Кризис жанра

"«Как ты ко мне добра…» - роман о жизни Елизаветы (Веты) Логачёвой, девочки из московской интеллигентной семьи. Повествование охватывает временной промежуток с конца 40-х до конца 70-х годов, с Ветиных 15 и до 45 лет. Вета - благополучная, очень красивая, балованная девочка, которая считает, что все живут столь же хорошо, как она. У неё прекрасная семья: папа-врач, мама-домохозяйка и энергичная младшая сестрёнка Ирка. Детство у сестёр чудесное - с ёлкой и подарками на Новый Год, с летними поездками в Тарусу и Прибалтику, с интересными книжками в подарок от любящего отца. И вот из этого золотого детства Вета выходит во взрослую жизнь. Жизнь, которая не то что б как-то особенно к ней жестока - нет, хотя есть потери, страшные и невосполнимые, и трудности, и страдания - всё как у всех. Но Вете по-прежнему много даётся очень много. Характер и жизненная позиция героини таковы, что даже если всё существо её томится и хочет перемен, она не действует, она ждёт, когда "судьба уронит перед ней подарок". Из-за безоблачного ли детства или в силу характера Вета постоянно обращена в себя, почти не замечает окружающих людей, даже повзрослев судит о них очень поверхностно и как правило ошибочно. Бесконечное самоедство, бездействие, неумение оценить, разглядеть самое важное и вовремя под конец книги здорово утомили. Главная героиня даже не раздражала, она вызывала вялое недоумение под стать тягучим её мыслям и отсутствию темперамента. Кроме Веты Логачёвой в романе ещё несколько героев за чьими судьбами мы следим. Странное дело, но никто из заметных персонажей мне не был особенно симпатичен, а вот крошечные, эпизодически появляющиеся на страницах, герои очень хороши, интересны и не типичны. Моя любимица - тётя Клава, которая восставая из пепла аки птица Феникс, дважды дослуживалась от простой работницы ткацкой фабрики до начальства, занималась музыкой в молодости, понимала в живописи, могла решить школьную задачку, чинила утюги и делала генеральную уборку - в общем, огонь была женщина. Клава не признавала ни обедов, ни завтраков, суп отменялся сразу же, за ним исчезали котлеты, пюре и каши, и они переходили, как выражалась Клава, на "простую и здоровую пищу" - на чай и конфеты, на свежие булочки с маслом и чайной колбасой, на покупные пирожные и Клавино домашнее варенье. Есть в романе совершенно чудесные сцены такие, как Новогоднее утро в семье Логачёвых, с описания которого начинается повествование. Или как Вета ест пирожные стоя под весенней капелью в Столешниковом, а потом идёт гулять. Так эти куски прозрачно, хорошо, светло и узнаваемо написаны, что прямо петь хочется. "

Lia © (03.04.2019 Ср 20:42)