Форум >  Архив "Школа жён" >  Июль 2004 года >  Статейка про увольнение...

Статейка про увольнение...

Сник, вот читни... Длинновато, но вдруг что пригодится? УВЫ, НАМ ПРИДЕТСЯ РАССТАТЬСЯ В уходе сотрудника из компании, как и в разводе мужа и жены, виноваты обе стороны. В такой ситуации стоит попытаться, не вынося сор из избы, покинуть «игру» красиво. Как корректно и максимально безболезненно расстаться с любимой организацией? Развод по-джентльменски В воздухе уже сгущаются грозовые тучи? Кажется, не за горами увольнение. Для любого человека это большой стресс, который он должен преодолеть с минимальными потерями. Что может компенсировать душевные переживания? Отчасти материальная поддержка и дружеские отношения с бывшим работодателем. Кстати, компаниям тоже невыгодно ссориться с сотрудниками и раздувать конфликт. Тактичное поведение помогает сохранить хороший моральный климат в коллективе и поддерживает имидж организации. По закону работодатель может сократить штат, упразднив должность сотрудника. В этом случае он обязан предупредить сотрудника об увольнении за два месяца и выплатить выходное пособие в размере месячной зарплаты. Например, если средняя зарплата сотрудника $1000, то он получит всю сумму (подоходный налог в размере 13% удерживаться не будет). В течение двух недель с момента увольнения бывший сотрудник должен встать на учет в службе занятости по месту жительства. В случае нетрудоустройства в течение трех месяцев с момента увольнения он может претендовать на получение компенсации не только за 2-ой, но и 3-ий месяц (на основании справки из Службы занятости). Увольнение ключевой фигуры всегда проходит более болезненно, чем расставание с рядовым сотрудником. «Каждый топ-менеджер – это интеллектуальный капитал, - считает Эрик Векилов, директор по персоналу компании «Русъпромавто», - и, уходя из компании, он выносит конфиденциальную информацию, поэтому последствия его увольнения могут быть разрушительными». Бывали случаи, когда топ-менеджеры уводили за собой не только свою команду, но и основных клиентов и буквально разоряли компанию. Для того чтобы снизить риски, менеджмент предпочитает откупаться. Увольнение по соглашению сторон, которое активно используется в последнее время, означает, что сотрудник и работодатель пришли к компромиссу. Но путь этот бывает нелегким: иногда переговоры растягиваются на несколько месяцев. Торг здесь уместен! Переговоры отдаленно напоминают игру в покер, где возможны элементы блефа и авантюры. Если у вас на руках козырная карта, например, know how компании, поединок может стать увлекательным и принять самые неожиданные формы. Например, работодатель, как правило, начинает с предложения трехмесячной зарплаты, а сотрудник просит выходное пособие за шесть месяцев. В результате сходятся на четырех. Присутствие на переговорах двух-трех человек помогает избежать кривотолков. Ваш годовой доход – это тот «потолок», выше которого не прыгнешь, как ни старайся (исключения встречаются редко). Используется и такая форма, как выплата месячной или двухнедельной зарплаты за каждый год, отработанный в компании. Если вы топ-менеджер, то за вами могут оставить служебную машину, медицинскую страховку, вы даже можете числиться в компании, пользоваться факсом и спокойно искать другое место. Если увольняемый является акционером, он получает свои акции по окончанию финансового года. Если сотрудник взял кредит, то компания старается, чтобы он выплатил его до момента увольнения или помогает его реструктуризировать. То есть часть средств, которые ему положены при уходе, идут в счет погашения кредита. Одновременно компания помогает ему взять кредит в другой организации и даже может в течение нескольких месяцев покрывать разницу в процентах. В ряде случаев руководство, понимая, что человек не сможет быстро найти работу, замораживает кредит на 4 месяца, т.е. не требует ежемесячного погашения. Торгуясь с руководством, важно не перегнуть палку и сохранять чувство меры. Не просите сумму, которую компания не может заплатить. К шантажистам и вымогателям руководство относится без снисхождения. «В одно из подразделений нашей компании пришел сотрудник, проработав два месяца, он так и не влился в коллектив, - рассказывает Альфия Кузяшова, директор по персоналу Prado Group. – Когда мы объявили ему об увольнении, он начал угрожать и потребовал компенсацию, которая превышала все нормы. Нам пришлось обратиться в службу безопасности и юридическую службу, которые объяснили увольняемому, что его приемы некорректны. В результате мы пришли к компромиссу, менеджер получил компенсацию, предусмотренную законом и рекомендацию для будущего работодателя. Такой исход устроил всех». _Что учитывается при установлении суммы компенсации?_ 1. Стаж работы в компании; 2. Занимаемая позиция; 3. Реальные заслуги перед организацией; 4. Степень потенциального риска от ухода человека; 5. Соображения морального, профессионального характера; 6. Ситуация на рынке и востребованность специалиста. Осторожно: парашютист! Чем крупнее компания, тем больше компенсация. Огромные корпорации гарантируют топ-менеджерам в случае увольнения значительные выплаты, так называемые «золотые парашюты» (golden parachute). На западе такие компенсации достигают нескольких миллионов долларов, но не превышают одного процента от текущей рыночной стоимости компании. Российский «парашют» скорее бронзовый, но тоже очень заманчивый. На рынке даже сложилась группа людей, которые в связи с этим обстоятельством часто меняют работу. «Мне нередко попадаются люди из серии «job seeker», - признается Галина Мельникова, генеральный директор компании HR Partners, – Один из них претендовал на должность директора подразделения западной компании. В ходе интервью он интересовался больше материальной стороной и просил внести в контракт два пункта - о гарантированном бонусе и компенсационном пакете на выходе. Взяли его на работу…К сожалению, через некоторое время с ним пришлось расстаться, но за деньги». Уходя, вы должны быть уверены, что вас не обманули, но в то же время не стоит превращать компанию в «дойную корову». Так, один ведущий сотрудник российской компании сказал, что уйдет по соглашению сторон, и потребовал большую компенсацию. Он играл роль обиженного и оскорбленного, и вдруг просочилась информация о том, что он нашел другое место. В итоге компания не заплатила ему ничего. Если сотрудник что-то выгадывает, работает на два фронта, то вместо компенсации он рискует получить отрицательную характеристику. Дают – бери, бьют - беги В переговорном процессе важна интуиция. Талантливый игрок заранее предчувствует ход соперника и опережает его. Нужно точно рассчитать, на что вы можете претендовать. «У нас был случай, когда при увольнении мы в качестве компенсации предложили сотруднику три оклада, он был на седьмом небе от счастья, - рассказывает Елена Максаковская, HR-менеджер компании Sun Interbrew. – Однако, если человек изрядно провинился, то компания, указав на его недочеты, может сэкономить и расстаться с ним на одном окладе. Чтобы не заниматься травлей и объявлением выговоров, сотруднику предлагают удобный вариант ухода». Упрямство в ситуации, если вы неугодны руководству, ни к чему хорошему не приведет. Компания все равно найдет способ от вас избавиться, да еще и нервы помотает. Вот пример того, как в погоне за «журавлем», была упущена «синица». Организация не хотела продолжать сотрудничество с топ-менеджером, который был нанят по срочному договору. Когда он закончился, дама заявила, что она в положении и имеет право на продление контракта. При этом справку о факте беременности она принесена не из поликлиники, к которой была прикреплена, а из другого медучреждения. У руководства возникли сомнения в ее достоверности, но другую справку от нее не потребовали. Компания предложила ей компенсацию в размере полугодового оклада, но женщина наотрез отказалась уходить. Ничего не оставалось, как продлить договор. Однако руководству удалось грамотно составить заключительные дополнения к документу. Через месяц у сотрудницы случился выкидыш, и право на продление договора было утрачено. Компания рассталась с ней, заплатив одну зарплату. В Италии созданы агентства, специализирующиеся на помощи в увольнении топ-менеджеров. За эту работу компании платят им примерно 15% годового оклада специалиста. На эти средства создается реабилитационная программа для уволенных руководителей: им дают кабинет, шкаф для бумаг и даже секретаря. Реабилитация обычно проходит в течение 3-4 месяцев. Во Франции таких фирм около 70, в США – более 400. Нет человека – есть проблема Говорят, что счастье – не в деньгах, а в их количестве. И все же моральная компенсация бывает важнее материальной, поскольку за деньги душевный комфорт не купишь. Увольнение – это сложный дипломатический процесс, который требует щепетильности. «Один из наших бывших сотрудников при встрече на нейтральной территории высказал свою обиду, несмотря на высокую компенсацию в десять окладов, - рассказывает Елена Максаковская. - Видимо, надо было уделить ему больше внимания, вручить почетную грамоту, похвалить его за заслуги перед организацией. Когда этот сотрудник покидал компанию, он адресовал всем коллегам e-mail, в котором намекал, что уходит не совсем по своей воле. Если бы мы уделили этой проблеме больше внимания, то этого бы не случилось». Чем тактичнее себя ведут обе стороны, тем скорее они придут к компромиссу. Руководство должно дать человеку высказаться. Сотруднику, поняв, что назад хода нет, не стоит биться головой о стену и доказывать, что он «не верблюд», а занять конструктивную позицию. _Если вы собирались требовать компенсацию_ 1. Сохраняйте разум и чувство и меры, будьте готовы к компромиссу; 2. Ведите себя честно и открыто; 3. Постарайтесь получить квалифицированную консультацию; 4. Умейте обосновать запрашиваемую сумму; 5. Помните, что компенсация – не инструмент для зарабатывания денег; 6. Постарайтесь объективно оценить ситуацию и быть позитивно настроенным; 7. Соблюдайте конфиденциальность и осторожность. При увольнении очень важно услышать друг друга и постараться принять позицию и аргументы противоположной стороны. Тогда можно считать переговорный процесс выигранным. Ольга ШУГАН Комментарий специалиста Ольга Кукса, партнер юридической фирмы «Бюро трудового права»(PLB): Топ-менеджеры все чаще обращаются к юристам при заключении трудовых договоров, и это понятно – они знают, что любые обещания нового работодателя приобретают юридическую значимость, если они надлежаще оформлены. Условиям прекращения найма всегда отводится одно из основных мест. Работодатель и сотрудник вправе обсуждать любые условия прекращения трудового договора, не ухудшающие положения сотрудника по сравнению с законодательством, в том числе, материальные. Денежная компенсация, временное сохранение льгот, например, медицинской страховки, частичное «прощение» долга перед компанией не только облегчают достижение соглашения с топ-менеджером, но и усиливают позицию работодателя в суде в случае возможного спора. Однако договоренности сторон должны быть юридически правильно оформлены.
Зойка © (21.07.2004 11:07)

Оцените автора материала.

1 Звезда 2 Звезды 3 Звезды 4 Звезды 5 Звезд 0.00 из 5.
Прямая ссылка


Пасиб, проситала - интересно. вынесло одно - если компания хочет от тебя избавиться *ну, по крпйней мере кто-то из начальства* то она это сделает. потомуи нефг нервы портить!
Snikersy © (21.07.2004 11:07)
Прямая ссылка

пральна :)
Umni © (21.07.2004 11:07)
Прямая ссылка

Ты, главное, не расстраивайся сильно… И нервы себе не порти... И, действительно, уйди красиво, без гадостей… Не знаю, как ты, а меня б потом совесть замучила :) Зато отдохнешь сейчас, а потом, с новыми силами – и на новую работу :)
Зойка © (21.07.2004 11:07)
Прямая ссылка

 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору