Форум >  Архив "О политике" >  Август 2009 года >  Золотое подземелье

Золотое подземелье

"На самом деле все разговоры о бедственном положении московского метро — не более чем миф. Вопреки широко распространенному заблуждению «Московский метрополитен» не только не дотируется из бюджета, но и стабильно приносит очень хорошую прибыль. Например, в 2007 году чистая прибыль ГУПа по РСБУ превысила 2,2 млрд рублей. В прошлом году «Московский метрополитен» зафиксировал снижение чистой прибыли до 1,5 млрд рублей. Из-за чего это произошло, доподлинно неизвестно. В российском законодательстве нет нормы, прямо обязывающей ГУПы раскрывать сведения о прибылях и убытках, а также причины их возникновения. И руководство «Московского метрополитена» этим активно пользуется, скрывая свою отчетность от налогоплательщиков и общественности. Так, на официальный запрос «Эксперта» Дмитрий Гаев ответил, что «оснований для предоставления этих сведений не имеется», тем самым грубо нарушив Закон о СМИ. И все-таки отметим любопытный факт: снижение чистой прибыли ГУПа за последний год почти на 60% произошло на фоне общего роста выручки и повышения цен на проезд. Так, выручка «Московского метрополитена» увеличилась почти до 32 млрд рублей. А тарифы на проезд выросли более чем на 10%, с 17 до 19 рублей за одну поезду. Пассажиропоток столичной подземки за это время тоже увеличился: с 2,52 до 2,57 млрд человек. Так почему же сократилась чистая прибыль? Если верить обрывочным сведениям, приведенным в годовом отчете ГУПа, все дело в изменившейся структуре расходов метрополитена, а точнее, в той ее части, которая касается затрат на закупку материалов. За последний год доля этих расходов увеличилась с 11 до 15%. Но назвать их обоснованными при всем желании невозможно. Например, если раньше «Московский метрополитен» покупал у концерна «Ситроникс» бесконтактные транспортные карты на 2,5 млрд рублей в год, то теперь тратит на эти цели уже более 3 млрд рублей. Хотя объем поставок сохранился на прежнем уровне — 20–25 млн карт в месяц. Конечно, можно предположить, что в изменении ценовой политики свою роль сыграли семейные связи. Всем известно, что Дмитрий Гаев входит в совет директоров «Ситроникса», а его сын Владимир руководит «дочкой» концерна — «Ситроникс смарт технологии» (ССТ), которая, собственно, и выпускает проездные билеты для метро. Но сам Дмитрий Гаев официально нас заверил, что «“Московский метрополитен” не имеет хозяйственных договоров с фирмой ССТ». Это означает, что в цепочку поставок проездных билетов от производителя к потребителю, видимо, вклинился посредник, который, судя по всему, и взвинтил цены. Впрочем, лишние полмиллиарда рублей с гаком, потраченные на транспортные карты, — это далеко не самая бесполезная статья расходов столичной подземки. У «Московского метрополитена» есть и куда более экзотические проекты вроде сооружения тоннеля под Босфором, установки плазменных панелей, передающих сводку погоды, или запуска серии тематических поездов (таких, как «Читающая Москва», «Курская дуга» и «Акварель» с картинами известного художника Сергея Андрияки и его учеников). Все это наводит на мысль, что руководство ГУПа не только не желает снижать издержки, но сознательно наращивает расходы. Например, рельсы «Московский метрополитен» продолжает закупать по докризисным ценам. Вот как это комментирует Дмитрий Гаев: «В прошлом году цены на медь росли. И когда мы задавали вопрос о причинах этого роста, нам кивали на котировки металла на Лондонской бирже. Но теперь цены на медь упали, а для нас стоимость все равно растет. Я этого не понимаю». Впрочем, самый главный и затратный проект «Московского метрополитена» — это, конечно же, строительство новых линий и станций. На эти цели уходит не только вся чистая прибыль ГУПа, но и десятки миллиардов рублей, ежегодно выделяемых из городского бюджета. В соответствии с новой программой ускоренного строительства метрополитена до 2015 года в Москве должно быть проложено почти 70 километров путей и открыто 30 новых станций метро. Городской казне это обойдется в 379 млрд рублей — астрономическая сумма даже по московским меркам. Но обвинения в расточительстве в «Московском метрополитене» с порога отвергают. По словам Дмитрия Гаева, в российской столице стоимость прокладки метро почти вдвое ниже, чем в Европе. «Если у нас средняя стоимость строительства одного километра пути со всем необходимым оборудованием составляет 2,2 миллиарда рублей (50 млн евро. — “Эксперт”), то в Европе — 80–120 миллионов евро», — заявил он. Для сравнения: метрическая тонна товарного золота высшей пробы стоит чуть меньше 25 млн евро. Таким образом, наше метро получается золотым в прямом смысле этого слова. Но Дмитрий Гаев уверен, что игра стоит свеч. По его словам, несмотря на кризис, все новые станции метрополитена станут настоящими произведениями искусства. Только в нынешнем году будет открыто три — «Мякинино», «Волоколамская» и «Митино»; еще как минимум пять начнут работать в следующем году. А в 2020−м предполагается завершить возведение нового контура метро и второй кольцевой линии. К этому времени столичная подземка не только дотянется до самых отдаленных районов столицы, таких как «Жулебино», «Зябликово» и «Новопеределкино», но и, перешагнув границы города, придет в Московскую область. В конечном счете это приведет к коллапсу транспортной системы города. И руководство метрополитена это прекрасно понимает. «Если мы будем продлевать существующие линии, то они со временем просто остановятся, так как на третьей-четвертой станции от конца пассажиры уже не смогут сесть в поезд», — говорит Дмитрий Гаев. Но прекратить строительство и направить высвободившиеся средства, например, на модернизацию подвижного состава никто не решается. По словам Гаева, «все намеченное в плане будет построено, задания не снимаются». То есть паралич транспортной системы Москвы неизбежен." http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/31/posadki_net_i_ne_budet/
Эконом © (19.08.2009 20:08)

Оцените автора материала.

1 Звезда 2 Звезды 3 Звезды 4 Звезды 5 Звезд 0.00 из 5.
Прямая ссылка


Если не понимает механизма ценообразования меди, то видимо нужно проводить внутренние расследования в департаментах, наверняка сотрудники сидят на откатах и счета рисуются липовые. Или они устраивали тендер, и всё равно цены на медь докризисные? И даже для ведомства Гаева? А до коллапса... видимо далеко, хотя если масса понаехавших увеличится в 1.5 раза, то видимо тяжко придётся в подземке. Но это как раз, лет через 10. Если сейчас метрополитен перевозит 9 млн. человек в сутки, то с 13.5 млн. будет уже видимо оочень тяжко, про более многочисленную массу страждущих можно и не заикаться.
rudi © (19.08.2009 22:08)
Прямая ссылка

я посчитал, на гостендерах перезаклад от 30 до 100 % от настоящей цены
Десс © (19.08.2009 22:08)
Прямая ссылка

Перезаклад - это департамент закупок увеличивает?
rudi © (19.08.2009 22:08)
Прямая ссылка

да ведь им откаты же надо с чего-то давать:) раньше 5% считалось у них неплохо, а 10 уже были борзота, сейчас минимум 30%
Десс © (19.08.2009 22:08)
Прямая ссылка

Ну ... чего тут сказать, пущай ищет откуда ноги ростут, если уж задался вопросом - "почём фунт меди" :) Видимо сотрудники вздрогнули, прочитав эту статью :)
rudi © (19.08.2009 22:08)
Прямая ссылка

 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору