На главную
 
 
 

Благородство
Автор: Изабелла Валлин / 04.12.2015

Благородство

1980.
Москва.
Мне девятнадцать лет.

Было это в брежневские времена, когда новое поколение, не знавшее особых материальных ценностей, особенно в них не верило.
Хотелось верить в ценности моральные, духовные, если других не было.
Да! Хотелось верить. Хотелось найти для этого повод.

Искать счастья с рюкзаком на плечах здоровье не позволяло. Попробовала — едва жива осталась.

Лично мне в этот период часто бывало скучно.
Хронический недобор адреналина.
Средств и возможностей для увеселений не хватало.
Зарплата у меня была скудная — обыкновенная, как у большинства.
Искать счастья с рюкзаком на плечах здоровье не позволяло.
Попробовала — едва жива осталась.

Одна была радость — сходить в кино.
Могла себе это позволить раз в неделю в выходной. Как правило, на последний сеанс.
А в другие дни можно книжку почитать, телевизор посмотреть или просто прогуляться.

Метро «Университет».
Десять вечера.
Кинотеатр «Литва».
Тёплый летний вечер.
Вышла я из кинозала разочарованная просмотром.
Думала — хоть прогуляюсь — наслажусь бархатной прохладой.
Опять не повезло — мне вдруг стало плохо. Печень. Это со мной бывает.
Прихватило сильно.
Обычно это ненадолго. Хотя никогда не знаешь наверняка.
Прислонилась я к фонарю. Стою, жду, когда отпустит.
Гомонящая толпа кинозрителей идёт мимо.
Народ поглядывает на меня подозрительно.
И я чувствую себя ужасно глупо в беспомощном состоянии.

Кавалер решил порисоваться перед барышней. Довезли меня домой вместе сo спасителем.

Вдруг подходит молодой человек: «Девушка, вам плохо?».

— Да ничего. Сейчас отпустит.
— Я вижу, что вам плохо. Скорую вызвать?
— Не надо.
— Вы вся бледная. Довести вас домой?
— На автобусе три остановки до улицы Марии Ульяновой. Автобус ещё ждать. Долгая канитель.
Я махнула рукой — иди, мол.
Но он вцепился в роль, как в меня моя боль.
Благородный молодой человек бросился на дорогу, можно сказать, рискуя жизнью, и стал останавливать проходящие машины с криком: «Помогите! Человеку плохо!».

В итоге заразил благородством какого-то кавалера с барышней. Кавалер решил порисоваться перед барышней.
Довезли меня домой вместе сo спасителем.
Ехать пять минут.

Доводит мой спаситель меня до двери, потом до квартиры, потом кровати.
Стоит и ждёт.
Смотрю я на своего спасителя и думою: «В принципе, хороший повод познакомиться — как бы умирая. Только этот тип мне что-то не очень нравится. Может, в следующий раз на помощь кинется кто-нибудь посимпатичнее».
Я глаза закрыла, давая ему понять, что мне покоя хочется.
А спаситель всё стоит над душой.
Ситуация становится напряженной.
Ну что ему?

Я глаза закрыла, давая ему понять, что мне покоя хочется. А спаситель всё стоит над душой.

— Запишите мой телефон.
— Да что вы! Я женат.
«Ну надо же!? Неужели правда есть на свете чистое искреннее благородство!?»
— Тогда просто большое спасибо.

Он мялся.
Тяжела маска благородного.
И наконец он её снял.
На его лице изобразилась хитрая плотоядная улыбочка:
— Ладно. Давайте телефончик. У меня жена как раз в отпуске.
И сразу стало легче на душе.

Мне-то с самого начала показалось, что он переигрывает. Ещё ругала себя за излишнюю подозрительность.
Ещё подумала: «Если ты такой благородный, что ж ты просто не возьмёшь такси? Езды-то на два рубля».
Видно, такая же нищета, как я.
Потом он позвонил
Я ему опять сказала: «Большое спасибо».



 

Ваше мнение 59  

Оставить комментарий

Лучшие комментарии

  • Ерунду не рассказывайте, у жителей западной Европы взаимопомощь, вежливость, соблюдение правил,отзывчивость в крови, это предусмотрено многими сотнями лет сытой мирной жизни. В Германии это норма, я это знаю не понаслышке, так как живу тут уже несколько десятков лет. Но это не благородство. Благородство- это когда отдаешь другу последний кусок хлеба, когда не берешь взятку на работе, имея скромную зарплату, когда бескорыстно помогаешь окружающим, имея скромные возможности. А в Германии описанная вами ситуация - норма. Сама с таким буквально каждый день сталкиваюсь и стараюсь отвечать людям тем же. Но это- не благородство, а рефлекс сытой, спокойной жизни, где тебе хорошо и ты не против, чтобы другим тоже было хорошо.
  • Отличный рассказ. Очень коротко и в то же время поместилось множество мыслей и эмоций: благородство и игра в благородство, истинное и ложное, псевдо и реальные ценности. По моему впечатлению, мужчина хотел даже не окружающим или девушке, а самому себе доказать, что он благороден, но когда ГГ предложила свой номер телефона, огонек благородного порыва был задушен ветерком природного бл... ва.
  • Лаура / 7 дек 2015
    Что негативного в герое? Обычный мужик, в Москве 100 таких на кв.м. Серенький. Не все можно в жизни поделить на черное и белое. Есть серое, есть цветное.
  • странно / 8 дек 2015
    что вы вообще вспомнили это здесь
  • Да, это настолько несвойственно для Германии, что я тоже подумала, что она совсем мало тут живет. И с языком, видимо, тоже проблемы, иначе бы нашла слова благодарности и сердечно сказала спасибо. Ну цветы можно, коробку конфет или пирожных- а деньги, нет, заведомо известно, что не возьмут. Меня позабавило, что человек написал в своем посте слова( я их, кстати, больше не вижу почему- то): " у нас в стране".;))) . Какая же это " ее страна", если она ни языка, ни обычаев, ни норм поведения не знает;)))?
  • ЗАБАВА ПУТЯТИШНА / 16 дек 2015
    Конечно, молодой человек и хотел бы быть благородным, но натура не позволяет!)) Молодец Изабелла – дозированный сарказм (в том числе и на свой счет), графическая четкость, ничего лишнего. С Домино не соглашусь: автор пишет в наше время, имея солидный жизненный опыт за плечами, и для нее нынешней парень из прошлого, естественно, молодой человек. Тема щекотливая, но как антитеза остальным рассказам, очень даже…
  • домино (Калининград) / 14 дек 2015
    Есть какие-то несоответствия в рассказе. Героиня очень рациональна для своих девятнадцати лет. Её мысли - это, скорее, размышления сорокалетней женщины. Не могу себе представить, чтобы девушка своего сверстника (плюс, может быть, пара-другая лет) называла бы "молодым человеком". И сразу презрительная ирония по поводу его поступка, ещё ничем не мотивированная. Почему? Целая толпа прошла мимо, поглядывая подозрительно, только он отреагировал по-человечески. И вообще странно: корчась от боли в печени, размышлять о более симпатичном спасителе. Это не он фальшив, а ГГ. Или так в воспоминаниях автора отразился давнишний, вполне себе рядовой случай мимолётного знакомства, не давшего ожидаемых ГГ результатов. Отсюда и обида, и желание опустить "молодого человека" ниже плинтуса. Может быть, всё это от того, что он - "нищий", даже денег на такси нет? А вот подъехал бы на белом "мерседесе", как Высоцкий, тогда...Так что не о благородстве или отсутствии оного тут речь.
    • Вы правы, Домино! Я тоже читала и что-то скребло. сейчас понимаю: автор написала как женщина пожившая не о той девушке, не о ее переживаниях, а с о стороны, с высоты прошедшего времени. В этом и есть несоответствие. Мы видим восприятие события взрослой женщиной, дающей оценку постфактум. А если именно так и думала, и чувствовала сама участница ТОГДА - это очень странно для юной девушки да еще и в состоянии приступа. Надо бы проработать текст.
      • Изабелла выбрала опасное направление, характерное для женской литературы, называемое проф. лит. критикой "комплекс Консуэло", см Жорж Санд "Консуэло". Смысл: главная героиня - интеллектуальная, высокодуховная проницательная; остальные персонажи - недалекие и пошлые. У произведений такого рода свои поклонники.
        • критики уже сто раз утопили героиню за всевозможные недостатки. а я могу добавить. если она такая умная что ж она такая бедная? сдохлятина. никому не верит. одиночка (социальные проблемы). ледышка.
          • Хм.. А с какой целью вы нам рассказали о хворой многоопытной даме 19ти лет? Судя по вашим ответам ниже, вы хотели вызвать улыбку. Так что "сдохлятина. никому не верит. одиночка (социальные проблемы). ледышка." - это весело.
    • ага -" мы найдём чёрного кота в тёмной комнате даже если его там нет." что вы выдумываете ерунду!? *хотя это называется "ваше мнение" а не можете себе представить что всё так и было? или просто не хочеться предположить что умственные способности не зависят от возраста. среда стимулирует. а врачи часто рекомендуют там кого не актуально лечить "привыкайте жить с болью"
      • Так и было... Сомнений не. Ну и что? Вы, Изабелла, изложили это самое "было"бегло и довольно коряво. А самое главное, неинтересно. Герои непрописаны, безлики, как призраки. Это худшее из того, что я у вас читала.
  • любовь / 13 дек 2015
    И всё? Конец гнусный. Начало вроде интересное а с концом надо поработать.
  • Чипулёнок (ПерекатиПоле) / 8 дек 2015
    Хорошая ирония, понравилось. Думаю, что в месяце синтементальностей этот рассказ будет ну почти единственным анти...)))
  • Лаура / 7 дек 2015
    Отличный рассказ! Таких "благородных" легко проверить, что и сделала умная героиня, чтобы не чувствовать себя обязанной (это уже тема для другого рассказа, почему). Такой мужчинка подскочет к девице, но вряд ли обратит внимание на старушку.:)
  • Плюс Изабелле. За дуализм, такскать))) Мне, честно говоря, тема декабрьского конкурса сразу не глянулась, своей однозначностью. А так хотелось тряхнуть стариной и накропать нечто феерическо-новогоднее, волшебное! Но нет, уважаемой редакции нужны сопледавилки или (в лучшем случае) сентиментальные истории. В реале "в чистом виде" ни золотых сердец, ни золотых рук, ни других каких частей организма не существует. Вот смотрите. Героиня первого рассказа, самоотверженная бабуля, наверняка не кажется таковой своей невестке, вполне возможно, что та ее люто ненавидит (в рассказе отражена лишь одна точка зрения, бабушкина, и не факт, что она единственно правильная). Вот втором очерке- зарисовке речь идет скорее о сиюминутной сентиментальности, м.б. даже о желании покрасоваться своим благородством, а что там в душе в людей, радостно покупавших подарки обездоленным детям, одному богу известно. Вполне вероятно, что таким образом они покупали индульгенцию себе, грешным. А у Изабеллы все как в жизни, где смешное соседствует с грустным, а благородное- с низменным. Молчел вполне себе благороден по отношению к гг, но легко может изменить жене.
    • полностью с вами! а как публике ваше мнение не понравилокь!
    • Извините, Изабелла. Глория, не отвечайте, но эта самая несостоявшаяся невестка и знать не знает о «самоотверженной бабуле». Отказалась в роддоме и всё. Откуда взяться лютой ненависти-то.
      • они не знакомы, но о том, что у отца ее ребенка есть мать, женщина не могла не знать, это же просто невозможно. И вот, оставшись одна, она отказывается от ребенка даже не сделав попытки попросить у этой матери (бабушки малыша, между прочим) помощи. Этот факт много говорит и о Кате, и об ее отношении к бабушке. Говорит, говорит, не спорьте, тут уж ничего не поделаешь, если автор не дал другой информации, то на основе этой можно сделать только таколй вывод: и сын, и его женщина к матери относились недобро.
        • И правда, соглашусь, что-то совсем это и в голову не пришло, важнее, наверное, был сам диалог. И снова, простите, Изабелла, использую ваш периметр. Если сказать уж совсем правду, то история есть, бабушке даже больше лет, чем моей, сын умер от болезни, невестка кто и где, абсолютно не знаю, как ребёнок оказался в детдоме тоже не знаю.
        • Странно / 7 дек 2015
          Логически говоря, этот факт говорит главным образом о том, что Катя была уверена: помощи от матери отца своего ребенка она точно не получит, и более того- что не только в помощи откажут, но и что ребенка не воспитают. Потому и не сделала попытку даже.
      • Странно / 7 дек 2015
        Ну хороший наверное отец у ребенка был, если мать от него в роддоме отказалась. Все проблемы всегда имеют две стороны, и на эти две стороны медали всегда нужно смотреть и оценивать,а то привыкли: свекровь хорошая, невестка плохая.
  • занимательно, неожидаанная итория с юмором +
  • Отличный рассказ. Очень коротко и в то же время поместилось множество мыслей и эмоций: благородство и игра в благородство, истинное и ложное, псевдо и реальные ценности. По моему впечатлению, мужчина хотел даже не окружающим или девушке, а самому себе доказать, что он благороден, но когда ГГ предложила свой номер телефона, огонек благородного порыва был задушен ветерком природного бл... ва.
    • героине просто было физически плохо. из за срадания она немогла отценить все аспекты ситуации. мотивы молодого человека тоже могли быть разнообразными. возможно хотелось реализовать ситуацию во всех направлениях.
  • Нина / 4 дек 2015
    Мне показалось, что мэн был реально благородным, только слегка готовым жене изменить :) В 19 лет я бы не рискнула довести мужчину до своей постели и так же легко отвязаться, как у гг вышло. Сигнал с постелью трактовался однозначно. А то, что как бы снял маску, так ведь гг этого и ждала, и даже хотела, чтоб так было. Зачем первой свой телефон предложила? Тест на благородство чистым не вышел из-за уверенности гг, что благородства нет.
    • был бы благородным довёл бы до двери а то ведь впёрся без приглашения пользуяст беспомощностью пациэнтки.
      • "был бы благородным довёл бы до двери"... Бывает и такое благородство...и достаточно часто, когда спасителю лет семьдесят :)
  • Зимняя птица / 4 дек 2015
    Изабелла, ваша героиня из 80-х как магнитом к себе притягивает негативных людей) Скорее всего, дело именно в героине. Вы не изменяете своему авторскому стилю, как всегда в густых мрачных тонах, но при этом читать интересно... тоже как всегда.
    • тона - светло серые. ситуация комичная. никто не пострадал. спасибо что прочитали.
      • Лаура / 7 дек 2015
        Написала сообщение, потом прочитала в Вашем отзыве "сетло-серые".:) Забавно.:)
    • Лаура / 7 дек 2015
      Что негативного в герое? Обычный мужик, в Москве 100 таких на кв.м. Серенький. Не все можно в жизни поделить на черное и белое. Есть серое, есть цветное.
      • Нина / 8 дек 2015
        А собсна героиня - какая? Добрая? Благородная?
        • Зимняя птица / 8 дек 2015
          Здесь негативный герой глазами героини. Ведь она и во втором герое не усматривает ничего положительного - "В итоге заразил благородством какого-то кавалера с барышней. Кавалер решил порисоваться перед барышней". Это же ОНА так решила, что он решил покрасоваться. Именно героиня не видит искренности в людях. Именно она позволяет себя не только довезти до дома, но и проводить до двери-квартиры-кровати... И дальше героиня сама провоцирует ситуацию. Вместо кроткого "спасибо" она прикрыв глаза оценивает МЧ и предлагает ему свой номер телефона... А может он просто боялся оставить девушку одну. вдруг ей и на самом дела потребуется помощь. В конечном итоге оказалось - достойны они друг друга))
          • это ваше мнение, которое я, как правило, считаю изврашённо - негативным и предвзятым к моему творчеству. имею право высказать своё мнение на ваше..
            • Зимняя птица / 9 дек 2015
              Странно, что вы так считаете, Изабелла. Многие ваши рассказы читаю с удовольствием, да и этот тоже не без оного прочла. И смею вас заверить, минусов вам практически никогда не ставлю, а если ставлю, честно об этом пишу. Ищите других, возможно "тайных" ваших злопыхателей, а я лишь высказываю мнение, на которое имею право, так же как и вы. Поясню, почему лично у меня героиня вызвала неприятное чувство... Вы пишете от имении гг, а значит не описываете ситуацию внешне, а констатируете ее устами персонажа, ее мыслями, поступками. От имени автора это воспринималось бы иначе, как мнение автора (а с автором можно поспорить). Но возможно именно тем и интересны эти персонажи, что они имеют право на жизнь. Я обсуждаю героиню и свое отношение к ней (на мой взгляд она вполне характерная фигура, заслуживающая обсуждения), но не клеймлю ваше творчество. Творите, высказывайте мнение, достигайте творческих высот.
          • Нина / 8 дек 2015
            Птица, присоединяюсь. Изабелла, конечно, можете считать по-другому и высказать, что считаете нужным.
        • Лаура / 8 дек 2015
          Обычная советская девушка тех дней, правда, получившая в наследство страдающую душу и мозги.
          • Нина / 9 дек 2015
            Лаура, поясните плз свой пост - "мозги и страдающую душу" или и то, и другое страдающее?
            • Лаура / 10 дек 2015
              Никогда бы себе не позволила написать "страдающие мозги"! Странно, что приходится это пояснять.(((
              • Нина / 10 дек 2015
                "...получившая в наследство страдающую душу и мозги" - конструкция вполне позволяет предположить страдающие мозги тоже. Ни в коем случае не считаю это ошибкой. Мне ж неизвестно, чего вы бы никогда не написали, вот и уточняю. В "страдающих мозгах" тоже есть смысл.
  • Как всегда, как все ваши рассказы, мне понравилось. Сижу с утра и улыбаюсь. Вы умная, ироничная, ваши рассказы честные, просто жизнь.
  • конечно благородство есть. но есть и игра в благородство - рассказ об этом.
  • Комментарий набрал слишком много минусов. Показать.
    • вот вам и рассказ, очень трогательный, чуть отлитературить - и на конкурс )))) Я плюс уже поставила))
    • Безусловно, благородство есть, автор и не утверждает обратное, но не везде, не всегда, не у всех. Вы сами пишите, что в той же больнице: «Прождали 5 часов - сонная девица в приемной…», «…много народу», которые тоже не вошли в ваше положение? А помогла вам заведующая, то есть начальство и конкретное, должностное лицо, не имеющая права поступить иначе. Без обид: возможно, вы недавно родили у неё (знакомая), потому вы туда и обратились. Ни в коем случае не оспариваю ваше убеждение…. А на счёт «обиды на жизнь в рассказе» не соглашусь, это не обида, эта сама жизнь. У всех есть «скелеты в шкафу», тщательно скрываемые. Это не совсем «скелет» может быть, простите, Изабелла, но с каким юмором, откровенностью, смело автор об этом говорит. Я бы не смогла, либо в третьем лице.
      • Комментарий набрал слишком много минусов. Показать.
        • Лиатара: «Захожу и говорю – помогите...» вот ключевые слова вашего рассказа и разница этих двух историй. Героиня Изабеллы не просит, тот сам напрашивается, играя в благородство. А раз напросился – доводи дело до конца без... Это о том же, о чём говорит ВОПРОС в отзыве Светланике в р. «Золотое сердце…». Возможно и ранее в больнице, в очереди, если бы вы сказали – «помогите» и там не отказали бы вам, потому как отзывчивых людей немало. Сказать помогите непросто, тут сыграло её Величество – Материнство: «Младенец проснулся и орет от голода», но это уже другая история, а от пачки евро не отказаться на службе неестественно. Как я поняла рассказ, автор не то чтобы не верит в благородство, а показывает оборотную сторону медали, поскольку на всё есть анти.
        • Не понимаю, почему Вас минусуют. Причем минусуют так активно. Плюс и поддержка от меня за позитив!
    • Лаура / 7 дек 2015
      Произошедшее с Вами (сочувствую, надеюсь, все здоровы) и рассказ Изабеллы не связаны ну никак!
    • Ерунду не рассказывайте, у жителей западной Европы взаимопомощь, вежливость, соблюдение правил,отзывчивость в крови, это предусмотрено многими сотнями лет сытой мирной жизни. В Германии это норма, я это знаю не понаслышке, так как живу тут уже несколько десятков лет. Но это не благородство. Благородство- это когда отдаешь другу последний кусок хлеба, когда не берешь взятку на работе, имея скромную зарплату, когда бескорыстно помогаешь окружающим, имея скромные возможности. А в Германии описанная вами ситуация - норма. Сама с таким буквально каждый день сталкиваюсь и стараюсь отвечать людям тем же. Но это- не благородство, а рефлекс сытой, спокойной жизни, где тебе хорошо и ты не против, чтобы другим тоже было хорошо.
      • Лаура / 8 дек 2015
        Думаю, девушка мало жила там и язык знает плохо. Деньги совать, надо же додуматься еще.
        • Да, это настолько несвойственно для Германии, что я тоже подумала, что она совсем мало тут живет. И с языком, видимо, тоже проблемы, иначе бы нашла слова благодарности и сердечно сказала спасибо. Ну цветы можно, коробку конфет или пирожных- а деньги, нет, заведомо известно, что не возьмут. Меня позабавило, что человек написал в своем посте слова( я их, кстати, больше не вижу почему- то): " у нас в стране".;))) . Какая же это " ее страна", если она ни языка, ни обычаев, ни норм поведения не знает;)))?
          • Вы их видите в виде минусов.
          • Лаура / 9 дек 2015
            Я не могу сказать про Германию, но живу не очень далеко. В родильное отделение можно еще месяц обращаться. Предполагаю, автору заведующая предоставила палату по правилам, плачущий младенец - достаточная причина. Да, у нас в приемном тоже очереди. Но как регистратор решит, что тому, у которого кровь видно, помощь нужнее, чем тому, у которого живот болит, а ведь может, у него разрыв аппендикса. По факту каждый делает свою работу, не видела, чтобы чай пили.
          • Комментарий набрал слишком много минусов. Показать.
      • Комментарий набрал слишком много минусов. Показать.
        • Да Все, кроме вас, хорошо понимают,что я говорю; чтобы сформировался устойчивый рефлекс, при котором единственной моделью поведения стала бы взаимопомощь, вежливость, отзывчивость, желание, чтобы окружающим было хорошо, требуется продолжительное время спокойной, сытой жизни. Для России оно наступило относительно недавно( хотя сейчас, слава Богу, все в порядке). Вы, скорее всего, слишком молоды и не помните нищие 80- е, бандитские 90- е Итд, когда хамство, воровство, и разные другие прелести жизни были в порядке вещей. Я не говорю, что сейчас идеально, но заметно лучше. Я каждый раз когда приезжаю( а езжу раз в году) замечаю улучшения. Ну и слава богу. А неумные вопросы не задавайте, не надо.
Оставить комментарий
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору