На главную
 
 
 

У каждого своя правда. Эссе
Автор: Летний дождь / 17.06.2010

У каждого своя правда. ЭссеС рождения я получила от БОГА четыре изумительных подарка: чудесную семью, шикарные локоны, стремление и любовь к качественному общению, и наимощнейшею интуицию.

Сколько себя помню, я всегда знала, когда можно сказать, спросить, да и вообще открыть рот, а когда следует молчать. В детском саду (да и потом тоже) меня за это не любили: считали высокомерной. Детская душа не умеет врать: мне всегда было скучно с ровесниками, и я старалась дружить с ребятами постарше. А им, в свою очередь, нравилось возиться со мной и изливать на меня свои познания и взгляды на жизнь.

Единственно, что омрачало мою радость от общения с ними, так это тот факт, что все они были школьниками, а я ещё нет. Поэтому я с радостью готовилась идти в первый класс.

Перед 1 сентября родителей попросили задать детям вопрос: «Кем ты хочешь стать?», а ответы передать учительнице. На вопрос: «Леночка, кем ты хочешь быть?» ответ пришёл сам собой. «Астрологом», чуть было не сказала я, совершенно не понимая значения этого слова, но, вовремя спохватившись, сказала: «Милиционером!» Все засмеялись, и на этом «допрос» закончился.

Детская душа не умеет врать: мне всегда было скучно с ровесниками, и я старалась дружить с ребятами постарше.

Интересно, что двадцать лет спустя я стала и тем, и другим...

Класс мне сразу не понравился. Я удивлённо смотрела на это сборище совершенно не подходящих друг другу людей и думала о том, как бы поскорее сбежать к своим книжкам, любимым бардам, да и вообще подальше от шума. Но в этот момент учительница подошла ко мне и сказала, что нас сейчас будут фотографировать. Потом было открытие учебного года...

И вот я в классе. Учительница что-то говорит, но я её почти не слушаю. Я ищу в классе «своего» человека. Не найдя, я тяжело вздыхаю и сосредотачиваюсь на том, как много надо сделать в школе...

Через три месяца первая запись в дневнике: «Плохо усваивает простейшие уравнения». Родители хмурятся.

Вот уже три месяца они каждый вечер занимаются со мной чистописанием, чтением, тренировкой памяти и чем-то ещё. Теперь вот математика...

Вскоре я переживаю первое детское потрясение: наша молодая, милая, красивая, добрая и весёлая Татьяна Георгиевна выходит замуж и навсегда уезжает жить в Ялту.

У нас появляется новая учительница. С этих пор в школу ходить невыносимо: класс и учительница пытаются перекричать друг друга. К тому же со мной рядом садят дурно пахнущего мальчика, которому я должна помогать.

Наконец-то каникулы, и я могу поехать к бабушке.

Я люблю бабушкин двор. В нём растёт большой каштан, а под ним лавочки. Соседки перекрикиваются из окна в окно, но я не понимаю ни слова. Заметив меня, они испуганно замолкают и переходят на русский язык. Чуть позже я узнаю от брата, что говорят они на идиш и что нам нельзя знать этот язык. Интуитивно я понимаю, что и об этом нужно молчать...

А в школе нам рассказывают про равенство народов, о том, какой хороший дедушка Ленин, о том, что всё у нас, да и мы сами, есть благодаря ему. И о том, что Бога нет. Во втором классе меня посещает мысль: «БОГ создал и дедушку Ленина тоже». Испугавшись собственной мысли, понимаю, что об этом надо молчать...

Чтобы как-то отвлечь меня от нелюбимой школы, родители отдают меня в разные кружки. За годы учёбы в школе я и танцами занималась, и музыкой, и лёгкой атлетикой, и шахматами. Но по-настоящему меня захватывала только математика. Кто-то даже высказал предположение, что из меня вырастит вторая Софья Ковалевская.

Во втором классе меня посещает мысль: «БОГ создал и дедушку Ленина тоже». Испугавшись собственной мысли, понимаю, что об этом надо молчать...

Чтобы разнообразить мой круг общения, меня переводят из школы в школу. Жизнь превращается в сплошной цветной калейдоскоп общения, уроков, эмоций, новых лиц, пустоты, отстаивания собственного достоинства и уже неотделимой мысли: «Ты еврейка, и чтобы чего-то достичь, должна трудиться в три раза больше остальных».

И я трудилась... В седьмом классе меня перевели в элитную школу города, где я обрела и настоящих друзей, и душевный комфорт, и великолепное общение, и даже возможность говорить запрещённое. А в СССР начались перемены. И вместе с перестройкой пошатнулся авторитет дедушки Ленина.

Начало 90-х. СССР приподнимает «железный занавес», и нас с общим потоком выносит в Израиль.

Здесь всё новое и непонятное. У нас психологический шок. По возрасту я попадаю в последний класс школы, но меня туда не берут: я не знаю языка и не смогу сдать выпускные экзамены. Вопрос «что же делать?» повисает в воздухе. А пока я иду в класс по изучению языка.

На переменах мы выходим в коридор. Вдоль стен на холодном полу сидят местные ребята, пьют колу, о чём-то болтают. Одеты все очень небрежно. Они чужие для нас, мы чужие для них. Они нас презирают. Во-первых, потому что мы не знаем иврит, мы не знаем идиш, мы не знаем собственной истории, мы не знаем ничего о государстве Израиль, а во-вторых, они все абсолютно уверены, что мы – «русим» - все хулиганы и проститутки. И, как подтверждение этому, на перемене ко мне подходит девятиклассник и совершает непристойное действие.

За что, отойдя десять метров, получает внушительную оплеуху от парнишки из Баку. С этого момента начинается война: мы пытаемся утвердиться на новой родине, «они» - не уступить и пяди своей территории. Но постепенно мы проникаемся взаимоуважением друг к другу: они видят нашу целеустремлённость, аккуратность, приятие и изучение всего нового, мы же понимаем, что в них нет ни грамма жестокости при том, что страна живёт в постоянном состоянии войны.

Они добрее нас. И этому тоже стоит у них поучиться.

В начале нового учебного года я попадаю в школу-интернат. Хотя правильнее - пансион. Класс у нас полностью «русский»: 14 ребят и 13 девушек в возрасте 17-18 лет. Все из разных уголков СССР. Нам всем за два года нужно получить аттестат зрелости, и мы все меньше года в стране. Это обстоятельство нас необычайно сплачивает. И уже через несколько дней мы не можем прожить друг без друга.

После школы идём на обед в столовую, потом каждый по своим комнатам. После ужина собираемся всем классом на «бардовский» вечер: школа наша находится на территории лесного массива, созданного в пустыне, и перед зданием, в котором мы живём, есть чудесная поляна. На ней мы ведём задушевные разговоры, поём под гитару, травим байки....

Нам всем за два года нужно получить аттестат зрелости, и мы все меньше года в стране. Это обстоятельство нас необычайно сплачивает.

С наступлением холодов всё это перемещается в комнаты.

Раз в неделю мы не учимся. Мы работаем. В школе самообслуживание: мы убираем помещения, работаем в теплице, на кухне, в автомастерской. За каждым классом закреплён его день. Этот факт сближает нас с коренными израильтянами. Постепенно мы сдруживаемся: мы помогаем им по математике и физике, они нам по истории, языку и литературе и ещё каким-то предметам, которые мы учим впервые.

Вторая половина учебного года. Начинаем получать первые повестки в военкомат. Мы не строим планы на «после окончания школы». Дорога у всех одна: мы все станем солдатами Армии Обороны Израиля. В первый раз в нашем классе вспыхивает ссора: ребята против службы девушек в армии, девушки же отчаянно туда рвутся....

Вот и первые военные сборы. Очень жарко, ноги не привыкли к военным ботинкам и живут своей жизнью, отдельно от тела. А приклад больно отдаёт в плечо после каждого выстрела. «Ленка, ты сильней прижимай приклад к плечу. Отдача будет не такой сильной». Кто-то из ребят заботливо учит меня правильно держать автомат. Я стараюсь.

Отдача такая, что я получаю неслабый удар в челюсть. Командир вздыхает и приглашает нас ознакомиться с устройством танка...

В конце нам предлагают написать, кто где хотел бы служить.

Вот и выпускные экзамены. Мы всем классом сидим, зубрим.
В каждой комнате свой предмет. Ходим из комнаты в комнату, повторяя, дополняя, освежая в памяти, заучивая наизусть. Все стараются улыбаться, шутить. Но каждый понимает, что ещё две недели, и мы расстанемся. Стараемся об этом не думать. Иначе разревёмся.

Выпускной вечер. Собралась вся школа. Мы - особенный класс.
Единственный полностью «русский» класс на все школы Израиля. За нашей жизнью и успеваемостью напряжённо следили из всех министерств.

Итак, мы оправдали доверие. Мы учились наравне с коренными израильтянами, и мы все получили аттестат зрелости! Нам аплодирует стоя вся школа, все приехавшие гости. Родители плачут. Торжественная часть окончена. Дальше - подготовленный нами концерт: миниспектакль, песни, танцы, стихи, музыка. Иврит перемешивается с русским... Уже далеко за полночь, и мы потихоньку уходим. Мы бродим по месту, которое два года было нашим домом. И уже не сдерживаем слёз...

Уже далеко за полночь, и мы потихоньку уходим. Мы бродим по месту, которое два года было нашим домом. И уже не сдерживаем слёз...

Утро. Подают автобусы. Сейчас мы навсегда разъедемся по домам. Рыдаем. Прощаемся.
До армии у каждого ещё несколько месяцев. Устраиваемся на работы.
Перезваниваемся. Скоро вновь встречаемся: женятся наши одноклассники. Через полгода - женится ещё одна пара из класса, и мы вновь встречаемся.

Потом уже встречаемся кто как может. Но из виду друг друга не теряем...

Всем классом отмечаем 15-летие со дня окончания школы. Приходят не все: кто в Канаде, кто в США, кто в Германии, а кто и в Россию вернулся. Связь с ними через сайт «Одноклассники». А дальше всё снова, как было раньше: мы так же любим друг друга и не теряемся. Мы ездим в нашу школу, мы помним наше прошлое, мы любим наше настоящее, и мы ценим всё то, чем нас так щедро одарила СУДЬБА!

 



 

Ваше мнение 76  

Оставить комментарий
  • жужа@ (Санкт-Петербург) / 26 июн 2010
    не люблю обмусоливание еврейской темы и какие все евреи несчастные или необычайные, как только поняла, к чему клонит автор, читать перестала. Извините.
  • смогла только до половины дочитать....
  • Дождик, получилось интересно и информативно, только это, наверное, не эссе у вас, а очерк скорее. В любом случае, почерпнула для себя какую-то новую информацию. Спасибо )))
  • не интересно/не познавательно/ни начала ,ни конца/долго и нудно как собачья песня - что вижу, то и пою и при чем здесь астрологи-милиционеры?
  • Странно, что на общем грамотном фоне встретились: "садят" и "вырастИт... Софья Ковалевская"!) Рассказ оставил неоднозначное впечатление. Вроде интересно, но ску-у-у-у-чно((( Не оцениваю.
  • Как на мой взгляд, это не рассказ, а какой-то полный сумбур непонятно о чем.
    • Каким образом мощнейшая интуиция и умение интуитивно знать, что сказать и о чем промолчать в нужное время и в нужной компании может вызывать впечатление высокомерного человека? Всегда думала, что подобные качества наоброт, очень помогают общению с самыми разными людьми. Как в одном человеке может быть связано "не умеет решать простейших уравнений" в дневнике и "мне прочили стать новой Ковалевской"?
  • Замечательный рассказ! От меня пятерка.
  • Просто читатель / 17 июн 2010
    Я не критик. Я просто читатель. И поскольку журнал Клео открыт для читательских мнений, решила высказаться здесь по поводу этого рассказа. Мне рассказ не очень понравился. Написано временами нескладно, к тому же, высокомерие, о котором говорилось не раз в отзывах, я тоже почувствовала. В то же время, хочу обратиться к некоторым рецензентам и прочим неантисемитам. Автор решил написать о своих детских ощущениях именно с этой точки зрения, и это его право. Вам же я посоветовала бы не высказываться на тему, о которой Вы не имеете представления. Вы ведь не имеете представления о том, что чувствовали мы, еврейские мальчики и девочки, в советских школах. И если человек об этом пишет, значит, У него есть на то основания.
    • жужа@ (Санкт-Петербург) / 26 июн 2010
      Я вас уверяю, в моей аннглийской школе, где из 40 человек было 32 еврея ( и это написано было в классном журнале, на последней странице, где указывлся адрес, родители и национальность, эти мальчики и девочки чувствовали себя просто замечательно! -:) ну да, это мегаполис, весьма специфический.
  • Несколько замечаний. Вы не совсем правильно определили жанр вашего произведения - эссе (рассуждения автора на определенную тему, часто философскую, социальную, политическую, литературную или искусствоведческую, но не являющуюся научной). Ваш рассказ я бы скорее назвала очерком. Общее впечатление от рассказа неопределенное: с одной стороны - неплохо, интересно, информативно. Есть настроение и конкретная точка зрения автора; есть простое и логичное изложение, "спартанский" стиль))), мне лично это даже импонирует. С другой стороны - очень много подробностей, деталей, которые легко и без урона для содержания, можно было опустить. Не поняла название "У каждого своя правда". Оно относится к службе в армии? Интересный факт из личной жизни: одни из самых близких друзей моих родителей - еврейская семья, родом из местечка в Белоруссии. Так я помню, что их бабушка Циля (царствие ей небесное!) с трудом говорила по-русски, потому как родной для нее был идиш. Тогда мы слушали у них записи сестер Бэрри… Красота и цимис!
    • Ника, Привет! Я тут немного не в тему встреваю, но хотел бы у Вас попросить совета. Мне во время каникул нужно написать эссе на самую что ни на есть научную тему. О влиянии финно-угорского субстрата на лексику в северно-русских диалектах. Я в ступоре. Что они от меня хотят? Почему эссе? Правильно ли будет просто выбрать тезу и попытаться её доказать? Но не будет ли это тогда научным трактатом? А может быть у них (у амгло-саксов) это одно и тоже???
      • Добрый день, Марко! Вы совершенно правильно поняли, очень часто в англоязычных странах под "эссе" понимается "реферат". Интересная тема! Будете карельский (единственное, что пришло на ум) язык "препарировать"?))) Тут можно такое чудненькое эссе написать по семантике или семиотике... а можно с лингво-эпидемиологическим аспектом. Не знаю, увлекаетесь ли вы этим, но это очень интересное направление в лингвистике. ИМХО Доказывать тезис нужно при написании докторской диссертации, а сейчас надо просто показать, что вы владеете в достаточной мере научными знаниями, знакомы с различными научными взглядами и умеете пользоваться научной литературой (кстати, последнее, очень и очень важно! говорю как "ребенок" научных руководителей - ролители )))) Успехов и интересных находок!
        • Спасибо, Ника. Я хочу в своей работе проследить какие карело-вепские лексемы и из какой области (рыболовство, лесничество, садоводство и т. д) укреликись в различных диалектах Северо-Западной части России и попытаюсь их классифицировать. Самому интересно к какому выводу приду. Пользоваться научной литературой нужно осторожно и с умом. Так говорит мой отец. Я тоже “ребёнок”))))))
          • "О влиянии финно-угорского субстрата на лексику в северно-русских диалектах". Извините, что встреваю. Езжайте в Сыктывкар, Марко. Там и подготовитесь. Могу даже подсказать, через кого найти материал. Моя тетя преподает там в универе физику уже лет 25. И среди окружения найдется человек, который разложит Вам по полочкам. У нас это фишка - фино-угорский "субстрат" очень влияет! Но скорее на мозги, а не на лексику! Подкармливает наше комяцкое высокомерие. Наши коми жутко помешаны на том, что будто они не коми вовсе, а вовсе даже фины!
            • Бур лун Ё-хо-хо! Очень даже возможно буду в ваших краях. А именно в Кудымкаре, где нас (25 человек) будут на летних курсах учитьВашему языку. Пока могу сказать тойко: Менö ним Марко. Ме - студент. Кин т]? Негусто, правда?( Похоже, что у всех финно-угриев есть комплексы относительно их происхождения. И больше всех у финнов, которые с недавних пор утверждают, что их предки пришли не с Урала, а всегда жили там, где сейчас живут их потомки. Во бред!
            • *Мено *те
            • Уважаемые модераторы. Мною было написано: "Бурасым ёл яс. Виджа оланд ы". Это - приветствие на коми языке. Для Марко. Интересующегося фино-угорскими народами и их лексикой. Вы что то имеете против? По теме: рассказ слабоват, как рассказ. Зато - искренний.
            • Ио-хо-хо, ничего не понял. Мы здесь больше структурой и компаратистикой занимаемся. А какой это диалект?
    • Летний дождь / 17 июн 2010
      Спасибо,Ника. Название относится к различному восприятию одной и той же действительности. В Белоруссии евреи действительно плохо знали русский.Но я не могу себе представить как бы это бабушка и её соседи(еврейский двор) не знали бы русского в Днепропетровске.
  • на пост №36. Ну почему, я исключительно избирательна в общении.) Вы же сами написали, что в саду вам не подходили ВСЕ, в школе тоже ВСЕ. Нежелание общаться с кем-то отличается от нежелания общаться со всеми. Если вы имели ввиду первый вариант, то научитесь более ясно излагать свои мысли. Впрочем, по существу, рассказ скучный, нудный и ввиду излишнего самолюбования, оставляет не совсем приятные чувства. Тема для обсуждения с моей стороны закрыта.
    • Летний дождь / 17 июн 2010
      Жемчужинка,Вы меня напоследок здорово улыбнули. Не волнуйтесь,я не буду ломиться в Вашу сторону и пытаться что-то там открывать.Ваше мнение остаётся Вашим мнением. И Вам за него спасибо.
  • тинка / 17 июн 2010
    наверно всё же эссе это не моё...хотя начало очень даже "складное", но потом опять а-ля "как тяжек и тернист путь еврейского народа.." в майской теме Победы это постоянно проскальзывало и сюда впихнули((( я не антисемитка, но ведь можно было личные переживания девочки как то просто более художественно описать, не акцентируя в каждом предложении внимание на национальность..и уж извините (может лично мне показалось), но во многих местах проскальзывает высокомерие..
    • летний дождь / 17 июн 2010
      Тинка, я описала именно так как я это чувствовала тогда. Вы не сможете этого понять потому что Вас лично это никогда не касалось, не касается и не коснется. И Слава Богу!
  • летний дождь / 17 июн 2010
    Спасибо всем за отзывы. Надо же, мои рассказ напечатали как раз тогда, когда я улетаю в командировку, и у меня совсем нет времени на комп ((( Поэтому отвечу всем сразу. Моя мама начинала карьеру в качестве преподавателя математики в университете. Она оченьхороший преподаватель, и она быстро смогла понять что именно я не понимаю по математике. Она настолько доступно объяснила мне суть, что в дальнейшем мне математика давалась очень легко. В университете я закончила именно математический факультет. В универе я подружилась с девушкой мама которой серьезно занималась астрологией. Эта женщина открыла мне дорогу к профессиональным знаниям. Потом я пошла на серьезные курсы по астрологии, и сейчас продолжаю учиться. Это поистине бездонная наука. В том же университете я пошла подрабатывать в полицию. Что-то вроде народной дружины в Советском Союзе. Израиль-старна спокойная. У нас можно свободно гулять ночью. Пьяных нет. Драк тоже нет. В наши обязанности входило следить за тем, чтобы арабские террористы не подложили дге-нибудь бомбу (а если бомба обнаруживалась, то тут же вызывались саперы) и следить чтобы на улицах после 23:00 было тихо. Израильтяне народ шумный, но незлобивый. Достаточно было попросить понизить голос... Мне трудно объяснить почему они не жестокие. Не знаю. Не жестокие и не злые. Они искренне не понимали наших советских ребят почему это плохо-девуска-солдатка. В 1991 году мы могли объяснить только наши советские взгляды на жизнь. Сейчас, спустя почти 20 лет, я тоже не могу понать что плохого в том что девушка служит в армии.
    • на счет полиции,вы имеете ввиду "мишмар эзрахи?"
      • летний дождь / 17 июн 2010
        Да, сейчас это называется так. Тогда называлось мемножко иначе: у нас было больше полномочии и прав на пременение силы против террористов. Только я сейчас назвамия уже не помню....
    • Летний дождь, я так поняла, что Вы окончили школу 20 лет назад? А Ваша профессия и сейчас связана с астрологией? Простите мое любопытство - просто для меня нет зрелища более завораживающего, чем звездное небо...)))
      • Летний дождь / 17 июн 2010
        Звездное небо-это астрономия))) А астрология-это чтение судьбы человека по звездам (это если объяснить так вкратце). Астрология-это больше моё хобби. Моя основная приофессия связана с обработкой статистических данных.
  • Как-то незаметно тема "расскажи о новой жизни героев после школы" переросла в конкурс воспоминаний "какой я была в школе" :-)) Пробило всех - и тех, кто давно забыл свою альма-матер, и тех, кто лишь вчера вышагнул за её порог :-)) Если сложить Юляшку с Дождиком, нарисуется картина израильской школы. Очень интересно с ней познакомиться. Государство, чтобы дети-эмигранты смогли легче натурализоваться, создало для них отдельный класс. Девочкам (мальчикам, наверное, тоже) явно не обрубили крылья и, слава Богу, не лишили их самомнения, уверенности в себе! Это замечательно! Кроме того, они неплохо умеют выражать свои мысли и эмоции. Нам же это просто запрещалось! Не потому ли некоторых закомплексованных выпускников тоталитарной советской школы раздражает "излишняя" раскованность нынешних 18-летних? Что касается элитной школы... Я своих детей, спасая от ломки нашей школьной системой, переводила в разные школы несколько раз, пока не нашла такую, куда они сами просились, даже когда болели. она считалась элитной, была платной и мы с мужем долго жили впроголодь, чтобы платить за своих детей. Но зато оба сейчас нас благодарят.
    • Поскольку мне эссе в целом понравилось, сделаю несколько замечаний. В первом предложении многовато прилагательных. Друг за другом следуют почти синонимичные изумительный, чудесный, шикарный. Первое я бы убрала совсем, а для семьи поискала другое определение. чувствуется "первый отжим" - вылиты поверхностные эмоции, поэтому неясно, как удалось с проблемами решения уравнений стать математиком, как сочетались милиционер с астрологом и что ещё, кроме конформизма, породила в героине мощная интуиция. Плюс к этому замечания Лестницы. Но, как говорит Юляшка: мне разрешается инфантилизм, потому что я пока ещё почти ребенок :-)))) Дождику тоже это пока не в укор, а в назидание :-))) Удачи, девушки! Юля, жду вашего рассказа об армии :-)))
      • =)Вот призовусь, наберусь новых впечатлений... и обо всем напишу+))
    • Летиция, я сегодня с вами поспорю, уж не сердитесь.))) "Кроме того, они неплохо умеют выражать свои мысли и эмоции. Нам же это просто запрещалось! " - Для того, чтобы, высказывать свое мнение, его надо иметь. Для того, чтобы мнение иметь, его надо сформировать. Для того, чтобы сформировать мнение, надо сделать анализ полученной информации. Для того, чтобы сделать анализ, эту информацию надо получить. На своем собственном опыте я могу сказать, что информация или знания, которые давались в среднестатистической школе 80-х и 90-х, были столь ничтожны, что среднестатистический ученик и не мог высказывать свое мнение. И ему не запрещали его высказывать, его у него просто не было. Основные знания получали через самостоятельную работу, курсы, репититора. Ребенок перерастал уровень своей школы и не видел смысла бороться с ветряными мельницами, просто переходил в другую более сильную школу, если позволяло время, или готовился к поступлению в институт. Я никогда не относила школу к учереждению, формирующему личность ребенка. Я всегда считала, что эту функцию должны выполнять родители. И школу своему ребенку выбирала с точки зрения качества и уровня подаваемой информации. А чтобы не было оффтопа: если речь идет о конце 80-х, то я не помню, чтобы в то время все также трепетно относились к Ленину, скорее Брежнев со своей "Целиной", и чего там все пыталась скрывать героиня рассказа, не совсем понятно. Может ей родители запретили говорить на эту тему, тогда как же свое мнение?
      • Спорьте, на здоровье! Только о чем? По вашему в СССР было недостаточно информации и знаний для формирования своего мнения у школьников? Да ладно! Не только школа дает информацию, и не только в книгах\учебниках она содержится. Имеющий глаза, да увидит, имеющий уши, да услышит... Моя бабушка закончила 3 класса дореволюционной церковно-приходской школы, но обо всем имела свое мнение и очень мудрое. Я училась в 60-е годы, в жутко заполитизированное и заидиологизированное время, но мы много читали хорошей литературы, я разъезжала по всей стране (включая Среднюю Азию и Прибалтику) туристом и "дикарем". Встречалась с разными людьми, видела разную жизнь. До сих пор друзья живут от Камчатки до Калининграда. Мало для формирования мнения? Школа - большая часть жизни и сильный фактор воздейстия на человека, но не единственный. В чем согласна, так это в том, что влияние семьи - тот стержень, на который уже и накручивается все остальное. Мнение-то у нас было, ещё как было, а вот рот разевать следовало осторожно. Особенно там, где я в детстве жила - в секретной зоне.
      • Marana (Вильнюс) / 18 июн 2010
        Какой бред! В школе 80-ых давались очень глубокие для того времени знания. Да, по истории и литературе было много ненужного материала, связанного с партийной идеологией, но наряду с ним, давались основательный фундаментальные знания. Конечно, школа - школе рознь, и учителя везде разные, но по сравнению с зарубежными школами того же периода, тогдашние советские ученики получали несравнимо больше знаний, могу судить по своим немецким друзьям.
    • А кто виноват? :)) Дать ему по шапке!
  • Спасибо, Летний дождь! Мне очень интересно было прочесть об израильской школе и взаимоотношениях эмигрантов с "аборигенами"))) Для меня первично содержание, а не форма изложения. Один вопрос: как Вам удалось через 20 лет "совместить" професссии астролога и милиционера?))) Кем же Вы стали?
  • Может быть проблемы вшколе (советской) связаны с огромным высокомерием гериони?
    • Очень хорошо, что девочка себя "высоко меряет" :-)) Самоуничижение - не лучший путь к высотам
    • Проблемы советской\россиской школы в том, что учителя унижают учеников и считают, что так и надо, что это истинный способ воспитания.
      • Господи, да Вам-то откуда известно, что было в советской школе? Я так понимаю, что Вы родились значительно позже. Я закончила школу в 1992-м году и не помню ни явной "ленинщины" с "брежневщиной" в конце 80-х, ни других каких-то идеологических заморочек. Тогда еще комсомол доживал свои последние дни, у нас в классе двое, по-моему, вступили, остальные не захотели и никто нас не трогал. Ну нет - так нет. Форму отменили с 6 класса. И никто нас не унижал. На уроках литературы мы изучали Булгакова, Гумилева, Ахматову, Пастернака, Цветаеву. К преподавателю географии мальчишки домой ходили музыку слушать, пластинками и кассетами с ним обменивались - Deep Purple, Queen, Depeche Mode. На уроках английского слушали и переводили "Битлов". Вполне демократичная была обстановка. Зато советское образование было самым лучшим, когда я потом поехала учиться в Америку, я это поняла. Оказалось, что по-английски мы пишем без ошибок, что сочинения (там это называлось эссе) по американской литературе тоже лучше всего пишут советские выпускники (мы американских авторов лучше знали, чем американцы), мы лучше успевали по физике, химии и математике и мигом разобрались с IBM-ками (хотя у нас круче "Искры 1030" ничего не было, и то в комп. класс ходили заниматься в соседнюю школу). Очень обидно, когда начинают хаять то время, потому что с тех пор качество среднего образования (у нас в Украине, по крайней мере) сильно упало. Я была бы только рада, если бы мой ребенок ходил в ту, советскую, школу, которую запомнила я.
        • ППКС! мы с Вами учились в одно и тоже время, я закончила школу в 1994-м. И у меня тоже вызывает недоумение ужас, который описывают клеовчанки. Я сменила три школы за период учебы и ни одна из них не вызывает неприятных воспоминаний. Учителя у меня были прекрасные, нас никто не ущемлял. Классный руководитель (учительница русского) устраивала с нами спектакли, позже - дискотеки. партийной чепухой голову нам никто не забивал, а то, что мы, будучи пионерами, навещали одиноких бабушек, так в том я вижу один большущий плюс. И музыку разную слушали, и литературу разную читали. Учительница физики оставалась со мной после основных занятий и объясняла терпеливо и доходчиво материал (я совсем не врубалась, чистый гуманитарий) и вытянула меня на твердую четверку. Так что, годы учебы с 84-го по 94-ый вспоминаю с теплом. Ну а про качество образования вы уже написали, с этим я тоже согласна.
          • nay (Медвежий угол) / 17 июн 2010
            Присоединяюсь к вам, девочки. Хотя школу закончила гораздо раньше - в 1987. Но воспоминания - самые теплые.
          • + 1,000,000 Тайвана, у меня в школьные годы всё один в один: пионерская организация была, но без фанатизма; особенно не напрягала, а задания, такие как визиты к пенсионерам, были на самом деле не только полезны для обеих сторон, но и очень интересны - мы с такими потрясающими ветеранами на этой волне познакомились и столько интересного узнали об истории города - вспоминается до сих пор... и учителя у нас были вполне прогрессивные - книги приучали читать хорошие и мыслить нас учили.
        • Я написала советской\русской. Я вот не понимаю, почему-то здесь каждый считает, что если у других было не так как у него,то этот чуть ли не абсурд. У вас было так, у меня иначе.
          • Согласна, Юля, именно так многие и считают почему-то)))Но ведь если кому-то ОЧЕНЬ СИЛЬНО повезло в любви, он же не исключает, что у другого (другой) любовь может быть несчастной, правда?)) Почему же в этом случае каждый (каждая) спорит, - "нет, все не так, у меня было не так, и у Марьи Ивановны было НЕ ТАК - не врите!))) Ну и слава богу, что у вас НЕ ТАК, но Автор имеет право на свое виденье и свое мнение, ИМХО)))
            • Габи, прости, но, кажется, что это ты сейчас пытаешься объяснить (пусть и интеллигентно) нам (троим.), что мы не правы. потому что мы утверждаем, что у нас было все счастливо и благополучно.
            • да нет же, Тайваш, я пытаюсь объяснить, что Автор имеет право на свое вИденье и свою точку зрения, только это))
            • Если кому-то ОЧЕНЬ СИЛЬНО не повезло с учителями, то это не значит, что у всех остальных было печальное прошлое и плохие учителя. Габи, не обижайся...
          • Юля, вы объективно не можете знать, как учили в школах СССР.
            • Да далось вам это СССР.... написали "в советских", я процитировала и приписала "русские". Моя мама , если уж на то пошло училась в советской, отзывы о школе у нее не ахти.
        • Боже мой, Black&White, да Вам с Тайваной крупно повезло! Даже не представляете -насколько)))Хотя разница у меня с вами в каких-то 15 лет))) За чтение книг авторов, перечисленных Вами (плюс еще нескольких), читаемых мною втихаря, в то время, когда нужно было "изучать" "великие творения дорогого Леонида Ильича", меня хотели исключить из комсомола! :)))) Тогда комсомол еще "не доживал последние дни")))) А конспектирование "Малой Земли","Возрождения" и "Целины" в общие тетради... А заучивание наизусть программ партсъездов... Когда я рискнула высказать мысль, что книги Л. Брежнева не войдут в "золотой фонд" русской и советской литературы, мне полтора часа "промывали мозги" в кабинете директора...))) Не сравнивайте несравнимое!
        • Какие странные споры... А вы помните притчу о трех слепцах, которые ощупывали слона? Один потрогал ногу слона, другой -хобот, третий -хвост, а потом они долго спорили, какой слон на самом деле. Здесь тоже самое: у каждого свои мысли и чувства по поводу школы, и ВСЕ ПРАВЫ! Даже две соседки по парте, проучившиеся в одном классе десять лет, могут иметь совершенно разные воспоминания. Ведь вполне может быть, что кому-то "Целина" Брежнева нравилась больше "Мастера и Маргариты", почему нет? Автор назвала свой рассказ "У каждого своя правда", так оно и есть. И нельзя пенять человеку только за то, что он чувствовал так, а не иначе.
        • Совершенно с вами согласна. Советская школа давала хорошие знания. (окончила школу примерно в одно время с вами). Было скучно на уроках, но... За полгода жизни в Германии я смогла освоить немецкий с нуля - потому, как наша учительница русского преподавала строение языка, которое можно приложить к любому языку, через полгода занялась получением проф. образования и сдала все экзамены на полгода раньше всех немцев (спасибо учетельнице биологии), при раздаче аттестатов получила поздравления - мой аттестат был лучшим в нашей земле.
    • Скорее в противопоставлении себя другим... Хотя, еврейским детям в то время было очень не легко. сама среда подчеркивала их непохожесть...

Оставить комментарий
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору