинялся, говорил, что ему жалко меня, что я невыспавшаяся иду на работу, говорил, что больше так не будет... А в последнее время он стал делать такие заявления, от которых я впадаю в ступор и просто не знаю, что делать, начинаю злиться и срываться на него... Он стал говорить, что это мы его не понимаем, что он шумит не специально и никому не мешает и старается потише (хотя незаметно), что он платит за комнату и будет делать в ней что захочет, а если нам не нравится - беруши нам в уши, и что мы его затюкали, говорит, что он как в тюрьме... и извинений, кстати, тоже от него больше нет. Просто не знаю, что делать… разговоры бесполезны, слезы уже не помогают, да и обидно ужасно, что он не считается со мной, с моим правом на отдых… и перед соседями мне стыдно, потому что я их понимаю… а он еще и начал меня обвинять, что я на их стороне… вообще бред… Я пыталась сначала его оправдать для самой себя, что он действительно не виноват, что с таким графиком ему очень сложно, но после последних его фраз и в целом отношения к этой ситуации я понимаю, что ему наплевать на окружающих, главное, чтобы ему было комфортно… только раньше я этого не замечала. В итоге у меня из-за недосыпания и разговоров на эту тему у меня очень испортилось самочувствие и естественно настроение, у него с соседями случился скандал и скорее всего они либо сами съедут (что вряд ли), либо решат вопрос с хозяйкой и выселят нас… Расставаться с ним я не хочу, потому что люблю его и он меня, у нас с ним вообще очень нежные отношения. Но эту ситуацию надо как-то исправлять… или мириться с ней… Просто переезд или смена работы не решит проблемы, а жить так дальше просто невыносимо. Подскажите, как мне реагировать на его поведение? Как донести до него, что нужно уважать окружающих и меня в первую очередь?.. или это недостатки воспитания и его бесполезно «переделывать»?
Екатерина, Москва, 30 лет
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Вашему мужу не наплевать на вас и на ваших соседей. Проблема в том, что он не знает, как решать эту ситуацию. Он не может по мановению волшебной палочки измениться и стать другим - изменить свой режим сна или научиться двигаться совершенно бесшумно. Этого практически никто не может. Он загнан в ловушку особенностями своего организма с одной стороны, и вашими упреками с другой. Именно от этого он прекратил извиняться и сожалеть и начал отвечать резко - ему некуда деваться. Он признал ваши упреки, но не может ничего изменить, а давление на него нарастает - что ему делать? От бессилия каждый может начать грубить. У вас налицо конфликт столкновения интересов. Но просто давлением, кто кого пережмет, здесь не решается. Вы же все таки близкие люди и любите друг друга! Необходимо учесть все объективные данные и интересы всех сторон, и спокойно подумать, что лучше сделать. Купите ему наушники, чтобы фильмы смотрел, не включая громкий звук. О готовке можно договориться, что она необязательна по ночам. Закрывать дверь в комнатах и, в самом деле, пользоваться берушами - все это снижает слышимость. А может и правда, разъехаться с соседями - одной вам будет гораздо проще принять недостатки своего мужа и привыкнуть к ним. Любой конфликт можно разрешить, если действовать исходя из любви, а не из претензий.