Форум >  Архив "Библиотека" >  Февраль 2010 года >  литературно-кинематографическая тем

литературно-кинематографическая тем

прочитала чудесную статью в англ газете про 2010 год - международный год Льва Толстого и Голливуд выпускает сразу два, по обещаниям очень качественных, фильма - Последний полустанок (или как его переведут) и Крейцерова Соната Последний полустанок про посл год жизни Толстого и Софьи Андреевны. СА играет Хелен Миррен, известная английская актриса (играла Королеву Елизавету Вторую в фильме Королева). Кстати, сама она, Хелен, родилась Еленой Васильевной Мироновой, предстваляете? это, собственно, преамбула темы. А амбула - какое у вас любимое произведение у Толстого, и какое произвело наиболее сильное (не обязательно хорошее) впечатление?
Трусливый Лев © (06.02.2010 00:02)

Оцените автора материала.

1 Звезда 2 Звезды 3 Звезды 4 Звезды 5 Звезд 0.00 из 5.
Прямая ссылка


нежно люблю ВиМ, но не знаю точно, благодаря ли исключительно Толстому, или это все-таки заслуга Прокофьева?))) но с толстовской версией познакомилась куда раньше прокофьевской, и в 12 лет она пошла на ура, я зачитывалась.
Королек-птичка певча © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

да просто там ВСЁ - и любовь и драма и т.п.
zwetik © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

все то все, но красоту музыки Прокофьева обойти вниманием нельзя. очень часто даже не самых высоких достоинств текст воспринимается практически как шедевр благодаря исключительному музыкальному воплощению.
Королек-птичка певча © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

а выросла я на “Детстве-Отрочестве-Юности”. Надо бы перечитать, очень уж в те годы нравилось:)
Королек-птичка певча © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

о, только об этом подумала))единственно что читала у Толстого
Интер © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

Как ни странно, моему сыну в 10 лет тоже очень понравилось. Говорит, ему интересно время сравнивать и детские мироощущения со своими. А я в школе так и не справилась(((:
delfokoshak © (06.02.2010 23:02)
Прямая ссылка

аналогично. моё любимейшее у него произведение.
manenko © (06.02.2010 11:02)
Прямая ссылка

про Елену Миронову я давно в курсе) У Толстого банально лучше Войны и Мира на мой вкус нет. Каренину не лю вообще( Воскресение произвело тяжелое, то неизгладимое впечатление.
zwetik © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

ага, и мне как-то слишком рано попало “Воскресение” в руки, не по возрасту, удивляюсь, что родители это “пропустили”.
Королек-птичка певча © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

мне не очень рано, около 16 лет, но переваривала долго и тягостно
zwetik © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

я лет в 9-10, непонятно, зачем.
Королек-птичка певча © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

ой, это слишком рано. именно непонятно зачем(
zwetik © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

вот и мне именно Воскресение произвело тяжелейшее впечатление... наверно, рановато было мне ее тогда читать
Трусливый Лев © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

сколько тебе было?
zwetik © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

лет 10, мне кажется, точно препубертат
Трусливый Лев © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

рано такое в этом возрасте, да и в 16 то рано
zwetik © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

Как-то оба эти произведения кажутся мен не очень удачными для кино-реализации. Или это мне просто казехся?
sak © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

какие оба-то??? одно только, а первое типа "про любовь" - так и написано, что 99% аудитории , поэтому фильм о "сложных отношениях" вообще крови они друг другу попили... судя по тому,ч то я читала а ты знала,ч то Толстого снимали на пленку??? и якобы он считал, что за кино большое будущее даже дали адрес ссылки, могу сходить глянуть в газете (ссылки на съемку)
Трусливый Лев © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

как он там по усадьбе бродит такой в паневе и с бородой) мне всегда нравились эти кадры, потому что именно так мне представляется Толстой при первом упоминании его
zwetik © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

паневе - это что? рубаха-косоворотка?
Трусливый Лев © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

ага
zwetik © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

гию))))))))))))) короче - толсотвка)))
coxo © (06.02.2010 02:02)
Прямая ссылка

я плохо написала, обе идеи, ане произведеняй )) ИМХО сам толтой к ак личность, особенно последние годы, когда он зехну выгонял в маразме совсем не персонаж ИМХО (( А крейцерову сонату я и не знаю, как показать ИНТЕРЕСНО. Давай конечно! Про пленку не знала!
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

он не выгонял. там Софья Андреевна давала всей семье жару, она к этому времени была или психически больная уже или на грани того. но разумеется, где-то они друг друга достойны. но это был общий маразм, супружеский, а не его одного.
manenko © (06.02.2010 10:02)
Прямая ссылка

ага, я плохо написала, я имела ввиду, что они там сбегали друг от друга и все такое. Мне вот почему-то казехся, что общий супружеский маразм - это совсем не то, что о толсом надо показывать миру (((((((((
sak © (06.02.2010 14:02)
Прямая ссылка

а фиг его знает, тема ведь животрепещущая - подобный распад и отношений и личностный, происходящий в силу возраста. а тем более на таком ярком и ужасном примере... но зависит в конечном счёте от воплощения идеи, как всегда :)
manenk © (06.02.2010 16:02)
Прямая ссылка

ну воосбче навернео да, с той точки зрения, как т ыйзложила, я соглашусь. Пожалуй, стоит все зех посмотреть )))
sak © (06.02.2010 17:02)
Прямая ссылка

Крейцерова соната вообще хороший оч. сюжет чисто музыкальный, но 100% для 20 века с его экспериментами в области построения муз. формы. Надо бы вообще проверить, не написали ли чего на эту тему)
Королек-птичка певча © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

каренину уже 19 раз экранизировали))))) столько паровозов не хватит))))
Трусливый Лев © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

паровозы ладно, а головы?!
Королек-птичка певча © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

гы )) И ВСЕ - узахнсо ИМХО (((
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

ты все 19 видела???????
Трусливый Лев © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

Ну я образно ))) был бы приличный - был бы известен ))
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

Анна Каренина))
Кэрри_40 © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

аа,и в статье интересно, как гениальнейшее произведение, упомянут "ХАджи Мурат", опубликованный уже посмертно
Трусливый Лев © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

не нравится Толстой, да и не читала толком ничего, война и мир в 14 лет отбил всякое желание
Интер © (06.02.2010 00:02)
Прямая ссылка

ПОдумала про впечатление - самое сильно произвел в детстве рассказ про мальчика и волка, я до сих пор его помню почти дословно )) И ОЧЕНь часто про себя о нем думаю и напоминаю себе в опредленных жизненных ситауциях.
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

а письмо на деревню к дедушке же тоже его? *впадает в маразм
Трусливый Лев © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

это Чехов
Королек-птичка певча © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

ничего, нас всех вылечат )))) Еот чехов, но это непринципиально, тоже сильное произведение!
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

вот позорище)))) это параллельное чтение блогов мешает )) *переводит стрелки
Трусливый Лев © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

чехов, про ейной мордочй мне в харю тыкать (с) до сих пор наизусть
zwetik © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

Недавно было ДР Антона Павловича, мы с ним земляки!)
Интер © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

да, я смотрела несколько программ про него и его семью
zwetik © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

надо же, я его тоже помню (правда я сюжет узнала, кажется, из какого-то другого источника), но ТАКОГО уж впечатления не помню))
Королек-птичка певча © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

А я очень хорошо помню, как я его с бабушкой читала, мне лет навернео пят# было, и как мы с бабушкой об этом разговаривали и обсуждали )) ИМХО его азбука для детей воосбче хороша: жестока, прямолинейна, слиском нравоучительна и назидательна, но все равно хороша!
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

Змеиный хвост заспорил с змеиной головой о том, кому ходить впереди? Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю; если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился. :))
Королек-птичка певча © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

гы )))))))))))))))))) Я ведь какая правда жизни ))))))))))))))))))))))))))))))))) Но я совсме не помню этого рассказа )))
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

слушай, я открыла, и просто обомлела, надо срочно перечитать))
Королек-птичка певча © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

гы )) так благодаря кате мы вспомным лучшее из толстого ))
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

тозех пошла скачиват#!
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

А вот почему-то это у меня вообще ассоциировалось с ...В.И.Ульяновым, а не с Толстым)) Почему?? Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Королек-птичка певча © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

блин, какой грустный рассказ ((( И опять, же, какая правда жизни (((
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

надо же, я все время вспоминаю твою характеристику с какого-то из мест работы, где тебе “инкриминировали” способность задавать ОСОБЫЕ вопросы))) все-то ты видишь с какой-то удивительной стороны))
Королек-птичка певча © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

гы )))) Не, ну подумай, как жалко то: мальчику хотлось порадоват# себя, почему ему не давали слову - неясно, по каким-то глупым правилам мамы. Мальчик её съел, получил удовол#ствие, ничего плохого не случилось - и все равно это вылезло наружу, потому что мальчик глупый и доверчивый (((( И над ним смеялись - а все почему? потому что требовали быть ПОСЛУШНЫМ - но не потому что это полезно или ЕМУ надо, а потому что это надо маме с папой. Ну разве не грусно? Картина социума прямо (((
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

ну как неясно - слив купили недостаточно, чтоб каждый съел, сколько хочет)))) *получала в детстве 1 яблоко в день, регулярно сжирала больше и перекладывала их в холодильнике, чтоб казалось, что их больше))))
Трусливый Лев © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

Но это ж мамины проблемы, а не мальчика. тем более, если у мамы не хватило ума спрятать, то мальчик то чем виноват и почему он должен их не есть, если ему хцохется? :-))
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

воспитание самоконтроля))))
Трусливый Лев © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

так оно ж необоснованное, в том и проблема - учат не ДУМАТь и конторлировать, так как это надо по об#ективным причинам. А учат делать КАК СКАЗАЛИ авторитеты ))))
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

но ведь это проще))))
Трусливый Лев © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

вот поэтому я аи говорю, какой грустный рассказ (( все о жизни (((
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

а мне вообще непонятно когда в детских фильмах, типа зазеркалъя, детям есть варенье запрещали, просто мне никогда не запрещали ничего))
Интер © (06.02.2010 02:02)
Прямая ссылка

бедный хвостик
Интер © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

а мораль какова?
Интер © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

а почитай?))
Королек-птичка певча © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

а как называется точно?)
Интер © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

набери в Википедии Лгун (Эзоп/Лев Толстой)
Королек-птичка певча © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

прослушала уже))я аудио нашла)
Интер © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

вспомнила, а мы с бабулей Филиппка читали
Интер © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

дая, и я с бабушкой его читала ))
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

я с прабабушкой, точнее читали по очереди)
zwetik © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

ООО, вот это да!! А колько ей лет было?
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

моей прабабушке было около 65, а бабульке моей 43 когда я родилась))
Интер © (06.02.2010 02:02)
Прямая ссылка

ОГО :-))))))
sak © (06.02.2010 02:02)
Прямая ссылка

а мамулъке 18))а папе 19))
Интер © (06.02.2010 02:02)
Прямая ссылка

да уж)))
coxo © (06.02.2010 02:02)
Прямая ссылка

82 примерно) эх, самые лучшие воспоминания о ней)
zwetik © (06.02.2010 22:02)
Прямая ссылка

Я в детстве читала чешскую книгу Бабушка (не помню, чья вообще по авторству) - про бабушку детей начал авека в чехии. Это была одна из лучших книг, какие я читала - и там тоже про вот такую пожилую очень бабсухку )))
sak © (06.02.2010 23:02)
Прямая ссылка

А Филлипок??
coxo © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

Вот его я хужех помню почему-то ))
sak © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

и про Косточку))) сливовую помну. сегодня один австриетс пытлася со мной обсудить рассказы “3 смертьи и - даже не знаю, как перевести.. И я к стыду не помню этих рассказов ((( ужос (( не сообрзила сразу стрелкина Филлипка перевеси.. Мол давайте обсудим другой расскас)))))
coxo © (06.02.2010 02:02)
Прямая ссылка

гы ))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) растерялась видимо ))) Но какой продвинутый коллега! Не расстраяйся, я так повергла (ещё до выхода фильма) в стыд десять коллег за обедом, задав вопрос про Буденнброков ))))))))))))))))) Они офигели, засмущались, а узнав, что я читал аего ДОБРОВОЛьНО, а не в школе, поспешно ретировали из-за стола ))))))))))))
sak © (06.02.2010 02:02)
Прямая ссылка

да)) растерялась.. и вообще недавно поняла, что столько классики я не читала.. что ужос..
coxo © (06.02.2010 02:02)
Прямая ссылка

и я помню про косточку и ржу всегда:) “мама сочла сливы” и до сих пор понять не могу, почему ребёнку нельзя было лишнюю сливу съесть
Strawberry © (06.02.2010 17:02)
Прямая ссылка

уже прочитала внизу про сливы:)
Strawberry © (06.02.2010 17:02)
Прямая ссылка

гы ))))))))))))))))))))))))))))))))))))
sak © (06.02.2010 17:02)
Прямая ссылка

другоей времена.. строго было..))
coxo © (06.02.2010 22:02)
Прямая ссылка

А меня потряс в детстве раасказ Лев и собачка. Все эти детсие рассказы с детства в душу запали. И Филиппок, и Косточка.
delfokoshak © (06.02.2010 22:02)
Прямая ссылка

вот я их как раз и ненавижу. Для меня это оч плохо пересказанные сказки и басни, те. сюжет взят откуда-то и скучно описан....
Джейн Тлл © (07.02.2010 12:02)
Прямая ссылка

Очень много зависит от того, в каком возрасте прочли. В детстве читала с упоением, и тогда не знала других басен и сказок со сходными сюжетами.
delfokoshak © (07.02.2010 12:02)
Прямая ссылка

1 у нас перевели, как русское лето.. вышел уже..
coxo © (06.02.2010 01:02)
Прямая ссылка

любимое- Анна Каренина ))))) самое сильное- но не хорощее - Холстомер
Яга © (06.02.2010 11:02)
Прямая ссылка

Анна Каренина
belaqua © (06.02.2010 12:02)
Прямая ссылка

Война и мир - самое-самое любимое, читать могу с любого места. Толстой вообще мой самый любимый писатель. А из произведшего сильное впечатление, но нелюбимого - Крейцерова соната. Слишком ИМХО "достоевщиной" отдает.
Stella di Mare © (06.02.2010 15:02)
Прямая ссылка

Все, что проходилось в рамках школьной программы, не нравилось. Помню, как вымучивала "Войну и мир". В институте прочитала "Анну Каренину", впечатлилась невероятно. Не могу сказать, что люблю это произведение, но после него я уверовала в гений Толстого.
Буревестница © (06.02.2010 16:02)
Прямая ссылка

кстати! Л.Н. Толстой ПОСЛЕСЛОВИЕ К “КРЕЙЦЕРОВОЙ СОНАТЕ” Я получил и получаю много писем от незнакомых мне лиц, просящих меня объяснить в простых и ясных словах то, что я думаю о предмете написанного мною рассказа под заглавием “Крейцерова соната”. Попытаюсь это сделать, то есть в коротких словах выразить, насколько это возможно, сущность того, что я хотел сказать в этом рассказе, и тех выводов, которые, по моему мнению, можно сделать из него. Хотел я сказать, во-первых, то, что в нашем общество сложилось твердое, общее всем сословиям и поддерживаемое ложной наукой убеждение в том, что половое общение есть дело необходимое для здоровья и что так как женитьба есть дело не всегда возможное, то и половое общение вне брака, не обязывающее мужчину ни к чему, кроме денежной платы, есть дело совершенно естественное и потому долженствующее быть поощряемым. Убеждение это до такой степени стало общим и твердым, что родители, по совету врачей, устраивают разврат для своих детей; правительства, единственный смысл которых состоит в заботе о нравственном благосостоянии своих граждан, учреждают разврат, то есть регулируют целое сословие женщин, долженствующих погибать телесно и душевно для удовлетворения мнимых потребностей мужчин, а холостые люди с совершенно спокойной совестью предаются разврату. И вот я хотел сказать, что это нехорошо, потому что не может быть того, чтобы для здоровья одних людей можно бы было губить тела и души других людей, так же как не может быть того, чтобы для здоровья одних людей нужно было пить кровь других. Вывод же, который, мне кажется, естественно сделать из этого, тот, что поддаваться этому заблуждению и обману не нужно. А для того, чтобы не поддаваться, надо, во-первых, не верить безнравственным учениям, какими бы они ни поддерживались мнимыми науками, а во-вторых, понимать, что вступление в такое половое общение, при котором люди или освобождают себя от возможных последствий его — детей, или сваливают всю тяжесть этих последствий на женщину, или предупреждают возможность рождения детей,— что такое половое общение есть преступление самого простого требования нравственности, есть подлость, и что потому холостым людям, не хотящим жить подло, надо не делать этого. Для того же, чтобы они могли воздержаться, они должны, кроме того что вести естественный образ жизни: не пить, не объедаться, не есть мяса и не избегать труда (не гимнастики, а утомляющего, не игрушечного труда), не допускать в мыслях своих возможности общения с чужими женщинами, так же как всякий человек не допускает такой возможности между собой и матерью, сестрами, родными, женами друзей. Доказательство же того, что воздержание возможно и менее опасно и вредно для здоровья, чем невоздержание, всякий мужчина найдет вокруг себя сотни. Это первое. Второе то, что в нашем обществе, вследствие взгляда на любовное общение не только как на необходимое условие здоровья и на удовольствие, но и как на поэтическое, возвышенное благо жизни, супружеская неверность сделалась во всех слоях общества (в крестьянском особенно, благодаря солдатству) самым обычным явлением. И я полагаю, что это нехорошо. Вывод же, который вытекает из этого, тот, что этого не надо делать. Для того же, чтобы не делать этого, надо, чтобы изменился взгляд на плотскую любовь, чтобы мужчины а женщины воспитывались бы в семьях и общественным мнением так, чтобы они и до и после женитьбы посмотрели на влюбление и связанную с ним плотскую любовь как на поэтическое и возвышенное состояние, как на это смотрят теперь, а как на унизительное для человека животное состояние, и чтобы нарушение обещания верности, даваемого в браке, казнилось бы общественным мнением по крайней мере так же, как казнятся им нарушения денежных обязательств и торговые обманы, а не воспевалось бы, как это делается теперь, в романах, стихах, песнях, операх и т. д. Это второе. Третье то, что в нашем обществе, вследствие опять того же ложного значения, которое придано плотской любви, рождение детей потеряло свой смысл и, вместо того, чтобы быть целью и оправданием супружеских отношений, стало помехой для приятного продолжения любовных отношений, и что потому и вне брака и в браке, по совету служителей врачебной науки, стало распространяться употребление средств, лишающих женщину возможности деторождения, или стало входить в обычай и привычку то, чего не было прежде и теперь еще нет в патриархальных крестьянских семьях: продолжение супружеских отношений при беременности и кормлении. И полагаю я, что это нехорошо. Нехорошо употреблять средства против рождения детей, во-первых, потому, что это освобождает людей от забот и трудов о детях, служащих искуплением плотской любви, а во-вторых, потому, что это почти весьма близкое к самому противному человеческой совести действию—убийству. И нехорошо невоздержание во время беременности и кормления, потому что это губит телесные, а главное — душевные силы женщины. Вывод же, который вытекает из этого, тот, что этого не надо делать. А для того, чтобы этого не делать, надо понять, что воздержание, составляющее необходимое условие человеческого достоинства при безбрачном состоянии, еще более обязательно в браке. Это третье. Четвертое то, что в нашем обществе, в котором дети представляются или помехой для наслаждения, или несчастной случайностью, или своего рода наслаждением, когда их рождается вперед определенное количество, эти дети воспитываются не в виду тех задач человеческой жизни, которые предстоят им как разумным и любящим существам, а только в виду тех удовольствий, которые они могут доставить родителям. И что вследствие этого дети людей воспитываются как дети животных, так что главная забота родителей состоит не в том, чтобы приготовить их к достойной человека деятельности, а в том (в чем поддерживаются родители ложной наукой, называемой медициной), чтобы как можно лучше напитать их, увеличить их рост, сделать их чистыми, белыми, сытыми, красивыми (если в низших классах этого не делают, то только по необходимости, а взгляд одни и тог же). И в изнеженных детях, как и во всяких перекормленных животных, неестественно рано появляется непреодолимая чувственность, составляющая причину страшных мучений этих детей в отроческом возрасте. Наряды, чтения, зрелища, музыка, танцы, сладкая пища, вся обстановка жизни, от картинок на коробках до романов и повестей и поэм, еще более разжигают эту чувственность, и вследствие этого самые ужасные половые пороки и болезни делаются обычными условиями вырастания детей обоего пола и часто остаются и в зрелом возрасте. И я полагаю, что это нехорошо. Вывод же, который можно сделать из этого, тот, что надо перестать воспитывать детей людей, как детей животных, и для воспитания людских детей поставить себе другие цели, кроме красивого, выхоленного тела. Это четвертое. Пятое то, что в нашем обществе, где влюбление между молодым мужчиной и женщиной, имеющее в основе все-таки плотскую любовь, возведено в высшую поэтическую цель стремлений людей, свидетельством чего служит все искусство и поэзия нашего общества, молодые люди лучшее время своей жизни посвящают: мужчины на выглядывание, приискивание и овладевание наилучшими предметами любви в форме любовной связи или брака, а женщины и девушки — на заманиванье и вовлечение мужчин в связь или брак. И от этого лучшие силы людей тратятся не только на непроизводительную, но на вредную работу. От этого происходит большая часть безумной роскоши нашей жизни, от этого — праздность мужчин и бесстыдство женщин, не пренебрегающих выставленным по модам, заимствуемым от заведомо развратных женщин, вызывающих чувственность частей тела. И я полагаю, что это нехорошо. Нехорошо это потому, что достижение цели соединения в браке или вне брака с предметом любви, как бы оно ни было опоэтизировано, есть цель, недостойная человека, так же как недостойна человека представляющаяся многим людям высшим благом цель приобретения себе сладкой и изобильной пищи. Вывод же, который можно сделать из этого, тот, что надо перестать думать, что любовь плотская есть нечто особенно возвышенное, а надо понять, что цель, достойная человека,— служение ли человечеству, отечеству, науке, искусству ли (не говоря уже о служении богу) — какая бы она ни была, если только мы считаем ее достойной человека, не достигается посредством соединения с предметом любви в браке или вне его, а что, напротив, влюбление и соединение с предметом любви (как бы ни старались доказывать противное в стихах и прозе) никогда не облегчает достижение достойной человека цели, по всегда затрудняет его. Это пятое. Вот то существенное, что я хотел сказать и думал, что сказал в своем рассказе. И мне казалось, что можно рассуждать о том, как исправить то зло, на которое указывали эти положения, но что не согласиться с ними никак нельзя. Мне казалось, что не согласиться с этими положениями нельзя, во-первых, потому, что положения эти вполне согласны с прогрессом человечества, всегда шедшим от распущенности к большей и большей целомудренности, и с нравственным сознанием общества, с нашей совестью, всегда осуждающей распущенность и ценящей целомудрие; и, во-вторых, потому, что эти положения суть только неизбежные выводы из учения Евангелия, которые мы или исповедуем, или, по крайней мере, хотя и бессознательно, признаем основой наших понятий о нравственности. Но вышло не так. Никто, правда, прямо не оспаривает положений о том, что развратничать не надо до брака, не надо и после брака, что не надо искусственно уничтожать деторождения, что не надо из детей делать забавы и не надо ставить любовное соединение выше всего остального,— одним словом, никто не спорит о том, что целомудрие лучше распущенности. Но говорят: “Если безбрачие лучше брака, то очевидно, что люди должны делать то, что лучше. Если же люди сделают это, то род человеческий прекратится, и потому не может быть идеалом рода человеческого уничтожение его”. Но не говоря уже о том, что уничтожение рода человеческого не есть понятие новое для людей нашего мира, а есть для религиозных людей догмат веры, для научных же людей неизбежный вывод наблюдений об охлаждении солнца, в возражении этом есть большое, распространенное и старое недоразумение. Говорят: “Если люди достигнут идеала полного целомудрия, то они уничтожаются, и потому идеал этот не верен”. Но те, которые говорят так, умышленно или неумышленно смешивают две разнородные вещи — правило, предписание и идеал. Целомудрие не есть правило или предписание, а идеал или скорее — одно из условий его. А идеал только тогда идеал, когда осуществление его возможно только и идее, в мысли, когда он представляется достижимым только в бесконечности и когда поэтому возможность приближения к нему — бесконечна. Если бы идеал по только мог быть достигнут, но мы могли б представить себе его осуществление, он бы перестал быть идеалом. Таков идеал Христа,— установление царства бога на земле, идеал, предсказанный еще пророками о том, что наступит время, когда вес люди будут научены богом, перекуют мечи на орала, копья на серпы, лев будет лежать с ягненком и когда все существа будут соединены любовью. Весь смысл человеческой жизни заключается в движении по направлению к этому идеалу, и потому стремление к христианскому идеалу во всей его совокупности и к целомудрию, как к одному из условий этого идеала, не только не исключает возможности жизни, по, напротив того, отсутствие этого христианского идеала уничтожило бы движение вперед и, следовательно, возможность жизни. Суждение о том, что род человеческий прекратится, если люди всеми силами будут стремиться к целомудрию, подобно тому, которое сделали бы (да и делают), что род человеческий погибнет, если люди, вместо борьбы за существование, будут всеми силами стремиться к осуществлению любви к друзьям, к врагам, ко всему живущему. Суждения такие вытекают из непонимания различия двух приемов нравственного руководства. Как есть два способа указания пути ищущему, указания путешественнику, так есть и два способа нравственного руководства для ищущего правды человека. Один способ состоит в том, что человеку указываются предметы, долженствующие встретиться ему, и он направляется по этим предметам.
Королек-птичка певча © (06.02.2010 18:02)
Прямая ссылка

(окончание) Другой способ состоит в том, что человеку дается только направление по компасу, который человек несет с собой и на котором он видит всегда одно неизменное направление и потому всякое свое отклонение от него. Первый способ нравственного руководства есть способ внешних определений, правил: человеку даются определенные признака поступков, которые он должен и которых не должен делать. “Соблюдай субботу, обрезывайся, не крадь, не пей хмельного, не убивай живого, отдавай десятину бедным, но прелюбодействуй, омывайся и молись пять раз в день, крестись, причащайся и т. под.”. Таковы постановления внешних религиозных учений: браминского, буддийского, магометанского, еврейского, церковного, ложно называемого христианским. Другой способ есть способ указания человеку никогда не достижимого им совершенства, стремление к которому человек сознает в себе: человеку указывается идеал, по отношению к которому он всегда может видеть степень своего удаления от него. “Люби бога твоего всем сердцем, и всею душой твоей, и всем разумением твоим и ближнего, как самого себя. Будьте совершенны, как отец ваш небесный”. Таково учение Христа. Поверка исполнения внешних религиозных учений есть совпадение поступков с определениями этих учений, и совпадение это возможно. Поверка исполнения Христова учения есть сознание степени несоответствия с идеальным совершенством. (Степень приближения не видна: видно одно отклонение от совершенства.) Человек, исповедующий внешний закон, есть человек, стоящий в свете фонаря, привешенного к столбу. Он стоит в свете этого фонаря, ему светло, и идти ему дальше некуда. Человек, исповедующий Христово учение, подобен человеку, несущему фонарь перед собой на более или менее длинном шесте: свет всегда впереди его и всегда побуждает его идти за собой и вновь открывает ему впереди его новое, влекущее к себе освещенное пространство. Фарисей благодарит бога за то, что он исполняет все. Богатый юноша тоже исполнил все с детства и не понимает, чего может недоставать ему. И они не могут думать иначе; впереди их нет того, к чему бы они могли продолжать стремиться. Десятина отдана, суббота соблюдена, родители почтены, прелюбодеяния, воровства, убийства — нет. Чего же еще? Для исповедующего же христианское учение достижение всякой ступени совершенства вызывает потребность вступления на высшую ступень, с которой открывается еще высшая, и так без конца. Исповедующий закон Христа всегда в положении мытаря. Он всегда чувствует себя несовершенным, не видя позади себя пути, который он прошел, а видя всегда впереди себя тот путь, по которому еще надо идти и который он не прошел еще. В этом состоит различие учения Христа от всех других религиозных учений, различие, заключающееся не в различии требований, а в различии способа руководства людей. Христос не давал никаких определений жизни, он никогда не устанавливал никаких учреждений, никогда не устанавливал и брака. Но люди, не понимающие особенности учения Христа, привыкшие к внешним учениям и желающие чувствовать себя правыми, как чувствует себя правым фарисей, противно всему духу учения Христа, из буквы его сделали внешнее учение правил, называемое церковным христианским учением, и этим учением подменили истинное Христово учение идеала. Церковные, называющие себя христианскими, учения по отношению ко всем проявлениям жизни вместо учения идеала Христа поставили внешние определения и правила, противные духу учения. Это сделано по отношению власти, суда, войска, церкви, богослужения, это сделано и по отношению брака; несмотря на то, что Христос не только никогда не устанавливал брака, но уж если отыскивать внешние определения, то скорее отрицал его (“оставь жену и иди за мной”), церковные учения, называющие себя христианскими, установили брак как христианское учреждение, то есть определили внешние условия, при которых плотская любовь может для христианина будто бы быть безгрешною, вполне законною. Но так как в истинном христианском учении нет никаких основании для учреждения брака, то и вышло то, что люди нашего мира от одного берега отстали и к другому не пристали, то есть не верят, в сущности, в церковные определения брака, чувствуя, что это учреждение не имеет оснований в христианском учении, и вместе с тем не видят перед собой закрытого церковным учением идеала Христа, стремления к полному целомудрию и остаются по отношению брака без всякого руководства. От этого-то и происходит то, кажущееся сначала странным, явление, что у евреев, магометан, ламаистов и других, признающих религиозные учения гораздо низшего уровня, чем христианское, но имеющих точные внешние определения брака, семейное начало и супружеская верность несравненно тверже, чем у так называемых христиан. У тех есть определенное наложничество, многоженство, ограниченное известными пределами. У нас же существует полная распущенность и наложничество, многоженство и многомужество, по подчиненное никаким определениям, скрывающееся под видом воображаемого единобрачия. Только потому, что над некоторой частью соединяющихся совершается духовенством за деньги известная церемония, называемая церковным браком, люди нашего мира наивно или лицемерно воображают, что живут в единобрачии. Христианского брака быть не может и никогда не было, как никогда не было и не может быть ни христианского богослужения (Мф. VI, 5—12; Иоан. IV, 21), ни христианских учителей и отцов (Мф. XXIII, 8—10), ни христианской собственности, ни христианского войска, ни суда, ни государства. Так и понималось это всегда истинными христианами первых и последующих веков. Идеал христианина есть любовь к богу и ближнему, есть отречение от себя для служения богу и ближнему; плотская же любовь, брак, есть служение себе и потому есть, во всяком случае, препятствие служению богу и людям, а потому с христианской точки зрения — падение, грех. Вступление в брак не может содействовать служению богу и людям даже в том случае, если бы вступающие в брак имели бы целью продолжение рода человеческого. Таким людям, вместо того чтобы вступать в брак для произведения детских жизней, гораздо проще поддерживать и спасать те миллионы детских жизней, которые гибнут вокруг нас от недостатка не говорю уже духовной, но материальной пищи. Только в том случае мог бы христианин без сознания падения, греха вступить в брак, если бы он видел и знал, что все существующие жизни детей обеспечены. Можно не принимать учения Христа, того учения, которым проникнута вся наша жизнь и на котором основана вся наша нравственность, но, принимая это учение, нельзя не признавать того, что оно указывает идеал полного целомудрия. В Евангелии ведь сказано ясно и без возможности какого-либо перетолкования — во-первых, то, что женатому не должно разводиться с женой, с тем чтобы взять другую, а должно жить с той, с которой раз сошелся (Мф. V, 31—32; XIX, 8); во-вторых, то, что человеку вообще, и, следовательно, как женатому, так и неженатому, грешно смотреть на женщину как на предмет наслаждения (Мф. V, 28—29), и, в-третьих, то, что неженатому лучше не жениться вовсе, то есть быть вполне целомудренным (Мф. XIX, 10—12). Для многих и многих мысли эти покажутся странными и даже противоречивыми. И они, действительно, противоречивы, но не между собой, а мысли эти противоречат всей нашей жизни, и невольно является сомнение: кто прав? — мысли ли эти или жизнь миллионов людей и моя? Это самое чувство испытывал и я в сильнейшей степени, когда приходил к тем убеждениям, которые теперь высказываю: я никак не ожидал, что ход моих мыслей приведет меня к тому, к чему он привел меня. Я ужасался своим выводам, хотел не верить им, но не верить нельзя было. И как ни противоречат эти выводы всему строю нашей жизни, как ни противоречат тому, что я прежде думал и высказывал даже, я должен был признать их. “Но все это общие соображения, которые, может быть, и справедливы, но относятся к учению Христа и обязательны для тех, которые исповедуют его, но жизнь есть жизнь, и нельзя, указав впереди недостижимый идеал Христа, оставить людей в одном из самых жгучих, общих и производящих наибольшие бедствия вопросов с одним этим идеалом без всякого руководства. “Молодой, страстный человек сначала увлечется идеалом, но не выдержит, сорвется и, не зная и не признавая никаких правил, попадет в полный разврат!” Так рассуждают обыкновенно. “Христов идеал недостижим, поэтому не может служить нам руководством в жизни; о нем можно говорить, мечтать, но для жизни он неприложим, и потому надо оставить его. Нам нужен не идеал, а правило, руководство, которое было бы по нашим силам, по среднему уровню нравственных сил нашего общества: церковный частный брак или хоть даже не совсем честный брак, при котором один из брачущихся, как у нас, мужчина, yжe сходился со многими женщинами, или хотя бы брак с возможностью развода, или хотя бы гражданский, или (идя по тому же пути) хотя бы японский на срок,— почему же не дойти и до домов терпимости?” Говорят, это лучше, чем уличный разврат. В том-то и беда, что, позволив себе принижать идеал по своей слабости, нельзя найти того предела, на котором надо остановиться. Но ведь это рассуждение с самого начала неверно; неверно прежде всего то, чтобы идеал бесконечного совершенства не мог быть руководством в жизни и чтобы нужно было, глядя на него, или махнуть рукой, сказав, что он мне не нужен, так как я никогда не достигну его, или принизить идеал до тех ступеней, на которых хочется стоять моей слабости. Рассуждать так — все равно, что мореплавателю сказать себе, что так как я не могу идти по той линии, которую указывает компас, то я выкину компас или перестану смотреть на него, то есть отброшу идеал, или прикреплю стрелку компаса к тому месту, которое будет соответствовать в данную минуту ходу моего судна, то есть принижу идеал к моей слабости. Идеал совершенства, данный Христом, не есть мечта или предмет риторических проповедей, а есть самое необходимое, всем доступное руководство нравственной жизни людей, как компас — необходимое и доступное орудие руководства морехода; только надо верить как в то, так и в другое. В каком бы ни находился человек положении, всегда достаточно учения идеала, данного Христом, для того, чтобы получить самое верное указание тех поступков, которые должно и не должно совершать. Но надо верить этому учению вполне, этому одному учению, перестать верить во все другие, точно так же как надо мореходу верить в компас, перестать приглядываться и руководиться тем, что он видит по сторонам. Надо уметь руководствоваться христианским учением, как уметь руководствоваться компасом, а для этого, главное, надо понимать свое положение, надо уметь не бояться с точностью определять свое отклонение от идеального данного направления. На какой бы ступени ни стоял человек, всегда есть для него возможность приближения к этому идеалу, и никакое положение для него не может быть таким, в котором бы он мог сказать, что он достиг его, и не мог бы стремиться к еще большему приближению. Таково стремление человека к христианскому идеалу вообще и таково же к целомудрию в частности. Если представить себе по отношению полового вопроса самые различные положения людей — от невинного детства до брака,— в которых не соблюдается воздержание, на каждой ступени между этими двумя положениями учение Христа с выставляемым им идеалом будет всегда служить ясным и определенным руководством того, что должно и не должно на каждой из этих ступеней делать человеку. Что делать чистому юноше, девушке? Соблюдать себя чистыми от соблазнов и, для того чтобы быть в состоянии все свои силы отдать на служение богу и людям, стремиться к большему и большему целомудрию мыслей и желаний. Что делать юноше и девушке, подпавшим соблазнам, поглощенным мыслями о беспредметной любви или о любви к известному лицу и потерявшим от этого известную долю возможности служить богу и людям? Все то же; не попускать себя на падение, зная, что такое попущение не освободит от соблазна, а только усилит его, и все так же стремиться к большему и большему целомудрию для возможности более полного служения богу и людям. Что делать людям, когда они не осилили борьбы и пали? Смотреть на свое падение не как на законное наслаждение, как смотрят теперь, когда оно оправдывается обрядом брака, ни как на случайное удовольствие, которое можно повторять с другими, ни как на несчастие, когда падение совершается с неровней и без обряда, а смотреть на это первое падение как на единственное, как на вступление в неразрывный брак. Вступление это в брак своим вытекающим из него последствием — рождением детей — определяет для вступивших в брак новую, более ограниченную форму служения богу и людям. До брака человек непосредственно в самых разнообразных формах мог служить богу и людям; вступление же в брак ограничивает его область деятельности и требует от него возращения и воспитания происходящего от брака потомства, будущих служителей богу и людям. Что делать мужчине и женщине, живущим в браке и исполняющим то ограниченное служение богу и людям, через возращение и воспитание детей, которое вытекает из их положения? Все то же: стремиться вместе к освобождению от соблазна, очищению себя и прекращению греха, заменой отношений, препятствующих и общему и частному служению богу и людям, заменой плотской любви чистыми отношениями сестры и брата. И потому неправда то, что мы не можем руководиться идеалом Христа, потому что он так высок, совершенен и недостижим. Мы не можем руководиться им только потому, что мы сами себе лжем и обманываем себя. Ведь если мы говорим, что нужно иметь правила более осуществимые, чем идеал Христа, а то иначе мы, не достигнув идеала Христа, впадем в разврат, мы говорим не то, что для нас слишком высок идеал Христа, а только то, что мы в него не верим и не хотим определять своих поступков по этому идеалу. Говоря, что, раз павши, мы впадем в разврат, мы ведь этим говорим только, что мы вперед уже решили, что падение с неровней не есть грех, а есть забава, увлечение, которое необязательно поправить тем, что мы называем браком. Если же бы мы понимали, что падение есть грех, который должен и может быть искуплен только неразрывностью брака и всей той деятельностью, которая вытекает из воспитания детей, рожденных от брака, то падение никак не могло бы быть причиной впадения в разврат. А то ведь это все равно, как если бы земледелец не считал посевом тот посев, который не удался ему, а, сея на другом и третьем месте, считал бы настоящим посевом тот, который удается ему. Очевидно, что такой человек испортил бы много земли и семян и никогда бы не научился сеять. Только поставьте идеалом целомудрие, считайте, что всякое падение кого бы то ни было с кем бы то ни было есть единственный, неразрывный на всю жизнь брак, и будет ясно, что руководство, данное Христом, не только достаточно, но единственно возможно. “Человек слаб, надо дать ему задачу по силам”,— говорят люди. Это все равно, что сказать: “руки мои слабы, и я не могу провести линию, которая была бы прямая, то есть кратчайшая между двумя точками, и потому, чтоб облегчить себя, я, желая проводить прямую, возьму за образец себе кривую или ломаную”. Чем слабее моя рука, тем нужнее мне совершенный образец. Нельзя, познав христианское учение идеала, делать так, как будто мы не знаем его, и заменять его внешними определениями. Христианское учение идеала открыто человечеству именно потому, что оно может руководить его в теперешнем возрасте. Человечество уже выжило период религиозных, внешних определений, и никто уже не верит в них. Христианское учение идеала есть то единое учение, которое может руководить человечеством. Нельзя, не должно заменять идеал Христа внешними правилами, а надо твердо держать этот идеал перед собой во всей чистоте его и, главное, верить в него. Плавающему недалеко от берега можно было говорить: “держись того возвышения, мыса, башни” и т. п. Но приходит время, когда пловцы удалились от берега, и руководством им должны и могут служить только недостижимые светила и компас, показывающий направление. А то и другое дано нам.
Королек-птичка певча © (06.02.2010 18:02)
Прямая ссылка

Жуть (((( Какое лицемирие и фарисейтво ((((((
sak © (06.02.2010 18:02)
Прямая ссылка

скорее пробежала глазами, чем прочитала - и кка-то эта отповедь из-под пера мужины, который в дневниках хвастался, что спал с минимум 1000 женщинами, и от сексуальной невоздерзахности которого по отношению к тем ж крестьянкам жена малость двинулась умом - малость странно это )))) И воосбче у него конечно редкий сдвиг на этой почве целомудрыя и прощего был ИМХО (((
sak © (06.02.2010 18:02)
Прямая ссылка

я тоже читаю, и задаюсь вопросами))
Королек-птичка певча © (06.02.2010 19:02)
Прямая ссылка

Страницы: 1 2
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору