На главную
 
 
 

Собачий вальс, или Как следует поливать цветы
Автор: Любовь С. / 18.01.2011

Собачий вальс, или Как следует поливать цветыСофочка лежала, закутавшись в ватное одеяло, и думала о завтрашнем утре. Снова нужно идти в музыкальную школу. Девочка зажмурилась, прогоняя неприятные мысли: вариации Кабалевского представлялись огромным, черным квадратом, заслоняющим почти весь календарь, кроме нижнего правого уголка — воскресенья. Дня, когда можно забыть о клавишах, достать краски и альбом: насладиться плотной, густой гуашью и легкой, мягкой пастелью.

Она рисовала везде и всюду, чаще — простым карандашом, он всегда находился под рукой, оттого большинство набросков было черно-белыми, как клавиши.

Вдруг девочка услышала родительские голоса: громкие, раздраженные, и Софочке показалось, что мама плачет. Соня проворно выкарабкалась из постели и прокралась к приоткрытой кухонной двери. В байковой ночной рубашке, она растерянным привидением скользнула внутрь… Папа курил, пуская дым в мерзлую синеву форточки. Мама, наливая из самовара в чашку сероватый кипяток, всхлипывала и порывисто вздыхала. Коротковатый мамин нос распух картофелиной и стал казаться еще короче.

— Ты меня никогда не любил! — вскричала мама, делая ударение на слове «никогда», — И родня твоя тоже! Они всегда были против меня-аа! Некраси-иивая-ааа! Я пашу, как лошадь, а ты — лодырь, даже палец о палец ударить не хочешь! А они так и ждут: какую бы грязь на меня вылить!
— Да кому ты нужна?! — отец яростно воткнул окурок в горшок с тощей, бледной традесканцией.
— А-ааа! Я никому не нужна?! ! — мама резко обернулась, взмахом плеснув кипяток. По отцовской рубашке расплылось большое, тёмное пятно.
— Дура!!! — он завопил от боли, схватил маму за плечи и швырнул её на стул.

— Ты меня никогда не любил! — вскричала мама, делая ударение на слове «никогда», — И родня твоя тоже! Они всегда были против меня-аа!

Софочка заревела и бросилась разнимать родителей:
— Не трогай маму! — её не слышали. Мама рыдала в голос, выкрикивая что-то нечленораздельное. Отец, обхватив бьющуюся в истерике мать, силой её удерживал.

Мама кричала, порываясь вскарабкаться на подоконник:
— Я выброшусь вниз! Раз я…! Никому…! Не нужна…! — в это время отец двинул мать по уху, та обмякла и съехала по стене вниз.
— Не смей! — заорала Софочка и вцепилась отцу в руку зубами. Он стряхнул ее, как котенка, и вышел вон.

Мама до полуночи сидела на полу и беззвучно плакала, Софочка тоже плакала и гладила маму по багровому, распухшему от слез лицу, по растрепанным волосам…

…Наутро у Софочки болела голова и щипало в глазах, а еще она совсем не выспалась, и от этого как будто немного тошнило.

— И — раз. И — два. И — три. И — четыре. — Валентина Ивановна отсчитывала такт и морщилась, слушая Сонино исполнение. Валентина Ивановна строгая, но все же лучше, чем Лариса Викторовна, думала Соня. От Ларисы Викторовны пахло дымом и тяжелыми, сладкими духами, и она больно стегала пальцы линейкой.
— Софья, что с тобой происходит? — Валентина Ивановна пристально посмотрела на девочку поверх очков, оборвав счет.

У Софочки перехватило дыхание, защипало в носу. Часто моргая, удерживая выкатывающиеся слёзы, она на всякий случай решила соврать:
— У меня… попугайчик умер, — такое и вправду случилось, но полгода назад.
— Господи, бедный ребенок. Поэтому ты плачешь? Ну, что с тобой делать? Пойди, умойся. Я тебя сегодня домой отпускаю, — вздохнула Валентина Ивановна и стала складывать ноты.

Пока Софочка бежала по морозцу домой, она отдышалась, настроение намного улучшилось, и она кое-что придумала. Она поможет маме! Ведь дома столько дел, и мама все не успевает сделать!

Едва войдя, Соня кинула в одну сторону кроличью эскимоску, кусачий шарф полетел в другую, и девочка поскакала, болтая косичкой, на кухню. Недавно она слышала, как мама жаловалась соседке, что цветы в доме совсем не приживаются, два горшка с традесканцией — и те не растут, рука тяжелая, а соседка сказала, что надо поливать «как следует» и ухаживать.

Вот она и польет цветы «как следует»! Девочка выбрала из горшка вчерашние окурки, отнесла высохшее, лёгкое растение в ванную. Включив мощную струю воды, Сонечка направила ее прямо в горшок и вприпрыжку побежала в гостиную за вторым. Тут ее осенила новая, замечательная идея, и так воодушевила, что Соня бросилась к фортепиано, и заиграла самую веселую из известных ей песенок: «Собачий вальс». Она жала на педаль, и старенький «Красный октябрь» выдавал звонкие, гулкие звуки! Форте! Форте! По черным клавишам! Очень весело и радостно стало Сонечке на душе. Солнце заглянуло в затянутое зимним узором окно и мир окрасился в розовый цвет!

Она жала на педаль, и старенький «Красный октябрь» выдавал звонкие, гулкие звуки! Форте! Форте! По черным клавишам!

В стену застучали. Сонечка смутилась, захлопнула крышку.

Идея же заключалась вот в чем. В серванте хранился кусок реликтового угля с отпечатком папоротника. Папа чрезвычайно гордился редким образцом (Девонский период!). Но камень запылился, и Сонечка захотела порадовать не только маму, но и папу! Она смоет пыль с отпечатка!

Схватив кусок, Сонечка помчалась обратно в ванную комнату, и обескуражено застыла на пороге: струя лупила по голым, хилым корням, по дну ванной растекалась темная лужа, земля превратилась в грязь и забила сливное отверстие. Девочка ойкнула и стала пригоршнями сгребать черную жижу обратно в горшок. Растроенно отнесла горшок в кухню и водрузила на подоконник. Затем все же решила вымыть реликт и подставила его под струю воды. Образец начал таять и разваливаться, след папоротника исчез в первую же секунду, в руках остался простой кусок мокрого угля . Соня от ужаса заметалась по квартире, схватила полотенце пытаясь вытереть камень, но ее опять постигла неудача. Полотенце в мгновение почернело… Солнце пропало, утянув малиновые лучи за собой в облака.

Третьи и четвертые классы занимались во вторую смену, и Сонечке пора было выходить.

…Вечером ноги не хотели идти домой, и Сонечка плелась, таща тяжелый портфель, рассматривая разноцветные квадраты окон. Гулкий, темный подъезд. Мама открыла дверь:

— Явилась наконец? Что ты тут сегодня устроила?! Ванную засорила. На кухне — лужа под окном, — пронзительный мамин голос вонзился головной болью.

Соня не решалась поднять глаза.

— Иди, делай уроки. Зла не хватает. Как глупости, так пожалуйста! Как толковое, так ума нет! — мама еще что-то говорила, но девочка уже не слышала слов, глохнущих в ноющем пульсе висков…

Портфель не открывался. У них — Сонечки и портфеля — были особые отношения. Сонечка не любила портфель. Она хотела дипломат. В их классе все ходили в школу с дипломатами — тонкими, черными, с элегантной металлической окантовкой. У Сони же был толстый, «учительский» портфель. Он чувствовал Сонину неприязнь и отвечал взаимностью: например, не расстегивался тогда, когда нужно, а раскрывался в самый неподходящий момент. Вот и теперь он не хотел отдавать Сонины книжки. Девочка минут десять боролась с защелкой, как в прихожей зазвонил телефон. Мама взяла трубку:
— Алло. Да… Да…? Понятно, Соня играла, да.

Она заглянула в комнату.

— Ты еще за уроки не принялась?! — клацнула защелка, и портфель разинул прямоугольную пасть. Сонечка лихорадочно выудила учебник.

— Ты еще за уроки не принялась?! — клацнула защелка, и портфель разинул прямоугольную пасть. Сонечка лихорадочно выудила учебник. Мама неодобрительно покачала головой.

Телефон зазвонил снова.

— Алло. Да… Да… Нет, что Вы, Валентина Ивановна, попугай? Так это давно было… Ах, понятно, понятно, спасибо за информацию… Я разберусь…

Прошло полчаса, и Соня подумала, что все успокоилось, и даже решила задачу, как раздался мамин крик:
— Сонька! Зараза негодная!

Соня, с грохотом уронив пенал, вскочила.

Мама стояла перед ней, держа грязное, черное полотенце:
— Что это такое! — её голос срывался. — Издеваешься надо мной? Врешь! Гадишь! Музыкой не занимаешься! Собачий вальс играем?! Попугайчик умер?! — покрасневшее злое лицо, выбившиеся волосы делали маму похожей на ведьму. Сонечка отчего-то отчетливо вспомнила старую черно-белую фотографию. На ней мама была очень красивой, как французская киноактриса: белокурые локоны, аккуратный, вздернутый носик, модная блузка с острыми, длинными уголками воротника. Почему мама больше не делает причесок?

— Даже не слышишь, что я говорю, нахалка!!! Сейчас я тебе покажу, как мать слушать! — мама вдруг начала хлестать Софочку мокрым полотенцем по лицу. Сонечка закрывалась руками, а мама, все больше и больше распаляясь, схватила Софочку за шиворот и поволокла в гостиную. Бросив её на диван, схватила ремень. Соня сдавленно рыдала, сжав зубами диванную обивку... Устав, мать выпустила ремень, рухнула в кресло и сама расплакалась:
— Что я такого сделала?! За что вы меня так не любите? И ты, и отец твой, вы меня просто ненавидите! За что?! Я не понимаю, за что?!!! И ты — вылитая его копия, тоже врушка и бездельница!

Щелкнула входная дверь: отец пришел с работы… Молча развернул Софочку к себе спиной, задрав платьице, дотронулся ледяными пальцами до вспухших рубцов на спине и ногах. Обернулся к матери:
— Совсем рехнулась?
— Тоже мне, добренький нашелся! — мама всхлипывала и сморкалась в платок, — лучше полюбуйся, что она с твоим драгоценным реликтом сделала!

Папа заглянул в сервант, усмехнулся:
— Что, хозяюшка? Наобум Лазаря похозяйничала?
— Жалеешь? Жалей-жалей! Меня-то никто никогда не жалеет! — мама пулей вылетела из комнаты…

— Что это такое! — её голос срывался. — Издеваешься надо мной? Врешь! Гадишь! Музыкой не занимаешься! Собачий вальс играем?!

Утром по радио объявили, что занятия в школе отменяются по погодным условиям. Софочку объявление удивило и порадовало.

Она целый день с упоением рисовала, позабыв неприятности, забыв завтрак и обед, сольфеджио, школу и всё остальное. К вечеру родилась серия нежно-пастельных иллюстраций к сказке о мумми-троллях.

Маму с работы Соня не дождалась. У мамы обнаружили пневмонию, и она три недели провела в больнице.

В эти дни к Соне с папой иногда заходила соседка-пенсионерка. Она готовила им суп и котлеты. Тетушка обнаружила горшки с увядшими растениями, оборвала стебельки, поставила их в стакан с водой, и скоро у традесканции проросли тоненькие, беловатые корешки, а листики стали крепкими, яркими. Как странно, Софочка раньше никогда не обращала внимания, что традесканция, оказывается, полосатая и цветная — розово-зелёная…

За три недели Софочка ни разу не появилась в музыкальной школе. Её отчислили. С тех самых пор Софья почти никогда не подходила к фортепьяно.

 



 

Ваше мнение 197  

Оставить комментарий
  • Да уж / 2 фев 2011
    Поздравляю! Несмотря ни на что, этот рассказ мне больше по душе, чем Яга или корпорация.
  • Многогранная, разная, искрометная, глубокая - вс
    • ага, улетело раньше времени))) В общем, это всё про тебя. Желаю тебе новых побед, еще больше граней, еще больше историй и веры в хорошее. Рассказ очень сильно зацепил, может потому что в чем-то увидела свое детство. Спасибо тебе и...с победой!
  • Солярская / 1 фев 2011
    Дорогие клеовчанки и клеовчане:) Спасибо вам всем за теплые слова поздравлений и за поддержку:))))
  • tot samyj Marko / 1 фев 2011
    Мои поздравления. Хороший рассказ.
  • Поздравляю с призовым местом! Надеюсь еще увидеть Ваши рассказы.
  • Поздравляю автора. Чисто ИМХО, но если бы не флуд, место было бы выше!
  • Тезка, поздравляю! Рассказ заслуживает более высокого места, имхо
  • Mati (Симферополь) / 1 фев 2011
    Дорогой автор (запутлась в никах), поздравляю в победой! Вдохновения в этом месяце.
  • Люба, я рада, что рассказ высоко оценен. Он того стоит. Поздравляю и желаю дальнейших побед!
  • Зинуль, с призовым местом Вас! Поздравляю!
  • Лунная (Большое Яблоко) / 26 янв 2011
    Любаша, а для меня ты останешься Зинкой, так на душу ложится, я рада, что своё мнение высказала до того, как маски были сняты. А ещё больше рада, что это была, или есть ты. Апплодирую стоя. Опубликовать рассказ такого накала на Клео нужно иметь немало мужества. Не принимают тут жесткую реальность, и то что девочка может перестать любить свою мать после ТАКОГО отношения. Может! Чекловеческая душа - не трамвай, чтобы все вместить. Мне нравится именно этот момент, что это показано без жалости во всей красе, а то слишком много родителей, которые полагают, что в силу их материнского статуса им дозволена любая жестокость. Твой личный пример подтверждает, как бессмысслена эта тупая жестокость. И как недооценивают родители те психологические травмы, которые будут сопровождать детей всю жизнь. С точки зрения публицистики, это прекрасный образец, такой рассказ должен быть перепечатан каждым женским изданием. Ещё раз поздравляю с удачей, ты молодчина, тебе удаются разные жанры. В моих глазах это самый сильный рассказ Января. Что касается неких множащихся оппонентов-клонов ЗАБЕЙ! Не от здоровой психики они так исходят пеной на невинном (казалось бы) конкурсе женских рассказов. Продолжай писать и радуй нас своим творчеством.
    • Лунная (Большое Яблоко) / 26 янв 2011
      я перечла ТВОИ отзывы и увидела, что настоящая концовка была другой. А ведь знаешь, было такое предощущение, но сюжет ушёл на другие рельсы. Верни в рассказ историческую правду, она просто просится на место. И ведь логика конца другая - спешите делать добро, спешите любить, особенно любить своих детей, им это так необходимо.
  • Солярская / 24 янв 2011
    Флер, ясно же, что мы тут ВСЕ развлекаемся: пишем ли рассказы, пишем ли отзывы на них... И "виртуально выгнать" кого-то невозможно, как и призывать переносить склоки в личку - тоже. Однако стёб стёбу рознь. даже на защите кандидатской (все равно никто не поймет - о чём), ни одному оппоненту не пришло в голову уличать меня в желании выделиться и прослыть оригинальной, хотя вопросы задавали весьма КАВЕРЗНЫЕ, и критиковали по полной... Все - суета, и глупая, причем. Тем более - сегодня, на фоне тер.акта.
    • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 24 янв 2011
      Любаш, да ясно, что нет у тебя желания выделиться. Было желание поделиться, а это совсем другое, за этим большинство из нас и пишет, я думаю. Я очень благодарна тебе, что ты поделилась такой непростой и будоражащей тебя темой. От меня лично - пятерка, с минусом бы, если бы можно было поставить минус, но нельзя:) Ты обязательно пиши, техника/ремесло - они нарабатываются. Ты знаешь - некоторым бесполезно советовать “работать” и “совершенствоваться”, потому что независимо от того, как изумительно окажется изложение - все равно выйдёт мыльный пузырь, потому что излагать нечего, личности за рассказом нет. А у тебя - есть. Есть что сказать, есть кого послушать. Успехов!
    • Любаша, это не тебе адресовано! Тут кое-кто "мал-мал ошибка давал, вместо ура! караул! кричал". Не обращай внимания, пожалуйста! Собака лает - караван идёт. Меня честно потряс твой диапазон: от искрометного юмора и рифмованной прозы до тонкой психологической прозы. Ты права: сегодня нам опять напомнили, как жизнь быстротечна, а потому пиши, не останавливайся, развивай свой уникальный талант! Всё проходит, пройдет и "период Клео", останется писательское мастерство и мы - твои (по)читатели )))
  • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 24 янв 2011
    Автор С., хоть ты и раскрыла инкогнито - я все-таки буду обращаться по авторскому псевдониму, для нейтральности, так сказать. Ты очень способный автор, очень. Порой только способностей хватает на создание цельного произведения, но не всегда, иногда еще нужно знание ремесла ("Ремесленник - я знаю ремесло", Цветаева). Твои комменты, на самом деле, прекрасный ответ на недоумение - хорошо написано, но что-то не сходится. Отсутствие "корявой любви" на втором плане - вот что разрушает цельность. Посмотри ссору "мамы" с мужем. Вся ее претензия - она не чувствует себя любимой. Но ведь она мужа любит, иначе чего бы ей сидеть на полу и беззвучно плакать после удара по уху? Взяла бы сковородник - и по кумполу в ответ. Тут же сцена боли - женщина любит, а любимый ей в ответ "да кому ты нужна...". Был бы чуть более проявлен второй план, тогда и случайно пролитый кипяток был бы понят, как пролитый случайно, и не выглядела бы она безжалостной садисткой...Может быть, в тот момент, когда пролился кипяток, надо было показать ее испуг (за него), ее сочувствие, жалость в глазах, порыв "обнять и пожалеть" - чтобы у читателя не было сомнения в том, что это 1. случайность и 2.он ей дорог. И после сцены порки - мать и дочь, засыпающие вместе, обнявшись, любящие друг друга - было бы тем нюансом, которые решили бы "судьбу" рассказа. Ни в жисть не поверю, что ребенок матери никогда не простит...В отношениях детей и родителей нет такое прямолинейности, да и в отношении вообще людей нет - еще и не такое прощают, если все-таки чувствуют нервный срыв любящего, на не садизм палача... Вот буквально пары предложений не хватило до "уровня Улицкой", а в остальном - уровень очень высокий.
  • Очень грустный рассказ и тягостный. Но слог неплохой. От меня 4. Замечание: линейкой стегать нельзя, стегать можно чем-то тонким и гибким (кнутом, ремнём, крапивой). Линейкой можно бить, ударить, шлёпнуть.
  • Солярская / 22 янв 2011
    Дорогая Габи (Маруся, Ксантиппа, и проч.) Ты уделяешь моему рассказу больше внимания, чем я сама. Да-да, МОЕМУ рассказу, клянусь мамой, которая (слава Богу!) жива, здорова, и у нас с ней нормальные отношения (это я к твоему воззванию принять и простить). Милая, я действительно не в состоянии писать гениальные рассказы, и я совершенно не претендую. Горный факультет и 15 лет работы в подземных условиях, почти 40 лет жизни в маленьком посёлочке в тундре (а не в столицах) штыбуют душу и мозги. Потому, извини, дорогая, я могу не знать: ЧТО есть "запрещенные литературные приемы". Кстати, в правилах лит.конкурса о них нет ни слова, не так ли? Так ли, так ли! Не нравится тебе рассказ: ставь единицу и иди лесом. С сожалением (ибо тебе реально нужна психологическая помощь), Любовь С.(она же Солярская, Она же Зинка-Гондурас). P.S/ совершенно перестала заходить в комментарии под рассказами. Последний раз читала под сказкой о молодости деда Мороза (отец Федор писал, Габи ли, все равно мне, КТО автор). В отзывах - сплошное шоу троллирующих фриков. Фу.
    • Солярская / 22 янв 2011
      И еще. Уже для тех редких читателей, которые могут заглянуть. Реальный прототип рассказа: моя школьная подруга. Мы пересеклись на Новый год, и я стала свидетелем отвратительных сцен, мы потом долго-долго разговаривали, вспоминали детство. Рассказ я написала за один день, и отправила его 2-го января. Еще раз - я не претендую на безупречное исполнение, и с благодарностью принимаю адекватную критику. Особо хочу поблагодарить Мати за выявленные ошибки. Можем считать, что эксперимент с инкогнито не удался. Уж лучше я буду получать плохие оценки за то, что я - это я.
      • Зин, удивлена, что автор - это Вы. Никогда бы не подумала, тем более, что пишете Вы редко. Ну, мою оценку рассказу Вы знаете, если читали комменты. А если нет, то и этот коммент не прочитаете, ну и ладно. Мое мнение: надо было рассказать про смерть матери как было. Получилось бы еще пронзительнее, ситуация бы стала еще абсурднее по своей жестокости. Но рассказ получился бы лучше, да-да, лучше. Потому что чем можно искупить грех, как не собственной жизнью? А "мертвые сраму не имут". Смерть искупает все. Что будет помнить дочь? Крики, мокрое полотенце, ремень? Или образ матери, спешащей к дочери домой? Совершенно не согласна с Летицией по поводу "доброты рассказа". Он не умножает добро, оставляет тягостное чувство недосказанности и непонятной трагичности. Думаю, дело в его конце, развязке. Которая остается открытой, но в которой не нашлось места теплу, доброте и материнско-дочерней любви. Все ИМХО.
        • Солярская / 22 янв 2011
          Ларисс-ка, я конечно же читаю отзывы под своим рассказом:)))Просто днем я обычно занята, сегодня вот выходной устроила себе, так что и утром, и днем в "двух мнениях", обновляюсь периодически:))) Я имею ввиду, что почти не читаю отзывы под другими рассказами, если нравится - ставлю оценку, не нравится - оставляю без своего оценивания. Правильно-неправильно, но моя позиция такая. А еще модем мобильный, так пока страничка загрузится - теряешь всякое терпение. Ваше мнение я воспринимаю спокойно, и с уважением. А так - да, знаков не хватило, я выкромсала три абзаца, и вставила пневманию, как раз еле-еле в 10 тыс.знаков вместилось...
      • Тигр (Интернет) / 23 янв 2011
        Зин, прими мои искренние поздравление в том, что ты замечательно, очень хорошо пишешь! Ниже я уже все написала по этому поводу. Очень рада тому, что этот рассказ твой. Неожиданно, честно говоря. Не знала, что ты пишешь, да еще так здорово!! Молодец!!! Твой рассказ - лучший из тех, что были опубликованы за этот месяц
        • Тигр (Интернет) / 23 янв 2011
          И еще, Зин, пожалуйста, не бросай писать, если ты сама хочешь писать. У тебя действительно очень хорошо получается! Зачем талант, как говорится, в землю зарывать? Что касается плохих оценок, то я бы посмотрела на ситуацию по-другому. Во-первых, нет здесь на клео НИ ОДНОГО рассказа, который бы хоть кто-нибудь не попытался разгромить. Во-вторых, твой рассказ, по-моему, всех действительно по-настоящему задел за душу. Об этом говорят даже многие, казалось бы, отрицательные отзывы. Потому что задело так, что кому-то не совсем хорошо стало от этого что ли. Отсюда и некоторые отзывы о том, что рассказ бьет топором по нервам. Когда рассказ не нравится, пишут, что это плохо, никак. А твое произведение действительно зацепило очень многих. Просто, мне кажется, не все тут сторонники реализма и не готовы видеть правду вот такой вот, без прикрас.
    • Тигр (Интернет) / 23 янв 2011
      Мда... А я вот совсем запуталась кто есть кто. Почему-то думала, что Габи - это Инесса, а не Маруся. Габи, почему вы не пишите под собственным ником?
    • Ольга / 24 янв 2011
      Зинка - Любаша, привет! Это я, бывшая Габи))) Во-первых, привет, во-вторых, конечно, извини за дикий флуд на твоей страничке(((( За отзывы «Маруси» (мои отзывы) не извиняюсь –я честно писала то, что думаю, не взирая на автора, как делала это всегда. Насчет диагноза – конечно, ты права! Я неизлечимо (не по возрасту) наивный и восторженный человек((( Обожаю делится позитивом и радостью – мания у меня такая! Понимаю, что на Клео ценится совершенно другое, поэтому и захожу сейчас сюда очень редко, 2-3 раза в месяц – СКУУУУУчно и душно мне здесь! Если бы мне не написали на мыло, вряд ли б я появилась до конца месяца – рассказы – победители я всегда прочитываю!))) В прошлом месяце нарвалась на сказку о Снегурочке и искренне подивилась, как НЕКТО маниакально гнобит все, что отдаленно напоминает Габи. Да, это тож «диагноз» – «досадно мне, когда невинных бьют!», люблю побороться за справедливость, пусть даже «фейсоим по тэйблу» повозят )))
      • Ольга(продолжение) / 24 янв 2011
        Когда я прочла твой рассказ, ситуация показалась мне подобной, только со знаком «+». Да, я выводы я сделала неверные, хотя, то, что рассказ не Летиции, быстро поняла. То, что Автор ты - никогда не подумала бы, и это здорово – значит, ты все время разная! Хотя рассказ – очень жаль, что ты его сократила! Твоя «Бабушка» в 10 раз сильнее, ИМХО((( Понимаю, что мне «не отмыться», и безумно жаль уходить вывалянной в смоле и перьях, но - снявши голову по волосам не плачут)))) Я переоценила свои аналитические способности, наш КУКЛОВОД гораздо хитрее, смехом и иронией его не перешибить((( Напоследок хочу поделится настроением: у нас сегодня потрясающий день: снег, мороз, солнце, красотища! Вчера моя Катена первый раз сказала «мама», а «баба» она уже два месяца говорит))) И «ламбаду» танцут – умереть, не встать! )) Жить здорово, весело и интересно, несмотря ни на что! Я всех люблю, а лечиться – ни-ни, ни за что! ))) Такое не лечится! )
  • Автору С. - мой респект. Несмотря на справедливо отмеченные Дашей и другими читателями стилистические недочеты, рассказ глубокий, трогательный, искренний и добрый. Да-да, добрый! Видно, что у девочки не осталось злобы, горечи, обиды на родителей и она, как та традесканция, "зазеленела, окрепла" ))) Потому Автор С. и смогла написать так откровенно о событиях своего детства - прощение состоялось. Никакой фальши я не заметила. Увы, семья типичная. Кто с подобным не сталкивался - повезло, радуйтесь. Внутреннюю, не побоюсь этого слова, ДУХОВНУЮ задачу автор решила отлично. И параллель "цветы-дети", отмеченная Инессой, сработала как надо. Что касается языка и стиля, уже названные недочеты мне читать не мешали. Живая картина стояла перед глазами и я сопереживала героине - затронуло душу. Единственное, что царапало при чтении: имя Софочка. Ниже сказано почему, не буду повторяться. Жирная полноценная пятерка и пожелание призового места. Меня попросили объяснить почему я не пишу отзывы. Работы много, захожу редко и вижу, что главные мои мысли уже выразили другие. Здесь, на конкурсе, есть масса читателей, умеющих лучше меня сделать грамотный конструктивный разбор, тонко подметить нюансы - Лиса, Даша, Мати, Марко, Флер, Лариса-Мелисса, Тайвана, Тигр, Моряна и другие. В литературной школе Клео я ученик, а не учитель, даже когда делюсь своим мнением. Уж извините те, кто ждет от меня исполнения иной роли ))
    • Это мой ответ на письмо, полученное по мылу. Адрес открыто лежит в личке. Если кому-то еще нужна моя помощь как редактора, обращайтесь, чем богаты... )))
    • Тигр (Интернет) / 23 янв 2011
      Летиция, я полностью согласна с вашим мнением по поводу рассказа, готова подписаться во всем. не согласна только по поводу имени девочки - Софочка. По-моему, это вообще никакой роли не играет. Излишне заострили внимание на этом имени. А все остальное по поводу рассказа вы написли прямо в точку!
      • tot samyj Marko / 23 янв 2011
        По поводу имени Летиция полностью права. Аукторяльный рассказчик является наблюдателем и комментатором, он не причастен к внутренным переживанием героев и, как совершенно справедливо отметила Вы меня не знаете, должен соблюдать дистанцию по отношению к ним. Анализ любого литературного текста (какого угодно формата) начинается с подробного разбора фигуры рассказчика. Без это никак и никуда. К сожалению никто не захотел вступить в дискуссию относительно “законности/незаконнсоти приёмов”, действующих на нервы, а не на подсознание. Вот, если каждый из Вас ответит себе на вопрос, зачем Герасим утопил Му-му, то оченьмногое для каждого из Вас прояснится. Разумеется для этого нужно прочитать историю о крепостном глухонемом и рассмотреть внимательно все взаимосвязи. Любовь Солярская, мой Вам респект. Если честно, я на другого автора подумал (не на Летицию). Вы, конечно, ещё не вольшебник (как и я), но Вы всему научитесь. Не сомневаюсь ни минуты.
  • Какой замечательный рассказ :) мне очень понравился, спасибо Автору С.
  • А я не поняла, о каком времени идет речь: такая деталь как дипломат меня смутила, помню, в советское время младшеклассники ходили с ранцами, позже - с рюкзаками. Дипломаты (они же тяжелые)- это для старшеклассников. И вот эта деталь как-то увела меня от реальности рассказываемого. Да, черно-белое бросается в глаза. ИМХО, такое четкое разграничение уместно при описании преступников-маньяков, а не для среднестатистической семьи. Это какой же надо быть матерью, чтобы так издеваться над ребенком, причем хорошим ребенком, который не огрызается, клей не нюхает, сквозь силу гаммы разучивает, в школу ходит. Причем, у нее муж. Это же не мачеха. Нормальная мать так себя вести не может.
    • Автор С. / 18 янв 2011
      Вы знаете, у меня есть знакомая (одноклассница), которую очень жестко наказывали в детстве. С ее же слов, она регулярно наказывает ремнем старшую дочь с трехлетнего возраста. Я наблюдала, как она кричит на ребенка: то, что я была в шоке - не сказать ничего. Она считает, что поступает абсолютно правильно, ее, мол, держали в ежовых рукавицах, и правильно, дескать. И она тоже не даст детям распуститься... Время действия - середина восьмидесятых.
      • Молодец! все хорошо передано. Чем больше деталей - тем лучше... Хорошо бы этой знакомой почитать рассказ тоже. Со стороны посмотреть на себя.
        • Автор С. / 19 янв 2011
          Бьют ли детей в интеллигентных семьях? Размышляя над отзывами, я вспоминала одноклассниц: одна приходила со следами пряжки от ремня на лице, вторая рассказывала, что отец (при большой должности был мужчина) бьет ее за четверки, а когда напивается пьяный, цитирует Лермонтова. Учителя в школе предпочитали не замечать. Что уж говорить... Кому-то не показалась достоверной сцена порки. Как хотите, но я писала это с себя. Почему сжимала диванную обивку зубами? Потому что только так можно НЕ кричать громко. Потому что это злит еще больше! Да, меня наказывали очень часто. Моих младших сестер не били уже. Как-то зашел разговор, и мама сказала, что мол: какие они были с отцом дураки молодые, что так сильно наказывали меня, когда было в принципе не за что. И что мол уж младших то они не били. а я - опытный образец. Занятно, правда?
          • Верно! / 19 янв 2011
            Как я вас понимаю! Меня отец бил смертным боем. Интеллигентный человек, между прочим. Последний раз приложил руку, когда мне было уже 16 лет. Я была такой же психопаткой мамашей, как в этом рассказе, но осознала и пошла лечиться. Так вот, психотерапевт мне сказала, что избиение девочки отцом по психологическому воздействию можно приравнять к инцестному изнасилованию. Психику придется править специалистам.
            • Боже мой! Какой ужас! Меня бабушка могла за челку дернуть, а родители никогда не трогали. И я своих детей никогда не била, разве по рукам шлепнешь не так больно, как обидно, за дело. С первым мужем разошлась после того, как он маленького сынишку хотел ремнем ударить. неужели это такая массовая проблема? Никогда бы не подумала.
          • Маруся / 20 янв 2011
            Автор С, не стОит давить на слезные жлезы публики, стуча себя в грудь и уверяя, что все написанное правда. Мне Вас искренне жаль, поверьте, но Вы рискуете скатится на уровень Автора роскошных букетов, которая уверена, что раз написанное ею -правда, значит, она написала гениально! И критикуют ее рассказ иключительно из зависти, и никак иначе)))) Единственный выход в Вашем случае, как мне кажется - исреннне ПРОСТИТЬ своих родителкй и отпустить ситуацию. Это безумно трудно, согласна, но другого пути к выздоровлению у Вас нет.Иначе эта заноза нелюбви отравит Вам все настоящее и будущее. Удачи, Автор С!
            • Пяткой в хрудь себя бъет некто в посте № 151, о своей распевая звезданутости. Что курим? Почему не делимся?
    • Да уж / 19 янв 2011
      Моряна, а ведь у Вас в рассказе тоже была мамаша, которая трясла как грушу своего ребенка, а ее бойфренд хотел побить мальчика ремнем? Хотя у Вас, вроде, мамаша осознала...
    • Маруся / 19 янв 2011
      Согласна насчет "дипломатов", Моряна! В советские времена с ними ходили некоторые (продвинутые) старшеклассники, но никак не девочки десятилетние. И открываетсяон (дипломат) еще хуже, чем портфель.
      • Маруся, позвольте не согласиться насчет дипломата! У нас в школе пошла повальная мода на эти чемоданчики (кстати, неудобные), когда я была в классе пятом. Тогда же мне купили первый дипломат, как сейчас помню, коричневый. Лет мне было 11-12, середина 80-х, ну и школьники помладше тоже забросили ранцы и портфели и щеголяли с дипломатами. Тогда же дипломатную братию постигла чума - металлисты. Помните таких? У дипломатов внизу были такие ножки металлические. Стоило оставить свое имущество без глаза, как металлисты с мясом эти ножки отрывали. На перчатки и куртки они шли. Таким макаром мой дипломат лишился ножек буквально за месяц(((
    • У меня был дипломат ... из кожзама, думаю, начало 90-х. И мамы разные бывают.
  • Mati (Симферополь) / 18 янв 2011
    Понравилась идея рассказа, а вот стиль нет. Многие его хвалили, но сколько людей, столько и мнений. Вот, например, то, что я бы изменила: "В байковой ночной рубашке, она растерянным привидением скользнула внутрь" - привидения обычно проходят СКВОЗЬ:) Что больше всего меня сбивало, так это какая-то непонятность от чьего лица идет повествование. Казалось бы рассказ преподносится глазами ребенка, тогда откуда: "Мама, наливая из самовара в чашку сероватый кипяток, всхлипывала и ПОРЫВИСТО ВЗДЫХАЛА"? Или "ВСКРИЧАЛА МАМА" - ребенок бы так не сказал. А вот эта фраза воще не понравилась: "Коротковатый мамин нос распух картофелиной и стал казаться еще короче", впрочем, как и "отец двинул мать по уху" - это что девочка так говорит о маме и папе? Никак. А ведь рассказ все же преподносят ее глазами, или я чего-то не поняла? Тогда в пердложении: Он стряхнул ее, как котенка, и вышел вон. КАК КОТЕНКА - лишнее. А вот это: "Пока Софочка бежала по морозцу домой, она отдышалась" воще без коментрий, не могу себе представить:) — Ты еще за уроки не принялась?! — клацнула защелка - ???? Я правильно поняла. Короче восторга многих я не понимаю. Но, как тут все любят добавить, ИМХО.
    • Автор С. / 18 янв 2011
      Спасибо за замечания, Мати. Чьими глазами мы видим происходящее? Пусть будет Софья, но повзрослевшая, переживающая в своей памяти эту ситуацию. Софья, которая старается понять мотивы и поступки родителей, которая пытается разобраться в своих "взрослых" мотивах, которая пытается полюбить того запуганного ребенка, которым она была, которая пытается понять - что же происходило между родителями, отчего у мамы случались истерики, виноват ли отец (и виноват ли). Кипяток - нелепая случайность, любая женщина может пролить кипяток в "нестабильном состоянии", дернуть рукой. Среднестатический молодой мужчина не будет разбираться в тоностях психики своей жены, скорее будет защищаться от "несправедливых" нападок.
  • Автор С. / 18 янв 2011
    Добрый вечер, уважаемые клеовчанки. В первую очередь хочу уточнить: я - НЕ Летиция, Не Габи, НЕ Тайвана, НЕ Инфанта... Я - это я. В первых числах февраля обязуюсь подписаться под рассказом своим именем. Мне действительно реально интересны отзывы и реакция читателей на рассказ, поэтому было даже смешно прочесть, что я сама себя под анонимными никами поддерживаю. Девочки, я вполне адекватная, не надо так:))) Что касается сюжета... Он собран из различных реальных моментов одной совершенно реальной жизни. Была в жизни "Софочки" и традесканция, которую онеа поливала из-под крана, и реликтовый кусок угля, который она неудачно вымыла, и реальная музыкальная школа, и реальные рисунки, и реальная несчастливая мама... Все эти кусочки сложились-соткались в рассказ о слабом, хрупком, как традесканция, ребенке. Первоначально я собиралась назвать рассказ "Не черное, не белое"... Тот, кто увидел "черно-белые" тона вполне прав, я по тексту намеренно делала акценты: клавиши, карандашные наброски, черный квадрат, черно-белая фотография. Кстати, я очень благодарна редакции Клео за удачное фото к рассказу: спасибо, вы попали в точку. И да, я реально хотела, чтобы читатели поняли: есть полутона, но ребенок может их не замечать, как не обязан замечать в свои 10 лет особенности взаимоотношений родителей. Спасибо за замечание по выражению "наобум лазаря". Я напечатала "наобум Лазаря", т.к. в словаре все выражение было выделено прописными буквами. Про сюжет я поняла, девочки, а вот хотелось бы замечаний по поводу стилистических и других ошибок. Плиз?
