На главную
 
 
 

Вдыхая пыли аромат...
Автор: Габи / 01.03.2011

Вдыхая пыли аромат...Когда это было, когда это было,
Во сне, наяву?
Во сне, наяву, по волне моей памяти
Я поплыву.
/ Гильен Н./

— Привет, мам! Как дела? Что ты на этот раз придумала?

— Конечно, мать у тебя сумасшедшая… У нее эти, как их, глюки. Посмела оторвать дочь от срочных дел и голодного мужа… Никогда больше тебя ни о чем не попрошу…

— Мамуль, ну я же приехала, сейчас разберемся с твоим мышом, или кто там у тебя завелся.

— Разберется она, как же, — все еще ворчливо, но, уже потихоньку сбавляя обороты, приговаривает моя вечно брюзжащая матушка.

Это ароматы моего ДЕТСТВА… На детство не может быть аллергии, если оно было счастливым. Хотя глаза — черт его знает почему — щиплет…

***

Я лезу на антресоли, соединяющие прихожую с кухней в квартире, где я прожила первые двадцать лет. Полвека тому назад родители привезли меня — глазастый двухмесячный сверток — из волжского городка в деревянном чемодане… Так гласит семейная легенда. По правде говоря, я только спала первое время в этом тяжеленном сундуке — и в поезде, и здесь, дома. Кроватка появилась позже. А мое первое ложе хранится там, куда я сейчас с трудом забираюсь, балансируя на стремянке.

На антресолях, как утверждает мамуля, недавно поселился квартирант. За жилплощадь, мерзавец, не платит, а спать хозяйке мешает — шуршит, пищит и скребется. «Служба спасения», прибывшая по срочному вызову, делает вид, что относится к тому редкому типу женщин, который мышей не боится. Матушка уверена, что я запросто могу изловить грызуна или заключить с ним пакт о ненападении. На крайний случай приготовлена мышеловка с кусочком сыра. Но тогда мне придется контролировать ситуацию вплоть до бесславной гибели любителя халявы, то есть поселиться в родительском доме на неопределенный срок. Такой вариант мне как-то не очень…

Антресоли в маминой «сталинке» огромные: два метра на метр, и высота приличная. А чего строителям мелочиться? Потолки высоченные, можно и антресоли размером со среднюю кухню в хрущобе соорудить.

Это — мое «логово», моя «голубятня». Излюбленное место детских игр, запретное и оттого страстно желанное. На антресолях испокон веку хранилось все самое интересное: старые журналы, новогодние игрушки и маски, коньки, коробка со столярными инструментами, старый чемодан с отцовскими бумагами… Мне редко, очень редко позволяли поиграть в «домике Карлсона». Только тогда, когда родители отчаивались направить энергию неугомононного чада в тихое русло, а погода была омерзительной и категорически негуляльной. Почему они не боялись, что я спрыгну или упаду с верхотуры? Смешно! Разве может человек добровольно покинуть самое замечательное в мире место для чтохочутоиделанья?

До чего же тесно тут стало, а ведь когда-то… хорошо помню… не то, что сидеть, — почти стоять можно было! Усохли антресоли со временем, что ли…

Запахи…

Они обрушились на меня, как вылитое на голову ведро ледяной воды, ошарашив мгновенным перемещением на много лет назад. Я нечаянно ступила на борт машины времени. Задохнулась от потревоженной пыли и испугалась… Ёшкин кот, моя аллергия!

Нет! Это — не пыль. Это ароматы моего ДЕТСТВА… На детство не может быть аллергии, если оно было счастливым. Хотя глаза — черт его знает почему — щиплет…

Облезлый медвежонок с оторванной лапой. Бумка! Любимая игрушка… Сколько раз у него отрывался нос, а потом и лапа потерялась…

Что это? Не может быть! Облезлый медвежонок с оторванной лапой. Бумка! Любимая игрушка… Сколько раз у него отрывался нос, а потом и лапа потерялась… Он пахнет Черным морем и пельменями — в пять лет я наотрез отказалась оставить его одного дома. Баюкала Бумку в поезде, носила на пляж, таскала медвежонка на Медведь-гору и кормила его жареными пельменями в кафе. А еще маленький медвежонок пахнет мазью Вишневского — ею я лечила мишкин «нарыв»: вылезшую из прорехи на плюшевом, когда-то желтом боку поролоновую «начинку».

