Дочь - большая сластёна

Уважаемая Елена Николаевна! Обращаюсь к Вам за советом. Дело в том, что в нашей семье складывается конфликтная ситуация. Моя шестилетняя дочь - большая сластёна, она готова без конца жевать конфеты, пряники и т.д., а нормальную пищу ест, мягко говоря, неохотно. Я всегда думала, что не стоит ребенка заставлять есть, но сейчас это выглядит примерно так. Мы садимся завтракать (обедать, ужинать), ни суп, ни кашу, ни йогурт она не хочет и начинает канючить: "Хочу печенья, хочу бутербродик!" Я отвечаю: "Не хочешь есть - не надо, а если хочешь - покушай немного, потом дам сладкое". А иногда и так: "Если не поешь суп, не получишь мороженое". После этого обычно начинается рёв. И почти всегда меня начинают ругать бабушка с дедушкой (а дочка это прекрасно видит). Аргумент бабушки - я тебя кормила насильно, хоть ты не заставляй. Аргумент дедушки - пусть ребенок ест, что хочет. Понимаете, мне очень неприятно быть этаким "цербером", но я не могу не думать о нормальном питании и здоровье ребенка. Меня интересует больше мнение не диетолога, а именно психолога - как поступить, пустить всё на самотёк и плюнуть на этот дело во имя спокойствия в семье или гнуть свою линию? Или как-то ещё? С уважением.
Юлия,

Ермилова Марина Константиновна

Психолог–консультант
Ответ : Первое и основное: Все детские проблемы начинать решать надо со взрослых. Потому для ребенка должны быть четкие опоры, вехи, по которым он ориентируется, что из себя представляет наш мир, и как в нем жить. Поэтому, как хотите, хоть в ультимативной форме, хоть на основе договоров, хоть с помощью третьего независимого лица, хоть угрозой разрыва с бабушкой и дедушкой Вы должны выработать единую политику воспитания ребенка и НЕУКОСНИТЕЛЬНО ее выполнять. Никаких закулисных уступок. Дети настолько чутко и мгновенно реагируют на всякого рода отклонения от нормы и возможные "лазейки", что, столкнувшись с ними один только раз, отучать будете всю жизнь. И это Ваш ребенок, а не дедушки с бабушкой. Ошибки вашего воспитания, не стоит исправлять на внуках. Слишком велик временной разрыв. Должны сохраняться только стержневые позиции. Второе: Ребенок четко должен знать, КТО В ДОМЕ ГЛАВНЫЙ! Лучше, чтобы это был папа. Даже, если это на самом деле не так. То просто необходимо, создать у ребенка ощущение сильного отца - главы семейства, защитника, опоры: "Умный; справедливый; добрый, но строгий! Последнее слово всегда за ним! Его слушает вся семья!". Как вы будете создавать этот образ - это дело вашей фантазии. Лучше, чтобы это действительно было так! Никаких пререканий, выяснения отношений при девочке. Никаких сомнений в правоте папы и вообще старших. Ваши несогласия должны остаться за плотно закрытой дверью! Даже если старший допустил ошибку и не прав - немедленно за дверью выяснить этот вопрос, выработать единую точку зрения, и подумать, как исправить ошибку, чтобы ребенок не понял, что между вами были какие-то несогласия. Очень хороший вариант, не врать ребенку. И, если кто-то из старших не прав, то лучше, чтобы он сам признал при ребенке свою неправоту и извинился. Даже, если придется извиняться перед ребенком. Ну, а у бабушки и дедушки - положение уважаемых и почитаемых мудрых старейшин дома, которые только "видят" непорядок, но рук к устранению в основном не прикладывают. (Не стариковское это дело, драть малолетних. На это есть отец и мать! А их дело только сказать: "Это, что это у тебя, сынку, дитё так-то и так-то - непорядок! Разберись." ) Я говорю не о крайностях, мол это не моё дело, сами воспитывайте своего ребенка, а о разумности, о иерархии в доме. Позвольте маленькое путешествие в историю уклада русской традиционной семьи. В одной из этнографических записей я прочла, что со стариками здоровались каждый раз, когда встречали, даже, если это было минуту назад. Старики в основном не наказывали внуков. Они только говорили о нарушениях поведения отцу или матери. Задача стариков была "лежать на печи и подремывать", но сквозь присыпание чуять, что в том-то углу что-то стало слишком подозрительно тихо, али слишком громко. Тогда, не просыпаясь, валенок с ноги и… в тот угол, где непорядок, уже летит "оно". А уж разбираться будут мамка с папкой. :-) "Работа" стариков заключалась в "видении мира через мудрость и показ "дырок" в этом мире"! А "приведение в чувства" и "латание дырок" осуществляли родители. Такое устроение родового уклада семьи, давало прочную основу обществу и самой семье. Каждый знал свое место, у каждого были свои обязанности: старики хранили мудрость, как ларец ("кладезь мудрости"), среднее поколение - охраняло этот ларец и "стажировалось" у мудрости и вели активную часть управления жизнью семьи, а мальцы - учились жизни. При таком устроении семьи и общества, сохранялся "институт мудрой старости". И старики не чувствовали себя выкинутыми. У среднего поколения Большаков и Больших воспитывалось чувство ответственности за род. Видя пример стариков, они чувствовали себя уверенными в будущем в социальном плане (у каждого возраста свое нужное место), а малыши видели ценность каждого возраста и общую модель устроения общества и мира. Разрушив традиции, мы сами себе "вырыли яму". Я не призываю к "хождению в лаптях", а имею в виду сохранение психологической основы общества, как такового, где есть место каждому поколению, и каждый человек знает свои права и обязанности. Тогда мы не получили бы то, что имеем на сегодняшний день в наших семьях. Третье: Если среди старших нет согласия, нет одного "вожака стаи", то ребенку непонятно, по каким законам живет эта "стая". Я говорю о "стае", потому что для ребенка до определенного возраста, так же, как для детеныша животных, ближе понимание законов выживания в мире природы. Он еще в большей мере в своем сознании дитё природы (понаблюдайте, как похожи собаки на детей в своих хитростях, обучаемости, и манипуляциях). И так, не понимая, что происходит, ребенок начинает "захватывать власть" с помощью нытья, вымогательства, шантажа, и даже болезни. В этом случае, сначала надо привести в соответствие отношения взрослых, а затем показать ребенку его место и, главное, что его фокусы не пройдут. Вплоть до шлепка. И главное, не сдавать позиции ни на йоту. И никаких полумер. Четвертое: Вероятно, в Вашей семье не принято все делить поровну, особенно сладкое. И ребенок не приучен угощать старших вкусностями. Если это так, то это очень опасная позиция. Потому что ребенок уже сейчас считает себя первосортным (эгоист), а остальные все второсортные (не имеют права на такие же условия, и живут для его обслуживания). Если хотите избежать развития таких черт у девочки, стоит ввести традицию - наделения каждого своей долей от общего "каравая" (особенно это касается вкусного). Даже, если каждому достанется по махонькой крошечке. Даже, если порции взрослых, в конце концов, перекочуют позже (не в этот день) в рот малышке. Но для нее это будут как бы другие подарки. Долевое наделение каждого можно провести традиционной игрой: "Это кому, а это кому?…" Пятое: Убрать все праздно лежащее сладкое и вкусное с видного места и держать там, куда ей либо нет доступа, либо поставить запрет. И выдавать порционно. Желательно традиционно, например, за что-то, как поощрение (малышка должна заработать сладости), или в определенное время, например, после обеда и ужина, или в полдник (как традиция в еде). Можно выдачу сладкого устроить в игровой форме. И никаких промежуточных кусков. И это опять же НЕУКОСНИТЕЛЬНО, чтобы девочка по первому же разу, с первых же слов поняла, что ныть бесполезно. Кричать на нее не стоит, а твердым голосом сказать надо обязательно. И, если до этого времени было не так, то можно сказать: "А вот теперь будет только так! И реветь бесполезно!" Шестое: Если это один ребенок в доме, то надо делать то, что я описала выше, чтобы выбить почву для развития эгоизма и вседозволенности. Если же есть второй ребенок, то надо посмотреть проблему недолюбленности, нехватки внимания, обиды, ощущения, что ее обделяют. Эту проблему надо решать более внимательным отношением к малышке, сохраняя все, что описано выше. Только не жалеть ее - сядет на голову и будет манипулировать. Если объедание сладким выходит за рамки нормального, следует также проконсультироваться с диетологом. Чем скорее вы все договоритесь между собой, тем легче будет ребенку жить.

С уважением, Ермилова Марина Константиновна