"Подростковая" лень и безответственность

Здравствуйте, Виктория. У нас проблемы с ответственностью у девочки, ей 13 лет. Ходит в школу, 8 класс. По сей день идет спор, нужно заполнять дневник или нет. А если дневник не заполнен, значит не можем проконтролировать, все ли уроки сделаны или нет. Каждое утро мы можем вспомнить о чем-нибудь (и то по нашему настоянию). А если не сделала урок, то может, естественно, его пропустить. Лень на первом месте. Хотя с детства мы старались вместе складывать игрушки, мыть руки и т.д. Но сейчас, заходя, с порога начинает раскидывать туфли в одну сторону, куртка в другую, портфель в третью и т.д. Если и начинаю говорить, то делает вид, что она не слышит. С третьего раза удивленно, "ну мам", возглас. Естественно, рассказывали, объясняли, зачем учиться хорошо, вести себя прилично, застилать постель, раскладывать вещи. Можно простить десять раз и ждать, когда ребенок поймет. Но это уже эгоистическое отношение к окружающим. В школе учителя жалуются об безответственном отношении ко всему. Но если кто на нее скажет что-то плохо, она может дать отпор по полной программе. Подскажите, пожалуйста, какими словами можно достучаться до нее. Ведь ей скоро выходить в жизнь.
Татьяна, г.Павловск, Россия, 49 лет

Виктория Фадеева

Семейный системный психолог
Ответ : Это вопрос очень часто беспокоит родителей. Как побороть лень? Но прежде чем с чем-то бороться, необходимо понять причинно-следственные связи появления того или иного явления. Начнем с того, что лень – это качество, подаренное нам природой, заложенное в человеке на генетическом уровне и «упакованное» в бессознательных механизмах человеческой психики. И именно поэтому бороться с ней бессмысленно. Лень - это один из тех механизмов, которые помогают нам накопить ресурс для последующих «свершений». В особенности это относится к подросткам. Если у человека есть хорошо мотивированная и простроенная деятельность, то лень исчезает сама собой. Чаще всего лень догоняет нас именно тогда, когда нет достаточного количества и качества мотивов, необходимых для деятельности. Так что же делать? Как «договориться» с ленью? Для этого надо понимать потребности и прислушиваться к ним. Надо постараться найти именно ту мотивацию, которая сможет стимулировать ребенка «на подвиги». Надо проанализировать, почему не хватает мотивации для осуществления задуманного. Вариантов несколько. Первое - это может быть «присвоенная» мотивация, т.е. Вы должны сделать некое действие, но это надо не Вам. Второе – Вы считаете свою мотивацию формальной или ненужной. Третье – Вы выполняете работу с отсроченным результатом, или с результатом, который не принесет удовольствия. Если Вы сможете понять причину, то сделаете уже половину дела. Значит, зовите на помощь «промежуточный интерес», сопутствующее удовольствие, положительное подкрепление, возможные побочные результаты и бонусы. Еще родители должны знать, что у подростков есть возрастная физиологическая особенность – у них процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения (приблизительно до 20 лет). Они не могут сосредоточиться на одной деятельности, как бы «разбрасываясь на многое». Это происходит из-за недостаточной зрелости лобных структур головного мозга. Поэтому рекомендую еще Вам для регуляции этих процессов курс детского препарата Тенотен. Он стабилизирует эмоциональный фон, улучшит внимание, уберет повышенную отвлекаемость. При этом препарат не вызывает сонливости, привыкания, и безопасен даже при передозировке.

С уважением, Виктория Фадеева