На главную
 
 
 

Травяной дом
Автор: Автор&исполнитель / 19.07.2011

Травяной дом— Ну что ж, дорогие друзья, надеюсь, что вы не считаете этот вечер потерянным, что мне удалось ответить на интересующие вас вопросы. А я, в свою очередь, благодарю вас за внимание; мне очень важен живой диалог с читателем. Именно вы, читатели, помогаете мне чувствовать биение сердца народа. Будьте счастливы! — писатель слегка поклонился публике, отошел к столику в глубине сцены и тяжело опустился на стул.

Уже несколько дней он чувствовал себя неважно — в городе стояла несусветная жара, губительная для сердечников. Жена утверждала, что в такую погоду люди ходят на подобные мероприятия только ради кондиционеров, и настаивала, чтобы он отменил все встречи. Но писатель не привык разочаровывать своего читателя.

В зале раздались редкие аплодисменты. Публика стала расходиться. Несколько человек потянулись к сцене за автографами.

— Вы меня, конечно, не помните? — обратилась к писателю женщина средних лет, державшая в руке изданную отдельной книжкой повесть «Травяной дом».
— Простите?..
— Мы с вами жили в одной коммуналке, я подростком тогда была. Седовы, Ольга Седова — не помните?
— Видите ли… — начал было писатель, но женщина остановила его.
— Да, разумеется, много лет прошло, — сказала она. — Я бы, пожалуй, тоже не узнала вас, если бы просто встретила на улице. Понимаете… я, можно сказать, была первым читателем вашего «Травяного дома».
— Что вы имеете в виду? — писатель посмотрел на собеседницу то ли удивленно, то ли встревоженно.
— Вы однажды оставили черновик повести на кухонном столе. Я из любопытства заглянула, полистала, только читать не смогла — у вас ужасный почерк, — читательница улыбнулась. — Но теперь это моя самая любимая вещь!
— Очень рад, — сказал писатель…

— Вы меня, конечно, не помните? — обратилась к писателю женщина средних лет, державшая в руке изданную отдельной книжкой повесть «Травяной дом».

***

Сергей Борцов и Алексей Воронин внешне были похожи — светловолосые, коренастые. На журфаке их в шутку называли братьями. Только характерами разные: Сергей взрывной, увлекающийся, энергичный; Алексей — задумчивый, тихий, рассудительный. Все Сергею давалось легко — и учеба, и спорт, и успех у девушек; Алексей брал серьезностью и усидчивостью. Вроде бы и интересов-то общих не было: Сергей, бывало, то мотоциклом увлечется, то байдарками, то в горы его потянет; Алексей же свободное время все больше за книжками проводил. А вот ведь, подружились — водой не разольешь.

Однажды Сергей удивил друга: смущенно отводя глаза, протянул ему исписанную корявым почерком тетрадь, на обложке которой печатными буквами было выведено «Травяной дом».

— Вот, — буркнул он, — я тут набросал кое-что, полистай, мне интересно, что ты скажешь.

Больше недели Алексей продирался сквозь джунгли каракулей Сергея, понимая: Серега — прирожденный писатель, талантище. Именно эти слова Алексей намеревался ему сказать. Собирался убеждать, чтобы тот не бросал сочинительство, не зарывал талант. Но — не довелось...

Сергей ушел из жизни на скорости, как и жил. С мотоциклистами такое случается.
Идея родилась сразу: Алексей обязан дать другу вторую жизнь. Пусть мир узнает имя Сергея Борцова. Алексей отдаст повесть в какой-нибудь популярный журнал, да что там — во все популярные журналы; он не успокоится, пока повесть не напечатают.

Работа предстояла нешуточная — ведь текст был недоработан. Алексей восполнял пропуски и выверял логику повествования, стараясь не нарушить идею и придерживаться авторской стилистики. Закончив свой скорбный труд, он отправил рукопись в редакцию молодежного журнала.

Рассылать рукопись в другие журналы не пришлось — повесть приняли сразу.
Читатели встретили ее очень тепло, и на волне читательского интереса редакция решила предложить молодому автору Сергею Борцову написать продолжение.

После некоторого колебания Алексей решился. Писатель Сергей Борцов будет жить.
В стране бушевала перестройка. Бывшие однокурсники Алексея, подхваченные ветром перемен, опьяненные причастностью пусть к четвертой, но все-таки власти, носились по стране, захлебываясь полнотой жизни. Воронин не отставал от коллег — объездив полстраны, повидал такого, что и не снилось в застойные студенческие годы. А ночами он писал продолжение «Травяного дома» — материал сам шел в руки.

Его первый опыт в беллетристике, кажется, удался. Но подписать опус своим именем Алексей не мог — читатели ждут не его, а Сергея Борцова.

Поставив в своем произведении последнюю точку, Воронин испытал смешанное чувство удовлетворения и грусти. Его первый опыт в беллетристике, кажется, удался. Но подписать опус своим именем Алексей не мог — читатели ждут не его, а Сергея Борцова.
Однако повесть к публикации не приняли.

И Воронин снова засучил рукава. Решено: он будет продолжать писать под псевдонимом «Сергей Борцов»; пусть у него нет большого таланта — он будет много работать, упорства ему не занимать. Он непременно пробьется, а когда станет признанным мастером, мэтром, он раскроет тайну своего псевдонима и представит миру настоящего Сергея Борцова, талантливого, рано ушедшего, но успевшего зажечь в своем друге искру творчества; сам же Алексей останется лишь его скромным последователем, его отражением, его клоном.

Кто-то из великих сказал, что успех — это умение, не теряя энтузиазма, двигаться от одной неудачи к другой. Воронин мог бы сделать этот афоризм своим девизом. Успех, словно капризная кокетка, обманчиво поманив при первой мимолетной встрече, отдалялся от Алексея, привечая других и пробуждая в соискателе ревность и инстинкт завоевателя.

Воронин был неутомим. Он жил за двоих и работал за двоих. Иногда до него долетал злобный шепоток: мол, ничего более значимого, чем его первая повесть, «Травяной дом», он не создал; мол, едва успев начать, он уже исписался, и останется он в истории литературы писателем одного произведения. Но Воронин старался не обращать на это внимания — успешного человека всегда преследует зависть. А поводов для зависти становилось все больше: растущая известность, внушительные тиражи, переводы на иностранные языки, прекрасная семья — словом, жизнь-то удалась! Вот только здоровье оставляло желать лучшего: давление зашкаливает, сердчишко пошаливает. Врачи все пугают да твердят свою излюбленную рекомендацию: не переутомляться. Смешно, ей-богу! Он много работает, много разъезжает, проводит встречи с читателями, занимается общественной деятельностью. А если бы он всего этого не делал, то и не был бы тем, кто он есть.

С годами мечта юности — прославить талантливого друга — утратила ясность очертаний, постепенно уступая место чувству выполненного долга. Приходило осознание собственного самоотречения. Воронин посвятил свою жизнь служению памяти Сергея; этому служению он принес в жертву свое собственное имя: никто не знает писателя Воронина, читатель знает и любит писателя Сергея Борцова. Мог ли он сделать больше во имя дружбы? Зачем ворошить дела давно минувших дней? Если уж на то пошло, авторский текст «Травяного дома» был сырой, его требовалось шлифовать, и именно он, Воронин, отредактировал его и подготовил к публикации. И так ли уж важны теперь детали?..

Он и не заметил, как упустил момент истины.

Иногда до него долетал злобный шепоток: мол, ничего более значимого, чем его первая повесть, «Травяной дом», он не создал...

***

— Очень рад, — сказал писатель и, пытаясь усмирить задрожавшую руку, стал медленно выводить на титульном листе книги свою фирменную дарственную надпись. Внезапно он выронил ручку и упал головой на стол.
— Скорую! — взвизгнул кто-то в зале.

Женщина, назвавшаяся Ольгой Седовой, в оцепенении смотрела на руку писателя, застывшую на раскрытой книге.

«Любимому читателю от любящего авт…» — прочитала она.

«Все такой же ужасный почерк», — некстати подумалось ей.

 



 

Ваше мнение 71  

Оставить комментарий
  • seadog (Санкт-Петербург) / 30 июл 2011
    И здорово и грустно...
  • До меня только сейчас доперло, от чего гг уконтропупился и к чему фраза про почерк. Ооочень неявно, судя по отзывам. Написано хорошо, но дежавю всё чтение. И таки да, мотивация хромает. И исполнение героем. И интриги не прочувствовала.
  • Да уж / 22 июл 2011
    Сюжет не нов, но подан интересно, и хорошо, что герой не чисто белый, очень даже жизненно.
  • автор / 21 июл 2011
    Еще раз благодарю всех, кто не остался равнодушен к рассказу. Надеюсь, завтра, наконец, здесь появится новый рассказ )) Всем хороших впечатлений и приятных выходных!
  • На пост №60, "Редактору" Отлично выстроена линия защиты у Автора, вот и Редактор очень кстати подтянулся. Не к каждому благосклонно заглядывает, нужно заметить. Из лиги Критик -Не Критик, Зависимый - Независимый читатель будете? Сплошная казуистика пост Ваш, любезная. Объясняю ситуэйшн специально для редакторов и милиционеров. На минуточку: у Вас ЛИЧНО есть закадычная подруга - не писатель, не журналист. Накропала она романчик, дала его Вам в белы ручки и - вот незадача! - померла, сердешная. Вы романчик прочли и решили подружкину память увековечить, даровать ей, такскать, вторую жизнь, тем более, что романчик вполне себе ничего Вам показался. Если Вы лично это всурьез и надолго решили, и роман под ЕЁ именем тиснули, то бегаете с ним как курица с яйцом и всем под нос суете: во, глянь-ка, какой классный романчик моя незабвенная подруга накропала! А вот ежели Вы - человек НЕПОРЯДОЧНЫЙ, то подружкин романчик втихушку заныкали, подредактировали и решили его под своим именем напечатать. А для прикрытия сего неблаговидного поступка псевдоним взяли - один в один подружкино ФИО, в знак вечной любви и дружбы, разумеется.
  • Ну что же, дорогой Автор, болтаться Вам тут, видать, до понедельника, пока и сами не поймете, в чем лоханулись и остальные не просекут)))) Зато потом я, с чувством выполненного долга, дам Клео от себя небольшую (месяц-полтора) передышку. Вернемся к нашим баранам, Борцову и Воронину. Значит Вы продолжаете настаивать, что «вначале ГГ имел вполне чистые намерения - хотел просто опубликовать произведение, попавшее к нему в руки перед самой гибелью друга». ДО КАКИХ ПОР он имел это «чистое» намерение – вот в чем вопрос. Если оно иссякло за время редактирования повести, значит, Воронин повесть нагло ПРИСВОИЛ, сразу объявив всему миру, что взял, дескать, псевдоним Сергей Борцов и отныне будет творить под этим именем. Тогда ДЕЙСТВИТЕЛШЬНО никто в целом мире не знает КТО на самом деле автор повести, кроме О.Седовой. А Воронин –вор и плагиатор. Но Вы настаиваете, что такая идея пришла в Воронинскую голову только после того, как ему заказали продолжение – «и он подумал: почему бы не попробовать? И проснулись собственные амбиции».
    • продолжение поста №56 Давайте рассмотрим Ваш вариант, еще разочек - последний. Если повесть Борцова была напечатала, получила одобрение критиков и стала популярна, значит за нее положен гонорар. КТО получил деньги? Воронов? На каком основании? Борцов – круглый сирота, подброшенный на ступени роддома кочующими цыганами? Иначе его гонорар должны были получить мать-отец, братья-сестры, верно? Между публикацией повести настоящего Борцова и заказом от издательства прошло немало времени, Вы, как журналист, знаете это лучше, чем я. Появились статьи в прессе (в том числе написанные его друзьями –однокурсниками) с биографией трагически погибшего автора повести, с фотографиями настоящего Борцова, с рассказами о подвижническом поступке его друга – Воронова. Или не появились? Сказка про белого бычка, снова утомилася я)))))
      • Редактор / 21 июл 2011
        Удивительно, как уверенно вы делаете выводы на основе собственных утверждений! "Если повесть Борцова была напечатала, получила одобрение критиков и стала популярна, значит за нее положен гонорар." Кто вам такое сказал? Гонорар платят на основании договора. Если Воронов просто отправил рукопись и не заключил договор - никто никому ничего не должен! Если кто-то хочет что-то получить, надо пойти к издателю (редактору) и заключить договор. Вряд ли родственники, которые даже и не в курсе, что Сергей писал, или Воронов в то время думали о деньгах! Позже Воронов печатлся как Борцов, а договор заключал на свое имя - нормальная практика. "Между публикацией повести настоящего Борцова и заказом от издательства прошло немало времени," Не обязательно. Редактор мог отметить хорошее качество материала и сразу дать заказ, а опубликовать его позже. Издатели часто сами прикладывают руку к формированию читательского интереса, а не идут у него на поводу. "Появились статьи в прессе (в том числе написанные его друзьями –однокурсниками) с биографией трагически погибшего автора повести, с фотографиями настоящего Борцова, с рассказами о подвижническом поступке его друга – Воронова. Или не появились?" Нет, конечно! Читателям это абсолютно неинтересно, тем более, что никто о Борцовской пробе пера и не знал. Воронов мог написать о своем "подвиге"? Возможно. Но он быстро почувствовал труд друга своим и его имя - своим псевдонимом. Вам же уже сто раз тут объяснили: один только Воронов знал о том, что повесть писал не он. А
        • Редактор / 21 июл 2011
          Слетело))) А та единственная читательница, которая видела повесть до публикации, не знала, что Борцова нет, а есть Воронов. И это тоже нормально. Не всем интересно, есть за известным именем еще одно или нет. Абсолютно никто ни в чем не лоханулся! Прекрасный рассказ. Вполне логичный, это я как редактор утверждаю.
          • Очень приятно пообщаться с человеком, причастным, так сказать к процессу))))) Т.е. Вы утверждаете, г-жа редактор, что фразы из рассказа: "«Идея (у Воронина) родилась сразу: Алексей обязан дать другу ВТОРУЮ ЖИЗНЬ. Пусть мир узнает ИМЯ Сергея Борцова» абсолютно ничего не означают, Воронин не исполнил своего намерения, и мир НЕ УЗНАЛ Сергея Борцова, да? Собственно говоря, именно это я и пыталась выяснить у Автора - Воронов СКРЫЛ ото всех авторство Борцова, он УКРАЛ повесть друга на этапе редактирования, и все рассуждения в рассказе о "служении" другу - сплошное фуфло, простите. Именно это я и пытаюсь доказать: Воронов - ВОР, плагиатор, а никак не друг, желавший прославить настоящего Борцова. Прославить «Имя» отдельно от личности – невозможно! Вернее, возможно, но это не есть хорошо. А Автор упорно настаивает на том, что Воронов – белый и пушистый, заигрался просто в «служение и прославление», не сумел остановиться. Ха-ха три раза.
            • продолжение поста №64 Согласитесь, если текст идет "от автора", то читатель должен доверять тому, что Автор говорит. А говорит он противоречивые вещи: ЯКОБЫ Воронов хотел дать "вторую жизнь" настоящему Борцову, но намерения своего НЕ ВЫПОЛНИЛ. А вот почему не выполнил, Автор как-то туманно объясняет каким-то пожизненным «служением»: «С годами мечта юности — прославить талантливого друга — утратила ясность очертаний, постепенно уступая место чувству выполненного долга». Ах, Воронин, оказывается, священный долг дружбы таким странным образом выполнял! Да не было, НЕ БЫЛО изначально никакой «мечты юности» ПРОСЛАВИТЬ ДРУГА, если НИКТО так и НЕ УЗНАЛ об этом друге! Я говорю о том, что акценты в рассказе должны быть расставлены совершенно иначе: Воронин СКРЫЛ автора первой повести, чтобы подняться на волне читательского интереса САМОМУ. Он – вор, движимый лишь своим шкурным интересом, он ИЗНАЧАЛЬНО не хотел прославлять друга, как это нам упорно «впаривает» Автор. Полностью согласна с Вами: Воронин "быстро почувствовал труд друга своим и его имя - своим псевдонимом". Только ЗАЧЕМ ему этот псевдоним, если распрекрасно можно писать под своим именем? А вдруг Сергей двум-трем друзьям рассказал о своей повести?
        • "Читателям это абсолютно неинтересно, тем более, что никто о Борцовской пробе пера и не знал" КАК никому неинтересно, как это НЕ ЗНАЛ, г-жа редактор? А Воронов, мечта которого -прославить погибшего друга (как уверяет САМ Автор)? Разве он, Воронов, по логике, желая дать другу "вторую жизнь", не рассказал всем друзьям и знакомым об опубликованной повести Борцова? Ах, не рассказал... Значит, не хотел! Значит -скрыл, значит -вор! "Вор должен сидеть в тюрьме", и описывать его Автор должен был бы несколько иными красками...
  • Тигр (Интернет) / 20 июл 2011
    Мне рассказ понравился. Грустно, жизненно. Написано очень талантливо, так что веришь всему. Не хочется разбирать подробно, просто скажу: ОЧЕНЬ ХОРОШО! рассказ сильный и какой-то очень живой (более подходящего слова не вижу).
  • автор / 20 июл 2011
    И снова здравствуйте! Разъяснять уже опубликованный рассказ - дело неблагодарное. Если требуется все объяснять – значит рассказ не получился, и я готова это принять. Но раз вопросы заданы – попытаюсь ответить. Вначале ГГ имел вполне чистые намерения - хотел просто опубликовать произведение, попавшее к нему в руки перед самой гибелью друга. А тут вдруг заказали продолжение. И он подумал: почему бы не попробовать? И проснулись собственные амбиции. И в дальнейшем он просто использовал публикацию «травяного дома» как стартовую площадку для собственной карьеры. Вот и вся его тайна. Эта тайна подтачивала его изнутри, и он всю жизнь пытался сам себя убедить, что вел себя порядочно и никому ничего не должен.
    • Лю (Морской) / 20 июл 2011
      "Разъяснять уже опубликованный рассказ - дело неблагодарное. Если требуется все объяснять – значит рассказ не получился, и я готова это принять." Позвольте не согласиться. Порой не автор "недоразжевал", а читатель не в состоянии осмыслить.
    • Ну что же, Автор, давайте попробуем еще разочек – мееедленно. Начнем от печки. Итак, учатся на журфаке два друга – Борцов и Воронин. Не в вакууме, заметьте, и не околоземной орбите учатся, а на ЖУРФАКЕ, среди суперобщительных людей. К тому Борцов по натуре непоседа: много различных увлечений, масса контактов. Пока все верно, да? Борцов погибает, отдав перед смертью другу черновик повести. Теперь – ВНИМАНИЕ! – ключевая фраза рассказа: «Идея (у Воронина) родилась сразу: Алексей обязан дать другу ВТОРУЮ ЖИЗНЬ. Пусть мир узнает ИМЯ Сергея Борцова». Т.е. ЦЕЛЬЮ Воронина является увековечивание памяти друга – так, Автор? Каким образом он собирается дать другу «вторую жизнь» и сделать ЕГО имя известным? Напечатав его повесть, да? То есть как можно большее число людей, должно прочесть и оценить С. Борцова. Вы следите за моей мыслью, Автор? После выхода повести в свет (а она «прогремела» настолько, что вошла «в историю литературы»), само собой разумеется, что и однокурсники, хорошо знавшие Борцова и, в силу своей профессии, читающее книжные новинки, и родные С. Борцова, и его друзья –байкеры, УЗНАЮТ, что Серега Борцов написал замечательную повесть.
      • продолжение поста №54 Или – все-таки НЕ УЗНАЮТ, как теперь уверяет сам автор? И если НЕ УЗНАЮТ, то почему, как такое могло произойти? У меня есть единственный вариант, который Автор с негодованием отверг: Воронин СОЗНАТЕЛЬНО КРАДЕТ повесть Борцова для того, чтобы проторить себе путь в литературу. Он – вор, жалкий плагиатор, а никак не «служитель памяти друга». Ох, как мне сейчас не хватает Ники-Пики, она бы на раз-два все по полочкам разложила))))) Дорогой Автор, Вы так хорошо всегда анализируете чужие рассказы, а в своем глазу бревна не замечаете)))) Кстати, сдается мне, что нашего полку прибыло и у нас с Вами, уважаемая наставница-соперница, появился конкурент–аналитик. Этого и следовало ожидать))))))
        • Редактор / 21 июл 2011
          Конечно, Воронов "не служитель памяти друга", но и не "жалкий плагиатор". Все сложнее и тоньше. Нет здесь однозначно "черного" и "белого". Мысль о том, чтобы увековечить имя друга пришла, но когда повесть стала популярной и поступили другие заказы - ушла, то есть, видоизменилась. Тот факт, что Воронов вложил в повесть друга много своего труда, стал для него основанием сделать его имя своим псевдонимом. Нехорошо? Нехорошо. Так ведь человек до того измучился совестью, что умер, как только ему явилась тень прошлого. Не понимаю, что тут непонятного? Во избежание недоразумения, сообщаю, что не я автор этого рассказа, просто работаю с издателями и тему знаю.
    • Автор, спасибо за разъяснения! Мне теперь стало понятно, что трагедия самоидентификации Алексея как писателя мною преувеличена, фантазия разыгралась))) А трагедии здесь как таковой нет. Помните, шли дебаты об авторстве "Тихого Дона"? Говорили, что Шолохов спер идею и начальные наброски у Федора Крюкова. Даже если это и так, то только гений Шолохова мог дописать, додумать героев аж до Нобелевской премии. Другой пример: Фредерик Гайарде и А.Дюма-отец. Первый задумал сюжет "Нельской башни" и написал, но плохо. А Дюма гениально переработал. Дюма и Шолохова знают все, а Гайарде и Крюкова - достаточно ограниченный круг. Так что трагедии здесь нет. И не было бы ничего криминального, если бы Алексей перестал грызть себя за плагиат вначале в добрых целях. Поэтому вина и угрызения совести аж до инфаркта мне показались преувеличенными. Вот, собсна, и все мои претензии. А написано хорошо)))
      • Редактор / 21 июл 2011
        Совершенно верно!!! Тем более, что плагиата не было, ведь повесть вышла под именем ее настоящего автора. А то, что было, даже не знаю как и назвать. Был бы человек менее совестливый - жил бы дальше.
        • Это факт - без совести жить гоооораздо легче(((((( "Был бы человек менее совестливый - жил бы дальше" Ах, бедненький трудолюбивый Воронов - совесть его, оказывается замучала))))
  • nay (Медвежий угол) / 20 июл 2011
    Все очень понравилось - форма и содержание!))) Этот рассказ должен быть обязательно среди победителей, ИМХО.
  • Автор / 20 июл 2011
    Здравствуйте, уважаемые читатели! Прошу прощения, что не появилась вчера – никак не получалось добраться до компа. Всем, кто прочитал, спасибо! Отдельное спасибо Лю за первый отзыв! Для автора важно, чтобы 1-й отзыв был положительным. Я давно уже хотела предложить читателям: если отзыв негативный - не отправляйте его первой, еще успеете поругать ))) Пусть автор уйдет на работу с хорошим настроением))) Конечно, я понимаю, что тема присвоения чужой рукописи не оригинальна. Я не смотрела фильмы, которые здесь упоминают, но сей факт никак не влияет на впечатление читателей – я не смотрела, но они-то смотрели! Я просто попыталась взглянуть на тему под определенным углом: человек, изначально движимый благими намерениями, не собирался воровать, но как-то втянулся в свой обман; он начинает обманывать сам себя, пытается договориться со своей совестью и так и живет всю жизнь - с червоточинкой. Похоже, что донести мысль не удалось. Я с некоторыми замечаниями согласна, с некоторыми – не очень )) Мне повезло, что сегодня нет нового рассказа – есть шанс, что вы снова ко мне заглянете )) Сейчас убегаю, но вечером зайду и отвечу на все вопросы. Не прощаюсь ))
    • ну что же, Вы сами напросились)))) На пост № 31, Ethernity Да нет, это Вы "извратить изволили")))) Пушкин и Толстой - глыбы, гении, никто из них не написал бы и сотой своих произведений благодаря лишь каторжному труду. Кстати, А.С. был достаточно непоседлив, часто ленился (как признается в своих письмах), ну и - бабник, дуэлянт, картежник и пр.))) К тому же всего 37 годков прожил, не успел "задницу" крепкую отрастить для трудов кропотливых. Да и Л.Н. тоже по молодости и ходоком, и картежником был, талантом своим направо-налево разбрасывался, а вот поди ж ты... Насчет "звездного" приятеля ГГ С.Борцова. У него (по тексту) другой характер нежели у Воронова и другие интересы, а о его "гениальности" Автор ничего не сообщает, за исключением того, что он успел написать неплохую повесть, которая не годилась к печати в первоначальном виде. С какого перепугу Вы решили, что Борцов "работать не умел, даже повесть до ума не довёл"? Он погиб, успев набросать лишь черновик повести. О его работоспособности или лености нам НИЧЕГО неизвестно. «И если бы остался живым - остался бы автором одной повести, скорее всего» - это Ваши ДОМЫСЛЫ, не более того. Никаких указаний автора на такое развитие событий в тексте нет! Или это Вы и есть Автор?))))
      • продолжение поста №33 Вы (как и Автор) хотите противопоставить человека талантливого и трудягу, не имевшего выдающихся способностей, но добившего успеха - Борцова и Воронина. Но разве мог человек бесталанный отредактировать повесть погибшего друга так, чтобы ту напечатали? Разве смог бы человек, не имеющий способностей оценить «талантище» друга? ГГ, по версии Автора самозабвенно «служит памяти друга» в ущерб себе, а не мучается «от тайной зависти», как Вы решили. Не может, ну, режьте меня, НЕ МОЖЕТ человек стать хорошим, переводимым на языки мира, писателем благодаря лишь зависти к таланту друга и своему каторжному труду. Да, он МОЖЕТ напечатать за свой счет одну, две, десять книг, может даже снять фильм по своей книге, если есть деньги, но – ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ЧИТАТЬ он никогда не сможет, потому как (повторюсь!) лишь ЛИЧНОСТИ, имеющие свою собственную философию, свой стиль и язык, СВОИ оригинальные мысли могут достичь славы и известности на литературном поприще))))))
        • Извините, но мне кажется, что вы и правы, и не правы одновременно. Конечно, Борцов просто не успел состояться. Он набросал повесть, и Воронин - тоже способный человек, но в меньшей степени (талант имеет степень - это бесспорно!) искренне захотел увековечить память друга, но увлекся вначале редактрством, потом писательством. Повесть читателям понравилась, на этой закваске Воронин захотел приподнять и свое творчество и стал использовать имя друга уже как псевдоним. Он упустил тот момент, когда мог и должен был отделить себя от Борцова и всю массу своих произведений от единственного борцовского "Травяеного дома". Думаю, ни противопоставления, ни зависти не было, был страх, что не примут такого, как есть, захотелось посидеть "за ширмой". А потом, когда, возможно, Воронин в себя поверил, было уже поздно признаваться - вот и все. Воронин имел способности, помноженные на трудолюбие и - ЗУБ ДАЮ!!! - может средний от природы, но трудолюбивый писатель стать замечательным редактором и автором многотиражных книг! Примеров - великое множество!!! Воронин был просто ДРУГИМ писателем, но не дал сам себе состояться. Не для читателя (читателю без разницы, как кого зовут), а для себя самого так и остался в тени имени (а не славы, слава не состоялась, Борцов рано умер) друга. Бывает.
          • УлыбоЧка, мне бы хотелось подискутировать с самим Автором, простите))) Может быть у него совершенно другие соображения. Автор представляет себе эту ситуацию так: "человек, изначально движимый благими намерениями, не собирался воровать, но как-то втянулся в свой обман". Пытаюсь понять, ЧТО именно хотел сказать этим Автор, в ЧЕМ обман? Воронин печатает повесть Борцова под его же именем, так? Никакого обмана здесь нет, только благое дело во имя дружбы. Эту повесть что - НИКТО из родных и друзей погибшего Борцова НЕ ЧИТАЕТ? Но Воронин же печатал повесть РАДИ друга, так? Скорее всего, такой вариант нереален, согласитесь)))) Что происходит дальше? Начинают выходить ДРУГИЕ, следующие книги под именем Борцова. Друзья, знакомые, родные, издатели Воронина в курсе, что он взял псевдоним друга - ИЛИ КАК? Он убил всех, кто имел отношение к настоящему Борцову? Тот был круглым сиротой, не имел ни одного друга, кроме Воронина, не встречался с девушками и т.д.? Воронин купил фальшивый паспорт и живет всю жизнь под ЧУЖИМ именем? Объясните, пожалуйста! КТО не знает, что Борцов - это псевдоним Воронина? Читатели? А интернет на что? В чем заключается тайна, ставшая явью? Или речь о том, что первая повесть не его, Воронина, пишущего под псевдонимом Борцов? Так Борцова же – другого, настоящего! Ну, допустим этот рассказ написала Светлана Куликова. А в это же время в городе N вышла книга другой Светланы Куликовой – этот человек ПРИДУМАЛ себе такой псевдоним. Автор этого рассказа подаст в суд на ту, другую Куликову?))))) К тексту. Есть повесть «Травяной дом» С. Борцова, написанная С. Борцовым. И есть множество книг, изданных в разных странах, написанных Ворониным под псевдонимом С. Борцов. Ну и что? При чем тут – трудяга, не трудяга, талант, зарытый в землю и прочая? В ЧЕМ ТАЙНА?
            • Я думаю, тайна в том, что НИКТО не знает, что "Травяной дом" на самом деле написал С.Борцов. Все считают, что и эту повесть написал Воронин под псевдонимом Борцов. Но вы правы, отвечать должен автор. Я не знаю как правильно по замыслу, просто делюсь своими соображениями. Что-то я не очень поняла вопрос про Светлану Куликову, но полагаю, что автор - истинный обладатель такого имени МОЖЕТ по суду обязать другого автора взять себе другой псевдоним, если уже открыто публиковался под этим именем. На № 39. Что это было? :-)) Насчет коня не знаю, но я вас совершенно не понимаю! :-))
            • на пост №42 Хорошо, продолжим, УлыбоЧка))) Хотя -приз этого месяца я отдала бы автору поста №39 - за то, что "тайное стало явным")))))) Автор, УлыбоЧка, ГГ что, по-Вашему - тоже психически нездоров, как и ГГ предыдущего рассказа? Он что -замыслил с самого начала использовать повесть С.Борцова как таран, чтобы пробить СЕБЕ путь к успеху? Но где тогда логика? Если никто-никто на свете не знает, что повесть написал С.Борцов, и ГГ НИКОМУ НИЧЕГО о повести не говорил, почему Воронову не тиснуть повесть под собственным именем и не прославиться самому? Так нет: нужно взять псевдоним друга, присвоить его повесть, а потом всю жизнь трястись - как бы его кто не разоблачил. Вплоть до инфаркта. Борцов и Воронин были друзьями – однокурсниками – журналистами, т.е. как минимум все однокурсники ЗНАЛИ и С.Борцова и А.Воронина. Уф, уморилася я)))) Помните рассказ Моряны «Запах беды»? Вы с Флер тогда очень четко, по буквам, отслеживали «внутреннюю мотивацию» героини, которая зачем-то понесла прятать за зеркало дочкиного ухажера героин, подставляя этим себя, тогда когда все там курили травку и можно было элементарно сообщить об этом в полицию))))
            • продолжение поста №45 Вот и Вас получается тот же «героин за зеркалом»: присвоить себе повесть друга, если об этом все знают – бессмысленно, публиковать под его именем, если никто не знает настоящего автора и это нужно всю жизнь скрывать– нелепо. А еще постоянно упоминаемое Автором «служение» другу… Неадекватный какой-то ГГ получился. Не вырисовывается он. А насчет совпадения имен - НЕ МОГУТ Светлана Куликова или Сергей Борцов подать в суд за случайное (или НЕслучайное) совпадение. Есть же полные тезки - и Александры Пушкины, и Львы Толстые, И Дмитрии Медведевы)))) Чем человек виноват, если у него тоже фамилия Медведев, а родители Димой назвали? Имена собственные (а псевдоним -это имя) НИКАК не защищены НИКАКИМ законом, уверяю Вас. ВсЁ!
            • автор / 20 июл 2011
              Субмарина, Вы меня звали – я здесь)) Уверяю Вас, Воронин жил по своему настоящему паспорту и в поликлинику ходил под своей фамилией и лечил там свои, воронинские болячки, а не Борцова. И уж точно никого не убивал – отвечаю! И в интернете в статье о нем в скобочках указана его настоящая фамилия. Я не поняла, в чем здесь проблема, ну правда. Он пишет под псевдонимом - нормальная практика, почему он должен съесть свой паспорт? Выбрал в качестве псевдонима имя своего погибшего друга – ну так это его прекрасно характеризует ))) Внешне все чинно-благородно. Единственное, чего не знает никто – это тот факт, что повесть чужая, написана ДРУГИМ человеком, другим индивидуумом. И он как бы в качестве некоей компенсации другу продолжает писать под тем же псевдонимом. Но от себя-то не убежишь, он-то знает, что украл. И встреча с человеком из прошлого, который, вероятно, знал истинного автора, оказалась для него роковой.
            • автор / 21 июл 2011
              На пост № 45 - там места нет Нет, не замышлял ГГ использовать повесть как таран. Не корысти ради взялся, уж я-то его знаю)) Из лучших побуждений. Это сначала. Поэтому и честно подписал именем Борцова, а не своим. А потом, когда речь зашла о продолжении, захотелось и себя, любимого, продвинуть. И плацдарм уже имелся - успешная публикация. Как-то так.
  • Ничего не поняла(((( Алексей Воронин жил и творил под чужим именем? А как он гонорары получал, в поликлиннику ходил -паспорт себе фальшивый сделал на имя Борцова? "Он непременно пробьется, а когда станет признанным мастером, мэтром, он раскроет тайну своего псевдонима и представит миру настоящего Сергея Борцова, талантливого, рано ушедшего..." Так он же вроде как пробился: огромные тиражи, переводы на другие языки, признание. Чего ждет? Использовал как псевдоним имя умершего друга, но разве это запрещено законом? Где тайна? Никто не знает настоящего имени ГГ или он хочет признаться в том, что слямзил у друга первую повесть? Так он же не украл, а благое дело сделал. Царапнуло "скорбный труд", что в редактировании скорбного?
    • жужа@ (Санкт-Петербург) / 19 июл 2011
      я тоже самое не поняла, поэтому образ не сложился
  • тема раскрыта как нельзя лучше. рассказ отличный
  • жужа@ (Санкт-Петербург) / 19 июл 2011
    У меня тоже образ главного героя не сложился.
  • Замечательный рассказ. Сильный. И грустный, как сама жизнь. На отзыв *Интересно*: не все в жизни любовь страстная, есть много других видов любви. Особенно зарожденной в юности. Хотя в конечном счете, все это -любовь, одна и многоликая. Любовь к тому, что могло быть и не стало. Любовь к самим себе, потерянным в дебрях несбывшегося. Рассказ читается на одном дыхании. тема уже где-то читалась. Так ведь все уже написано до нас. Существует очень ограниченное количество жизненных ситуаций и еще более ограниченное количество человеческих эмоций. Автору спасибо. От меня пять.
  • Интересно / 19 июл 2011
    Герой любил друга любовью брата, а может быть еще сильней?)) Только такой мотив приходит в голову. Можете себе представить взрослого мужика, посвятившего свою жизнь служению памяти другого мужика? Я не могу, если на то нет соответствующих оснований, а здесь их нет.
    • Вот и я о том же. Не складывается у меня образ ГГ, ну никак.
      • elesha2112 (Москва) / 19 июл 2011
        и у меня тоже.
        • Николь / 19 июл 2011
          Согласна с Розой и Елешой. Перечитала два раза и все равно не поняла - Автор, объясните, умоляю. "Иногда до него долетал злобный шепоток: мол, ничего более значимого, чем его первая повесть, «Травяной дом», он не создал; мол, едва успев начать, он уже исписался, и останется он в истории литературы писателем одного произведения. Но Воронин старался не обращать на это внимания — успешного человека всегда преследует зависть. А поводов для зависти становилось все больше: растущая известность, внушительные тиражи, переводы на иностранные языки, прекрасная семья — словом, жизнь-то удалась!" А теперь вопрос: ЧТО переводят на иностраныые языки и издают внушительными тиражами, если "едва успев начать, он уже исписался, и останется он в истории литературы писателем одного произведения" (я так поняла, что написав одну, пусть даже очень хорошую повесть, автор шедевра автоматически остается на века в "истории литературы"?) Вопрос: КТО решится "шептать" такую несуразицу, если писатель успешен, востребован, известен, имеет большие тиражи и переводится на иные языки? Чего ему переживать по поводу "шепотков" - не все ли равно ЧТО говорят завистники, если факты (упрямая весчь!) - говорят об обратном?
          • Множество актеров и писателей не просто псевдонимы имеют, а со временем даже официально меняют настощие имена-фамилии на псевдонимные, которые всем известны :-)) Не сомневаюсь, что Алексей Воронин мог творить под именем друга и ни у кого из друзей/родных Сергея Борцова не возникло ни вопросов, ни возражений. Фамилии простые, не редкие, не известные. Взял бы он псевдоним Лев Толстой, вопросов было бы больше :-)) Что касается критики "ничего хорошего не написал", в сочетании с огромными тиражами и переводами на др. языки... Меня тоже изумляет, как это получается у Шиловой, Донцовой и прочих деятелей от масс-культуры? А ведь факт: и тиражи, и переводы, и полное отсутствие высокой литературы налицо :-)) Очевидно, что из всего созданного "Сергеем Борцовым", серьезная заявка на литературу была лишь в "Травяном доме". Остальные произведения не несли в себе той, отмеченной критиками искры Божьей, но герой упустил "момент истины", когда мог "развестись с другом", стать самим собой и работать на свое собственное имя - понимал, что не дотягивает? Боялся, что уже наработанная слава уйдет от него? Это неважно, главное, он так и не стал писателем Ворониным, но и тем, настоящим Борцовым (по уровню таланта) тоже не стал. Не стал цельной личностью с псевдонимом, а постоянно нес в себе другого автора - эту тайну и унес в могилу. Так я думаю :-)) Так чувствую и мне замысел автора кажется очень глубоким и хорошо исполненным :-)) Спасибо.
            • автор / 21 июл 2011
              Спасибо, Улыбочка, и за понимание, и за то, что облегчили мне задачу - ответили на часть вопросов ))
            • Автору на №50 Да не за что! :-)) Как раз потому, что я облеглила вам задачу, меня Субмарина записала в авторы :-)) Это было бы приятно и весело, если бы под этим не ощущалась какая-то местная война. Даже не знаю, что и делать?! :-)) Повтори я хоть мульен раз, что я - это всего лишь я и ничего никогда не писала и не пишу, доказать это невозможно и лично мне совсем не нужно. :-)) Только есть ощущение, что вы от этого заблуждения (и не только вы, похоже) пострадаете. Уже было подобное совсем недавно :-)) Увы, некто регулярно сползает с общих литературных споров на сведение личных счетов и его грязь летит во все стороны. :-)) Приятно, что мне приписали хороший рассказ и имя хорошего автора, неприятно, что мотивом для этого заблуждения стала банальная неприязь :-)) Автор, я вам желаю успехов и надеюсь, в конце конкурса мы увидим ваше имя (или ник) в числе победителей :-))
    • Li-Lu (Любимый) / 20 июл 2011
      Да какое там служение! В память о друге опубликовал его книгу, а далее - человеческая жадность до славы и денег под благим предлогом.
    • автор / 21 июл 2011
      М-да, появись этот рассказик лет 20 назад – никому бы и в голову не пришла такая трактовка. О времена, о нравы! Я сама– человек прошлого века, и мне тоже такое в голову не пришло. Печально, если так прочиталось.
  • Ай, как хорошо! Конечно, пять баллов! Не хочу ни копаться, ни разбираться, просто зачиталась и получила огромное удовольствие! :-)) Шай-бу, ша... тьфу! По-бе-ду ав-то-ру! :-))
  • Хороший, крепкий рассказ, добротно написанный. После прочтения рассказа у меня осталось несколько вопросов. Под чьим именем Алексей в самом начале рассказа проводил встречу с читателями? Я не думаю, что под именем Сергея Борцова. Я понимаю, увековечивание памяти друга и прочая лирика... Но чтобы вот так, полностью отречься от своего имени... "Приходило осознание собственного самоотречения" Жить чужой жизнью? Писатели - братия самолюбивая, ревнивая к своей славе и признанию. К тому же, если писатель популярен настолько, что его переводят на иностранные языки, то расшифровать псевдоним можно на раз-два. Ну это так, придирки. А вообще, грустная история о крепком ремесленнике, присвоившем чужую искру Божью, но так и не сумевшему зажечь свою, таланта не хватило... Автор, почему его хватил инфаркт в конце? Какое его значение? П.С. Меня до сих пор не отпускает ощущение дежавю. Когда-то я читала рассказ или смотрела фильм с подобным сюжетом. Мужчина находит в чемодане случайного попутчика, умершего, рукопись романа. И присваивает его себе. Вот как-то так. Я ни в коем случае не хочу обвинить автора в плагиате, Боже упаси! Просто не могу вспомнить, где я это читала. Может, читатели помогут вспомнить?
    • Жизнь показывает, что добиваются чего-то именно ремесленники, а не «таланты» :-) Так что развил он в себе талантик, развил. Не мог этого не сделать, поэтому и «перевоплотился».
      • Николь / 19 июл 2011
        "Так что развил он в себе талантик, развил". Развить "талантик" невозможно, ИМХО - это от Бога, или есть, или нет. Можно отшлифовать имеющийся талант, можно гигантской работоспособностью превратить скромные способности в "нескромные", но так просто - взять, захотеть и стать "талантищем", увы -невозможно. Да, возможно, ремесленники "чего-то" задницей и добиваются, но все гении все-таки с рождения "поцелованы Богом", еще раз ИМХО)))
        • Если таланта нет вообще - не разовьёшь. Но если он есть, но не великий, - развить можно более чем. И именно трудом. Поцелован много кто, но очень многие бездарно «сливают» - кто спивается, кто снаркоманивается, кто ленится.
          • Насчет "зарывания" талантов в землю согласна полностью, а вот с первым пунктом поспорю. Назовите "крепкого ремесленника" оставшегося на века в истории литературы? Л.И. Брежнев? Д.Донцова и ей подобная публика? Писатель - не тот, кто хорошо (даже ОТЛИЧНО) пишет, а тот, кто имеет свой, оригинальный взгляд на жизнь. И если с трудом, но можно представить, что ГГ всю жизнь копирует стиль и почерк С.Борцова, то мысли-то у него по любому должны быть СВОИ, оригинальные, иначе никто его книги читать-переводить-издавать не будет. Возможно, повесть друга действительно стала для него толчком, но искра божья у него была и никаких комплексовпо этому поводу у гг быть не должно. Человек одаренный щедр по своей природе: не будет он делать столько лет тайну из первой не-своей повести, у него этих идей и сюжетов в голове - миллион, его давно признали как писателя, а не как "клона".
            • Толстой. Пушкин... Я так понимаю, что герой рассказа таланта не лишён. Он не тупой трудяга.
            • На пост №23, Ethernityн Толстой и Пушкин - трудяги без "божьей искры", бесталанные "крепкие ремесленники"? Шутить изволите? )))) Я упорно пытаюсь понять: был у Алексея талант или нет? Каким образом он стал известным, переводимым на многие языки писателем, если, по словам автора «…сам же Алексей останется лишь его /Борцова/ скромным последователем, его отражением, его клоном». «Воронин посвятил свою жизнь служению памяти Сергея; этому служению он принес в жертву свое собственное имя: никто не знает писателя Воронина, читатель знает и любит писателя Сергея Борцова. Мог ли он сделать больше во имя дружбы? Зачем ворошить дела давно минувших дней? Если уж на то пошло, авторский текст «Травяного дома» был сырой, его требовалось шлифовать, и именно он, Воронин, отредактировал его и подготовил к публикации. И так ли уж важны теперь детали?.. Он и не заметил, как упустил момент истины» Что он упустил? Что не нужно ворошить? Известный писатель боится, что станет известно, что он – не Сергей Борцов, а Воронин или , что он, Воронин (которого никто не знает) – не автор, а редактор первой повести?
            • На № 26. Извратить изволили... Что Пушкин, что Толстой развили талант благодаря труду. Если бы они не трудились - не знали бы мы ни Пушкина, ни Толстого. Героин тоже талантлив. Но он постоянно находился в тени своего «звёздного» приятеля - тот был ярче, заметней, энергичней. Но этого мало - работать он не умел, даже повесть до ума не довёл. И если бы остался живым - остался бы автором одной повести скорее всего. А героин свою искру терпеливо разжигал. И получил - переводы, известность. Но вот от тайной зависти к другу так и не избавился.
    • Может, это глупо выглядит, но я была на встрече с Акуниным лет пять-семь назад и даже не подозревала, что у него другие имя-фамилия :-)) И сейчас не могу вспомнить, как там его на самом деле зовут :-))
      • Николь / 19 июл 2011
        Настоящее имя Б. Акунина - Григорий Шалвович Чхартишвили. Я, чесслово, вообще не поняла -в чем проблема-то? Есть у меня знакомый по имени Александр Сергеевич Пушкин, есть пишущая родственница-поэтесса, взявшая псевдоним, совпадающий с именем-фамилией ее родной бабушки. И что? Ну пишет Алексей Воронин под псевдонимом Сергей Борцов в память об ушедшим друге и чего? В чем криминал и тайна, ставшая явью? Объясните, плиз, не понимаю! Человек имеет право выбрать себе любой псевдоним, разве не так? Тот же Б. Акунин, быть может, "позаимствовал" имечко у небезызвестного Бакунина)))) И ничго, совесть не мучает. И еще момент. Погибший во цвете лет С.Борцов жил на другой планете? У него не осталось родителей, родственников, друзей, любимой девушки? Когда А.Воронин издал первую повесть в память о друге под его именем, он что - НИКОМУ из знавших Сергея не сообщил о своем благородном поступке? Для кого, во имя чего он тогда его совершал? Чтобы протоптать тропинку к собственной славе? А последняя мысль героини о почерке, который не изменился с годами - что бы это значило? Что у Воронина почерк стал идентичен почерку Борцова? Т.е. он якобы перевоплотился в погибшего друга?
    • Роза, сюжетов на эту тему было много. В английском фильме "A murder of crows" герой, бывший адвокат, присваивает рукопись умершего соседа. Уверена, что есть еще не одно произведение с подобным сюжетом.
      • Ласточка, точно! Это же "Убийца ворон"! Теперь я вспомнила, смотрела этот фильм очень давно! Спасибо, что напомнили)))
      • жужа@ (Санкт-Петербург) / 19 июл 2011
        фильм в 2010 году вышел Вуди Аллена, где посредственный писатель присловил себе рукопись погибшего в аварии друга, а потом оказалось, что друг в коме в больнице (уже после публикации)
    • автор / 21 июл 2011
      Роза, за отзыв спасибо. Но мне жаль, что именно Вы не уловили идею. Это для меня плохой признак ((( А уж разговоры о плагиате - вообще кирдык. В принципе, на Ваши вопросы я частично здесь отвечала, не буду повторяться.

Оставить комментарий
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору