На главную
 
 
 

Две дороги, две косы...
Автор: Робешка / 27.01.2010

Две дороги, две косы...

Я смотрю на фотокарточку: две косички, строгий взгляд… Вроде все, как в стихах… На самом деле не косички, а косы… Тёмные волосы, зелёные глаза… И хотя фотография черно-белая, я хорошо это знаю. Потому что эта девочка стала моей мамой. Но это произошло нескоро.

Мама родилась в двадцатых годах прошлого века. И на редких ранних снимках у неё стрижка с трогательной чёлочкой. Косы она отрастила позднее. Сначала она жила с родителями в Сибири, а в сороковые годы семья переехала в Симферополь. В тепло, на юг… А главное, поближе к родным. Ведь там жили и мамы, и семьи сестер бабушки и дедушки… И у всех дети. И все рядом. И жили родственники недалеко. Если кто-то долго не появлялся, обязательно прибегали навестить. За праздничным столом собиралось более двадцати человек. И у семьи мамы появился и домик с садом, и кое-какие вещи... Ах, этот прекрасный южный сад… В том саду росли яблони и груши, выделялись огромные абрикосы, они отливали золотом и светились на солнце… От жары спасали прохлада дома и расстеленные на полу мокрые простыни… И были и южный колоритный базар, и прелесть крымского города и природы. И ещё поездки всем коллективом на грузовой машине к морю, и встреча восхода прекрасного южного солнца.

Бабушка и дедушка работали. Мама училась в школе. И надо сказать, хорошо училась. В сороковом году её даже наградили за хорошую учёбу поездкой в Москву. Школу мама закончила с золотой медалью в июне 1941 года. Получив аттестат с отличием, моя мама поступила в Симферопольский Медицинский Институт. Было необыкновенно жарко. Моя счастливая мама гордо шла по улице. И тут навстречу ей попалась цыганка, в пестрой юбке, красивая и яркая. Почему-то она вцепилась в маму, хотя рядом было много людей, и предложила погадать. Мама не хотела, а гадалка настаивала. «Скоро ты бросишь все и уедешь из этого города. Ты никогда не встретишься с дорогими тебе людьми. У тебя будет два мужа и двое детей», — вещала пророчица.

«Скоро ты бросишь все и уедешь из этого города. Ты никогда не встретишься с дорогими тебе людьми», — вещала пророчица.

То, что мама услышала, ее озадачило. Ее семья только что удачно устроилась на новом месте рядом с родными. Все было очень хорошо… Но… через несколько дней началась война. Вскоре после начала войны только будущая моя бабушка из всей большой родни эвакуировалась с дедушкой и своей дочерью, моей будущей мамой. Им удалось уехать с последним эшелоном благодаря решимости и энергии моей дорогой бабушки, которая бросила все - дом и вещи, но спаслась и спасла…

Все оставшиеся в Крыму родственники (пятнадцать человек) - светлой памяти - были расстреляны в декабре 1941 года.. Моя мама, окончив по ускоренной программе Мединститут уже в Новосибирске, добровольно ушла на фронт. Бабушка плакала, когда мама уезжала на фронт. Просила, косы не срезай. Две косы, две дороги, одна – туда. Другая – обратно.

Мама попала в самое пекло войны. Она была врачом военно-сортировочного госпиталя, принимала раненых на аэродроме, делала операции самым тяжелым. Не спали сутками, с ног валились от усталости, но появлялись новые раненые – и всё начиналось сначала, откуда-то брались силы.

В 1946 году она служила в военно-заградительной комендатуре в Польше. Тоже врачом. И оказывала помощь всем, и даже пленным фашистам, хотя к тому времени она уже знала о страшной гибели своих родных. И даже видела «изделия» из человеческих волос из концлагеря Освенцим.

Косы свои она на фронте все-таки сохранила. Хотя, в наш век всяческих шампуней и гелей, непонятно, как она (да и тысячи других женщин) умудрилась это сделать в то время. У войны не женское лицо. Как можно женщине существовать на войне: ведь хочется помыться, и потом эти ежемесячные женские заморочки. И потом, и много других потом…

И случалось разное. Обо всём невозможно рассказать в таком коротком повествовании. Но мама прошла войну и вернулась живая. Она всю жизнь страшно гордилась тем, что была участницей войны и свято праздновала день победы, как самый великий праздник. Более того, там, на фронте, повстречала и полюбила военврача, моего будущего папу, вышла замуж, и у нее действительно родились потом двое детей…

А мама все время работала врачом. И почему-то косы она никогда не остригала. Только закручивала их то валиком по моде 50-х, то узлом в 60-е.

А после была большая и трудная, но мирная жизнь. Они работали врачами. Все время и даже после работы. Ведь советы врачей нужны круглосуточно. Мама стала детским врачом: на войне она помогала выживать раненым, а после войны учила молодых мамочек воспитывать здоровых и умных ребятишек.

В пятидесятых годах папу снова призвали в армию, он служил на Дальнем Востоке. И мама поехала с ним, захватив двое маленьких детей (у меня к тому времени успел появиться братик). Все жены военных сидели дома. Вязали, вышивали, готовили еду, спали. А мама все время работала врачом. И почему-то косы она никогда не остригала. Только закручивала их то валиком по моде пятидесятых, то узлом в шестидесятые. Или пучочком в последние годы. В черном разливе волос со временем появлялись серебряные нити, потом пряди, потом волосы и вовсе стали белыми, отражая всю жизнь, как зеркало. То смола, то седые полосы – материнские волосы.

А я гляжу на фотокарточку, помню длинные мамины косы, её дороги, её жизнь. И я думаю, пусть они будут, две дороги. Но только, чтобы первая отправляла не на войну, на убийство, в грязь и кровь, а на учение, на работу, на службу, а другая – домой, на Родину, в мирную, ясную, светлую жизнь.

 



 

Ваше мнение 37  

Оставить комментарий
  • Спасибо!!! Очень трогательная, добрая, замечательная история.
  • Хороший рассказ, меня очень тронул
  • Такие рассказы нужны. Спасибо!
  • Меня смутило в этом рассказе вот что... Читайте: "..там жили и мамы, и семьи сестер бабушки и дедушки… И у всех дети. И все рядом. И жили родственники недалеко. Если кто-то долго не появлялся, обязательно прибегали навестить. За праздничным столом собиралось более двадцати человек." Но при этом далее автор повествует вот о чем: "Вскоре после началавойны только будущая моя бабушка из всей большой родни эвакуировалась с дедушкой и своей дочерью, моей будущей мамой...." "Все оставшиеся в Крыму родственники (пятнадцать человек) - светлой памяти - были расстреляны в декабре 1941 года" - вывод о моральных качествах героев делайте сами.. И еще.. автор уверяет, что мама, окончив школу поступила в мединститут до начала войны... А мы с вами знаем, что война началась 21 июня 1941 года, т.е в этот день был лишь выпускной вечер. Это фактическая ошибка, или незнание истории??
    • Алиса Селезнева / 30 янв 2010
      Выводов о моральных качествах героев на основании одной фразы сделать нельзя - вы не знаете, какие обстоятельства предшествовали эвакуации и почему одни родственники уехали, а другие остались. Вы ведь хорошо знаете историю (даже даты корректируете), наверняка помните и о том, что люди до последнего момента не верили в войну и не представляли масштаб разрушений, которые она с собой несла. О концлагерях, Освенциме, расстрелах - большинство людей и думать не смели.
      • Алиса Селезнева / 30 янв 2010
        А насчет дат - считайте: война началась в 41-м, мединститут - 4 года, школу заканчивали в 16, т.е. героине на момент начала войны было 20 лет - стало быть, родилась она в 21-м. Все сходится.
        • Алиса Селезнева / 30 янв 2010
          Вернее, прошу прощения, перечитала и увидела, что героиня институт не окончила - но поступить она вполне могла (подала заявление в последнем классе и ее приняли, до начала войны). Вспомните автобиографию поэта-фронтовика Асадова - он также пишет о выпускном вечере, о радиообъявлении на следующий день, и о двух заявлениях в институты, которые он порвал и написал третье - в райком.
          • Спор не уместен. Потому не продолжу. Вы, как и я имеете право на мнение. И у нас оно разное, только и всего)).
        • Вы читали не внимательно - это относительно дат - не нужно ничего додумывать и досчитывать, в тексте четко сказано: "Школу мама закончила с золотой медалью в июне 1941 года. Получив аттестат с отличием, моя мама поступила в Симферопольский Медицинский Институт. Было необыкновенно жарко."... Вот и считайте! А относительно обстоятельств.. они у всех разные, всегда! Только дружная семья дружна всегда, по определению! Простите, это мое убеждение!
    • Вообще-то 22 июня... И здесь спор точно не уместен)А моральные качества героев здесь точно ни при чем. Никто родственникам эвакуироваться не мешал. А может и мешали обстоятельства, но о моральных качествах тех, кому удалось спастись это никак не говорит. Странно, что в этом нескладном "сочинении" Вас смутило только это!)
  • НЕ ПОНРАВИЛОСЬ!! Как сочинение пятиклассника - могу рассматривать.. Как работу, присланную на литературный конкурс - нет. НЕ ПОНРАВИЛОСЬ!! Играть на патриотизме и чувстве боли - НЕ ХОРОШО, АВТОР!
    • Алиса Селезнева / 30 янв 2010
      На чувстве боли играют те, кто пишет слезоточивые рассказы о калеках-ампутантах, красочно расписывая страдания юных героев под стать мыльным операм... "ах-ах, я плачу". А здесь - никаких игр на чувствах, здесь суровая правда о мужестве женщин военного времени. Да и не только военного - этот рассказ - литературный памятник женской силе и доброте на все времена!
      • На чувстве боли играют и те, кто пишет плохие рассказы на "беспроигрышную" тему войны. Когда, вроде как рука не поднимется критиковать.
  • Потрясающе!!! До мурашек!!! Пусть где-то не совсем гладкий текст, но это ЖИВОЕ и ОЧЕНЬ СИЛЬНОЕ чувство! ПО эмоциональному сдвигу считаю лучшим текстом месяца...
    • Алиса Селезнева / 30 янв 2010
      Согласна! Согласна! Жаль, что мы с Вами, Lanis, остались в меньшинстве - другие читатели, судя по всему, думают иначе.
  • Aniona (Красноярск) / 27 янв 2010
    что-то знакомое... где-то я этот подобный рассказ уже читала... как-то нейтрально, задумка очень хорошая, а вот исполнение страдает....
  • Li-Lu (Любимый) / 27 янв 2010
    Узнаю Маргариту Роби под любым именем... Все тот же скучный слог и нагромождение фраз. Да и рассказ процентов на 60 скопирован с предыдущего. Маргарита, Вы пишете и пишете, а прогресса не видно совершенно. Может быть, Вам стоит уже задуматься над вопросом - сколько можно мурыжить одно и то же. Не претендую на роль литературоведа, но лично мне - как скромному читателю, Ваши опусы с каждым разом все менее интересны. Заранее извиняюсь за излишне резкую критику. Оценивать не буду - из уважения к биографичности сего шедевра и к затронутой теме - святой для многих.
  • Идеалистка / 27 янв 2010
    Низкий поклон автору за память о войне, невинно убиенных душах... По поводу самого рассказа - тема не выдержана. От оценок воздержусь.
  • Солничка / 27 янв 2010
    Минус. Просто не понравился. Начиталась такого в детстве и юности много. Сорри.
  • Мемуарная литература - это здорово! Всегда интересно узнать как же было раньше, и что носили, и что говорили девушкам на первом свидании... Это своего рода неофициальная, живая, очеловеченная биография, не только индивида, но страны, эпохи в целом. Мемуары интересны еще и тем, что одно и тоже историческое событие или явление каждый автор описывает по-своему, дает свою индивидуальную оценку, таким образом, собрав воедино несколько источников, читатели могут составить более-менне объективное представление о событиях прошлых лет. И не обязательно читать воспоминания только маршалов и генералов, можно найти интересные факты о том тяжелом времени из записок "простых" людей. Бывает что какая-нибудь «маленькая история из жизни товарища Н» откроет новый взгляд на проишедшее.
    • Биография Сары-Эли Затонской (мама автора) дорога для автора и ее семьи, такие истории обычно передаются от бабушки внукам, вместе с истлевшими письмами, милыми вещицами, семейными реликвиями... Это совершенно понятно. Но в Советском Союзе подобных историй – миллионы, всех коснулась проклятая война. Написаны тысячи книг, сняты сотни фильмов. К сожалению, сегодняшний рассказ (точнее, очерк) - это просто краткий пересказ биографии мамы автора, причем почему-то с очень подробным описанием переездов, родственников (фраза «там жили и мамЫ» - меня несколько озадачила, потом поняла – мамы дедушки и бабушки автора), предсказаний и дипломов, учебных заведений и мест работы. Весь рассказ написан двольно корявым и сухим языком, особенно вторая часть, словно автобиография для отдела кадров, да простит меня автор! «И случалось разное. Обо всём невозможно рассказать в таком коротком повествовании» - вот она, ключевая фраза ! Может быть и стоило как раз описать не «все», а только один маленький эпизод из этого самого «разного»? А не повторять семейную историю, которую мы уже читали...
  • тема такая близкая для моей семьи...и война и Освенцим и врачи.. но написано ужасно.. просто какие-то заметки.. а на счет второго мужа гадалка ошиблась?Почему об этом в рассказе не упомянулось?
    • Вот да, это меня тоже смутило... Тема близкая, бесспорно, но... опять с Вами (или "с тобой"? :) ) соглашусь: похоже на какую-то газетно-журнальную статью советских лет...
  • тинка / 27 янв 2010
    такую интересную, тяжелую и вместе с тем сильную историю жизни...подать таким "простецким" (уж извините, примитивным)языком, жаль(( краткосложные предложения, смахивает на отчет на партсобрании, а не на рассказ((
  • Действительно складывается впечатление, что ты листаешь страницы семейного альбома. За это плюс. С другой стороны не хватает динамики, образности, ярких эпизодов... Советую поработать над языком.
  • Сегодня ровно 65 лет, как освободили узников Освенцима в Польше. Может поэтому напечатали этот рассказ. Там есть упоминание о нем. Я не буду оценивать сегодня рассказ.
  • Господа, а считается ли плагиатом, если автор второй раз представляет свое же видоизмененное произведение? Мне кажется, что да! Читайте рассказ "Сарабанда" в октябре. И скажите, что это два разных рассказа!
    • Рассказ совершенно тот, только немного под другоим сосусом и с другой стороны... Жаль.
    • То есть это не плагиат, конечно, но рассказ, который ранее был опубликован. Надо бы его снять с конкурса. Хотя, я сильно сомневаюсь, что он даже близко подберется к победителям.
  • ..."Им удалось уехать с последним эшелоном благодаря решимости и энергии моей дорогой бабушки, которая бросила все - дом и вещи, но спаслась и спасла…" - эти строчки я уже где-то читала в одном из предыдущих рассказов, описание жизни женщины-врача с Севера в военные годы подтвердила мою догадку. Получается, что автор одну и ту же историю своей мамы в разных темах описывает?... Прикольно получается - меняешь пару абзацев, подгоняешь под тему месяца и участвуешь в литконкурсе! Автор, попробуйте написать что-то еще - настоящий рассказ!
  • На все сто согласна с Аглаей. И действительно есть ощущение, что эти персонажи уже фигурировали в другой теме у этого же автора, но тот рассказ лучше написан :((
  • Назад в будущее или Произошло это нескоро. За все время, что я на Клео, мне, кажется, лишь один раз понравился рассказ о войне. При том, что, как я уже неоднократно писала, столько было всего прочитано и просмотрено о войне в детстве, что "наелась" на всю оставшуюся жизнь. Не смотрю и не читаю почти никогда. Даже старые комедии. Исключение, пожалуй, только КЛЕО. Здесь читаю все рассказы. И может эта детская планка мешает мне оценивать хорошо то, что пишут о войне сейчас... Не знаю. Этот рассказ не стал исключением. Типичная, нудная (уж извините) история миллионов советских семей, прошедших через войну. Может быть поэтому рассказ и мне показался знакомым. Совсем недавно на КЛЕО был очень очень похожий. Почти дословно. И изложение далеко не ушло( Масса ляпов от "двух мужей" до "захватив двое маленьких детей". А зачем здесь про "ежемесячные женские заморочки" упомянуто? А еще женщинам на войне трудновато было в туалет ходить. Кругом же мужики одни... А в целом написано очень сумбурно. Постоянно нужно возвращаться и перечитывать написанное, чтобы понять о чем речь. Какие мамы жили в Крыму? Я в количестве разных мам запуталась. Ну, и так далее... Тема, кстати, тоже не раскрыта. ГГ не изменила, а сохранила прическу. И на ее жизни этот факт никак не отразился. Сразу уточню, что к военной теме отношусь трепетно. Помню и горжусь, как говорится. И именно поэтому считаю, что брать такую тему под силу далеко не каждому. Так, что извините, Автор, за резкость. Не смогла промолчать.
    • Укоаїнка / 27 янв 2010
      не люблю критиковать, но с Вами, Аглая, согласна полностью. все детство мне рассказывали про форнт и тыл, про борьбу и мытарства. часто приходило в голову записать бабушкины воспоминания, оформить в рассказ, но решиться сложно - ТАКОЕ не передать словами! а уж если излагать, то красиво и связно, трогательно и душевно, грамотно и читабельно.
  • А рассказ этот уже был разок. Теперь его переработали и прислали под другим соусом. Спекуляция темой, однако.
  • а где же второй муж? или я чего-то не поняла?
  • Всем ветеранам мой респект, а рассказ не понравился.
Оставить комментарий
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору