На главную
 
 
 

Ток-ток
Автор: Yasashi / 14.05.2010

Ток-токТок-ток.
Ток-ток-ток. Очень не хочется умирать. Кажется, что сердце стучит с громкостью отбойного молотка, перебивая скрип половиц, прогибающихся под тяжелыми шагами. Этот стук, ужасный стук. Красный, угловатый комок мяса, который необходим для того, чтобы жить. И который, возможно, станет причиной его смерти. Малыш не шевелится. Шаги останавливаются совсем рядом. Плевок. Контрольный выстрел. Еще один. Шаги удаляются.

Малыш долго не решается шевельнуться. Он просто лежит, придавленный телами, которые совсем недавно были его товарищами. Его глаза закрыты, залеплены бурой липкостью. Малышу кажется, что этот бурый цвет впитался в его кожу настолько, что дошел до костей и пропитал их насквозь. Наверное, если открыть глаза и посмотреть на себя в зеркало (остались еще на свете зеркала?), он увидит, что его глаза тоже стали цвета грязной земли вперемешку с чей-то кровью. Когда-то они были голубыми. Но это давно. Когда у Малыша еще было другое имя. Когда он еще не был пропитанным бурым ядом стариком.
Малышу семнадцать лет.

Ток-ток.
Оно еще стучит. Но его почти не слышно. Кругом крики, хрип, пули, земля, небо, снова земля, железо, хрип, хрип, хрип. Вчера Серега умер от холода. Он все хвастался, что за два года на фронте его не задела ни одна пуля. Счастливчик. Малыш натянул его одежду прямо на свою и сейчас ему приходится не бежать, а переваливаться. Зато не холодно. Рядом падают люди. Нет, уже не люди — трупы. Падают друзья, которые в мирное время не были бы друзьями. Падают враги, которые в мирное время не были бы врагами. Хотя бы потому, что в мирное время он бы их никогда не встретил. Сложно любить или ненавидеть того, кто не входит в твой маленький мир. Малыш наводит прицел на солдата, такого же мальчишку, как он сам. Ему не хочется стрелять, но хочется жить. Все еще хочется. Надо быть быстрым, если не хочешь быть мертвым. Долю секунды он смотрит на то, как худое курносое лицо с удивленными глазами разлетается на кровавые ошметки. Потом поворачивается и бежит дальше.

Малыш наводит прицел на солдата, такого же мальчишку, как он сам. Ему не хочется стрелять, но хочется жить. Все еще хочется.

Ток-ток-ток.
Серый, предутренний час. Сердце или настенные часы? Сон или память? Малыш тупо смотрит в потолок, пытаясь сориентироваться в темноте. Ток-ток. Нет, наверное, все-таки часы. Опять этот сон, один и тот же, набивший оскомину сон. Немой, с выключенным намертво звуком, как сломанный телевизор. Только череда изображений, всегда в одном и том же порядке, всегда в одной и той же цветовой гамме. Красно-серо-бурой. Малыш встает и закуривает сигарету. Больше не заснуть.

В углу комнаты не убранный с вечера мольберт, незаконченный холст с лунным пейзажем. Вдоль стен выстроены уже законченные картины. Мягкие поля, усыпанные белыми цветами, улыбающиеся лица, строгие изображения старинных церквей. И ни одной картины в красно-серой гамме.

Малыша уже много лет никто не зовет Малышом. Это имя осталось там же, где остались звуки из его сна.

Ток-ток. Стук в дверь.
— Деда, ты не спишь?
Узкая щель пропускает полоску света, запах меда и теплого хлеба. Санька маленькой мышкой просачивается в комнату, спутанные белые пряди, падающие на голубые, как у деда, глаза.

— Можно с тобой? Я принесла тебе хлеба и молока. Давай позавтракаем вместе, а потом ты нарисуешь мне единорога. Я видела его в книжке, но там он неправильный. Я расскажу тебе, как надо, и ты нарисуешь мне настоящего. Он будет жить в моей комнате, и я его буду любить. Очень-очень. Нарисуешь, правда?
— Правда.

Ток-ток. Ток, ток, ток. Стук маленького сердечка отдается в большом. Санька приютилась у деда на груди и, потихоньку отщипывая от его хлеба, полушепотом рассказывает ему о том, каким должен быть настоящий единорог.
— Ты ведь понимаешь, деда?
— Да.


Ток-ток-ток.

 



 

Ваше мнение 64  

Оставить комментарий
  • Знаете, сначала прочитала, и почти все понравилось. Потом прочла отзывы и задумалась, прочла еще раз. ГГ уже не вызвал у меня горячей симпатии, посудите сами. Его часть или батальон, попали в окружение (они все где-то в доме), всех перебили, Малыш остался цел, допустим. Немец, который делал контрольные выстрелы, ушел, но здание осталось на территории врага, так? Как Малыш попал к своим? Допустим, как-то попал, дальше. Откуда друг Серега, всех друзей уже убили в том доме? Допустим, дополз и подружился. Друг замерзает, Малыш что делает в это время? Ждет, пока тот замерзнет, чтобы снять шинель? А потом надевает ее на свою, потому что «надо быть быстрым, чтобы не быть мертвым»? Каюсь, я и сама отправила рассказ на конкурс, теперь вот боюсь до ужаса.
    • Бедный ГГ. Бедные читатели. Чего только не натерпишься от печатного слова. На самом деле, приношу искренние извинения. В след. раз буду поответственней, напишу о том, с чем больше знакома. И еще раз спасибо всем, кто прочитал и исправил. Я искренне рада, что этот рассказ кому-то понравился, кого-то задел и послужил хотя бы для того, чтобы расставить некоторые точки над *и*. Спасибо :)
    • Анна, я могла бы попытаться найти объяснения, играя с временными отрезками, опущенной информацией и т.д. НО это было бы неправильно. Рассказ писала на ощушениях и о них же. Эмоция на эмоции. Мне понравился ваш отзыв. Первое ощущение в основном позитивное (здорово! неплохо написанно?), потом - ляп на ляпе. Ошибки. Ошибки надо исправлять и на них учиться. Оттянутые уши за то, что тронула тему без надлежащей проверки - совершенно верно. Даже если ваш рассказ разгромят (если заслуженно, конечно), это может быть только позитивным, не правда ли?
      • Yasashi, Вы - умничка! И редкий человек, который ТАК позитивно реагирует на критику))) Вы мне ОЧЕНЬ нравитесь))) Меня губит аналитический склад ума - я все время пытаюсь "сложить пазлы" в рассказах... Наверное, я человек недостаточно эмоциональный или техническое образование подпортило мое мировосприятие. Прочтя отзыв Анны, вдруг подумала - а действительно, в первой части речь идет об окружении, а не войне в "чистом поле". Значит, пунтуальные и "чистоплотные" немцы должны, по идее, убрать все трупы в зданиях - расчистиь "свою" территорию. Они ведь приходили "всерьез и надолго"... Простите, не обижайтесь!
  • Yasashi, это здорово, что Ваш рассказ вызвал такую бурю эмоций, не оставил многих равнодушными. Тайвана пообщается с бабушкой, я куртки на мужиков натягивала, пытаясь установить истину))) И это - лучшая оценка! Убейте меня - ну никак не "вырисовывается картинка": Малыш при друзьях и командирах(возможно, и было "законное" мародерство по указанию офицеров, не знаю) стаскивает с умершего от холода (а чего все друзья -смотрели и ждали, пока тот окочуриться?) друга шинель, надевает на себя (а много было в войну ребят 52 -56 р-ра?) и идет в атаку. Шинель (я посмотрела в инете) весила 8кг плюс все остальное плюс автомат - каково Малышу?)) Ох, не знаю, не знаю... Я бы упала на месте.
  • К сожалению, ниже уже нет возможности оставить отзыв. Меня просто взбудоражило. Yasashi, если Вы не против, то я распечатаю Ваш рассказ и дам прочесть своей названной бабушке, пусть оценит она - очевидец. Разумеется , ее мнение - это будет ТОЛЬКО ЕЕ мнение. Но, по крайней мере, очевидца. Да что там, очевидца - участника!В 1941 ей было 17 лет, она добровольно пошла "в армию записываться" на пятый (!) день войны. Отучилась на радистку и ушла на фронт. Ленинградский, потом бросили дальше, Волга, потом Третий Украинский, Чехия, Польша... И Вернулась домой, в Ленинград. Мы 22 апреля отметили ее 86-ти летие. Она живее всех живых! Бодра душой, пишет злостные эпиграммы на правительство)) Учит меня уму-разуму, дает бытовые и женские советы. Yasashi, если Вы, как автор, согласны, то я дам ей прочесть и потом напишу ее мнение о Вашем рассказе.
    • Тайваш, это замечательная идея, по-моему. Как я вам завидую - такая бабушка жива! Потрясающе! Поклонитесь ей от меня, да и от всех нас! "Да, были люди в наше время..." В ТО время! Здоровья и жизнелюбия Вашей бабушке!
    • Большое спасибо, Тайвана. Конечно, для меня будет честью, если вы покажете этот рассказ вашей названной бабушке. Пожалуйста, заранее перед ней извинитесь от моего лица. И поздравьте с прошедшим днем рождения!
  • Алекс / 14 мая 2010
    Надеть на себя вторую шинель, чтобы не бежать, а переваливаться? Зато не холодно? Это чтобы быстрее пристрелили, что ли? Не умирали здоровые солдаты от холода, и нельзя было надеть на себя вторую шинель - это мародерство.
    • Алекс, спасибо за пояснения. Не могу с вами спорить, так как точными данными не обладаю. Но. Мародерство, как бы это не было неприятно, является частью любой войны. Это всего лишь навсего способ выживания - то, что мертвому уже не пригодится, живого спасет. А в России зимой (вообразим, что действие проходит зимой) жары не наблюдается. Не очень мне верится, что у солдат было первоклассное теплое обмундирование. Извините, если что-то из написанного задело. :(
      • Yasashi, за мародерство расстреливали в войну, это факт. Никто шинели со своих не снимал, хотя тут грань, конечно, тонкая - снять с убитого врага - трофей, снять со своего - мародерство... И еще - я все воспринимаю через рассказы отца о войне, уж извините - так вот, он говорил, что на фронте было сытнее и теплее, чем на Дальнем Востоке, где они жили перед войной... Тема, конечно, настолько "скользкая", что я даже не знаю - как можно решиться фантазировать на эту тему... Понимаете, мне трудно объяснить, но первые два абзаца настолько откровенно "придуманы"... У моего отца был такой "камертон" встроенный что-ли, он когда малейшую фальшь о войне слышал - просто выключал радио или ТВ. Он бы Вас "выключил", не дослушав... Хотя, повторюсь, написано здорово, а если рассматривать конкурс как фантазии на тему войну, просто супер!
        • Габи, при всем уважении к Вашей истории... Но ведь люди разные, восприятие окружающей действительности тоже разное. И в конце концов, это конкурс рассказов, а не реальных историй. Впрочем, происходит то, чего многие боялись и о чем уже много говорили: не стоило такую тему в конкурсную.
    • Алекс, вы к словам цепляетесь. Yasashi писала рассказ, а не документальные хроники. Главное - трагизм судьбы человека, в юном возрасте пережившего эту страшную мясорубку, автор донесла. чего вам еще надо?
      • Алекс / 15 мая 2010
        Мене надо, чтобы бабоньки развлекались писанием про любовь-морковь, лютики-цветочки и котиков-собачек, а войнушку лучше не трожьте, да? Тут все брехня – с первой строчки. Немцы выиграли бой и из гуманности пошли пристреливать раненых, делать им больше нечего. Пацан живой силой мысли аки Супермен перенесся к своим, минуя немцев, напялил вторую шинельку (бабоньки, кто нибудь подружкину шубейку на свою натягивал?). Его свои почему-то не шлепнули, хотя должны были, и пацаненок в двух шинельках (скока шинель весит знаете?) и автоматиком поскакал дальше врагов крушить! А может малыш под два метра был и шинель с танка снял, инач не влезет!
        • Ну, мало ли кому чего надо... На каждый чих не наздравствуешься :-)
          • Браво!
            • А может, не стОит набрасываться на "чужака" как стая шавок на случайно зашедшего на их территорию кота? Это же здорово, что мы интесны ещзе кому-то, кроме нас самих, а , девочки?))) Yasashi - умненькая девочка с ЧЮ, и она вполне корректно ответила Алексу, ИМХО. Всех нас в свою время "пинали" и "размазывали" за ляпы, ну и что? Нормальный процесс!)) Конечно, можно "не пущать" и кричать "пшел вон, скотина!" на каждого, кто посмеет усомниться в нашей полной и безоговорочной компентенции. И будет нам друг с другом приятно и хорошо - месяца два, три... Потом станет безумно скучно и пресно, вам не кажется?))
            • *интересно, еще - ошибок налепила, сори
        • Алекс, наверное у вас выдался тяжелый день. Сочувствую. Иначе мне сложно объяснить такой взрыв эмоций. Особенно обобщенное отношение к женской прозе на эту тему. Вы эту страничку (размещенную на женском сайте) читаете исключительно для того, чтобы подтвердить это свое мнение? Немцы (первая сцена) производили контрольные выстрелы. Недобитый враг - дело неприятное. Шинель (сцена вторая), через неуказанный срок. Кто знает, сколько времени прошло. Шинель большего размера на свою натянуть очень даже возможно. С другой стороны, если у вас собственный военный опыт и вас покоробили детали и рассказ в целом, задело за живое, прошу прощения.
  • Супер просто! Какая Вы молодец! Слезы на глазах. так сильно и так образно..........
    • Огромное спасибо, Певчая. То, что вас тронул текст, для меня самый лучший комплимент.
  • Yasashi, честно говоря, я была в душе против такой темы конкурса. Много было обсуждений по данному поводу, так вот я на стороне тех, кто против. И собиралась не принимать участие (тем более, лучше "Немца" у меня, наверное, уже и не будет рассказа о войне), не оставлять отзывы и не ставить оценки, чего до сих пор и придерживалась. Нарушаю. Ваш рассказ запал в душу. Пошла ставить пять баллов. Спасибо Вам!
    • Ольга Q / 14 мая 2010
      Присоединяюсь полностью. Я тоже против темы. Но это, во-первых, вообще первый (ИМХО) настоящий рассказ - в смысле жанрового определения. Мне еще очень Габи творение легло на душу, но все же у нее не совсем рассказ, а как точнее определить - не знаю. Ну скажем так - у нее реалистичная зарисовка, очень литературная и качественная, теребящая душу. А тут - рассказ в более классическом понимании, так, наверное. Мне очень понравился "Ток-ток", и стук этот непрекращающийся - и ход сердца, и времени, тут все... Автор умница, что сказать. Снимаю шляпу!
    • Алекс / 14 мая 2010
      В первой части Вы правы. Нельзя высасывать из пальца такие истории! Это как новодел в иконах! Ветераны отличают песни военных лет, которые написали фронтовики от написаных позже. Много откровенных ляпов, нельзя сравнивать с "Иди и смотри" такие поделки.
    • Спасибо, Тайвана, спасибо от души. Не могу с вами не согласиться. Мне тоже показалось, что эта тема- невозможный вариант. Но в прошлом месяце я уже не поучаствовала - струхнула. И сейчас решила, что сложная тема - не повод для того, чтобы не попытаться. Я пытаюсь понять точку зрения Алекса, который(ая) оберегает очень серьезную и бередящую душу тему. Но в этом случае не должно было бы существовать ни одного литературного или кинематографического произведения о событиях давно прошедших лет. Я попыталась писать со всем возможным уважением. За ляпы прошу прощения. Но в том, что люди, через войну не прошедшие, пытаются её вообразить, не вижу ничего ужасного. Думаю, что новым поколениям это необходимо. Эмпатия позволяет нам избежать ошибок грядущих. Конечно, это всего лишь личное мнение.
  • Очень...на грани, остро, штрихами. Здорово! Меня только один кусок запутал. Перчитываю уже десятый раз и не понимаю. "Наверное, если открыть глаза и посмотреть на себя в зеркало (остались еще на свете зеркала?), он увидит, что его глаза тоже стали цвета грязной земли вперемешку с чей-то кровью. Когда-то они были голубыми. Но это давно. Когда у Малыша еще было другое имя. Когда он еще не был пропитанным бурым ядом стариком. Малышу семнадцать лет" Он же в это время еще молодой парень. Лежит под телами друзей. А там вдруг пишется, что он уже старик.. Или не понимаю чего-то?
    • Лис, по-моему, Малыш от горя старик, хоть ему всего 17...
      • А как же... "Когда-то они были голубыми... И у него было другое имя... Он еще не был стариком..." Может и от горя.. Я, наверное, не так поняла. Если это образно старик, тогда понятнее))) Спасибо, Taiwana!
        • Лиса, *старик* он от горя. Тайвана права. И Ольга права, когда говорит о глазах. Как хорошо, что вам понравилось. Есть несколько человек здесь на сайте, чье мнение мне немаловажно и вы в их числе.
    • Ольга Q / 14 мая 2010
      Лисонька, я думаю, что... Короче, когда мне было совсем мало лет, я пережила дикую, жуткую потерю. И у меня больше двух месяцев глаза были совершенно черного цвета, при том, что вообще-то они просто серые с легкой зеленцой. Когда умирает душа, или ей кажется, что она умирает, можно и отражения своего не увидеть... Тут все образно, на грани реальности, это просто восприятие автора. Молодой старик перед нами... Думаю, так.
      • У меня, наверное, сегодня, всё слишком реалистично. День эмоциональный. Туплю. Не смогла всё это увидеть. Эх, перечитаю завтра... Но всё равно, всё остальное - очень здорово написала.
        • Ольга Q / 14 мая 2010
          Да не тупишь, просто тема эта... Будь она неладна. В другое что-то вчитываешься (я о себе!), а тут - прочесть бы быстрее, проглотить, а то впечатлишься на целый день, и вообще жить не хоцца. Написано же, конечно, здорово.
  • ПЛЮС! Рассказ очень понравился. Я недавно посмотрела фильм "Иди и смотри", плохо аж стало.. И толкьо потом узнала, что когда этот фильм шел в кинотеатрах, рядом "Неотложки" дежурили, т.к. народу плохело в зале. Сюжет рассказа незатейлив, но и не важно, где и какой бой... Хорошо передано, как Герой выжил, что чувствовал тогда и что чувствует сейчас... Прозвище Малыш не режет слух. И никак с Карлсоном не ассоциируется. У меня точно. Повторюсь, но война - это многоликое действие людей. И чтобы рассказать о войне, необязательно рассказывать на каком фронте, под каким городом и какие армии воевали..
    • Спасибо, Солничка. Этот рассказ - упражнение для воображения. Мне, по счастью, не пришлось видеть ни одной войны. Поэтому не хотелось привязывать рассказ к чему-то конкретному. Но человек обладает воображением и эмпатией. Представила, насколько это возможно, и написала. Вот и все. А прозвище *Малыш* выбрала, так как хотелось противопоставить доброе, милое имя обстановке рассказа, как контраст.
  • Хороший рассказ. Те, кто прошел войну, никогда не смогут вычеркнуть ее из памяти
  • Ох, Автор, "ужастики" бы Вам писать! "Красный, угловатый комок мяса" - это перебор, ИМХО. Мне не хватило конкретики в рассказе - привязки к месту, например, где шел бой... И- согласна с Kozой - Малыш асссоциируется в лучшем случае с "Малышом и Карлсоном", в худшем - с современными любовными сериалами... Очень понравилась фраза - "Сложно любить или ненавидеть того, кто не входит в твой маленький мир", Да и вообще - написано здорово, конец мне скомканным не показался.
    • Спасибо за добрые слова, Габи. Про *малыша* интересно получилось. У меня совсем другие ассоциации. Сериалов я не смотрю (эээ, Хаус, наверное, к любовным не очень относится...;)), а про Карлсона совсем не подумала. Конкретной *привязки* нет, так как мои знания к сожалению очень относительны и ошибаться не хотелось. Кстати, Габи, что такое ИМХО?
      • ИМХО - по-моему, имею мнение - комп. сленг. Сама недавно узнала, когда в своих отзывах прочла)) Taiwana, Вы конечно правы насчет стебных прозвищ, мы младшего сына (амбалоподобного) зовем иногда "Маленький". Но, во-первый, 1984 г - это все-таки не 40-е годы, про которые идет речь, а во-вторых, вряд ли Ваш первый муж (земля пухом) сам себя "Малышом" называл, ИМХО...
        • Так ГГ сам себя *малышом* и не называет, рассказ ведется от третьего лица. (:О ?)
        • ГГ не сам себя так называет, его кто-то называет. "Малыша уже много лет никто не зовет Малышом. Это имя осталось там же, где остались звуки из его сна." (ц) равно как и мой пример - покойный муж - всю жизнь помнил и веселился отчасти над прозвищем (друзья -моряки так его всю жизнь звали). Я почему упираю на этот пример - потому что из жизни. Во-всяком случае, мне совсем не резало ни слух, ни глаз, когда я читала рассказ. Наоборот, скорее усиливало трагизм. Прошу меня простить, но не соглашусь с противопоставлением 40-х и 80-х. Мужская среда - есть мужская среда. Люди вообще мало меняются. Если ГГ был среди товарищей самым молодым (чем, полагаю, и мог заслужить прозвище), то какая разница, в каком году? 40 лет - это вообще не срок...
        • Маруся / 14 мая 2010
          I.M.H.O. - по-английски "in my humble opinion" - "на мой скромный взгляд", или "по моему скромному мнению".
          • Конечно, Маруся, глупая я- не догадалась подумать по-английски, а ведь почти все компьютерные сокращения - из этого языка :) лол
            • Маруся / 15 мая 2010
              Ну почему же Вы глупая, Yasashi?! Кто ж виноват, что интернетчики перешли на лексикон людоедки Эллочки? :)
      • Теперь понятно, Yasashi, откуда "ноги растут" - "красный, угловатый комок мяса" - это цитата из "Доктора Хауса"))) Чесслово, я на этом "куске" застряла на две минуты -пока дошло, что речь о сердце... Неужели кто-то, тем более молодой парнишка (не смотревший "Хауса") ТАК четко представляет свои внутренности?)
  • Мне всё понравилось, мне вообще этот автор очень симпатичен. Не понравился "малыш". Это слово из западно-европейской культуры и пришло в Россию с перестройкой. Вот зуб даю, что и в довоенные, и в военные годы, и после войны никогда бы не дали такое прозвище пацану старше семи лет! Автор, прозвище из жизни или придумано?
    • не согласна с трактовкой "Малыша". Пример не очень, но мой второй муж носил со времен учебы в высшем морском училище такое же прозвище. Дали в 1984 году. Самый младший из роты был, а по росту самый огромный, 196 см, вот моряки и постебались, назвали Малышом. И так и носил до своей смерти (умер в 43 года)
      • Примите соболезнования, Тайвана. И спасибо за то, что прочли.
    • Спасибо, Коза. Особенно за то, что автор вам симпатичен :))) Про *малыша* я ответила сверху. И выдумка все это чистой воды, хотя ... прозвища часто даются в раннем детстве и остаются на долгие годы.

Оставить комментарий
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору