На главную
 
 
 

Визит к волшебнику
Автор: Маша Тополь / 18.01.2005


Автор предупреждает, что всё, описанное в этом рассказе - выдумка, и какое-либо совпадение совершенно случайно.
Происходило это вымышленное действие в городе-герое Одессе в семидесятых годах прошлого столетия.
Город Одесса был, семидесятые годы были, всего остального - не было... Так что простите, если кого-то узнаете
.
Искренне ваша, Автор.

Визит к волшебникуАсенька Иртеньева спешила в школу. Ей нетерпелось найти своего друга Колю и посоветоваться с ним насчет одного удивительного дела.

Асенька, умница и отличница, занималась музыке по классу виолончели, мечтала сыграть сонату Шостаковича, всегда аккуратная и подтянутая, начитанная и послушная, романтичная и мечтательная. Колька же Казарян был оболтусом и разгильдяем, драчуном и прогульщиком. Однако он удивительно ясно мыслил, к тому же у Кольки было золотое сердце, и относился он к Асеньке с глубоким уважением.

Началась их дружба с того, что однажды вечером Коля защитил Асеньку от группы пацанов, которые хотели посмотреть, что будет, если в виолончель напихать снега. Не только защитил, но и провел разъяснительную работу с юными исследователями, после чего те почти полностью утратили интерес к практическим опытам. Но, на всякий случай, Коля начал провожать Асеньку на музыкальные занятия, а потом и в школу. За два года они сильно подружились.

Прибежав в школу, Ася без труда нашла своего защитника. Он играл с мальчишками в футбол чьим-то портфелем.
- Коля, - таинственно сказала Асенька, отведя его в сторону, - я знаю где живет волшебник.
Колька в волшебников не верил, но очень уважал Асю. Поэтому он не засмеялся, не стал ругаться или дразниться, а просто вытаращил глаза и спросил:
- Чего?
- Я знаю, где живет волшебник, - повторила Асенька.
- Слышь, Иртеньева, волшебников того... нету, - не совсем уверенно сказал Коля.
- Я сама так думала, - сказала девочка, - но говорю тебе, один и самый настоящий живет по дороге в школу, на третьем этаже того дома, где раньше жила русачка. Ну, помнишь, кирпичный такой дом, там ещё овчарка живет, хозяин её вечно без намордника выгуливает? Ну, вспомнил?
- Ну, вспомнил. И где ж там волшебник?
- Да говорю тебе, на третьем этаже живет, балкон в сторону улицы!
- Да ну тебя, Иртеньева. Прям как маленькая. Тринадцать лет скоро, волшебник у неё на третьем этаже живет. Ну где ты волшебников видела в Одессе? Нету их!
- Ага, нету? - вскричала Асенька, - а вот пойдем сегодня, я тебе его окна покажу! Сначала обыкновенный свет горит в окне, а потом темно. И зажигается свет голубой, и переливается, как музыка, и сверкает, как будто бы звездочки по комнате кружатся! Понял, что это значит?
- Не понял, - сказал Колька, - чего бы это значило?
- Ну как же, вот чудак человек! Это значит, что волшебник творит свои волшебные дела, раз свет голубой! Сначала он домой приходит, включает обыкновенный свет, потом составляет список, какие волшебства сделать надо, и когда колдовать начинает - тогда все озаряется голубым светом... Понял?
- Не-а, - ответил Коля. - Колдуют только колдуны. На то они и колдунами называются.
- Ну не колдует - волшебничает... хотя, кажется, такого слова-то и нету... - Тут Асенькины размышления прервал звонок.
- Ладно, Коль, на урок пора - но после уроков давай пойдем, я тебе покажу его окна, ладно? Только ты никому не говори. А то будут к нему бегать, кому не лень, за всякими глупостями, он рассердится и уедет.
- Ага, - сказал Колька. Но не потому, что решил оградить волшебника от незванных гостей. Просто не хотел он, чтоб над Асей смеялись. А в волшебников он не верил.

После уроков Ася повела своего друга к тому самому дому.
- Вон, видишь, третье окно справа, там он, - прошептала девочка.
- Ну, и где же твой волшебник? - спросил Коля.
- Да подожди ты, светло ещё на дворе. Пусть стемнеет чуть-чуть...
Они ждали ещё полчаса... потом ещё... Окно третьего этажа осветилось обыкновенным электрическим светом. Колька подождал ещё какое-то время, уставившись наверх, и уже не выдержал:
- Холодно... Слышь, Иртеньева, нету твоего волшебника. Нет и не было! Так и замерзнуть недолго. Лучше пойдем на каток, а?
- Смотри! - воскликнула Ася, толкнув Кольку локтем в бок. Тот немедленно поднял голову. Окно третьего этажа светилось необыкновенным голубым светом, свет то усиливался, то как бы растворялся, становился то сильней, то слабей, потом исчез совсем, и окно стало темным.
- Ну как, видел? - еле сдерживая восторг, спросила Асенька. - Все свои волшебства переделал, и свет пропал!

Колька выглядел озабоченным. Надо сказать, что по натуре он совсем не был мечтательным человеком, скорей практичным и земным, но голубой свет и объяснение, данное его подругой, окончательно сбило его с толку. Он не поверил в волшебника, нет, но произошло что-то необычное, и растолковать это необычное по-другому он не мог.
- Делааааа, - только и смог произнести он, - и давно оно так... светится?
- Две недели! Видишь, - Асенька сияла, - я была права! Давай пойдем завтра к нему, и загадаем желания! Пусть они исполнятся!
- Только желания должны быть серьёзные, - задумчиво проговорил Коля, - не мороженого же у волшебника просить!

На следующий день после окончания школы ребята пошли домой к Асе, где до наступления темноты обсуждали желания. После бурных дебатов было решено попросить у волшебника: первое - мира во всем мире; второе - здоровья и счастья всем хорошим людям; третье - чтобы Ася хорошо играла на виолончели, особенно сонату Шостаковича. Коля никаких особенных желаний не имел. Во-первых, не поверил он в волшебника, а во-вторых, даже если волшебник есть, то мир во всем мире казался ему актуальным, особенно на фоне гонки вооружений, развязанной американскими империалистами; здоровье для хороших людей означало для мамы, папы, бабушки, и для него самого; а если Асенька будет счастлива, то и ему будет радостно.

Когда стало смеркаться, ребята засобирались на знаменательную встречу. К дому волшебника они подошли до того, как в окне появился свет, и остались ждать на улице. Задрав головы, Коля и Асенька наблюдали за необыкновенным окном. Наконец, зажегся электрический свет.
- Пора! - шепнула девочка.
Ребята быстро побежали в подъезд, поднялись на третий этаж и позвонили в нужную дверь.
- Аська! - зашипел Коля, - как к нему обращаться? Как его зовут?
- Гэндальф, - прошептала в ответ Ася, - или Мерлин. Так всех волшебников зовут, я в книжке читала.

Послышался звук открываемого замка, дверь распахнулась, и ребята застыли, созерцая волшебника. Их взору предстал невысокого роста дяденька лет 45, немного растрепанный, щуплый, небритый, с маленькими, круглыми, глубоко посаженными карими глазами, длинным, как бы вытянутым вниз лицом, длинным носом и оттопыренными ушами, в темной свободной майке, дырявой на левом плече, выцветших серых кальсонах и серых фланелевых тапочках.

- А вы, мальцы, к кому? - осведомился дяденька.
Первым опомнился Коля.
- Товарищ Гэндальф? - смело спросил он.
- Не, Гельфанд здесь больше не живет, - ответил дяденька, - полгода как переехал. Сидорцовы мы, я и Нюра. Наступила пауза.
- Вы - волшебник? - снова спросил Коля.
- Не, - снова ответил дяденька, - зачем волшебник? Водопроводчик я. А Нюра - учетчица.
- А как же голубой свет? У Вас, в окне? - спросила Асенька.
- Голубой свет? - водопроводчик Сидорцов выглядел слегка озабоченным, - гммм... Ах, голубой свет! Это лампа голубая. У меня, это, вишь ли, колено болит, я его грею лампой, вторую неделю грею на ночь. Грею - и спать. Помогает.
- Значит, Вы не волшебник?
- Да не, не волшебник я, - повторил Сидорцов.
- Значит, мира во всем мире не будет?
- Как не быть? Для этого у нас партия и правительство, за мир боремся, будет, а как же! - обнадежил Асю водопроводчик.
- А... виолончель? - тихо спросила девочка.
- Чего? - не понял Сидорцов.
- Я хотела на виолончели лучше всех играть... Иногда у меня не получается, так я думала, может Вы... ой, то есть волшебник, поможет мне на виолончели играть... сонату Шостаковича...

Сидорцов вдруг рассвирепел.
- Как работать у станка - их нету, как картошку с поля убирать - нету, а как на виолончелях играть - пожалуйста! Ты сумей смену на заводе отстоять, да мужу и детям борщ сварить, обслужить семью умей - вот это так! А на виолончелях играть много ума не надо! Я вот даром что простой человек, от работы никогда не отлынивал! - гремел Сидорцов, - А ей виолончель подавай! Ишь, пигалица! Мала ещё!

Казалось, что Ася вот-вот заплачет.
- Значит, волшебников нет...

Колька не в силах был видеть, как гаснут Асенькины глаза. Он решил принять огонь на себя.

- Да что ты его слушаешь, Аська! Волшебник он! Прикидывается просто, чтоб не морочили ему голову. Вот я, например, молекулярной физикой увлекаюсь, - сказал Колька, хотя даже не представлял себе, что это такое. - Скажите, буду я академиком или нет?

Колька был уверен, что Сидорцов пустится в рассуждения, что физиком ему не стать, и тем самым скажет сущую правду, и Коля сможет сказать - ну вот, я же говорил, волшебник он, только прикидывается, - но Сидорцов внезапно сменил гнев на милость:
- Акадеееемиком... Ишь куда хватил... Может, и будешь, но не у нас, - тут он хохотнул, - у нас места все заняты. Хотя физика - дело полезное. Ты, это, не озорничай особо, малость можно, а много - ни к чему, уроки учи и будешь физиком.

Решив, что достаточно посеял разумного, доброго и вечного, Сидорцов сделал последний вклад в воспитание подрастающего поколения:
- А ну, марш домой, задания готовить! - и закрыл дверь.

По дороге домой Асенька плакала, и Колькино сердце разрывалось на части.
- Ну Ась, ну чё ты? Ну нет волшебников, и фиг с ними! Зато узнали, почему свет голубой. Всякому необычному явлению есть обыкновенное объяснение. Ну не реви... Да сыграешь ты свою сонату, че там играть-то!
- Как же... без волшебника... не полууууучится! - ревела девочка.
- Без него даже лучше, - пытался уговорить её Коля.
- Да что ты понимаешь! Без волшебника?? Занимайся своей дурацкой молекулярной физикой без волшебника! - рассердилась вдруг Ася.
Колька обиделся. Он пытался ей помочь, жалел её, а она на него кричит.
- И буду, - ответил он.

Прошло много лет. Асенька Иртеньева так и не сыграла сонату Шостаковича на виолончели. Она вообще перестала заниматься музыкой. Окончив школу, она никуда не поступала, а вышла замуж за выпускника школы прапорщиков по фамилии Сивоконь, уехала с ним в воинскую часть куда-то под Воронеж, родила двоих детей, и к 30 годам была располневшая и полностью довольная жизнью домашняя хозяйка, плачущая над судьбой героев мыльных опер.

А Колька... простите, профессор Бостонского Университета Никлас Казарян - читает лекции по молекулярной физике. Его считают одним из самых перспективных молодых ученых в Штатах.

Вот и не верь после этого в чудеса.



 

Ваше мнение 123  

Оставить комментарий
  • Odessa - New York / 21 июл 2005
    Набрела на этот рассказ только сейчас. Я из Одессы шестидесятых, то есть тех, что 1961-1970, или седьмого десятка 20го столетия. Дети из рассказа младше на десятилетие, но узнаваемы. Про Мерлина я знала, т.к. Марк Твен был на полочке в доме (Маша, виват!), а тот второй появился позже, но в литературе есть такое понятие как "гипербола", ну перенес автор волшебника на 10 лет назад (или вперед). Мы же не результаты научного опыта обсуждаем, зачем так детализировать. А вот атмосфера передана хорошо, невзирая на примазавшегося волшебника. И хотя не все двоечники стали учеными, но были ребята, которые скромно учились, но сумели многого добиться. Почему в америке, а не по месту рождения, вопрос не к Маше Тополь, а ответ знают все. На Западе, когда публикуется статья, рассказ, роман всегда дается ссылка, что это не списано с конкретных лиц, т.к. имеется юридическая подоплека. А в комментариях автор оговорилась, описка, понимаешь. А девочка Ася училась музыке, как и сотни других одесских детей, но не все сделали музыку целью жизни, как много таких Ась я знала. Главное, не чего ты достиг, а доволен ли ты тем чего достиг. Рассказ чудный. Я незнакома с лицами, но образы узнаваемы.
  • Как странно, в начале рассказа автор предупреждает, что все описанное в этом рассказе выдумка а в отзывач утверждает, что все это правда...
  • steppenwolf / 29 янв 2005
    Близкий, Ростов-на-Дону Хороший, добрый рассказ. При чём тут Хэм? Я не очень огорчу Вас, если скажу, что диалогами пользовались до рожднгтя Хемингуэя? А бурная дискуссия по поводу семидесятых просто смешна. Автор имеет право писать всё что угодно, это не справочная статья. Есть авторская орфография, авторская пунктуация, авторские мысли. Вы не будете спорить с Венедиктом Ерофеевым, герой которого был убеждён, что никакого кремля нет? Герой Гоголя считал, что Луна сделана из сыра. Давайте обсуждать литературные лостоинства, а не ловить блох. тем более, что это МОНОЛОГ ГЕРОЯ, а не автора. Достало цепляние, особенно безграмотное. + автору!
  • Маша Тополь / 28 янв 2005
    Отзыв 120, Близкий При чем здесь обида? Я просто хотела понять, где Вы увидели связь с Хэмингуэем. Спасибо за разъяснение.
  • близкий / 28 янв 2005
    Маша, не хотел Вас обидеть, сравнивая с Хэмом. Не знаю почему вырвалось, но вообще-то Хемингуэй - общепризнанный мастер диалога и такое прочее... Мог подолгу обходиться без слов автора (см."Острова в океане").
  • читатель / 27 янв 2005
    Светлый, чудесный рассказ. Молодец автор! Огромные плюсы. +++++++ и очень много!
  • Мило....а судьба Асеньки тоже чудеса?
  • Если на фразу «занималась музыке по классу виолончели» не обращать внимания, то рассказ получился достойный, интересный, яркий и веселый. ПЛЮС!
  • Может и кажется придуманной история кому-то , но на мой взгляд жизненная. Как правило в жизни больше добиваются те, на кого чаще всего в детстве и не подумаешь, если подходить с привычными стереотипами ( типа послушный, увлеченный, правильный, во всем идеальный) удача больше сопутсвует деятельным, активным, нестандартным реалистам. Я увидела эту мысль . Понравился вариант ее подачи.
  • Маша Тополь / 26 янв 2005
    Отзыв 114 Близкий - а причем здесь Хэмингуэй?
  • близкий / 26 янв 2005
    Слишком много неинтересного диалога - Хемингуэй у нас один пока, оставьте в покое его лавры. Самое большое впечатление от информации в эпилоге. Отвращения не вызвало - нейтрально.
  • ++++ мне очень понравилось ....
  • Маша Тополь / 21 янв 2005
    To Sova-forever Спасибо за отзыв. Подростки не современные, а 1978 примерно года. Хотя это-то и не важно, какого они года. Я и сейчас встречаю детей 13 лет, которые в ночь на 1 января не ложатся спать, чтобы увидеть Деда Мороза. Дело не в отставании в развитии, а в непременной, неистребимой, наивной вере и надежде на то, что сказка есть. И циником можно быть и в 7, и неисправимым романтиком - в 50. Главное, чтобы вера в сказку не превращалось в синдром Иванушки-дурачка. С уважением,
  • Sova-forever / 21 янв 2005
    Неплохо написано, но почему-то меня не покидало ощущение, что девочке с мальчиком лет семь, не больше. Или они отстают в развитии? Так разговаривают и действуют маленькие дети, но не 13-летние (в наше время циничные и практичные) подростки.
  • Все хорошо!Но почему же опять перспективный в Штатах? Когда будет у нас,волшебник?
  • Маша Тополь / 19 янв 2005
    О-ля-ля - имелся в виду портфель не отобранный у беззащитного ребёнка, а добровольно отданный для этих целей. Мячом в вестибюле не очень-то и поиграешь, да и мяча не было; на улицу не выпускали; вот и приспосабливали для этого дела портфели и шапки.
  • О-ля-ля / 19 янв 2005
    Маше Тополь (на сообщение 75) Мне кажется, что ребенок с золотым серцем, ребенок с уже заложенной базой для формирования Сильной Личности (каким, как мне думается, описан мальчик в рассказе), не станет играть в футбол чьим-то портфелем (ведь имеется в виду портфель не школьного лидера, а портфель неспособного на самозащиту мальчишки) и не позволит это делать другим. Длинновато как-то вышло, видимо "сестра таланта" не моя сестра.
  • Маша Тополь / 19 янв 2005
    Дорогая Тортила, Спасибо Вам за то, что Вы нашли время прочитать мой рассказ, и написать отзыв на него. Во многом Вы правы - не знаю я гарнизонной жизни. Но оправданием моим может служить тот факт, что все, описанное в моем рассказе - правда. И Ася, и Коля, и Сивоконь люди вполне реальные. Я ничего не придумывала - или почти ничего - а просто списывала из жизни. А жизнь иногда подсовывает нам такие варианты! Вспомните про короля, который не хотел царствовать, а выбрал выращивание овощей. Другой пример - из китайской династии Минг. Предпоследний император династии по имени Tien Qi Di, несмотря на то, что с детства его готовили быть императором и он провел немало времени над изучением конфуцианских трактатов, предпочитал столярничать. И не занимался своими профессиональными обязанностями. Совсем. Так что жизнь изобилует подобными примерами. А насчет домашних хозяек, которые всегда чем-нибудь недовольны... Каждый человек чем-нибудь недоволен. Я недовольна тем, что окна в моей квартире дребезжат во время грозы, а сейчас у нас пора дождей, и это доводит меня до исступления. Но не думаю, что на основании этого можно утверждать, что я - человек несчастный. Я довольна работой, учебой, семьей - в общем, довольна всем. И когда меня спрашивают, как дела, то про окна я и не вспоминаю. И говорю, что прекрасно. Вы судите об Асе с Вашей точки зрения. Но Ася - не Вы. Дело в том, что Ася БЫЛА ДОВОЛЬНА своей ролью домохозяйки, и ничего другого не искала. Кто-то ищет работу, а Ася - нет. Не нужно ей это просто. Вы правы насчет Сивоконя - это хороший, добрый, но удивительно безликий человек. НО АСЕ ДРУГОГО НЕ НУЖНО! Виолончель, чтение, другие занятия поддерживались как-бы извне; а внутри была обыкновенная "бюргерша". Еще раз подчеркиваю, что все взято из жизни. Придуманного очень мало. Еще раз спасибо Вам, Тортила. С уважением,
  • Мне понравилось! Наконец-то без трупов и рабитих сердец. Мои ПЛЮС.
  • Виолетта / 19 янв 2005
    Рассказ неплохой, легко читается, + Автор, успехов! ------- И все же к затянувшейся дискуссии по поводу дат.. Спор интересный... Вот статьи из словаря Longman - Dictionary of Contemporary English, 2003, под редакцией Della Summers: Seventh (седьмой) coming after six other things in a series (т.е. 1966 год - это седьмой десяток 20ого века) the Seventies (семидесятые) the years from 1970 to 1979 (т.е. годы, имеющие в своем корне "семьдесят-" - это как обобщенное название) Ошибки и исключения здесь нет, все совершенно логично и ничему не противоречит - нужно просто вникнуть, нюанс очень тонкий. Поддерживаю точку зрения оппонентов Птицы Феникс, которая вводит людей незнающих в заблуждение. с уважением,
  • Понравилось. очень. рассказу огромныи плюс.
  • Наташа / 19 янв 2005
    Хотелось бы высказать и свою точку зрения по поводу наименования годов... минута,час, год, век, это все единственное число, поэтому мы и говорим, например, 1978 год- это двадцатый век,или пошла двадцатая минута, или уже втрой час...а 1970-1979 - это множественное число, поэтому это и есть семидесятые года. а рассказу плюс..
  • Плюс. В общем. Весь рассказ читается замечательно, а вот эпилог… Какой-то плоский и банальный получился, не правильный. Маша, Вам интересны, надеюсь, не только отзывы профессионалов-филологов, но и простых читателей? Есть некоторые замечания. Коля, драчун, разгильдяй и прогульщик непременно должен был стать великим ученым мужем, а романтичная и мечтательная виолончелистка Асенька – женой и всего лишь прапорщика? Конечно, прапорщики всякие бывают. Но девочка с таким воспитанием и образованием вряд ли будет лить слезы над мыльными операми. Вы чего так безжалостно отправили ее в Тьму-Таракань? Да и еще и с явно несимпатичным Сивоконем. Заметьте, Коля - Казарян, а Сивоконь без имени, никакой получился, безликий, с уничижительным подтекстом выбрана фамилия героя, нет? По поводу внешности располневшей Асеньки спорить не буду. Дело вкуса: кому–то приятен тополек, а кое-кто может увлечься круглым гладким кактусиком без колючек. (Ни на что не намекаю, конкретно наш Лысый Кактус мне симпатичен). А вот, что касается жизни Аси повзрослевшей… Маша, вы имеет смутное представление об армейской жизни. Жене офицера очень не сладко приходится. Ей нужно быть терпеливой: уметь создать уютный дом в любых условиях, менять место жительства каждые три-пять лет, искать и не находить работу по специальности в новых гарнизонах, да еще и принимать на себя град оскорблений и насмешек, коими швыряются со страниц газет и экранов телевизора все, кому не лень. И постоянный страх, вдруг, командировка в горячую точку… Можно, конечно, отказаться, но тогда поедет муж твоей же подруги. И есть еще такие понятия как долг, присяга, честь. Они есть. И я не встречала довольных жизнью домохозяек. Это из области фантастики. Они хоть чем-то, но должны быть недовольны. А тем более жена прапорщика из дальнего гарнизона. Вы знаете, какая зарплата у прапорщика? Дети у вас получились живыми, вы их чувствуете, понимаете. Они узнаваемы. Вот с повзрослевшими героями как-то у Вас не очень. Нет правды жизни. Сермяжной. Но это частности, а рассказ (без эпилога) мне действительно понравился.
  • Послесловие к дискусси о годах - Автор, простите простите, пожалуйста. Уважаемая Марана, И все-таки Птица Феникс права. Дело здесь не только в языковых нормах, но и в корректных математических дефинициях. Ведь Вам, родившейся в году, скажем, 1981, не придет в голову сказать, что Вы родились в девятнадцатом столетии, правда? Вы ведь скажете, что родились в двадцатом, и это совершенно верно. Точно также образовывается и название десятков - в одной системе не может быть несколько правил для определений, это противоречит принципу однозначности. Поэтому: 1907 1-й десяток - без названия (начало столетия); 1917 2-й десяток - двадцатые; 1927 3-й десяток - тридцатые и т.д.; … 1997 10-й десяток - без названия (конец столетия). С уважением
  • Cherry (центральное черноземье) / 19 янв 2005
    +++++++++++++++++++++++
  • Мне понравилось, большой плюс, после всей остальной ерунды было еще приятнее прочитать что-то связное и со смыслом
  • Ну народ вы тут с семидесятыми развели дискуссию! Но Марана и Аноним правы. Не только в русском языке семидесятые это период с 70 по 79. "Безграмотные СМИ" тут не виноваты, просто имеются ввиду числительные с "семьдесят...". <"Seventies" - A decade or the numbers from 70 to 79: They became grandparents in their seventies. The temperature hovered in the seventies. Оften Seventies The decade from 70 to 79 in a century>. Все это есть в словарях, было бы желание поискать...
  • Аноним / 19 янв 2005
    Марана, простите ради бога! Я имела в виду Птицу Феникс.
  • Аноним / 19 янв 2005
    Очень интересная позиция у Мараны - отстаивать свою точку зрения, не обращая внимания на чужую аргументацию. Учебники ей не подходят по году издания, аргументы - по национальности собеседника. Классический случай "леса за деревьями". Вот, пожалуйста: Сайт грамота.ру Вопрос № 155177 Здравствуйте, у меня вопрос: когда говорят "семидесятые годы" - что имеют ввиду? 70-79? 61-70? 65-75? А конец "семидесятых"? А начало "семидесятых"? Большое спасибо!!! Larisa Geo --------------------------------------- Ответ справочной службы русского языка Семидесятые годы: 70 - 79. Начало семидесятых: 70 - 75. Конец семидесятых: 76 - 79.
  • Маша Тополь / 18 янв 2005
    Птица Феникс - честное слово, эта дискуссия была мне очень интересна! Узнала кое-что новое, а в не-русском окружении это очень важно. Спасибо Вам, Птица Феникс, и конечно же, Вам, Марана. Аргументированные доводы в пользу своей точки зрения - что может быть интересней?
  • Marana (Вильнюс) / 18 янв 2005
    Птица Феникс, дискуссия на эту тему, по-моему слишком затянулась, но я думаю, что доказывать свою правоту стОит всегда. Словарь 1982 года, 4-хтомник. Составитель Х.Лемхенас, издан в Вильнюсе, издательство "Мокслас" (т.е. "Наука" по-русски). Хочу только заметить, что Вы, вероятно, не слишком внимательно читали мой отзыв. По поводу тысячелетия я с Вами совершенно согласна, я не спорю и по поводу десятилетия, опять же повторюсь, однако в русском языке, к примеру, 1978 год - это восьмое десятилетие, НО это семидесятые годы. Таково устоявшееся выражение, и оно не ошибочно, как Вы утверждаете. Возможно, это какое-то исключение, однако не думаю, что словарь даёт неверное толкование. Вы приводите сравнения с веками, но здесь-то как раз и путаете 2 понятия. Итак ещё раз, и точно последний: 1970-1979 - Вы совершенно правы, восьмое десятилетие, НО семидесятые годы. С уважением
  • Marana, Вильнюс, Литва 18.01.2005 вт 19:27 возможно, это и исключение но тогда какое-то оно странное :) на минуты правило действует, на часы тоже, на года тоже, на столетия тоже, на тысячелетия тоже!! на на десятки лет нет :) странно :) и я не спорю, что это уже "устоявшееся выражение", но все же мне кажется, что оно ошибочное, и "устоялось" оно не так давно, и составители словарей (не только в Литве, но и в России), возможно (!) к сожалению, пошли по пути "наименьшего сопротивления" :) поэтому в самом начале дискуссии, которую я вовсе не намеревалась затевать, я сказала как проще всего выйти из такой парадоксальной ситуации :)) и прощу прощения у автора, за использование его ветки обсуждения рассказа не совсем по теме :))) но вроде как всем ясно что рассказ хороший :))) С уважением,
  • Marana (Вильнюс) / 18 янв 2005
    Дорогая Маша, всё это понятно: когда человек пользуется двумя или более языками, каждый из них несомненно оказывает влияние на другой. По крайней мере, в Вашем рассказе ошибки не мешают общему восприятию самогО рассказа, да и не так уж их много. Пишите ещё, а то надоело читать истории девочек-старшеклассниц. Отзыву 87: Уважаемая, Вета из Ганновера, Птица Феникс, безусловно, ошибается. Восьмое десятилетие - это семидесятые годы, просто Вы с ней путаете две языковые позиции. Мне удивительно другое: заблуждение одного человека вызвало такую дискуссию. Если для Вас недостаточно аргумента из словаря (отзыв №85), то уж не знаю, как переубедить оппонентов, да и стОит ли, если человек не обращает внимания на доказательства другой стороны.
  • 2 Marana, Вильнюс, Литва 18.01.2005 вт 18:58 русско-литовский словарь какого года издания простите?
  • Маша Тополь / 18 янв 2005
    Дорогая Марана - спасибо за отзыв. Очень меня огорчают мои грамматические ошибки. Уже очень много лет я пишу, говорю, и иногда даже думаю не по-русски. Язык очень деградирует в такой ситуации. Это, конечно, не оправдание - но в какой-то мере объяснение. Хотя все равно грустно...
  • Птица Феникс безусловно права, что ксается названий десятилетий. Удивительно, что Вам так долго и развернуто нужно доказывать столь очевидный факт! Это показательный пример того, как распостраненная ошибка (не без греха неграмотных СМИ) принимается за норму и правило людьми, в том числе и образованными.
  • 2 Veta, Hannover 18.01.2005 вт 18:35 уффф :)) спасибо :) именно про это я и говорю! и СМИ упорно поддерживают эту ошибку и уже окончательно убедили всех! еще один типичный пример этой ошибки, когда 1 января 2000 года и 1 января 2001 года нам доказывали что мы втречаем третье тысячелетие! в итоге мы 2 раза его встречали!! на самом деле третье(!) тысячелетие начинается именно 1 января 2001 года! а 31.12.2000 года оно закончилось! на этом дне закончился и двадцатый(!) век! :) да даже если взять не года, а минуты! например комментарии на спортивных соревнованиях, что очень показательно! например, спортсмен бежит уже 19 минут, идет отсчет времени дальше! что говорит кооментатор? правильно! он говорит: "пошла двадцатая минута"! тоже самое про год! мы только встретили 2005 год! но он только начался, а мы его уже называем 2005-ым! тоже самое и про десятк должно быть: они только начинаются, а мы их должны называть той цифрой, которая завершает этот десяток... я больше не могу :) у меня больше нет сил приводить подобные примеры :)) пусть все останутся при своем мнении :)
  • Машустик / 18 янв 2005
    Птица Феникс, возможно вы и правы... Но хотите вы того или нет, но мне почему то кажется, что большинство людей все-таки когда говорит о семидесятых имеет в виду период с 1970-1979 и т.д. И честно говоря, я в их числе. И считаю, что родилась в семидесятые, а не в 80-ые. Возможно здесь наиболее часто употребляемое понятие (явление, слово) замещает, то что изначально считалось правильным (каноническим) или такие понятия имеют равнозначную силу (хотя с числительными не знаю возможно ли это). Как например "галоши" и "калоши". И еще меня мучают сомнения по этому поводу, а может быть в обозначении таких временных периодов действительно действует другое правило? А вообще меня просто удивил спор на эту тему и не удержалась - ввязалась. Не буду настаивать на своем, но вы меня тоже не убедили. :)))
  • Marana (Вильнюс) / 18 янв 2005
    Рассказ интересный. Несмотря на некоторые весьма немногочисленные грамматические ошибки, от меня рассказу (на сей раз пишу это слово без кавычек) плюс. Хорошо выстроен сюжет, и предложения не корявые, а правильно построенные, в общем, мне лично слог понравился. Хотелось бы выступить в защиту автора, хотя это кое-кто уже сделал и до меня, только я постараюсь аргументировать свою позицию. Уважаемая Птица Феникс, как человек, который по роду деятельности ежедневно сталкивается с языковыми нюансами (я переводчик, работаю с 3 языками), в русском языке 1978 год - это всё-таки не "восьмидесятые" годы, а "семидесятые", Вы просто не учли один нюанс, когда сравнивали с нумерацией веков. Поясню: 1978 год относится к восьмому десятилетию (а не к седьмому), однако в русском языке слово "СЕМИДЕСЯТЫЕ" употребляется не по названию десятилетия, а как обобщение от СЕМИДЕСЯТЫЙ, СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ, СЕМЬДЕСЯТ ВТОРОЙ и т.п. В качестве доказательства я могла бы привести часть словарной статьи из русско-литовского словаря (понимаю, что проверить сами Вы вряд ли сможете, но уверена, что такое же пояснение Вы могли бы найти и в каком-либо другом словаре, если мои аргументы Вас не убедят). Вот эта часть словарной статьи: "восьмидесятые годы (какого-либо века) - девятое десятилетие (с 80-ого по 89 год)". В литовском языке, например, принято говорить не "в восьмидесятые годы", а "в девятом десятилетии". Кроме того, в печати и на ТВ частенько встречается выражение "российский криминальный бизнес начала 90-ых". Если следовать Вашей позиции, то это про год примерно 1980-1984, а тогда в России и бизнеса-то не было. И по поводу того, что героиня располнела к 30 годам, так это совершенно не противоречит хронологии: там же нет указания, что ей сейчас 30. Располнеть она могла и к 20, и к 25. В общем, извините, конечно, но эти Ваши замечания я считаю совершенно безосновательными.
  • Аноним / 18 янв 2005
    Беспорно, пока, лучший рассказ января!
  • Интересно и поучительно!..:)Отдельное спасибо за грамотность изложения! +
  • Машустик / 18 янв 2005
    Или "девятисотые" - для сокращения... :)))
  • Машустик / 18 янв 2005
    Птица Феникс (73 отзыв): А как насчет того что сейчас двухтысячные года, а в период с 1900 по 1910 были "тысячедевятисотые"??? Помоему нормально? И вполне логично. Примыкаю к группе ваших оппонентов.
  • 2 Машустик, Санкт-Петербург 18.01.2005 вт 16:19 еще раз, в последний, для всех моих оппонентов :) не переубедили :) по поводу 1901-1909 годов, 2001-2009 годов: я и говорила в самом начале, что если писАть "1900-е года", "1990-е года", "2000-е года", то вопросов нет :) а теперь внимание вопросы :) 1785 год - это какой век? 2005 год - какой век? третье тысячелетие когда началось? а когда второе тысячелетие закончилось? :) те же правила действуют и для десятков лет! с какой стати правила должны меняться? :)
  • Маша Тополь / 18 янв 2005
    Поделитесь знаниями, Ната! :о))
  • Ой, Маша. Что то слишком активно вы тут выступаете. Ох, не чисто тут что-то. Чувствует моя ... голова... знаю я вас и ваше творчество :)
  • Aisha Nechaeva (Екатеринбург) / 18 янв 2005
  • Маразм крепчаёт...
  • Маша Тополь / 18 янв 2005
    О-ля-ля - а почему это Вас покоробило?
  • О-ля-ля / 18 янв 2005
    Очень приятный рассказик. Покоробило только что "мальчик с золотым сердцем" играет "в футбол чьим-то портфелем"
  • Спасибо большое автору, очень понравилось! Так легко и мило о ва*но, о вере в чудо. +++++

Оставить комментарий
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору