Семья бывшего мужа навязывает свои методы воспитания сына
Здравствуйте! Очень нужна помощь психолога!!! Я замужем 3 раз, у меня от предыдущих браков двое детей - дочка 10 лет и сын 4 года. Проблемы в отношениях сына и мужа. Муж очень строг в воспитании детей. В предыдущих браках воспитывал девочек. Сейчас пытается воспитать моего сына по собственному подобию. Как мужчина, на мой взгляд, он просто отличный! Но способы воспитания его я не разделяю, вернее, частично. Самая большая проблема в том, что он только воспитывает, но не играет с ребёнком. Хотя я считаю, что момент игры тоже должен быть обязательно, тем более, что ребёнку только 4 года. Ситуация ещё отягощается тем, что родной папа и его родители живут с нами в одном городе и каждые выходные берут сына к себе, после чего он возвращается оттуда просто другим ребёнком, капризным, балованным... Мы с мужем пытаемся воспитывать в сыне самостоятельность, а вторая сторона до сих пор кормит его из ложечки! Сейчас наступил такой момент, когда сын просто игнорирует мужа. Он не дослушивает его, когда тот ему что-то говорит, просто отворачивается и уходит из комнаты. По всем вопросам сын обращается только ко мне, причём вопросов этих у него просто уйма! Муж при этом говорит ему, чтобы тот отстал от меня. Мужу я пытаюсь объяснить, что ребёнок обращается только ко мне, потому что только от меня видит участие. Разговоров было много, муж первые дни вроде пересматривает своё отношение, но потом всё возвращается на круги своя. При этом я понимаю, что сын сейчас в плане характера - не подарок. Он любит ныть, занудствовать. Самостоятельности - ноль. И я понимаю, что частично - это просто наследственность. Его папу в своё время мама очень баловала. Она сама мне говорила, что даже если ребёнок в магазине падает на пол и начинает сучить ногами, требуя купить ему игрушку, то это нормально... По такому же принципу она сейчас воспитывает и внука. И никакие мои просьбы на неё не действуют. Она просто говорит, чтобы я не указывала, как ей воспитывать внука!!! Я устала быть между двух огней, даже не двух, а больше. Подскажите, пожалуйста, что делать!
Наталия, Славутич, Украина, 29 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Таким образом проблема не в отношениях сына и отчима, а в том, что Вы не владеете ситуацией, Вашего сына захватила свекровь, а Вам приходится быть в борьбе с ветряными мельницами, ведь все, что Вы и муж пытаетесь делать для воспитания сына, регулярно перечеркивается отношением бабушки к ребенку. Мужу стоит понять, что в данном случае он не конфликтует с Вами или с ребенком, ему надо посмотреть дальше и увидеть, что за всем этим стоит семья отца ребенка, которая не только не считает нужным сопоставлять стили воспитания, условия для ребенка (как дома, так и у бабушки), но и даже полностью игнорируют и фактически "выставляют" Вас вон. Самая уязвимая и страдающая при этом сторона это маленький мальчик, который будет пожинать плоды таких противоборств, противоречий в воспитании (его капризы не что иное как последствия воздействия взрослых, а вовсе не его осознанный выбор). Первое, над чем надо поработать, это над признанием ребенком Вашего приоритета и приоритета мужа (отчима). Для этого надо организовать пространство в доме для ребенка и способы его самоутверждения, которые были бы завязаны на дисциплине, аккуратности, развитии самостоятельности. Но делать это надо через игры. Например, игры с правилами или игры-соревнования, также ребенка надо мотивировать. Предположим, если у него любимые игрушки- машинки, можно сделать гараж (соорудить из картона, раскрасить), и собирать из конструктора машинки, пополнять гараж. Каждое пополнение это оплата ребенку, например, цветным купоном, который он потом может обменять на деньги у родителей или на новый аксессуар для гаража. Надо на видном месте на стене повесить плакат с мотиваторами (игра - какая и когда и что ребенок может выиграть, заработать, делайте грамоты для ребенка). Приглашайте друзей его возрасте к себе домой, которые на Ваш взгляд, уже способны стать примером для подражания в чем-то, обращайте на это внимание ребенка. Но их совместные игры также надо заранее организовывать. Необходимо создать учебное, игровое пространство вокруг ребенка: оставьте на столе и в столе ребенка то, что ему принадлежит, но только то, что поможет ему сосредоточиться на его интересах, увлечениях, учебе, повесьте доску около стола, на которую можно вывешивать рисунки, сертификаты, оценки, - то, что отображает его достижения и планы. Посмотрите журнал хорошего поведения для мальчиков: http://www.elc-russia.ru/toy/26200/ Привлекайте сына к хозяйству, помощи, используйте разные хитрости, например, если он что-то очень любит (продукт, еду), скажите, что сил нет готовить и Вам нужна его помощь, дайте ему что-то простое (смешать ингридиенты, смазать соусом), но показывайте его значимость и невозможность покушать, пока он не поучаствует в процессе готовки. На кухне может быть импровизированная кукла-младенец(пусть у нее будет свое место), которую кормят с ложечки, причем обязательно это кукла - девочка (дайте ей девчачье имя). Это будет демонстрировать сыну, что с ложечки кушают только лялечки-девочки, а он уже такой большой, умный и столько умеет. И в итоге он сам будет отказываться от ложечки у бабушки. То есть Вам с мужем надо не напрямую с бабушкой бороться, а создавая более увлекающую и мотивирующую обстановку дома для сына.