На главную
 
 
 

Разорванное письмо
Автор: Моряна / 03.08.2010

Разорванное письмоПогода была замечательная. Весна просыпалась и пригревшим солнышком, как волшебной палочкой, превращала снег в ручьи и лужи. Глаз отдыхал на проклюнувшейся травке. Марта гуляла в парке с Сережкой, наблюдала, как малыш радуется весеннему теплу. Боль отступила, и остался только страх, что она может вновь засаднить где-то внутри. Неожиданно Марте стало тревожно, она почувствовала на себе оценивающий взгляд. К ним приближался мужчина. Она сразу узнала его, сначала хотела, схватив Сережку, бежать, как от стихийного бедствия, но ноги не слушались, и она осторожно опустилась на скамейку. Пока он шел несколько метров, отделявших их друг от друга, Марта слово в слово вспоминала строки своего письма, которое уже давно лежало в ее сумочке. Она никак не могла решиться отправить его адресату.

«Привет, Артур! Не знаю, зачем пишу это письмо. Для тебя? Или для себя? Мне надо высказаться, чтобы ты понял… Ты помнишь?
— Меня зовут Артур, а вас, прекрасная незнакомка? — ты спросил меня, студентку-первокурсницу, когда легким движением руки подхватил за талию, ведь я, засмотревшись на тебя, споткнулась и чуть не грохнулась на аллею парка.
— А я Марта, — густо покраснев, ответила тебе. И разрешила проводить до общежития. Впервые в мои 17 лет на меня обратил внимание взрослый мужчина.
Потом неделю пыталась забыть твою лучезарную улыбку. Мне это не удавалось. У меня пропал аппетит. Я не слышала, что говорили преподаватели на лекциях. Мне казалось, будто мир вокруг перестал существовать. И вдруг, о чудо! Я увидела тебя с огромным букетом алых роз, после занятий ты встретил меня около университета. Мы пошли в ресторан, а потом к тебе. Мои глаза кричали о любви. Ты все прекрасно понял. Я и не пыталась скрывать свои чувства. Я была наивной восторженной девчонкой, мечтавшей о принце. А тебе льстило, что ты мой первый мужчина».

— Здравствуй, Марта! — он подошел к молодой женщине и присел рядом, буравя ее жестким взглядом. — Ты меня узнала?
Марта опустила голову и не могла проронить ни слова.

— Здравствуй, Марта! — он подошел к молодой женщине и присел рядом, буравя ее жестким взглядом. — Ты меня узнала?

«Я бросила жизнь к твоим ногам и стала с тобой жить не потому, что мне, сельской девчонке-сироте, хотелось роскоши и комфорта. Я полюбила тебя, полюбила первый раз в жизни всей силой юной души. Нам ведь было хорошо вместе в тот год. Я ушла из университета, чтобы быть подле тебя. Я жила тобой, растворялась в тебе. Я научилась готовить и каждый день пыталась порадовать тебя чем-нибудь вкусненьким. Долго не могла понять, почему ты вдруг стал куда-то исчезать по вечерам. Мне без тебя было холодно в твоем доме. Но я не выражала свое неудовольствие ничем, я же верила тебе безгранично. Как только я слышала скрежет ключа в замке, кидалась тебе навстречу и нежно чмокала в щеку».

— Марта, я тебя спрашиваю, ты меня узнаешь? Хм, вижу, что узнала. Неужели до сих пор злишься? Перестань, пять лет прошло, все течет, все изменяется. — Он дотронулся до ледяной ладони Марты.
Она мгновенно отдернула руку.

«В тот день я была у врача. Я ждала тебя, как никогда — поделиться радостью. Тогда ты пришел поздно и навеселе с запахом чужих приторных духов. И я не успела тебе ничего рассказать. Я ведь мечтала о мальчишке с карими глазами, похожем на тебя. Я вся светилась счастьем и не сразу поняла, что ты сказал. Мне твои слова врезались в память — каленым железом не выжечь: «Марта, а собирай-ка ты вещички свои и сваливай отсюда». Я онемела, мы ведь не ссорились, я ни разу ни в чем тебя не упрекнула. У меня, наверное, был очень глупый вид. Помнишь, я прошептала: «За что?» А в ответ услышала твою гневную тираду: «Надоела ты мне. Подстилка. Думаешь, мне баба нужна для борщей и койки? За кого ты меня принимаешь? Мне необходима женщина, с которой не стыдно появиться в приличном обществе. А пока ты со своими борщами носишься, я в дом никого привести не могу. Толчешься тут целый день. Я долго терпел. Надоело. Все, собирай манатки — и вперед!» Я ничего не могла сказать, меня душили рыдания, а ты покидал мои нехитрые пожитки в сумку, сунул пятисотку, забрал ключи и выставил за дверь».

— Ну, что ты молчишь? Тебе нечего мне сказать? А ты похорошела. Просто красавица… Говорю же, не надо на меня злиться. Сам понимаю, что тогда был неправ. — Он снова попытался взять ее руку — опять безуспешно. — Не знаю, что на меня нашло, видать, выпил лишнего. Погорячился.
Марта не могла пошевелиться, сидела как парализованная.

«Ты даже не поинтересовался, есть ли мне куда пойти. А ведь, уйдя из университета, я лишилась места в общежитии. За год, что жила с тобой, я растеряла всех подруг — они тебе не нравились. Я так любила тебя! Я простила тебе и твою выходку. Решила, что ты выпил лишнего, скоро одумаешься и позвонишь. Всю ночь я бродила недалеко от твоего дома, постоянно доставала телефон — проверяла, не разрядился ли. Под утро позвонила сама и услышала твой рык: «Забудь этот номер навсегда!» — и короткие гудки. Мне показалось, что ты отхлестал меня плеткой».

— Марта, это твой? — с интересом спросил он, потрепав по голове подбежавшего Сережку. — Сколько ему?
Она дернулась как от удара.

Под утро позвонила сама и услышала твой рык: «Забудь этот номер навсегда!» — и короткие гудки. Мне показалось, что ты отхлестал меня плеткой.

«Что мне было делать? Я пошла в консультацию за направлением на аборт. Ты не представляешь то унижение, ту боль, которую я испытала, когда врач выковыривал из меня моего ребенка. Я смотрела на засиженный мухами потолок, а в висках бились слова доктора: «Очень жаль, милая, но у вас никогда не будет детей. Вас предупреждали, что такое может случиться».

Неделю я отвалялась в больнице. Я ни с кем не могла разговаривать. Ко всем пациенткам приходили мужья, родные, подруги. И только я давилась больничной пищей и в ужасе думала, куда я пойду потом, когда меня выпишут. У меня не было сил бороться с судьбой. И желания тоже не было. Я не хотела жить».

— Скажи, ты счастлива? Замужем? Поверь, у меня в жизни так ничего и не сложилось. Два раза был женат. Неудачно. — Он тяжело вздохнул, и Марта уловила запах алкоголя. — Не держи на меня зла. Я свое получил сполна. Может, начнем все сначала?
Марта инстинктивно отодвинулась и снова окаменела.

«И вот тогда я поняла, что внутри меня что-то произошло: я уже не чувствовала любви к тебе, зато какой-то другой росток пустил во мне корни. У меня еще не было названия этому явлению, но с каждым днем я ощущала, что темная сила начинает съедать меня изнутри. Знаешь, что это было? Ненависть. Это чувство становилось все сильнее и сильнее. И в конце концов оно подчинило меня себе полностью.

О! Ты не знаешь, как светлая и чистая любовь постепенно превращается в глухую злую ненависть. И тогда я нашла в себе силы выжить. От любви мне хотелось умереть, ненависть же звала в бой. Я безумно хотела отомстить. Даже придумала жестокий план».

— Подожди-подожди, Марта… А сколько лет твоему сыну? Постой, ведь ему года 4. Так? — Он взял ее за плечи и начал трясти. — Ты, сука, какое имела право так поступить со мной? Ты скрыла от меня моего ребенка!!!
Ей показалось, что внутри у нее все горит, стало трудно дышать.

«Я не могу сейчас вспоминать, как цеплялась за жизнь только для того, чтобы сделать то, что собиралась. Мне нужны были деньги, и я их получила — как, уже неважно, я вычеркнула из памяти эту страницу своей судьбы. Оказалось, ты не очень дорого стоишь — я хотела нанять киллера, а потом уйти из жизни, со спокойной душой покинуть такой несправедливый ко мне мир. Единственное, что грело мне душу — ты не сможешь больше топтать таких наивных и светлых девочек, какой я была до встречи с тобой. Кажется, если бы я знала, где взять оружие, я сама застрелила бы тебя. Мне очень хотелось посмотреть в твои глаза в последний миг твоей жизни».

— Надо же, я-то тут перед тобой распинаюсь. А ты подлая предательница. — Глаза Артура налились свинцовой злостью. — Гадина. Ты решила наказать меня, лишив сына?
Марта почувствовала, что напряжение потихоньку стало отпускать.

Кажется, если бы я знала, где взять оружие, я сама застрелила бы тебя. Мне очень хотелось посмотреть в твои глаза в последний миг твоей жизни.

«Я тогда снимала жилье, перебиралась с квартиры на квартиру. И как-то случайно встретила Ольгу, вместе в больнице лежали: я от ребенка избавлялась, а она — сохраняла. Она-то мне и предложила стать няней ее сыну. Денег она платить не могла, зато жилье у меня появилось постоянное. Отец мальчика погиб в автокатастрофе, когда Сережке еще и года не было. А потом тяжело заболела Ольга».

— Погоди, я на тебя в суд подам, сделаю экспертизу и отсужу у тебя ребенка. Что ты ему можешь дать? А у меня он будет жить в полном достатке. Я для него все сделаю. — Артур не замечал, как начал орать. — Ну, что молчишь, дрянь?

Марта наконец-то искоса взглянула на него — изменился в худшую сторону: постарел, подурнел. Перемены в настроении стали еще более ощутимы.

«Ольга совсем слегла. Я ухаживала за подругой долгих шесть месяцев, покупала дорогие лекарства, но, к несчастью, болезнь остановить не удалось. Ольга завещала мне квартиру и просила не оставлять Сережку — у нее, как и у меня, на целом свете никого не было. Все деньги, на которые я замышляла твое убийство, у меня ушли на лечение подруги и на то, чтобы в новое свидетельство о рождении ребенка в графе «мать» вписали мое имя — так хотела Ольга. Сережке было три годика, когда она умерла».

— Марта, я с тобой разговариваю. Зачем нам ссориться? — Артур заговорил вкрадчивым голосом. — Мы ведь можем пожениться, будем воспитывать сына в полной семье. Я серьезно, девочка моя. Давай…

Марта подняла глаза, в них было столько всего намешано, что Артур осекся.

«Когда Сережка впервые назвал меня мамой, я поняла, что обрела свободу от мучительной страсти, превратившейся в жгучую ненависть, к мужчине, когда-то растоптавшему меня. Я больше не желала тебе смерти. Сердце мое наполнилось любовью к этому маленькому мальчишке, для которого именно я была сейчас центром Вселенной. Меня почти отпустило. Остался только липкий страх, что все вернется, и я снова захочу тебя убить».

— Марта, скажи хоть что-нибудь. — Артур был в недоумении.

А Марта встала со скамейки, так и не произнеся ни слова, взяла Сережку за руку, и они, весело болтая, пошли к выходу из парка. В груди больше не было жжения. В этот момент боль и страх отпустили ее окончательно. Она достала из сумки пожелтевшие листки и разорвала их на мелкие кусочки.

 



 

Ваше мнение 107  

Оставить комментарий
  • кранц (В Литве) / 6 авг 2010
    Рассказ очень понравился. Перемежается настоящее время и прошлое. Очень понятно как взрослеет и мудреет героиня. Потом долго читала отзывы и не могла понять, неужели это серьезно. Начиная от аллеи - это ж надо такое сказать: нельзя упасть на аллею, мол, на дорожку аллеи. Как редактора журнала такой абсурд я бы приняла за шутку. А какой 18 век? Что-то перемашось в головах отдельных клеовчанок. Я поняла все так: молодая доверчивая девочка влюбляется, доверяется ловеласу (сколько ж их таких девчушек!), ради него забывает себя. Он это прекрасно понимает, но скоро ему все надоедает - требуется что-то новенькое, и он в ночь выгоняет девочку. Он предает ее в самых лучших чувствах. Подонок, которому наплевать на то, что с ней будет. Потом аборт, невозможность иметь детей - рождается ненависть, такая, что хочется убить. Потом смерть подруги и любовь к ребенку, которая побеждает ненависть. И с пониманием этого, девочка открывает для себя новую страницу. Не понимаю,как можно оправдывать подонка. Написано замечательно. Как сказала Торти, можно раздробить предложения. И слово "лучезарная" мне тоже не очень. Больше стилистических ошибок нет, говорю как редактор. Точку зрения Флер совершенно не поддерживаю.
    • А я поддерживаю точку зрения Флер. Девочку жаль по человечески. Но если бы её мама научила её не идти сожительствовать к первому встречному, который ничего не предлагает кроме секса, а заниматься учебой в 18 лет (!), пользоваться презервативами, любить и ценить себя то и “подонков” было бы на свете меньше. Я бы в данной ситуации родителей осудила, которые не донесли девочке реальный взгляд на вещи, а не героина.
      • lica (Калининград) / 6 авг 2010
        Степная, а в тексте звучит, что девочка - сирота. Ей хотелось родную душу, она же не думала, что ее вышвырнут, как шкодливого котенка. А мужик - явный козел. Я из рассказа вынесла, что девочка станет нормальной женщиной и найдет свое счастье, а этот козел останется один и в результате сопьется. Даже если принять Вашу и Флер точку зрения, хотя согласна с Кранц, то явно видно, что наделав ошибок, пройдя от ненависти до любви к чужому ребенку, девушка обрела свободу от комплексов, мучивших ее. А мужик стал еще большим психом.
  • Лунная (Большое Яблоко) / 5 авг 2010
    Я, прочтя рассказ, задумалась, как описать свои впечатления, стала читать отзывы, и - какое счастье! - меня выручила Флер. Она взяла на себя труд высказать мои ощущения. Я хочу добавить, что если рассказ о женской мудрости, то у героини её нет. Ни один из её поступков во взаимоотношениях с Артутром не говорит о наличии мудрости, а как раз наоборот. Как литературный прием - сгодится, но зачем нужно это письмо, написанное красивым русским языком 18 века. Дело не в отдельных словах, а в образе мыслей героини. Она САМА построила себе образ и хотела его поддерживать, невзирая на реальност. Более того, даже 5 лет спустя, она через письмо пытается что-то доказать героину, какой он негодяй, хотя, на самом деле, он - обычный молодой человек, без особо изысканных манер. В письме не упоминалось, что он безумно любил, что-то обещал, зато было о том, как она быстренько бросила учёбу и въехала в его дом. За что она его возненавидела - понятно. А вот килера нанимать, неслабо для утонченной девицы, - это уже прыжок из 18 века в современность. Бр-р-р! Образ героини симпатии совершенно не вызвал. Объяснять, почему?.... Моряна, я описываю СВОЁ послевкусие от рассказа, ничего персонального в моем отзыве нет.
    • Лунная (Большое Яблоко) / 5 авг 2010
      Закончила читать отзывы. Часто повторяется слово предательство. Что должн был и чего не должен был молодой человек. Соблазнять не должен был, бросать не должен был. Выгонять из дома не должен был. Обязан был соответствовать возложенным на него ожиданиям, несмотря на то что ожидания строились на пустом месте. Никакого предательства со стороны Мужчины я не вижу, и не советую кидаться этим словом. Когда-то оно имело более весомое значение и, зачасую, стоило жизни. А героиня возомнила о себе невесть что и любое нарушение своего суверенитета полагает предательством. <Get Real>, как говорят французы. Оттого у меня лично рассказ вызывает реакцию, противоположную ожиданиям автора. Наверное, это тоже предательство?!
  • Моряна, мысль, которую Вы хотели подать в своем рассказе, о том, что любовь к ребенку победила ненависть к мужчине, очень мудрая. Вот только мне кажется, что преподнесли Вы ее не под тем углом. Распространяться не буду, об этом хорошо написала Флер, я с ней полностью согласна. Героиня не вызывает симпатии, а герой - антипатии: и он не такой уж подлец, и она совсем не умна... Как бы там ни было, в любом конфликте всегда виноваты обе стороны, и ответственность девушки за свою судьбу ничуть не меньше, чем ответственность мужчины за девушку. Это не пустые слова, в свое время я прошла через подобное.
    • Лунная (Большое Яблоко) / 5 авг 2010
      Черно-балая, я извиняюсь за невольный плагиат, недочитала до вашего отзыва. Что касается “непустых” слов, мы все в молодости или позже проходили через определенные моменты в своей жизни, когда созданный нами кумир не оправдывал возложенных на него ожиданий. В таких случаях, я говорила себе, И ГДЕ БЫЛИ МОИ ГЛАЗА, а героиня нашла более современный выход из положения. Гм-м-м, некультурный, мягко говоря...
  • lica (Калининград) / 4 авг 2010
    Жемчужинке золотой на № 90 Москва, Россия №90 | 04.08.10 ср 12:37 Вы пишете: "Жаль, что вы не замечаете своих ошибок. По поводу аллеи: Аллея-это дорога(дорожка), усажанная по обеим сторонам деревьями. В старом русском словаре - это вообще просто ряд деревьев. Поэтому, если ваша героиня падала на аллею, то падать ей пришлось сразу и на дорогу и на оба ряда деревьев вдоль этой дороги. Правильно было написать: упала на дорожку аллеи". Аллея - (пер. с французского)- дорога в парке, обсаженная деревьями. Если Вас послушать, то получается упасть на дорожку дороги в парке. Абсурд полнейший. Прежде чем такое писать, хотя бы в Интерент загляните. И все остальные Ваши замечания беспочвенны.
    • О! Кукушка хвалит петуха. Предлагаю посмотреть в интернете, что в себя включает термин Стилистические ошибки. Видов их много и в рассказе их тоже много. Аллея - это дорога с деревьями, т.е обект включающий в себя и саму дорогу и деревья. Ну, например: "Тень от облака упала на деревья аллеи" или "Тени от деревьев падали на дорожки аллеи". Девочки, не надо так болезненно реагировать на критику.
      • lica (Калининград) / 4 авг 2010
        Критика воспринимается нормально, а вот критиканство и бессмысленные придирки, увы! Кстати, а дедушку Крылова-то что вспомнили - я рассказов не пишу, я их только читаю, так что меня хвалить не за что.
  • Не понимаю такой любви, что превращается в ненависть. Это не любовь, она же вечная...
  • nay (Медвежий угол) / 4 авг 2010
    Очень понравилось. Прием с письмом - просто замечательная находка! В общем, отлично!
  • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 4 авг 2010
    "Если на то пошло, взрослый мужчина не должен был соблазнять 17-летнюю девочку. По-моему, моя позиция ясна - он подлец. ..Он ее предал" Безусловно, взрослый мужчина не должен был соблазнять...Где в Вашем рассказе соблазн? Он спросил на улице ее имя - она уже влюбилась. Он встретил ее с розами - она поехала к нему домой отдаваться. Он знал сколько ей лет? Она была студенткой университета, он вполне мог решить, что ей уже 18. Моряна, поймите, Вы и я говорим о разных вещах....Вы о пережитом, я о прочитанном...В том что я прочитала нет ни подлости, ни предательства. Да, некоторая нечистоплотность мужичка есть...Но и девушка не показала себя образцом чистоты и высоконравственности:). Вы пишете о своей боли, я пишу о том, что прочитала. Девочка слетелась на огонек любви. Он НЕ СМОГ ее полюбить, а может и не "планировал" любить, и не собирался. Но разве всякая "нелюбовь" есть предательство? Не всякая любовь взаимна, в невзаимности нет ни подлости, ни предательства. Боль - да она есть, чем сильней любовь, тем сильнее боль. Но искать виновного в этой боли? Он виноват - в том, что не полюбил? Или она, в том что полюбила на фоне "романтических бредней"? Если Вы хотели показать предательство и подлость, значит надо было прописать предательство и подлость. Например, в одном из романов Татьяны Устиновой есть эпизод, как отрицательный герой похищает беременную от него женщину и, ей, привязав к кровати, делают насильственный аборт. Тут герой подлец, она жертва. В вашем рассказе дядя даже и не знает, что девушка беременна, она сама принимает решение об аборте - в чем его вина? Даже если бы и знал, опять же - в чем его вина? Он обязан был жить с нелюбимой до конца своих дней? Или был обязан залюбить ее? "Тебя отлупят плетками, и ты залюбишь меня как миленькая" (с)
    • Просто у нас с Вами разные взгляды на жизнь, любовь, предательство. "Бедная Лиза" тоже сама виновата? "Мы в ответе за тех, кого приручили". Ан, нет у наших мужчин ответственности. По 30 лет живут с женами, а потом уходят к молодым - не жить же с нелюбимой. Бросают беременных, с малыми детьми - не жить же с нелюбимой. А как потом будут жены и дети, им все равно. Я считаю, что в рассказе передала и наивность влюбленной девочки, и эгоизм мужчины, и то, как спадают ее розовые очки. Вообще-то мне кажется, что в этом конкурсе должны оцениваться не литературные герои и позиция автора, а то, как написан рассказ именно с литературной точки зрения. Иначе я смысла в этом конкурсе не вижу.
      • Я думаю, что если герой не интересны, то и написание рассказа с литературной точки зрения тоже не интересно. Если смысла в рассказе нет, то какая разница как он написан?:) У вас же написано хорошо и свой смысл есть, и он цепляет, и его хочется обсудить.:) Наверное уже за это рассказ достоин внимания и должен получить высокую оценку на конкурсе. Не обижайтесь, Моряна, плиз.:) Я думаю, ваш рассказ вызывает споры не о литерратурном произведении, а способе мышления и другом взгляде на предмет. Порой это важнее и интереснее чем сам рассказ.:) Удачи!
        • Спасибо! Обижаться не имею привычки, а вот отстаивать свою точку зрения привыкла (не обязательно в творчестве).
      • "Вообще-то мне кажется, что в этом конкурсе должны оцениваться не литературные герои и позиция автора, а то, как написан рассказ именно с литературной точки зрения" - странное заявление. "...то, как написан рассказ именно с литературной точки зрения" - это и есть содержание и позиция автора, да, и мораль рассказа. Остальное - то, как написан рассказ с точки зрения орфографии и синтаксиса с пунктуацией. И одно не может существовать без другого, иначе рассказа не будет. ИМХО.
      • Соглашусь с вами в том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Человек должен всегда отдавать себе отчет в своих действиях. Когда я видела, что наивные мальчишки влюбляются в меня, то часто рвала отношения, често объяснив, что со мной они растратят всю наличность на подарки, растеряют все свободное время и нервы за мною бегая. А в результате будут “как та старуха у разбитого корыта”. :) У вашего героя, видно, комплексы - хочет самоутвердится в глазах окружающих: "Мне необходима женщина, с которой не стыдно появиться в приличном обществе. А пока ты со своими борщами носишься, я в дом никого привести не могу." Жалкий тип.
      • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 5 авг 2010
        "Бедная Лиза" тоже сама виновата? Если бы у бедной Лизы был выбор - учиться в университете, приобрести профессию, независимость и самостоятельность, или повеситься на шею первому встречному, практически незнакомому дяде, и она бы выбрала второе - безусловно была бы сама виновата. "Мы в ответе за тех, кого приручили". А за тех, кто сами к нам приручился? Вот представьте, Вы покормили голодного уличного кота, а он на радостях проскочил за Вами в Вашу квартиру, и ни за что не хочет из нее уходить, несмотря на то, что у Вас аллергия на кошачью шерсть, и вообще, Вы хотели купить собаку. Вы в таком случае будете себя считать ответственной, а кота прирученным? Думаю, если Вы замечательный человек, то попытаетесь пристроить кота в хорошие руки или в какой-нибудь "Дом защиты животных", а если обычный - вытащите его из квартиры и закроете дверь. "Ан, нет у наших мужчин ответственности. По 30 лет живут с женами, а потом уходят к молодым - не жить же с нелюбимой. " Моряна, Вы сравниваете круглое с зеленым. Перед ЖЕНОЙ у мужчины есть добровольно взятые на себя обязательства, закрепленные законом. Он обещал ей - перед людьми, государством а некоторые и перед Б-Гом - нести за нее ответственность. Мужчина по определению не может нести ответственность перед всеми девушками, с которыми он спит, и которые затем не прочь пожить в его квартире. В таком случае он должен спать только с той, на которой собрался жениться, так ведь? Но продолжая ту же логику, стало быть и девушке, перед тем как лечь с мужчиной в постель, стоит осведомиться, собирается ли он в дальнейшем нести за нее ответственность или нет, не так ли? Почему бы девочкам, в любом возрасте, не спешить с сексом, а тем более с заселением на чужую жилплощадь, если они ожидают от каждого мужчины, которому они приглянутся, ответственности за свою дальнейшую судьбу?
        • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 5 авг 2010
          "Я считаю, что в рассказе передала и наивность влюбленной девочки, и эгоизм мужчины, и то, как спадают ее розовые очки. " Эгоизм мужчины Вы передали, согласна. Но эгоизм - это не подлость и не предательство. Иное состояние, иное определение. Нанимать килера, чтобы наказать за эгоизм - немножко черезчур, Вам не кажется Что касается влюбленной девочки - то наивность передать Вам не удалось. Наивная 17-летняя девочка представляет себе любовь в виде вздохов на скамейке и прогулок под луной. Наивная девочка, возможно, должна была слышать модную в старые давние времена присказку "береги честь смолоду". И уж безуслвоно наивная девочка не стала бы сознательно игнорировать явные сигналы пресыщения мужчины, наверняка полезла бы с вопросами и слезами. И почему наивная девочка должна была решить, что она уже все на свете знает, и что учеба и профессия ей не нужны - совершенно не понятно. Уход из университета, как и последовательное игнорирование явного недовольства мужчины свидетельствуют не столько о наивности, сколько о хитрованстве хорошо устроившейся девочки. Наивность надо было изображать какими-то другими красками, и другими событиями. Что до розовых очков, то если им на смену приходят черные - в этом большой пользы для Марты нет. Вот если бы она безо всяких очков посмотрела на СВОИ поступки, а не на поступки Артура, и ИХ бы попробовала оценить - вот в этом была бы мудрость ее, и верный вывод из рассказанной истории
  • На № 74 Степной Гадливость и вражда - понятия различные. У меня совсем другие понятия о жизни. Хочу ответить вам отрывком из своего стихотворения: А жизнь моя - почти роман, то интересный, то не очень, сентиментальный и порочный, в нем есть и правда, и обман. Сама б я написала строго, красиво, правильной строкой. Но не получится такой - соавторов уж слишком много. Жизнь мы пишем в соавторстве, и нельзя себя винить за все, что происходит. Предательства я не прощаю никому. Враждовать и мстить не буду, но не испытывать к такому человеку гадливость я не могу. Всегда была атеисткой. В общем, прощать предательство - не мой удел.
    • Я уважаю все религии, в том числе и атеизм как право выбора. :) В ответ на ваш пост могу сказать, что не стоит зарекаться. Иногда жизнь может поставить вас в ситуацию когда предательство совершите вы. Никогда не говори никогда. :) Если у людей нет прощения к другим, у них нет прощения к себе и их жизнь превращается в ад от вечного непрощенного чувства вины или чувства обиды... ИМХО:)
      • Если я вдруг совершу предательство, ничего не буду иметь против, если меня не простит тот, кого предам. Опять же, простить, надо чтобы у тебя просили прощения. А если в нем не нуждаются?
        • Простить нужно чтобы понять, что вы выше обид, что вы не считаете себя лучше других, что у вас нет гордыни и высокомерия... И ещё, чтобы другому стало легче, может он страдает и раскаивается что так совершил, может сейчас бы с опытом ни за что бы так ни сделал, а вы не даете ему шанса. И ваш ребёнок вынужден будет чувствовать ваше ощущение гадливости по отношению к своему отцу. Своего ребёнка вы заставите испытывать свою обиду и осуждение? Зачем? Потому, что вы святая и никогда бы не поступили подло, а он мерзкий грешник и так ему и надо? :) Почему бы вашему ребёнку не быть свободным от вашей боли и гадливости?
          • Боже упаси! Мой ребенок никогда в жизни не видел своего отца, как и отец его не захотел увидеть. Я же говорю, ему не нужно мое прощение. Не так все в жизни просто. Давно я не испытываю обиды, столько уже в жизни всего произошло. Но и встретиться с ним даже случайно мне неприятно.
            • Моряна, извините, Бога ради, но мне не кажется это мудрым - то, что Ваш ребенок никогда не видел своего отца. Вы навязали ребенку СВОЕ отношение к его отцу, не дали шанса отцу? Почему вы так уверены, что ему не нужно ни Ваше прощение (а, может, он не считает себя виноватым - наоборот)?
          • Мудро, согласна на 200%. Хотя - есть такой момент: рассуждать о прощении проще все-таки тем, кого не предавали, ИМХО. Поэтому воздержусь - кто знает, смогли бы мы с Вами, Степная, простить от души? Хотя - лично знаю женщин, которые смогли отделить свое отношение к отцу ребенка от отношений этого ребенка с отцом. Вот это действительно очень мудрые люди!
            • Габи, моего ребенка воспитывал другой человек. А его отец, оставив меня в положении по наущению матери, даже ни разу не захотел взглянуть на сына - ему мама не велела. Так что о каких шансах речь? К сожалению, на свете много подлецов.
  • Написано хорошо, но сюжет затертый, и вывод тоже затертый: он сволочь, она жертва. И что? Надоело уже читать про это. Написал бы кто как не быть жертвой, что каждая жертва сначала слепая дура в руках пофигиста, а потом уже жертва но по собственной воле. Если бы девушки знали как не быть дурой - мужчины бы не превращались в “гадов”... Без оценки, сорри.
    • Спасибо, Степная! Все выводы давно затерты, как и сюжеты. А в конечном итоге девушка перестала быть жертвой, а вот мужчина разочарован и одинок.
      • Почему-то не верится, что она переболела... А мужчина, вообще, неинтересный персонаж, никакой. Одинок ли он, разочарован ли - как-то все равно. Чувства удовлетворенной мести нет. :) Её жаль, что дура, что родители не внушили с детства что любить себя надо и не позволять никому поступать с собой плохо. И съезжаться с кем попало в роли содержанки - последнее дело...
        • Мужчина как раз такой, как Вы его увидели. И девушка увидела - розовые очки спали. И мстить ей расхотелось. А в 17 лет она жила только любовью, содержанкой-то себя не чувствовала.
      • Шмель / 3 авг 2010
        Знаете, Моряна, у Вас есть возможность наблюдать обильную живую реакцию читателей на Ваш рассказ - это хорошо для автора, ибо равнодушных почти нет. Но вот то, что Вам приходится проводить объемную разъяснительную работу, чтобы донести свою идею - это не очень хорошо, ибо это не диссертация и не дипломная работа, это художественное произведение. Если Вам приходится доказывать читателю, что Ваше работа хороша - это признак хорошей (возможно) работы, но не произведения искусства. Произведение искусства не требует доказательств. Только без обид, ладно?:)
        • Боже мой, какие обиды! Наоборот, мне очень нравится, когда читатели высказывают свое мнение. На всех угодить никогда нельзя. Но я вижу, что рассказ зацепил, и это главное. Я ни в коем случае не доказываю, что рассказ хорош - это решает читатель, ведь кому-то нравится, кому-то нет, и это нормально. Я просто отстаиваю свою позицию, думаю, у меня есть такое право. А вот когда замечания по стилистике некорректны, тут приходится отбиваться.
    • Ну, в предыдущем рассказе Светлана очень ярко описала один из вариантов, как не быть жертвой :-))
      • Предыдущий не зацепил, сорри. Если не цепляет - отзывов не пишу.:) А этот зацепил... Зацепил перекосами в мышлении девушки, которые привели её к роли жертвы. Жаль девушку, но перекосы у неё так и остались, поэтому жаль вдвойне. :(
  • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 3 авг 2010
    Моряна, Вы хорошо пишете, и я бы не стала придираться к словам и стилю. Но мне бы хотелось поговорить о Вашей героине. Вообще-то я считаю крайне дурным тоном отзывы типа "рассказ не понравился, потому что героиня дура..." Мы имеем право писать о чем угодно и о ком угодно, в том числе и о дураках, и о нравственных уродах, об алкоголиках, проститутках, негодяях - и наличие "нехорошего" человека в рассказе никак не снижает ценности рассказа. Но тут есть одно серьезное но! Если автор в качестве героя выбирает дурака - он каким-то образом должен обозначить свое отношение к его глупости, правда? Если жадину - то каким-то образом намекнуть на то, что неплохо бы быть щедрым. Не обязательно прямым текстом, но поведением героев, тем, как складывается их судьба, ВЫВОДОМ из прочитанного, тассазать. Эмоциональный вывод, который я сделала из Вашего рассказа - он подлец, который топтал невинных девочек, она - растоптанная невинная девочка. Я полагаю это и есть авторская позиция. Логический вывод - а что он, собственно говоря, такого сделал и что должен был сделать? Не, ну правда, жить всю жизнь с нелюбимой, которую он и к себе не звал, и не женился, и не собирался, только потому, что она ему варила борщи? Или нет, потому что она его любила? А если она ему постыла, то как? Он ведь и не хотел грубо, и намекал своим поведением, как мог, и вечерами и т.д. Вполне можно было бы уже задуматься о себе и поискать работу с жильем, а она же ничего для себя не предприняла. Он выставил ее из дома беременную? Плохо, но ведь он так и не узнал, что она беременна. Он с ней не поговорил по телефону? Ну знаете, есть много способов донести информацию, если надо - письмо в почтовый ящик бросить, мелом на двери, в конце концов написать.... Вот посмотрите, я вытащила эти фразы из Вашего рассказа:
    • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 3 авг 2010
      Мои глаза кричали о любви. Ты все прекрасно понял. Я и не пыталась скрывать свои чувства. ... Я бросила жизнь к твоим ногам и стала с тобой жить не потому, что мне, сельской девчонке-сироте, хотелось роскоши и комфорта. Я полюбила тебя, полюбила первый раз в жизни всей силой юной души. Нам ведь было хорошо вместе в тот год. Я ушла из университета, чтобы быть подле тебя. Я жила тобой, растворялась в тебе. я не выражала свое неудовольствие ничем, я не успела тебе ничего рассказать. я прошептала: «За что?» А в ответ услышала твою гневную тираду: «Надоела ты мне. Подстилка. Думаешь, мне баба нужна для борщей и койки? За кого ты меня принимаешь? ... Я долго терпел. Надоело. уйдя из университета, я лишилась места в общежитии. За год, что жила с тобой, я растеряла всех подруг Я пошла в консультацию за направлением на аборт. Даже в своем гневном письме она ни разу не упрекнула его в каком-то действии, разве что в долготерпении....Все ее несчастья стали исключительно результатом ее выбора. Почему же ее ненависть обернулась против него? Если бы при всем том письмо заканчивалось бы словами о том, что теперь, когда она отвечает за сына, она осознала, что должна была сама отвечать за свою жизнь и не обвинять его ....я так и не поняла в чем именно он виноват. В растоптанности? Ну предположим...и не обвинять его ни в чем, а выставить счет себе: зачем пошла домой к первому встречному, зачем поселилась у него без предложения (руки и сердца), зачем ушла из университета, зачем старалась не видеть, что она ему больше не в радость, зачем сделала аборт...и потому в ее сердце больше нет ненависти к нему, потому как не за что ей его ненавидеть - вот тут я бы могла оценить женскую мудрость, пусть и показанную на банальном сюжете.
      • Тортила (Подольск) / 3 авг 2010
        Эх...Твою бы мудрость той девочке с ее растеряными эмоциями брошенки. Ты глубоко копнула.
        • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 3 авг 2010
          Тоть, от момента брошенности до написания письма и встречи с “гадом” прошло 4?5? лет. Не только годы изменились, изменился её статус, она стала матерью, она научилась отвечать за кого-то. Именно на фоне этой ответственности за кого-то вполне могло проснуться в ней чувство ответственности за себя и за свою жизнь. Или уж автору следовало позабоититься о том, чтобы Артур действительно что-то плохое сделал, например узнал о беременности и силой привез её на аборт, или долго и настойчиво уговаривал к нему переехать, обещая жениться, а потом тайком бы забрал её документы из универа...
          • И это все в 10 тыс. знаках? Не, у меня другая позиция - он поступил подло, (или Вы так не думаете?), а она просто доверчивая неопытная девочка, которая к 22 годам только начинает прозревать. И светлые струны ее души взяли верх над темными. Об этом речь, а не о том, что осталась жить у любимого, не дождавшись предложения руки и сердца.
            • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 3 авг 2010
              не, Моряна, в том, что Вы написали, в том Артуре, какого Вы создали, я подлости не вижу, и не могу понять, что именно в его поведении можно считать подлостью? Вот обрыдла она ему, и все тут. Он разве в этом виноват? Он мог силой заставить себя её любить? Или был обязан её терпеть, раз уж она пришла к нему навеки поселиться. Из рассказа даже не следует, что это была его инициатива и что это он её звал-приглашал, так как этот момент подан в письме, я поняла, что инициатива была полностью её - мало того, что комфорт и роскошь, но ещё и любовь. А что он должен был сделать, чтобы было не подло? Выставить её с чемоданами прямо сразу, до борщей?
            • Тортила (Подольск) / 4 авг 2010
              Вообще-то Флер права. Артур никак на подлого не тянет. Просто любовь прошла, а наша героиня этого не заметила или не захотела замечать. Пусть и в такой грубой форме, но он признался в отсутствии любви - это благо на самом деле-то!! Героиня встряхнулась и прозрела, стала стремительно мудреть, хотя сама этого и не осознавала изначально. Понятное дело, что первые дни, месяцы, да пусть и годы, она определяла его как подлого человека - молоденькая же -, но...время все расставляет по своим местам. Мозги тоже. Возможно именно поэтому в монологах-воспоминаниях той, брошенной, девочки все еще слышна боль и обида.
      • Полностью поддерживаю!
      • Подписываюсь.... день думала, как высказать это.... ну лучше Флер не скажу :)) Я тоже за выражение позиции автора, в данном рассказе - позиция автора мягко говоря, странная.
        • Спасибо, Осень. Правда, ничего странного в своей позиции я не вижу. Для меня главное, что рассказ и герои зацепили.
      • Ух, Флер, спасибо Вам за такой пространный отзыв. Только вот героиня не дура - она просто очень юна, и даже через 5 лет она еще не очень повзрослела, но уже начинает прозревать. Я не считаю ее виноватой - сама в 19 лет прошла через предательство, правда, аборт не сделала, но о самоубийстве думала серьезно. Она любила и верила, что он тоже ее любит. И я с Вами абсолютно не согласна, что ей не за что его ненавидеть. Веру в любовь он растоптал, веру в себя. А ненависть помогла ей не сломаться. У меня ненависть тоже прошла благодаря ребенку, а чувство гадливости к его отцу осталось на всю жизнь.
        • FleurDeLi (Пруд, где лилии цветут) / 3 авг 2010
          Героиня, понятное дело, юна, но Автор - уже опытный и умудреный :) "Она любила и верила, что он тоже ее любит. И я с Вами абсолютно не согласна, что ей не за что его ненавидеть. Веру в любовь он растоптал, веру в себя." Я там в своей речи спросила, а что он ДОЛЖЕН был сделать, чтобы не растоптать? Не встретить ее с букетом роз? Или не везти к себе домой из ресторана? Или не разрешить ей у себя поселиться. Какой из этих поступков освободил бы ее от ненависти? Или он был ОБЯЗАН ее полюбить и оценить ее любовь? Знаете, если бы мог, то полюбил бы, но к сожалению сердцу-то не прикажешь. Что должен был сделать хороший человек в данной ситуации, чтобы его не ненавидели? Мне кажется - дать ей время на сборы. То есть не выставлять в одночастье с чемоданами на улицу, а дать ей неделю на устраивание дальнейшего жития. Все, сделай он это - и был бы просто ангел. По крайней мере в рассказе за ним больше никаких грехов не числится. Если он и правда гад нехороший и что-то там страшное, на уровне ненависти сделал, то это и надо было нам, читателям, сообщить Она верила и обманулась в своей вере? Со всеми случается, хотите верьте, хотите нет:) Но кого возненавидеть за разочарование - себя ли, наломавшую кучу дров, его ли, который ее в этой ломке не остановил? Да, юная брошеная девочка думает, что его. А Автор? Вот я думаю, Вам, как автoру, следовало бы определить свою позицию для читателей...
          • Все интереснее и интереснее. Если на то пошло, взрослый мужчина не должен был соблазнять 17-летнюю девочку. По-моему, моя позиция ясна - он подлец. Представьте, если бы такое случилось с девочкой из Вашего рассказа в предыдущей теме. Начитавшись романтических бредней, девочки как мотыльки летят на огонь любви. Он ее предал. И за это можно ненавидеть.
  • Шмель / 3 авг 2010
    Рассказ написан хорошим языком, читается легко - это большой плюс. Но оригинальности в нем нет - увы, это минус. Здесь намешаны и "Москва слезам не верит", и все возможные латино-американские сериалы с любовными драмами, многочисленными несчастными совпадениями и приемными детьми - все вместе. Во мне это вызывает стойкий рефлекс - не верю, это все не по-настоящему. А описание аборта? В наше время аборты все еще делают под местным наркозом или героине специально хотелось наблюдать, как врач выковыривает ее ребенка? Слишком драматизировано, нелогично. Не верю! Если для героини аборт был настоящей трагедией, то она бы выбрала более безболезненный способ - заснуть и... мечтать никогда не проснуться или что-то в этом роде, но без физиологических подробностей. Герой тоже особой логикой не блещет. Особенно в разговоре после пятилетнего перерыва. Если уж проводить параллели с "Москвой", то там хотя бы вполне жизненный логичный разговор получился - и Рудольф к разговору был готов, и цель у него конкретная была, и все он обдумал заранее. Здесь же - встретились случайно (или непонятно как), и тут тебе - и ребенок вдруг нужен, и "ты дрянь", и "давай все начнем сначала"... и это все за несколько минут при полном молчании героини. Опять не верю! Надуманно. "Банально" не означает "правдиво" - увы. Думаю, автор способна на бОльшее :)
    • Шмель, спасибо за отзыв. Знаете, латино-американские сериалы я никогда не смотрела, не знаю, что у них там. А вот насчет аборта - вопрос спорный. За общий наркоз у нас надо платить, а на ранних сроках делают мини-аборты под местным наркозом. А героя я и хотела показать такого, у которого психика на почве алкоголя нарушена. Неужели Вам в жизни такие не встречались? Тогда Вам сильно повезло.

Оставить комментарий
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору