На главную
 
 
 

Айза
Автор: Аутумна / 21.09.2004

Четыре письмаМама говорила: "Во всем слушай Лидию".
Она все боялась Лидию на вокзале потерять. На перроне курили мужчины. На этой станции в поезд садилось немного народа, но стоянка была короткая. Лидия сказала - ищи наш вагон - а как она знает, что это их вагон? Тут Лидия показала ей картонки в окнах. Людей много, мужчины так смотрят, как будто что-то злое думают... Она опустила глаза и старалась не бояться. Что-то лязгнуло за спиной, и она сразу присела. Мужчины, курившие на перроне, засмеялись. Лидия дернула ее за рукав - вставай! Вдали еще лязгнуло и еще - это проводники открывали подножки. На подножку надо залезть, она высоко от гравийной насыпи. Вон какая Лидия ловкая, сама залезла и узлы уже приняла, а она что все стоит? Она боится. Лучше бы она осталась дома.
Тут ее кто-то схватил сзади и забросил в вагон. Она охнула и упала на колени, и юбка наверно задралась. Лучше бы она двадцать раз больно спрыгнула с крыши на камни, какой позор... Но Лидия как будто и не заметила, улыбалась и показывала документы проводнику. Лидия красивая, у нее золотые волосы под платком. Проводник их пустил. Металлическая судорога с гулким стоном прокатилось под полом от первого до последнего вагона, и поезд тронулся. Сначала медленно, потом быстрее, чем бегущие за поездом мальчишки, потом и вовсе деревья стали мелькать так, что у нее закружилась голова. "А ты не смотри," - сказала Лидия и положила ее голову себе на плечо. Но она прищурила ресницы и смотрела, смотрела, и голова кружилась, как никогда раньше не кружилась. И под полом лязгало и стучало все чаше и чаще, так что у нее от испуга подрагивали ноги. И она уснула.
Ей приснились выстрелы, она была совсем маленькая и долго спускалась по лестнице, вдоль перил со ступеньки на ступеньку, а во дворе собрались мужчины, и отец показывал им новое ружье. Потом он вдруг прищурился, прицелился в нее и засмеялся. И она проснулась.

Мама говорила: "Лидия хорошая женщина, она тебе поможет".
Она смотрела как мужчина напротив ест. Как животное, как собака. Громко чавкает и ковыряет ногтем в зубах. Потом он поддел зубы пальцем и они отошли. Она удивилась, а Лидия наклонила к ней голову и на ухо ей сказала: "Он ест как свинья, он и есть свинья," - и засмеялась, и подала ей соль и облупленное яичко. Сама же Лидия ела медленно и даже крошек не роняла. Потом она подумала - а есть ли в поезде отхожее место, и спросила Лидию. Лидия согласно кивнула, и повела ее из вагона. Отхожее место было сильно грязное, узкое и все сплошь железное. Она побоялась запираться и попросила Лидию подержать снаружи дверь. Лидия стояла в коридоре и с кем-то переговаривалась, опять смеялась, а у нее из-за этих разговоров, качки и страха, что люди ее увидят, все никак не получалось.

Мама говорила: "Они добрые люди, хорошие люди".
Как пахнет поезд... поездом. Раньше она редко бывала на станции, но запах этот помнила хорошо. Так пахли те, кто с поезда возвращался. Для нее это был хороший запах, интересный. Только сейчас его слишком много, от него голова кружится и качает. Лидия взяла ее за руку и повела обратно, а то ей бы и дороги не найти. И опять она уснула. И днем и ночью приходили проверять документы, она молчала, за них двоих говорила Лидия. За несколько дней она так привыкла к поезду, что и потом земля под ней качалась. Лидия увела ее с поезда через большую и шумную площадь на широкую улицу, а потом на улицу поменьше, и там их ждала машина, автобус. Совсем как дома, только новый и ничем не пахнущий, только бензином, свежей клеенкой и краской. Там сидел мужчина, Лидия сказала - это Руслан, мы будем у него жить.
Они ехали в автобусе, а она смотрела в окно во все глаза, Руслан засмеялся - смотри-смотри, все глаза не высмотри. Дом у Руслана был высокий, весь кирпичный. В него вели несколько дверей, она пошла вперед и открыла одну - оказалось за дверью вонь и гора объедков, и еще вверху что-то зашумело и начало по трубе биться. Руслан сказал - это мусор, он падает сверху, не стой там, глупая. Она сказала - что же ты, Руслан, в мусоре живешь, не выкинешь? Руслан сказал - это не я, это мусора все в дерьме живут. Оказалось - не весь дом Романа, только две комнаты на пятом этаже.

Мама говорила: "Не носи черное".
В городе она поняла, что женщины там черное носят редко. И много раз в окно видела - стоят женщины, и в окнах и так, вроде и не одетые, а не стыдятся, как будто так и надо. Она сказала Лидии - как же они? А Лидия только улыбнулась. Сказала, что такие уж это женщины. Лидия много чему ее научила. Лидия принесла ей другую одежду, местную, глупую, но носить пока не заставляла, сказала - есть время. А она даже пояс надеть, "молнию" застегнуть сначала не умела. Лидия терпеливая, улыбнется, сама поправит как надо и снова ее учит. Когда она вырастет, она хочет быть такой как Лидия. Только золотые волосы ей никак не сделать. Но Лидия засмеялась и сказала, что и золотые волосы у нее будут, все, все будет. А она тосковала, все по дому тосковала. И небо в этом городе всегда было серое и низко нависало над головой. И еда - кислая. И люди - обманные, злые люди, блудные, грязные женщины.

Мама говорила: "На все воля Аллаха, и говорит он устами пророков своих".
Руслан приходил вечером и приносил хлеб, который пах домом и родиной, и подолгу с ней говорил. Про деревню, про отца, мать, дядю, соседей. И у нее сразу же светлело на душе. Один раз она стояла у окна, смотрела вниз и думала, и улыбалась, и Руслан спросил, чему ты улыбаешься? Она сказала: "Руслан, ты говоришь - как птица поет, не понять ничего, но душа радуется..." Он много говорил с ней, и ей становилось легко и она засыпала с чистым сердцем. Один раз пришел тот старик дядя Костя, что снимал с нее мерку в первый день, и о чем-то долго говорил с Русланом. Руслан после этого ушел на три дня, а когда вернулся, велел Лидии сделать ее фотографию. Она стояла смирно и не улыбалась, так надо. Потом Руслан опять ушел. Вечерами она тосковала все сильнее, Лидия была рядом, но не могла Лидия петь как птица, говорить как Руслан. Становилось ей зябко и страшно, она забивалась в угол, куталась в платок и плакала, сама не зная от чего. Потом вернулся Руслан, веселый, сказал Лидии одно слово - "Завтра!" - и прошел к ней, и говорил, говорил, пока она не уснула, и слова его лились как ручей по звонким камням, и отзывались в сердце счастьем.

Мама говорила: "Да поможет тебе Аллах!"
Утром Лидия мыла ее под проточной водой и что-то свое напевала. Потом долго расчесывала ей волосы и рисовала глаза как невесте, приговаривала - "Красавица!", но в зеркало смотреть не дала. Потом одевала ее, ворочая как неживую, как куклу наряжают, и все гордилась ей, все хвалила - "Беленькая моя, красивая моя!" Потом Роман дал ей документы и долго вез их обеих куда-то в автобусе, а по дороге говорил, но все больше Лидии. Потом они оставили ее около большого дома, и она пошла куда все люди шли. Она впервые шла по городу одна, но как будто знала, куда и зачем идет. Люди все шли и шли, и сбивались в большую толпу. Потом начали из толпы заходить в большой дом, у них смотрели документы и пропускали. Она тоже дала документы и прошла. За ней шел какой-то незнакомый мужчина, совсем молодой, веселый. Сначала пытался ей в лицо заглянуть, потом заговорил.
- Привет!
Она не ответила.
- Ты учишься? Только поступила, первокурсница, да? А куда, на какой факультет? Издалека приехала? Я - издалека.
Она опять не ответила, только нахмурилась и стала смотреть вниз.
- Первый раз, да? Не бойся, я тебя сейчас со всеми своими познакомлю. Как тебя зовут?
Она молчала и шла быстрее, как нож сквозь масло проходя через толпу. Она не испугалась ни его самого, ни его слов, но не могла вспомнить - как ее зовут. Нет, такого не бывает. Она шла, с усилием сдвинув брови и не замечая ничего перед собой.

Мама говорила: "Доченька". Лидия говорила: "Милая". Руслан говорил: "Звездой вознесешься ты к трону Аллаха, и примет он тебя в свои руки как драгоценнейшую из жемчужин земных".
Имя, как ее имя? Отчего она не знает своего имени, и имени матери своей, и отца своего? Где ее имя, почему ускользнуло оно из ее памяти? Она остановилась, взялась рукой за металлический поручень. "Как карающий меч Аллаха вознесешься ты среди неверных, как угли и пепел лягут все враги Аллаха перед тобой, звезда моя".
Она подняла глаза наверх. Над ней, прямо под потолком висели флаги с буквами, большие и яркие, но слова из них не складывались, а если и складывались, то ничего для нее не значили. По стенам тоже были буквы на щитах, и на одном щите из них вышло слово "Fanta", а на другом - "Sony", и чуть подальше - "AIWA". И тут что-то мягко, сильно и горячо толкнуло ее в грудь слева, и со стуком забилось там внутри. Айза! Ее имя - Айза! Как же она могла забыть свое собственное имя!
Люди потоком текли сквозь двери, впереди гремела музыка и кто-то пел далеко: "...Для кого? Для чего? Чтоб не осталось в стороне никого, ничего... Пусть не решить нам всех проблем, не решить всех проблем..."
Она остановилась, счастливо вздохнула и начала пробираться обратно ко входу, повторяя про себя - Айза, Айза мое имя... И уже в дверях заметила: далеко впереди у дороги стоит автобус, а в нем должно быть Руслан и Лидия ждут ее, и она успела засмеяться от радости, что все помнит... И это была ее последняя минута. Больше в ее жизни ничего не было.



 

Ваше мнение 58  

Оставить комментарий
  • Dashenka / 6 окт 2004
    Ну наконец-то затронули важное, актуальное... Эти "слёзы" о разбитой любви, его глазах и сломанной жизни надоели уже. Однотипно, надумано, скучно... Рассказ наводит на мысль, что нельзя однозначно относится к террору, к тому что происходит на Северном Казказе. Люди втянутые в это, не всегда отдают себе отчет в том, что совершают, а под час и не подозревают ничего. Страшно, очень страшно..... Думайте об этом, говорите об этом, делитесь своими мыслями. Спасибо Аутумна(надо полагать псевдоним:))
  • Свисток / 24 сен 2004
    + отличный рассказ. А Дуга, видимо, Платонова не читала
  • Очень актуально +
  • Аноним / 22 сен 2004
    Дуга, да, рука поднялась))) вам не понравилось? ради бога, вы имеете свое мнение, а другие люди имеют свое, кому-то понравилось, а кому-то нет. Или вы такой заправский критик, мнение которого является истиной в последней инстанции? :)))
  • У кого-то рука поднялась написать, что сильный стиль и все такое. По мне, так стиля нет вообще, жутко все хромает, еле дочитала, и тема лично мне НЕ понравилась. МИНУС
  • Санди (Астана) / 22 сен 2004
    Я тоже не сразу поняла, что рассказ про шахидку - может потому что живу не в России. Только по отзывам дошло. Написано сумбурно, но непонятно. Чуть-чуть надо бы упорядочить. Стиль - распространенный (на Клео точно), уже который рассказ такого стиля. Но в целом мне понравилось - только считаю конец надо переделать. +.
  • Лимон / 22 сен 2004
    Кошмарно, но плюс...........
  • 50- му: по-моему, понятно почему спецвойска бросились женщин-шахидок расстреливать - чтобы в маловероятном случае, если одна из женщин придет в себя, всех не взорвала вместе с собой. Так сказать, мера предосторожности. О тонкостях - спасти и так далее тогда я думаю и не помышляли. Действовали напролом, как обычно. А вот интересная статья на интернете про реальную чеченскую смертницу Айзу Газуеву. http://www.kp.ru/daily/23142/24174/
  • Манногре / 21 сен 2004
    А зачем дописывать про подрывника с пультом? То, что он был - и так ясно. Айза взорвалась точно не по своей воле, а то, что она увидела вдалеке знакомый автобус может означать только что за Айзой наблюдали, и как раз те самые люди с дистанционным управлением... Манногре специально посмотрела еще раз текст - и нигде не увидела противоречия. Зато увидела в качестве объекта теракта не метро, а какой-нибудь дворец культуры или университет - из-за КВНовской песни, которую слышит Айза, обилия студентов и щитов со спонсорами и буквами (АМИК? ОГУ, БГУ, другие "нечитаемые" аббревиатуры?)
  • Как интересно было бы соединить рассказ и отзыв Манногре ("послать" за героиней этого Романа с пультом): еще раз убеждаюсь в пользе исследовательской работы в любом творчестве...
  • Женя. / 21 сен 2004
    И я согласна с Масяней и Манногре. Я смотрела запись, сделанную кем-то в Норд Осте и репортаж с интервью людей, которые там находились и спаслись. Все, буквально все жалели женщин-шахидок, которые тоже боялись умирать и плакали вместе с остальными, а некоторые шахидки успокаивали тех людей, кто плакал. Я тоже считаю, что они просто оружие в руках фанатиков. И еще кто-то тут сказал, что шахидки - это незамужние "старые девы", которым уже ничего на светит. Полная эрунда. Все смертницы из Норд Оста были замужем и почти все имели детей. И почти все потеряли свои семьи. У меня после этой передачи остался другой вопрос: почему спецвойска, вошедшие в Норд Ост после газовой атаки, не кинулись в первую очередь спасать людей, а бросились расстреливать этих женщин, находящихся, как и все, уже без сознания, и которые и так бы никуда не убежали? Почему не попытаться их спасти и выяснить кто и откуда их посылал, не докопаться до корней этого всего? Глядишь и следующего взрыва не последовало бы. А может это кому-то выгодно было? Я давно уже такую версию слышала. Рассказу плюс однозначно.
  • Минус
  • М@сяня / 21 сен 2004
    За рассказ абсолютный +. все измышления типа "так не бывает" по отношению к литературным произведениям вообще не уместны. и согласна с тем, что скорее всего "ими убивают".
  • суслик / 21 сен 2004
    А призы вроде в этот раз - книги...
  • Хорошо написано. Есть отдельные корявые моменты, конечно, но в целом - хорошо. Страшная тема, больная, и очень неоднозначная. Посему не буду комментировать именно сюжет.
  • Елена / 21 сен 2004
    Cильный рассказ и хорошо написан, особенно рефрен о словах матери, но читать страшно. Да что читать, думать об этом страшно. Теперь нашим детям в школе рассказывают, что надо делать при захвате... Моя шестилетняя дочь поняла только, что бежать надо и быстро... И прыгать в окно. Если успеешь... Оценивать подобные вещи очень трудно. И я бы не печатала их на конкурс с "конфетными" (или какими там еще?)призами. Поэтому - без оценки.
  • Аноним / 21 сен 2004
    ...мне стало понятно, что речь о шахидке, там, где она вошла в метро (я поняла, что это было метро). рассказ хороший, при чем тут тематика. +
  • Согласна с 1-м отзывом! И сам рассказ не впечетляет,нет "красивого"слога,сумбурно (даже если это была задумка для попытки показать внутренние состояние героини)! МИНУС
  • Манногре / 21 сен 2004
    Аиша Нечаева - ОГРОМНОЕ спасибо за ссылку! Настолько в тему попало... Вот цитата из той статьи: "Я изучала последние минуты женщин-камикадзе, взорвавшихся за последний год («Норд-Ост», как вы помните, завершился тем, что ни одна «шахидка» не привела в действие взрывчатку. Если не верите, что у них на поясах были муляжи, успокойте себя тем, что самостоятельно ни одна из смертниц так и не смогла убить себя. - Авт.). И только самые первые случаи можно с уверенностью назвать самоподрывом. В остальных же почти всегда не сама женщина приводила взрывчатку в действие. Пока она входила в толпу, она все время находилась в поле зрения инструктора. Один ее неверный шаг, свидетельствующий о попытке бежать или замешательстве, - куратор набирал заветный «код», и женщина отправлялась к Аллаху. На «свадьбу». Об этом факте спецслужбы предпочитают умалчивать. Напрасно. Ведь получается, что сами «шахидки» не убийцы, а жертвы убийц. Это не ОНИ убивают. Это ИМИ убивают. Похищают, готовят, надевают взрывчатку, под охраной привозят на место, выпускают в толпу, и, пока несчастная ищет выход, тот, кто привез ее на место, набирает «код», и женщина разрывается в клочья. «Какой «код»? - спросите вы. Объясняю: почти каждый мальчишка в Чечне знает, как заложить фугас и как работает радиоуправляемый механизм, который приводится в действие обычным мобильником. Искусству изготовления фугасов обучили тысячи чеченских пацанов в лагерях Хаттаба. Время прошло. Теперь чеченские парни взрывают не российских военных - чеченских женщин."
  • Если рассказ заставляет задуматься, то бесспорно он получился. Этот рассказ относится именно к таким, а не "прочитал (если дочитал) и забыл". Плюс от меня.
  • Самира / 21 сен 2004
    Я (бывают разные), я, как давнишний читатель этого журнала, считаю, что Клео НЕ "журнал, эгида которого - писать про любовь-морковь и розовые сопли " (с). Или Вам только такое интересно? Мне становится непонятно, когда некоторые люди пишут, что писать надо оптимистичное или весёлое, если так хочется весёлого-идите на anekdotov.net, там не разочаруетесь. Этот пост не желание поссориться, просто искреннее непонимание.
  • Самира / 21 сен 2004
    Не согласна, что автор испытывает симпатию к шахидам или террористам. Просто это история, как взгляд изнутри. Она ничем не оправдывает героиню. Наоборот даже. Удачно переданы вялые, затуманенные, зазомбированные кем-то путанные мысли неумной женщины, управляемой другими людьми. Это и страшно- кто-то дёргает как марионетку людей за ниточки, те вершат своими жизнями страшные дела, а этот главный сидит в тёплой комнате и радуется. Это страшно. У них есть система. Её надо уничтожать. Рассказу плюс. Не тема в нём хорошая. А рассказ.
  • Я (бывают разные) / 21 сен 2004
    Согласна с отзывом №18. Давайте еще и пособие начинающим террористам публиковать! И где мы все это читаем? В журнале, эгида которого - писать про любовь-морковь и розовые сопли (во всяком случае, изначально задумывалось и было так). Просто жуть какя-то. Редакторы, я уже как-то писала, что хочется чего-нибудь более оптимистичного.
  • Marana (Вильнюс) / 21 сен 2004
    Рассказ, безусловно, неплох. Несмотря на недочёты (напр., "Металлическая судорога с гулким стоном прокатилось"; потом как-то Руслан в Романа превратился), читается он с интересом. Почитала отзывы и нашла некоторые какими-то ханжескими. Я считаю, что писать можно и нужно обо всём, не только о светлых и приятных сторонах жизни. И то, что автор пишет на злобу дня, вполне понятно. Недочёты и нестыковки, я думаю, возникли потому, что автор не очень в курсе, как на самом деле всё это происходит со смертницами, и просто изложил свою версию в форме рассказа, причём не так уж плохо. Стиль есть. А симпатии у меня эта юная "шахидка" совсем не вызвала: мне кажется, что из таких "амёб" как раз и делают смертниц: поработал с ней этот Руслан, возможно, с использованием гипноза, внушения, а так как в голове её мыслей до этого, судя по всему, не сильно много водилось, то и работать с ней легче - в пустую башку ведь проще нечто новое втемяшить, чем в умную, из которой предварительно надо ещё всё прежнее выбивать. В общем, за рассказ - маленький плюс (на большой, сорри, автор, не тянет).
  • Дана, вы молодец! я, например, об этом сразу и не задумалась. не знаю, была ли подобная задумка у автора, но, если подумать, эти девочки-шахидки (а это именно девочки: почитайте рассказы жертв терракта в беслане - шахидкам, которых там взорвали, было на вид лет 17-19!) такие же жертвы жестоких людей, как и мирные москвичи или кто бы то ни было. может быть, именно в том и суть, что непонятно: ее взорвали или кого-то рядом с ней. в любом случае, страшно все это... автор, еще одна неточность в вашем рассказе: девочка из чеченской деревни вряд ли знает латинские (английские) буквы, поэтому читать странные надписи она не смогла бы.
  • Перечитала еще раз и заметила еще несколько деталей: фотографии, примерки, "завтра", но все равно как-то ни туда, ни сюда... Мне кажется, либо надо было однозначно, "в лоб" сделать ее смертницей, с голыми фактами, либо - (на мой взгляд) - показать восприятие молодой чеченки в большом русском городе - враждебность, исходящую от нее и по отношению к ней, ее родственников, один из дней ее жизни - и оставить конец открытым... как бы день из жизни девушки которая могла бы стать смертницей... это могло бы быть сильнее... Но в конце концов, не я писала - это я просто потому, что рассказ хороший, но изложение не совсем ясное...
  • Марина / 21 сен 2004
    Я не понимаю, почему на эту тему нельзя писать? А никто не задумывался над тем, что мы все - бедные люди, которых постоянно сильные мира сего используют для своих целей?????? Конечно, нельзя проводить параллели с последними событиями, но вспомните истребление людей при Сталине, 2-ю Мировую, все агрессии 20 века????? Нами пользуются, как марионетками, прикрываясь словами о патриотизме! И рассказ этот - тоже о марионетке. Последствия разные, но всегда трагические. И итог один - смерть.
  • parazit Так я 22-ому вопрос задавала:))) А паразитов я люблю, они всегда подписываются:)
  • Плюс за тематику. Только уважаемый Автор, я к сожалению не поняла, что рассказ про смертницу. Из Вашего рассказа это не следует (по крайней мере, если рассказ воспринимать вне контекста последних российских событий). Девочка вполне - если, повторяю, исходить только из рассказа - могла стать жертвой теракта. Нигде напрямую не сказано, что она - смертница - по крайней мере, я пропустила (перечитала дважды). Но несмотря на это, тревожный тон сохраняется - что понятно из рассказа наверняка - молодая девушка, скорее всего из чеченской деревни, отправлена родителями в большой город (какой - непонятно), с некими русскими взрослыми (может быть, родственниками)? Цель непонятна. И в конце концов погибает в результате террористического акта. То, что ее заставляют одеваться НЕ В ЧЕРНОЕ (типичное представление народа об униформе террористок-смертниц), еще больше вводит в заблуждение: в какую такую "смешную" одежду ее заставляют одеваться? я подумала - может, правда привезли из военной зоны с русскими знакомыми в институт поступать?.. А она стала жертвой теракта или военных действий? (фразы этого Романа могли навести на мысль, но мало ли - может у этого Романа с головой было не все в порядке - короче, один Роман был неубедителен). Подведя итоги, представьте себе этот рассказ переведенным на любой иностранный язык - вне контекста нынешней действительности как ее видят изнутри, будет ли понятно, что девушка - смертница и террористка? По-моему, нет. (скажите, если я не права). Но все равно плюс за умение передать тон и настроение.
  • Я не аноним 22(((( я тут не причем, свои отзывы я подписываю (((( у меня нет раздвоения личности в инете)))
  • Аноним / 21 сен 2004
    Это называется "на злобу дня", а не "на заказ":-)
  • parazit Так это Вы - 22-ой Аноним?:) Просто Аноним написал, что это "100% заказной рассказ!" Как это понимать то? Что Редакция дала заказ на написание подобного или что приурочено к последним событиям - а последние события как раз Бесланские?:) И откуда стопроцентные сведения?
  • Виза-верса (не знаю, как цифирица отобразит, заранее прошу прощения))) где в моем отзыве увидели упоминание именно о Беслане? заказ подразумевался в том смысле, что автор решил написть на самую актуальную тему в данный момент, вот и все, и если Вы заметили, не было речи о том, что этого делать нельзя, или писать такие рассказы не стоит. это всего лишь моё предположение, наблюдение может быть. если по Вашему это вопиющая глупость... сколько людей-столько и мнений.
  • Как мило :) 22 -ой отзыв согласен с 22-ым же отзывом! О каком заказе идет речь вообщзе??? Что за глупости? Что, террористы появились впервые в Беслане разве?
  • Аноним / 21 сен 2004
    Я все никак не пойму почему за сюжет ставят минус? Вообще-то даже в общепризнанных произведениях есть неприятные темы убийств, изнасилований, всякие "ужасы войны" и т.п. Так и что же не читать их, считать плохими? Глупость какая-то.
  • Насколько я понимаю, навеяно последними событиями в России. Чтож... такая трактовка тоже имеет право на существование, хотя от этого легче не становится. Рассказу плюс.
  • Аноним / 21 сен 2004
    И хто ж его заказал?:-) ой, ну паранойя, блин, у людей.
  • Аноним / 21 сен 2004
    Согласна с 22-м отзывом - это 100% заказной рассказ
  • Аноним / 21 сен 2004
    Ну блин. в духе времени. за стиль-плюс, за сюжет - минус.
  • У меня есть вопрос по тексту-у кого все-таки задралась юбка в поезде, у героини или Лидии? это было единственное место, которое мне непонятно. после прочтения рассказа возникла почему-то ассоциация с заставкой к фильмам советского периода “по заказу гостелерадио шср”, данное произведение аналогично изготовлено по заказу, на злобу дня. её не есть плохо, но и не есть уж очень хорошо. по сюжету. имхо: черещур слащаво и романыйчно выведен образ главной героини, и очень много противоречий. НЕ хочу обвинять автора в попытке вызова симпатии к шахидкам, я уверена, что это не так. о реализме данной истории судить не берусь. опять не могу оценить-техника неплохая, а сам сюжет вызывает нормальные негативные эмоции. итого-нейтрально.
  • Аноним / 21 сен 2004
    А в чем "кощунственность"-то? И вообще, свобода слова:-)
  • Zamorskaya / 21 сен 2004
    Я бы не стала на месте редакции публиковать такие рассказы. Это кощунственно. И оценивать подобное нельзя.
  • Aisha Nechaeva (Екатеринбург) / 21 сен 2004
    “хттп://ввв. кп. ру/даилы/23142/24174/ " почитайте... может некоторых эта статья заставит задуматься... Имя Айза означает “девочка подобная луне”.... рассказу +
  • Признаться честно, с самого начала рассказа не поняла что про смертницу пишут, но сразу как-то затревожилась. Очень все это страшно. Жуть. Не могу оценить.
  • Рассказу +, легко читается. А приятно/не приятно - нейтрально
  • Аноним / 21 сен 2004
    №12 и 13. В общем, я с вами согласна, но ведь рассказ про, так сказать, "конечный продукт". Т.е. мы не знаем, что случилось ДО того, как девицу погрузили на поезд. Может, она и была той самой, у которой "в семье многие погибли". Вообще, я думаю, что про подготовку и прочие психологические моменты ( портрет идеальной кандидатки в шахидки) сложно написать. Так что не будем к автору слишком строги:-)
  • Натка / 21 сен 2004
    Не думаю, что юную девушку отправили бы на такое. Обычно шахидками становяться незамужние молодые женщины, потерявшие надежду иметь свою семью, которых окружающие записали в "старые девы", кроме этого в их семьях многие погибли. Движущий мотив - месть за потерянных близких.Либо, это должна быть, как тут кто-то выразился, полная олигофренка, но, тогда отпадает мысль о спецподготовке.Так что полностью согласна с отзывом 12-м.
  • Мне понравилась идея автора изложить эту проблему в художественной форме. хотя, думаю, не все в жизни шахидок так просто. читала несколько статей по этому поводу: чтобы подготовить такую девчонку, нужно много времени и сил, инстинкт самосохранения за несколько дней не вытравишь у человека. а по рассказу получается: взяли какую-то олигофренку, погрузили, как бревно, в поезд, а потом, как все то же бревно, подпалили. и еще мне кажется логической ошибкой: много дверей, мусор, блудных женщин девочка заметила, а вот то, что с ней что-то сделать хотят, то, что имя свое не помнит, не отразила. тут надо определиться: либо ее сознание работает, либо нет. то, что неприятно читать, это хорошо. это значит, что получилось.
  • барашек / 21 сен 2004
    Вай-вай ,глюпый Айза!
  • Аноним / 21 сен 2004
    Большой плюс. Над некоторыми предложениями я бы поработала, но в целом мне понравилось. Мне кажется оценивать рассказы надо за качество, а не за "приятно\неприятно".
  • Неприятно. Автор хотел вызвать жалость к смертницам? Дескать, они не по своей воле действуют, им мозги затуманивают, а на самом деле они белые и пушистые? Что-то не верится. А если даже бывают порой и такие случаи, то именно теперь, после стольких трагедий, этот рассказ звучит как-то неуместно. Расскажите о несчастной судьбе палача его жертвам.

Оставить комментарий
 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору