Ребенок то послушный, то его как подменяют

Здравствуйте. Подскажите, как быть. Моему сыну 2,5 года. Я его хвалю, и ласкаю, и времени кучу с ним провожу, а он периодами не хочет тебя слышать? просто какой-то кошмар происходит. То прямо ангел.. и мамочка, и пожалуйста, и спасибо... и поможет, и за столом меня начнет кормить... А то в раз как подменяют... Вот пример: Залез в лужу, у самого сопли после простуды еще не прошли... говорю.. пойдем домой, переоденемся в сухое и снова гулять.. так нет - не верит. Истерику закатил, пришлось домой на руках нести. И он все это время орал как бешеный. И что?! Привела, переодела и снова гулять пошли. Спрашиваю... мама не обманула? Мы ведь переоделись и снова гулять? Ведь так? Сын в ответ: обманула! хотя я его никогда не обманывала.. всегда правду... даже если на прививку надо идти. начинаю объяснять, подбадриваю его, после прививки не кричу на него и не говорю прекратить, не вести себя как девчонка... терпеливо жду, когда успокоится, и успокаиваю... И как мне быть? На разговор выходить не хочет, слушает меня вполуха, отвлекается, вертится. Так же и спать ложится, то спокойно ляжет и даже меня начнет укачивать, а то будет любыми способами "убегать" от этого. От времени сна это не зависит. Может и днем, и вечером себя так вести. Опять объясняю, что он маленький, нужно спать.. иначе организм начнет болеть.. привожу пример, как он болел, была температура. Так же по приходу домой бывает.. придет весь в грязи, в песке.. и сразу за игрушки, никак не могу уговорить сходить в ванну помыться.. хотя пока поднимаемся по лестнице до квартиры, договариваюсь с ним об этом. Он соглашается, пока не оказывается дома. Но повторюсь, такое происходит не всегда. Живем практически вдвоем.. папа часто в командировках. При отце себя так не ведет. Знает, что папа смотреть не будет, накажет. Но ведь это не выход. Физическое наказание я имею в виду. Помогите, пожалуйста.
Наталья, Россия, Ангарск, 28 лет

Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Это возраст, когда появляются личные, собственные желания ребенка, и они часто имеют форму аффекта, то есть овладевают ребенком. Одновременно ребенок начинает сравнивать себя и взрослого, изучает взрослого в ситуации. Ребенок начинает отделять себя от окружающих и начинает осознавать себя. В этом возрасте проявляется негативизм - стремление сделать что-то вопреки взрослому, даже если это мешает самому желанию ребенка, и такая реакция только потому, что предложение идет именно от взрослого. Также ребенок становится упрямым, настаивая на своем только потому, что это его желание, проявляется строптивость - когда ребенок настроен против норм воспитания, сложившегося образа жизни. Ребенок может начать протестовать против власти родителей, авторитета, плеваться, кусаться, обзываться и проявлять деспотизм, заставляя родителей делать все, что он требует. Этот кризис связан с отделением от близких взрослых и становлением самосознания ребенка. И это естественный процесс роста, формирования личности ребенка, наоборот - если бы всего этого сейчас не происходило, в будущем была бы вероятность, что ребенок станет безвольным, безынициативным, робким, тревожным. Сейчас у него формируется воля, автономия. Поэтому надо проявлять терпение, говорить с ребенком, не наказывать его, ни в коем случае не бить (физические наказания, например, способствуют формированию сексуальных отклонений у ребенка). Вы делаете все правильно, другой вопрос, что Вы не понимаете, что происходит, и Вас это расстраивает, Вы неверно интерпретируете происходящее. Ребенок учится делать свой выбор и проверяет, насколько Вы можете обозначить границы, настоять на запрете того, что ему вредно или не нужно.

С уважением, Липкина Арина Юрьевна