Коньки… Чешские фигурные коньки, потерявшие не только свою первоначальную белоснежность, но и металлические крючочки. Они пахнут моими ссадинами на коленках, йодом и мокрыми варежками. А еще — «петушком» на палочке, которым меня угостил мальчишка в шапке с красным помпоном…

— Ну что там? — подает голос маменька. — Что ты там видишь?

Мама, я НИЧЕГО не вижу, у меня почему-то очки запотели… Я сейчас далека, очень далека от твоего хвостатого постояльца… Прости.

— Знаешь, мам, я, наверное, останусь сегодня у тебя ночевать… Хорошо? Тут столько всего интересного… Можно, я кое-что возьму?

Идиотка… Нельзя забрать пушистый сверкающий иней с деревьев и нельзя унести с собой запахи детства — они живут только здесь…

…Новогодние игрушки пахнут елкой. Огромной пушистой высоченной елкой, занимающей треть моей комнаты. Ожиданием чуда, безуспешным караулением Деда Мороза, мандаринами и тортом «Наполеон».

Старые журналы… Они пахнут — нет, не может быть! — первыми всамделишными духами. Самыми что ни на есть французскими, которые невыездной отец выклянчил у знакомого академика, вернувшегося из Парижа, к маминому дню рождения. Как она их прятала! А я разбавляла водой содержимое красивого флакончика и сматывалась из дома до прихода родителей, чтоб никто не унюхал. Сколько у меня потом было изысканных духов, но этот запах — запах первого свидания и первого поцелуя — упоителен…

Отцовские рукописи пахнут отцом и шоколадом. Дома почти всегда были хорошие конфеты, хотя в магазинах они не лежали — их «выбрасывали» и «расхватывали». Немного конфет мама насыпАла в вазочку на столе, а остальные хранились здесь, на антресолях, сразу за дверкой. Их можно было достать, встав на цыпочки, если поставить на стул табуретку. Я всегда находила заначку по запаху. Отец знал о контрабандном конфетопоедании, но матери не выдавал.

Идиотка… Нельзя забрать пушистый сверкающий иней с деревьев и нельзя унести с собой запахи детства — они живут только здесь…

Фотоувеличитель, ванночки для проявителя-закрепителя… Запахи химикатов: сульфита, фиксажа, фотопленки. Дешевенькая «Смена» у меня появилась во втором классе, и я заболела фотографией. Готова была часами сидеть рядом с отцом в ванной при магическом свете красного фонаря и наблюдать за чудом возникновения изображения на чистом листе бумаги… А вот и глянцеватель, пахнущий горячим металлом, часто обжигавший мне пальцы и с треском выплевывавший черно-белые фотографии.

Связка моих писем…

Неужели я так часто писала родителям? Старые конверты пахнут поездами, Волгой, юностью и дерзостью. Моей независимостью и… страстным желанием вернуться сюда, в этот дом, в уютное и безопасное место, под родительское крыло. Но — нет… Птенцы вырастают и строят свои гнезда.

— Я заварила чай! — задрав голову, сообщает мама. — Что там делаешь?

Я ДЫШУ воспоминаниями… И «плыву по волнам моей памяти, исчезая в этих волнах»…

Я не знаю — сколько мне сейчас лет и зачем я здесь. Я вдыхаю запахи своего детства, абсолютного, неповторимого счастья и уплываю, уплываю…

Не мешай мне, мама. Пожалуйста…

 



 

Ваше мнение 106  

Оставить комментарий
  • Hutsul Lady (Карпаты) / 21 апр 2011
    прекрасный рассказ!
  • Правила литконкурса обновлены. Прошу всех ознакомиться с ними. В дальнейшем к нарушителям правил будут применяться санкции.
  • Ассоль / 1 апр 2011
    Габи, какая Вы талантливая. Говорю без иронии. Ваш талант многогранен, Вы всегда разная, пишете в разных жанрах, "притворяясь" разными людьми, но блестяще входите в любой образ, перевоплощаясь, как актриса, и любой жанр Вам удается. Повторю то, что написала под стихами Лермонтова (позор мой вечный) - Расширяйте свой талант, аудиторию, развивайте за пределами Клео (я не говорю, что надо перестать публиковаться здесь, но Вы способны, помимо этого, на многое другое, и можете вполне найти лучшее применение своим талантам, чем розыгрыши с многочисленными личинами). Из Вас вышел бы отличный сценарист - не задумывались?
  • С заслуженной победой! Только и осталось в жизни, как ностальгировать... По незапятнанному детству.
  • Рассказ-эссе очень хорош, поздравляю.
  • Ой, че-то я запуталась... Габи - это МарусяЯ? В любом случае, примите мои поздравления!
    • Тигр (Интернет) / 1 апр 2011
      Нет, Роза Марена, МарусЯ - не Габи. МарусЯ уже заняла свое первое место, а второе - у Габи. Поместить свои два рассказа в одном конкурсе было бы очень некорректно, поэтому, не желая думать о людях плохо, считаю, что МарусЯ и Габи сами по себе. А вас, Габи, поздравляю со вторым местом!
      • Тигруша, судя по всему, Вы очень добрый и тактичный человек))) Правилами конкурса не запрещено посылать два и более рассказов, стОит только подписать их разными именами. И такие штуки вполне в духе Габи-Маруси))) Я подозревала, что что-то подобное может произойти.
        • Тигр (Интернет) / 1 апр 2011
          Роза, я согласна, что не запрещено публиковать сразу два рассказа под разными именами. Но вот мое ИМХО: не совсем корректно по отношению к другим авторам так делать. Потому что, если я ничего не путаю, публикуют по одному рассказу в день. Чей-то рассказ, произведение какого-нибудь другого автора могло не попасть на конкурс из-за того, что один и тот же автор опубликовал аж сразу два своих рассказа. Может, я чего-то не знаю, но, по-моему, ни разу еще никто другой здесь на клео так не поступал. Никого не осуждаю, да и рассказы действительно хороши, но, по-моему, это не совсем корректно и не смешно. Юмора здесь не вижу. Так что если Габи-Маруся задумала розыгрыш, то он не удался. Но с первыми местами все равно поздравляю
    • Да я это, я, Роза -Ларисс-ка)))) Почему Вам можно, а мне нельзя?)))) Это я про смену ника)))) Да, я послала два рассказа, виновата(((( Но вот в прошлом месяце, к примеру, послала опус -не опубликовали, в апреле -точно писать не буду, уезжаю)))) Что делать, когда в марте из меня так и сыпалось?))) Ну, я готова все флЯконы презентовать автору "Бабуши" и Ослику, если это может как-то загладить и искупить мой невинный розыгрыш или ужасную вину (нужное подчеркнуть) ))))
      • МарусяЯ, в чем заключается розыгрыш? Все писали анонимно, все открыли имена (ники). Вы победили два раза - это замечательно, правила не запрещают (вы не первая это делаете), принимайте поздравления.))) А розыгрыш-то где?)))
      • Маруся, а почему Ослику или Вы меня не знаете? Или Вы считаете их рассказы лучшими? В любом случае, некрасиво это как-то...
  • Фанерка (ДОК г. Урюпинск) / 9 мар 2011
    а мне хорошо на душу легло))) от меня пятёрка!
  • Valtim (уральский) / 6 мар 2011
    Рассказ немного надуман и это чувствуется...но читается?
    • Автор / 11 мар 2011
      Рассказ абсолютно реален))) Может быть, он несколько "оромантичен", но это мироощущение Автора (на тот момент).
  • Тигр (Интернет) / 4 мар 2011
    Милый добрый рассказ, очень тепло и хорошо написан. Но почему-то не лег на душу по-настоящему, и все. То ли дело в моем настроении, то ли этот рассказ - просто не мое, даже не знаю. Вроде хорошо написано, язык прекрасный, должно бы цеплять (сам рассказ построен на эмоциях), но чего-то не хватило. Хотя ни одного минуса назвать не могу, все хорошо. Просто или цепляет или нет, и не всегда можно объяснить почему именно.
  • Если уж на то пошло, то почти вся художественная литература - это спекуляция на чувствах. Либо на тех, что ты испытывал, либо на тех, что тебе испытать не дано, но очень любопытно. А вот воплотить это так, чтобы читатель проникся, дано не всем.
    • Чайка_ / 4 мар 2011
      Заметьте, о спекуляции я не говорила. Я говорила лишь о благодарности темы. А это - не одно и то же.
      • Любая тема найдёт своего читателя, лишь бы писатель был хорош. На любую жизненную тему можно написать просто, но так, что дух захватит. Просто не всем дано. Это, знаете, как с порнотекстами: одни цепляют, а от других спать хочется. Одному.
        • Автор / 4 мар 2011
          Отдельное спасибо, Вы меня не знаете, за сравнение литературы с порнотекстами)))) М.Задорнов говорил, что наш человек от избытка нежных чуйств порой готов материться на красивый закат))))
  • Чайка_ / 3 мар 2011
    Есть темы благодарные. Эта - одна из них. Запахи (а у женщин нюх развит лучше, чем у мужчин, они более к ним восприимчивы) способны пробудить множество воспоминаний. А что может быть слаще, чем воспоминания о детстве? Анализируя себя: детство у меня было совсем небезоблачным, но с каким удовольствием и ностальгией я его вспоминаю! Думаю, в успехе этого конкретного рассказа 50% - талант автора, написан он действительно хорошо. А остальные 50% - эмоции читателей, их субъективная память детства.
    • Маруся / 3 мар 2011
      Чайка, успех многих рассказов на Клео (в том числе и в феврале) связан с детско -кошачье-собачьей темой, ИМХО)))) Вы считаете все эти рассказы спекуляцией на чувствах читателей? Может быть, тогда стОит в целях уравнивания шансов запретить всем авторам писать про кошек, собак, лошадок, рыбок и деток? А заодно про Прынцев и Золушек?))))
      • Чайка_ / 3 мар 2011
        Маруся, не мое дело что-то запрещать или разрешать. Я просто пытаюсь проанализировать причины высокого рейтинга рассказов про детей-кошек-собак-хомячков и пр. Спекуляция по своей природе носит все-таки намеренный характер, вряд ли авторы делают это специально. А принцев и золушек Вы напрасно обижаете. Чтобы написать на такую избитую тему, и чтоб за душу взяло - нужен немалый талант.
        • Маруся / 3 мар 2011
          Чтобы хорошо написать на любую тему, нужны хоть какие-нибудь способности, ежели не талант))))Но Вы же оставляете за автором только 50% успеха, т.е. говорите о том, что "эмоции читателей, их субъективная память детства" возникли не по прочтении рассказа, а сами по себе, из самой темы. Я с этим не согласна, потому что и о детстве, о о кошкособаках можно написать так, что никаких эмоций ни у кого не возникнет, или возникнут совершенно неожиданные отрицательные эмоции.
          • Чайка_ / 3 мар 2011
            Да, Маруся, я так считаю. Вы считаете иначе, Ваше право. Какая тема сильнее заденет женскую душу? Тема детей или тема "есть ли жизнь на Марсе"? К какой она будет более восприимчива? Теперь насчет успеха-неуспеха. Возьмите действительно хорошо написанный рассказ. Объективно хорошо. Но вот у кого-то, пусть не у такого большого кол-ва читателей он не вызовет никаких эмоций или вызовет отрицательные. Такое тоже может быть. Значит ли это неуспех автора? Мы все, читая, пропускаем рассказ через себя. Восприимчивость читателей, их опыт, эмоции, чувства - один из краеугольных камней успеха произведения. Есть темы, которые легко чувства пробуждают. И эта - одна из них. Это не плохо и не хорошо. Просто так есть. Кстати, про спекуляцию я нигде не писала.
            • Маруся / 3 мар 2011
              "Какая тема сильнее заденет женскую душу? Тема детей или тема "есть ли жизнь на Марсе"? К какой она будет более восприимчива?" Чайка, женщины все разные, и разные темы их волнуют))) Меня, если честно, гораздо больше взволновала бы тема "есть ли жизнь на Марке, чем кошкособачья или детская))) Есть женщины, не любящие и не имеющие детей, но обожающие авиацию или шахматы. Есть женщины, которые терпеть не могут животных, но обожают классическую музыку. Да, в процентном соотношении, скорее всего, женщин, любящих детей больше, чем убежденых чайлфри, но не факт)))
            • Чайка_ / 4 мар 2011
              Маруся, согласна. Согласна, что разным людям нравятся разные темы. "процентном соотношении, скорее всего, женщин, любящих детей больше, чем убежденых чайлфри" В таком случае успех-неуспех имеет количественное, а не качественное выражение)))
  • Оффтоп: где новые рассказы? Очень хочется почитать)))
    • Маруся / 3 мар 2011
      Таки да, очень хочется))) Неужто мы будем все праздники глотать антресольную пыль? Ау, авторы! ))) Дайте же вдохнуть утОнченных ароматов, натереться эвфуистическими благовониями и занюхать портянкой)))))Ларисс-ка, Вас тоже касается))))
  • Лунная (Большое Яблоко) / 3 мар 2011
    От меня пятерка! Вкусно. Образно. Зримо. Есть рассказы, от которых тошнит, а иной очерк или эссе читается взахлеб, как детектив. Не в том вопрос в какой форме писать, а КАК писать. А сюжет, таки да, есть. И конфликт тоже. Если кто не заметил, я разжевывать не буду. Вся прелесть в недостазанности.
  • А при чём тут эссе? Где тут размышления на тему, попытка делать какие-то выводы? Маленький эмоциональный рассказ, с сюжетом и героями.
    • А разве эссе - это плохо? Во всяком случае, я этого не говорила. "ЭССЕ - литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета". По-моему, тут как раз прямое авторское высказывание без вымышленных персонажей. Дается информация о том, что находится на антресолях и объяснение, какие эмоции вызывает эта информация. Индивидуальная точка зрения автора, которую читатели примеряют на себя, и это один из главных плюсов произведения.
      • Так тут и нет ни точки зрения, ни объяснений, ни попытки анализа. Вместо действий ГГ- ощущения, чувства, а никак не мысли.
        • Лунная (Большое Яблоко) / 4 мар 2011
          Да - ощущения, чувства, только через ощущения передана целая история жизни, с полным сюжетом, какбы из-за занавеса
  • МАСТЕР-КЛАСС / 2 мар 2011
    Что такое рассказ, толком никто не знает. Ясно, что это не роман. Ясно, что это не драма. Дальше - темный лес определений и классификаций. Дальше - путаница в терминологии…и долгие споры о том, считать ли новеллу самостоятельным жанром и т.д. и т.п. …Таким образом, удалив все лишнее, мы получим в качестве рассказа относительно короткий текст (явно меньший, чем повесть или роман), написанный не стихами, а прозой. Теперь попытаемся выделить некоторые "единства", которые присущи рассказу. Не обязательно все они соблюдаются в любом рассказе, однако именно их наличие позволяет выделить рассказ как самостоятельный жанр литературы. Итак... ЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ. Время действия в рассказе ограничено. Не обязательно - одними сутками, как у классицистов. Тем не менее, рассказы, сюжет которых охватывает всю жизнь персонажа встречаются не слишком часто. Еще реже появляются рассказы, в которых действие длится столетиями. Временное единство обусловлено и тесно связано с другим – ЕДИНСТВОМ ДЕЙСТВИЯ. Даже если рассказ охватывает значительный период, все равно он посвящен развитию какого-то одного действия (одного конфликта). Единство действия связано с событийным единством….Иначе говоря, рассказ либо ограничивается описанием единственного события, либо одно-два события становятся в нем главными, кульминационными, смыслообразующими. Отсюда – ЕДИНСТВО МЕСТА.
    • Что такое рассказ? (продолжение) / 2 мар 2011
      Действие рассказа происходит в одном месте или в строго ограниченном количестве мест. В двух-трех еще может, в пяти - уже вряд ли (они могут лишь упоминаться автором). ЕДИНСТВО ПЕРСОНАЖА. В пространстве рассказа, как правило, существует один главный герой. Иногда их бывает два. И очень редко - несколько. То есть второстепенных персонажей, в принципе, может быть довольно много, но они - сугубо функциональны. Задача второстепенных персонажей в рассказе - создавать фон, помогать или мешать главному герою. Не более. Так или иначе, все перечисленные единства сводятся к одному - единству центра. Рассказ не может существовать без некоего центрального, определяющего знака, который бы "стягивал" все прочие. В конечном итоге, совершенно все равно, станет ли этим центром кульминационное событие или статический описательный образ, или значимый жест персонажа, или само развитие действия. В любом рассказе должен быть главный образ, за счет которого держится вся композиционная структура, который задает тему и обусловливает смысл истории.
      • окончание / 2 мар 2011
        Это были выдержки из исследования Сергея Серегина "Что такое рассказ"? Грани таких жанров как эссе, очерк, новелла и пр. весьма размыты. Сейчас термин "эссе" чаще всего используют для обозначения студенческих работ (тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление) или критических статей. Многие произведения писателей, которые сами писатели назвали «рассказами» позже стали именовать "эссе". Мне кажется, границы "дозволенного" на конкурсе определяет редактор литконкурса, и если он принимает решение о публикации, значит, произведение соответствует рамкам конкурса. Если не пропускает - значит, не соответствует. Поэтому поднимать вопрос о соответствии этого или любого другого произведения тематике и рамкам конкурса некорректно по отношению к редактору и авторам литконкурса.
        • Солярская / 2 мар 2011
          СПАСИБО, утянула себе! (как мышь в норку)
        • Не согласна. Каждый может высказать свое мнение. Недаром ведь есть конкурсы очерков и эссе. Я, допустим, не могу на одну планку поставить рассказ и эссе. Как я уже говорила, это эссе очень качественно написано, и мне понравилось. И не вижу ничего не корректного в том, что жанр определяется как эссе. Главное, читателям понравилось. Кстати, кому-то легче писать эссе, кому-то это наоборот не дается. Я недавно очерк писала, так замучилась просто, мне рассказ написать легче.
        • Mati (Симферополь) / 3 мар 2011
          Спасибо за мастер-класс - очень поучительно и нужно каждому пишущему. Побольше бы таких толковых пояснений и советов, глядишь, и авторы планку бы свою подняли:)
      • Вы забыли еще сказать, что в рассказе обязательно должен присутствовать сюжет, а также - саспиенс, кульминационный момент или момент наивысшего напряжения. В рассказе действие происходит вокруг сюжета, который должен развиваться, а не стоять на месте.
        • Солярская / 2 мар 2011
          тоже утянула;)
        • автор / 3 мар 2011
          Моряна, а прочему Вы считаете, что нет сюжета в данном опусе? ГГ с неохотой пришла в дом матери "ловить мыша", но неожиданно для себя самой проживает все свои лучшие годы, детство и юность на антресолях. Попутно меняется и отношение к матери, она готова остаться у нее на сколько потребуется, не считаясь со своими делами. Насчет «саспиенса». В английском языке этот термин широко употребляется при описании бытовых и жизненных ситуаций. В русском языке этот термин употребляется только применительно к кинематографу, видеоиграм и изредка к литературе: словом «саспиенс» обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние. Саспенс в основном применяется в триллерах и в фильмах ужасов.
          • Автор / 3 мар 2011
            Хотелось выделить, но не получилось " саспиенс - НАБОР ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРИЕМОВ, используемых для погружения зрителя (читателя) в это состояние. Вы же "погрузились", не правда ли?
          • Моя ремарка - это лишь продолжение к мастер-классу. А насчет саспиенса запомнила с одного сайта, где рассказы оценивались профессионалами. Если найду, размещу здесь те требования, которые выставлялись к рассказу. А что Лика не оценивает, так это ее право, во всяком случае, согласитесь, это честнее, чем ставить единицу за качественно сделанную вещь.

Оставить комментарий
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору