Логопед Абузарова обозначила критические периоды развития речи у ребенка

Фото сгенерировано при помощи искусственного интеллекта Midjourney

Процесс полноценного формирования речи довольно длительный. Многое зависит от возраста ребенка. Логопед Наталья Абузарова предоставила "Клео.ру" информацию о том, почему происходят нарушения.

Для понимания того, что вредит нормальному развитию речи ребенка, обратимся к характеристике критических периодов в развитии речевой функции. В эти периоды происходит интенсивное развитие речевой системы и появляется риск возникновения нарушений ее функций.

Начальный период (1-2 годы жизни) – формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения. Движущей их силой становится потребность в общении.

Второй период (3 года) – интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе ЦНС (речедвигательного механизма, восприятия, внимания, памяти и прочего). Возникает некоторая рассогласованность в работе ЦНС, что приводит к изменению поведения ребёнка – наблюдается упрямство, негативизм.

Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Часто возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено также возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций.


Третий период (6–7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребенка, связанная с овладением координационными навыками письма, зрительным его контролем, в связи с чем возрастает значимость функционального состояния тактильного и зрительного анализаторов.

При предъявлении повышенных требований к ребенку, у него могут происходить "срывы" нервной деятельности, в частности, с возникновением заикания. Известно, что к условиям формирования нормальной речи ребенка относятся здоровье центральной нервной системы, нормальный слух и зрение, а также достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.


Однако существует целый ряд социальных и психологических факторов, непосредственно влияющих на речевое развитие ребенка.

1. Ребенок живет в двуязычной семье, в которой с ним общаются одновременно на двух языках.

2. Отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка или излишняя стимуляция речевого развития ребенка, завышенные требования к речи.

3. Ребенок усваивает неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, "р" и "л"; ускоренный темп речи. Бывают случаи появления заикания по подражанию. Некоторые дети начинают подражать речи младших братьев или сестер

4. Речевые нарушения могут возникать из-за испуга, переживаний в связи с разлукой с близкими, длительной госпитализации и т. д.

5. Родители мало общаются с ребенком, заменяя просмотром телевизора, гаджета и т. д.). В данном случае речь не направлена на ребенка, не стимулирует его на ответную реакцию.

6. Чрезмерное количество игрушек, из-за которых внимание ребенка растормаживается и он не в состоянии в них играть.

7. Родители мало читают книг детям. Начинать читать книги ребенку нужно, когда он еще не умеет разговаривать. Важно сохранять ритуал "чтения после обеда" или "на ночь". Можно устроить небольшую библиотеку прямо в комнате ребенка или отведите место в общем книжном шкафу.

8. Поход в книжный магазин важно сделать радостным событием. Можно оформить подписку на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит более развлекательным, чем книга.


Родителям важно помнить, что каждый свободный момент важно использовать для общения со своими детьми.