Моего 17-летнего сына несет куда-то не туда...

Здравствуйте. Пожалуйста, помогите. Сыну 17 лет. Последние несколько лет (4-5 лет) постепенно стал ухудшаться характер. Все хуже и хуже. Также (в такой же прогрессии) ухудшаются отношения. Сейчас могу сказать, что их просто нет. Ощущение, что я потеряла сына. Грубит, огрызается, передразнивает. Проводит время в сомнительной компании. Дружит с девушкой, которая когда-то его била (просто). С ней в классе никто не дружит из-за ее характера. Матерится, ругается, в начальной школе со всеми дралась. Лучший друг - компьютер и смартфон. Проснется - сразу туда. Общение с родными - почти "ноль". Все общение - в социальных сетях, на различных форумах, в играх онлайн (стрелялки). Недавно увидела его переписку в чате - мат на мате, разговоры о сексе в грубой форме. Мечтает только о том, чтобы поскорее закончить школу и уехать поступать в другой город (неважно какой). Его несет куда-то не туда со страшной силой. Думаю, и в выборе профессии он на неправильном пути (мечтает о журналистике) - это не его. Совершенно не прислушивается к тому, что говорят мама и бабушка (папа живет не с нами). В школе - был отличник (мечтала, что он будет медалистом) - теперь все хуже. Медалистом уже точно не будет... Мне тяжело, больно и безумно обидно за него.. Он тратит время своей жизни... На игры онлайн, грубость, непослушание. Как мне успокоиться и разве это возможно в моем положении? Я совсем отчаялась. К психологам он не идет... Чувствую себя совсем одинокой и беззащитной, ведь я его безумно люблю. Спасибо.
Светлана, Россия, 44 года

Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Из-за всех изменений, происходящих в его теле, в головном мозге, в его социальной роли, у него сейчас самая сильная потребность определиться, найти себя, чтобы понять, кто он и что он значит. Авторитет и фокус на сверстников больше, чем на родителей, учителей. Этот поиск идентичности может быть конструктивным или деструктивным, сейчас он может не знать, что он хочет и что он может, он стремится попробовать много разных вещей. И если Вы прочитали одну переписку с матом и определенными темами, это не значит, что это все, что было в его разговорах, и это все, что его интересует. Ваша задача - стремиться понять его, услышать, даже если для этого надо читать соцсети, где он зарегистрирован, - все это нужно, чтобы обозначать и поощрять именно безопасный поиск себя (даже если кажется, что он не слышит вас). Пока что рушится образ отличника, все идет не так, как Вы ожидали. Он общается "не с той" девочкой, он не общается с Вами, скрытен. Но нет ничего опасного (для жизни и здоровья), Вы не обозначили, по крайней мере. Это уже хорошо. Скорее Вы чувствуете себя покинутой, потерянной, и, видимо, сын - это Ваша самая большая любовь и привязанность в жизни. Сейчас, возможно, больше у Вас проблемы, чем у него. Но дело в том, что даже несмотря на такое поведение, Ваш сын есть, он с Вами, он никуда не делся. Да, он хочет уехать учиться, но он пока еще не понимает, что такое быть вне дома. Надо понимать, что сейчас он находится в возрасте, когда у него иначе работает головной мозг. Исследования головного мозга подростков с помощью МРТ показали различия между мозгом взрослого и подростка. Изучалась префронтальная кора как наиболее развитая часть ГМ, которая отслеживает действия человека, направляет, контролирует, отвечает за способность управлять временем, суждениями, импульсами, критическим мышлением. Способность человека думать, планировать будущее, рационально использовать время и общаться с окружающими в значительной степени зависит от этого отдела мозга. Префронтальная кора играет наиболее важную роль в эмоциях, и эта связь является ключом к пониманию поведения подростков. Их мозг реагирует иначе на внешний мир, у них больше импульсивных поведенческих реакций, чем вдумчивых ответов. Постепенно у сына улучшится самоконтроль и поведенческое торможение, разовьется способность думать абстрактно, как бы выходить из центра себя и видеть себя с точки зрения других. Пробуйте писать ему на почту или в соцсетях в личных сообщениях. Пишите о разном, не только о проблемах или переживаниях. Спрашивайте его о том, что ему интересно, предлагайте помощь, делитесь информацией.

С уважением, Липкина Арина Юрьевна