    • Автор С. / 18 янв 2011
      И да, я не появлялась в течение дня, потому что была занята, и смогла только вечером включить компьютер. Странно, что кого-то это удивляет.
    • Хе-хе / 18 янв 2011
      А никто и не думал, между прочим, что автор - Габи, Тайвана или Инфанта)))) Почему не Флер, Василиса, Моряна? А у Летиции, думаю, есть возможность "не открывать личико", если она того не захочет.
      • Автор С. / 18 янв 2011
        Уважаемая Хе-хе, я бы предпочла, чтобы Вы обсуждали все же рассказ, а не постороннюю мне личность. Я пока не поняла, нравится ли Вам рассказ, или нет, но зато поняла, что Вам не нравится Летиция. Все же разумнее будет отказаться от мысли, что этот рассказ принадлежит перу Летиции. Я - не профессионал, и наверняка наделала ошибок по тексту.
    • Mati (Симферополь) / 18 янв 2011
      Что-то мне подсказывае, что подпись будет "Софочка".
      • Автор С. / 18 янв 2011
        Нет, Мати, Вы ошибаетесь. У меня есть свой ник, и свои друзья, и я иногда пишу на конкурс. Именно: я не хотела бы, чтобы расположение (или наоборот - нерасположение) ко мне, как к частому гостю Клео, повлияли на результат.
    • tot samyj Marko / 18 янв 2011
      А если Вы хотели донести до читателя восприятие окружающего мира глазами ребёнка то почему не показали это “глазами” девочки?
    • Лунная (Большое Яблоко) / 19 янв 2011
      Вы знаете, Автор, мне так понравилось, что я не видела стилистических огрехов. А, возможно, в моих глазах их не было. Перечитывать, чтоб их найти, не стану. Но хочу сказать насчёт концовки: мне не показалось что она смятая, незакончинная, мне прочлось, как будто девочка в душе своей отрезала маму от сердца. Отрубила топором. Оттого и рисовала троллей вместо того, чтобы о “мамуличке” думать. Вот цена тупой жестокости! И ещё, мне показалось, что не понравилсярассказ тем мамам или не-мамам, которые сами бьют своих детей или ничего плохого в этом не видят, короче, оправдывают Мать Её. Меня поразил критик, возжелавший эмоций ребёнка к больной матери посте такого истязания, ну да, в чьих-то глазах ничего особенного не произошло. А имя Софочка для меня символизирует хрупкость ребёнка, физическую и душевную.
      • Маруся / 19 янв 2011
        "...мне показалось, что не понравился рассказ тем мамам или не-мамам, которые сами бьют своих детей или ничего плохого в этом не видят, короче, оправдывают Мать" Вы не правы,Лунная, этоо полный бред! Я лично свою дочь никогда не била, я думаю и большинство читатей, которым рассказ именно смакованием жестокости не понравился, тоже. Насчет девочки, которая не должна просле порки любить мать: Софочка решила помочь матери с цветком и уборкой после сцены на кухне! А ей там досталось, и мама, судя по всему, не превый раз ее била. Почему она в первом случае пожалела мать, а когда мама в больнице - "отрезала"?
        • Есть такая распространенная практика: если вы что-то поняли не так или не готовы бросаться помидорами, с вами что-то не так. Очень убогая позиция, ограниченная. Что касается кипятка, то выплеснули его случайно. А вот относительно порки... меня не зацепило и не покоробило, потому что какая-то ненатуральность в этой части. Мне просто не поверилось. И как следствие - не вызвало отклика. Не сложилось у меня образа забитого ребенка.
        • "смакованием жестокости не понравился" Именно! Пусть говорят, что рассказ жизненный, но в жизни есть очень много тяжелых моментов, проходить которые не хочется.
      • "мне показалось, что не понравилсярассказ тем мамам или не-мамам, которые сами бьют своих детей или ничего плохого в этом не видят, короче, оправдывают Мать Её" Типа, увидели свое отражение и оно не понравилось? Мне рассказ не понравился. И не по этой причине. И дочь я не бью.
      • Автор С. / 19 янв 2011
        Мне кажется, что рассказ мог не понравиться тем мамам, которые никогда не поднимут руку на своего ребенка по той причине, что в их детсве они сами никогда не видели насилия над собой. Это не их мир, не их реальность, и слава Богу, что это так. Это только плюс. Но в восприятии благополучных личностей зачастую присутсвует минус: они не хотят понимать, что раз они своих детей не бьют, то это не значит, что в соседней квартире не творится беспредел. Благополучные мамы предпочтут пройти мимо семейного скандала за стеной: ничего не слышу, ничего не вижу, ничего никому не скажу.
        • Автор, милая, ваше высказывание можно приравнять к "если вы знаете жизнь - рассказ должен был понравиться". Ну я лично не принадлежу к наивным ромашкам, но действительно поверила я только в сцену с поливом цветка и мытьем древности. Порка меня не впечатлила не по причине того, что я не верю в возможность такого, а потому, что я не повепила вам. Т.е. написанному. Сцены с эмоциональной составляющей писать непросто. Любовь, жалость, сострадание, насилие, эротика - тут недостаточно просто написать слова, описывающие действие. Тут либо ты вкладываешь в текст свои эмоции, либо читатель не сопереживает. У вас пока не дотянуло - вот и все.

Оставить комментарий
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору