Сложности в семье по отношению к ребенку с СДВГ

Добрый вечер. У сына СДВГ и немного ЗПР. Учится второй год в спецшколе, сейчас ему 10 лет. Муж хочет, чтобы сын был умнее, и обзывает его, хотя я его сильно ругаю не при ребенке и говорю, что нужно с ребенком заниматься, а не обзывать. Сын бьет его, очень агрессивен. Ненавидит нас((( Муж не пьет, просто нервный и не может сдержать свой язык. Да и его можно понять, когда ребенок совсем не слушается, не хочет слушать, не хочет знать - как нужно себя вести, а как нет (объясняю ему спокойно, но у него свое мнение). Хочет и меня побить, и с мужем дерется. Меня не ненавидит, за то, что кричу на него. А как не кричать, когда он угрожающе ведет себя по отношению к младшей сестре. Вроде и играют вместе, но он огромный, может её просто задавить или обо что-то ударить. А дочке 2 года. И он не понимает, где он прав, а где нет. Мы понимаем, что у него есть эти его диагнозы. Но все равно очень сложно и страшно...
Маша, Орел, 29 лет

Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вам нужна полноценная консультация клинического психолога, детского психолога. И конечно, терапия. Все, чем я могу помочь, дать общую информацию по СДВГ и ЗПР. Причины СДВГ: молекулярно-генетические факторы, такие как например аномалии в работе дофаминового транспортного белка и рецептора, избирательный дефицит допамина биологические факторы, такие как недоношенность, травма мозга, прием лекарств во время беременности, психосоциальная среда, это конфликты, нестабильность в семье токсические факторы - отравление свинцом и т.п. Точные причины СДВГ не выявлены. СДВГ это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. В этом нет вины ребенка и нет его осознанного выбора или характера. В этом нет вины родителей. Это не избалованность.Такого ребенка нельзя наказывать. В основе лежит нарушение коры и подкорковых структур, характеризуется тремя признаками: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность. Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле. Дефицит активного внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности. Импульсивность - неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок "выпадает" и не слышит взрослого, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности - вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга. Каких правил стоит придерживаться: - избегать повторения слов Нет и Нельзя (именно повторения, достаточно сказать один раз, потом надо уже объяснять, почему лучше делать или не делать сейчас то-то и то-то) - избегать мест скопления людей (рынки, большие магазины, рестораны...) - обязательны ежедневные физические нагрузки для расходования избыточной энергии (прогулки, бег, прыжки...) - кушать необходимо в одно время и избегать перекусов, поскольку это мешает концентрации (переваривание пищи, дополнительное возбуждение), а также тяжелой пищи, высококалорийной - если ребенок не может совладать с собой (например, из-за проигрыша), не стоит вести разговоры с ним, надо встать на его уровень и крепко обнять его - заниматься уроками, домашними заданиями необходимо циклично: 10 минут писать-рисовать, 30 минут отдыхать (можно дольше отдохнуть), потом опять 10 минут делать задание, затем снова отдых - очень важен режим: ложиться, вставить в одно время, иметь одно и то же место для еды, другое место для занятий, все правила должны записываться и висеть на стене в месте, где стоит парта для занятий - помещение, в котором ребенок играет, спит, должно быть проветриваемым (духота, жара мешают ребенку сосредоточиться днем, а ночью полноценно отдохнуть) - игрушки должны быть сложены и оставлены на выбор не все, а только часть. Необходимо обучать играть в одну игру, потом в другую, иначе если все игры доступны, при изобилии ребенок мечется в этом разнообразии. Препараты, которые бы рекомендовала: DMAE (Диметиламиноэтанол) - это естественная аминокислота, которое содержится в малых количествах в мозге. DMAE является предшественник холина, который необходим для мозга для выработки ацетилхолина, нейротрансмиттера, участвующих в нервных передачи сигнала и здоровых функций мозга. Необходим для лучшей работы головного мозга, способствует наилучшему снабжению мозга кровью, кислородом, глюкозой. DMAE еще называют натуральным ноотропом. Исследования 1970-х годов показали, что деанол (химическое название DMAE), снижает гиперактивность и улучшает концентрацию у детей школьного возраста с задержкой психического развития и проблемами с поведением. ДГК (докозагексаеновая кислота) относится к разряду полиненасыщенных жирных кислот класса Омега-3. Это один из важнейших структурных компонентов в организме, который играет роль в поддержании структуры и функции всех клеточных мембран.Необходимая концентрация ДКГ в головном мозге влияет на состояние памяти, возможность воспринимать информацию и прочие когнитивные и поведенческие функции. Фосфатидилсерин Является важнейшим элементом клеточных мембран нервных клеток, он регулирует их состояние и функционирование. Это незаменимый строительный материал мембран клеток мозга, который помогает поддерживать их функциональность. Клинические исследования показали, что потребление 100-300 мг в сутки оказывает положительное влияние на проблемы с памятью и на способность к обучению, а также на стрессоустойчивость. Также при СДВГ рекомендуется омега 3 и глицин, продаются в аптеке.

С уважением, Липкина Арина Юрьевна