Может кому интересно будет. http://zen.yandex.ru/media/vashrest... Работая в реставрационной мастерской у меня есть возможность изучать историю не только по написанному тексту, но и различным бытовым записям. Сегодня статья посвящена именно такому примеру: Дневник ученика 3 класса "Высшего начального училища" 1915-1916 гг. Казалось бы такая простая вещь, а сколько интересного она в себе хранит, но обо всем по порядку, начинаем листать дневник. Первое, что мы видим, это то, что дневник принадлежал А. Бурмистрову, ученику 3 класса, высшего начального училища. Давайте посмотрим, что это за учебное заведение. Высшее начальное заведение - Если переводить на наш язык, это среднее звено между младшей школой и старшими классами. Примерно можно предположить, что это обучение с 4 по 9 класс современной школы. В это заведение могли поступить те дети, которые окончили начальную школу и находились в возрасте 10-13 лет. Мы можем предположить, что нашему ученику на момент ведение дневника где-то 13-15 лет. Листаем дальше. На следующей странице мы видим расписание уроков. В третьем классе (по нашему это примерно 7-8 класс) преподавали следующие предметы: Русский язык, Арифметика, Геометрия - 3 раза в неделю. История, Закон Божий, Физика, География, Рисование, Черчение - 2 раз в неделю. Славянский язык, Диктант, Естествоведение, Гимнастика, Пение - 1 раз в неделю. Учились ребята 6 дней в неделю, по 4-5 уроков в день. График не сильно перегружен и на мой взгляд достаточно комфортный. А вот набор уроков интересный. Больше всего внимание уделялось русскому языку и математике. Религиозное образование представлено двумя предметами: "Закон Божий" и "Славянский язык" (что не так и много). По набору предметов можно сделать вывод, что упор был сделан на науку. На каждой неделе есть подпись классного руководителя. И даже я нашел одно замечание нерадивому ученику. В котором говорится: "Необходимо аккуратнее записывать заданные уроки и помечать месяцы и числа. Заполнить расписание уроков." Да, ученик Бурмистров в первые недели учебы даты не проставлял, а задание записывал небрежно. Листая дневник мы можем увидеть, что Рождество Христово в те времена отмечали 24 и 25 декабря, а не как сейчас 7 января. Совместно с Православными праздниками не забывали и про славянские, вот к примеру выходные дни на Святки: Вообще надо отметить, что праздничных дней в то время у школьников было куда больше чем сейчас. Листая дневник я постоянно сталкивался с отметками о том или ином выходном дне. По ходу обучения некоторые предметы поменялись. Появился предмет - "Теория словесности". Интересно записано домашнее задание (или это просто констатация по предмету изучения?))"И скучно и грустно".
Кагги-Карр
© (16.02.2020 Вс 12:25)
|