Бабушка оттесняет меня от собственного ребенка
Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста, как наладить отношения со своей матерью. У нас постоянно возникают конфликтные ситуации, связанные с воспитанием моей дочери. Она хочет, чтобы девочка жила у неё, и постоянно приводит различные доводы, что ребенку у неё будет лучше (у нас однокомнатная квартира, а у неё трёхкомнатная, мы строим коттедж и нам некогда, она больше времени уделяет ребёнку, а мы меньше и т.д) Дочке 11 лет. Бабушка живет недалеко от нас, поэтому общение у них с рождения было очень тесным. Бабушка души не чает во внучке, а она в ней. В течение всего времени я постоянно пресекаю попытки бабушки оставить ребёнка жить у себя на длительное время (на несколько дней она всю жизнь у ней остаётся, но бабушка потом не хочет её отпускать домой, да и сама дочка не против жить у бабушки). Я не чувствую себя настоящей матерью, бабушка полностью оттесняет меня от ребенка, решает, что ей купить, что поесть, куда пойти и т.д. У нас с дочкой нет эмоциональной связи, а всё "благодаря" всепоглощающей бабушкиной любви. Она искренне недоумевает на все мои претензии и считает, что делает все для всеобщего блага. У меня же другое мнение на этот счёт - она всеми силами переманивает ребенка на свою сторону, чтобы хоть как-то заполнить пустоту своей одинокой жизни. На данный момент дочка опять уже месяц живет у нее (это при том, что я не работаю и у меня достаточно времени на своего ребенка.) Бабушка бравирует тем, что ребенок за это время стал лучше учиться в школе, так как она с ней занимается (они вместе делают уроки, чаще бабушка сама за неё всё делает, проверяет у ней портфель). Меня это просто бесит, девочка уже в 5 классе, а бабушка не даёт ей шагу ступить самостоятельно. Ребёнок всё это видит и понимает, и прекрасно использует в своих целях - стоит мне начать её дома "воспитывать", как она собирается и уходит к бабушке. Поругается с бабушкой - идёт домой. Я нахожусь на грани нервного срыва. С мамой было уже много скандалов на этой почве (вплоть до запрета общаться с ребенком), но она ничего не понимает и не считает себя виноватой. Что мне делать? Бороться с мамой у меня уже нет сил, последнее здоровье подорвано этими стрессами. Смириться с этой ситуацией и забыть, что у меня есть ребенок? Я уже начинаю сомневаться в своей адекватности - может, действительно, мама права, и дочка должна жить с бабушкой? Прошу Вас помочь разобраться в этой ситуации.
Марина, Уфа, 39 лет
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Я думаю, что у вас с дочкой нет эмоциональной связи не потому, что она много времени проводит с бабушкой, а потому, что именно у вас не выстроилась эмоциональная связь. Для выстраивания эмоциональной связи между матерью и ребенком нужно не только и не столько совместное проживание и времяпрепровождение, сколько умение эту связь выстраивать - искренний интерес к проблемам ребенка, не только внешним, но и внутренним, к тому, чем она живет, что чувствует и т.д. Борьба с мамой за то, где и сколько будет жить девочка - не решение проблемы и выстраиванию эмоциональной связи не поможет. Но вы можете исправить все, не прибегая к внешним переменам. Пусть дочка живет у бабушки, но вы можете звонить и приходить почаще, общаться именно с ней, проявляя искреннюю заинтересованность и любовь, и т.п. Быть ближе, становиться роднее по настоящему. Тогда выстроится нужная связь, и даже если ребенок всю жизнь проживет у бабушки, вы ее не потеряете, но будете любимой мамой.