У меня осталось чувство страха, что мне станет плохо
Здравствуйте! У меня такая проблема: раньше я была обычной девушкой, работала, любила отдыхать с друзьями, потом в один момент мне стало становится плохо (то головокружение, то предобморочное состояние, то тревога), я обратилась к врачам, мне сказали, что у меня ВСД. Потом как-то эти симптомы прошли, но осталось чувство страха, что мне станет плохо. Я боюсь одна ездить далеко, не хожу гулять с друзьями. Нападают какие-то непонятные страхи. А мне так хочется вернуться к прежней жизни: веселиться, ездить гулять с друзьями. Что мне делать? Заранее спасибо!
Марина, Киев, 23 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : У Вас развилось тревожное расстройство и начались панические атаки. Паническая атака представляет собой необъяснимый, мучительный для человека приступ страха или тревоги в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами. Паническая атака характеризуется приступообразным страхом (часто сопровождающимся чувством неминуемой гибели) или тревогой и/или ощущением внутреннего напряжения в сочетании с 4 или более из списка паникоассоциированных симптомов: 1. Пульсация, сильное сердцебиение, учащенный пульс. 2. Потливость. 3. Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи. 4. Ощущение нехватки воздуха, одышка. 6. Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки. 7. Тошнота или абдоминальный дискомфорт. 8. Ощущение головокружения, неустойчивость, легкость в голове или предобморочное состояние. 9. Ощущение дереализации, деперсонализации. 10. Страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок. 11. Страх смерти. 12. Ощущение онемения или покалывания в конечностях. 13. Ощущение прохождения по телу волн жара или холода. Испытывая страх перед паническими приступами, люди начинают избегать ситуаций и мест, где эти приступы могут возникнуть, например, поездок в общественном транспорте или лифте, посещения магазинов и т.п. Если говорить об опасности, то для здоровья и жизни - ее нет, а для качества жизни, конечно, да. Так как это часто приводит к социальной изоляции, потере трудоспособности и значительному падению качества жизни. Наличие внезапных неконтролируемых приступов страха, мыслей о тяжелой болезни, с которой невозможно справиться, может закономерно привести к развитию депрессии, в силу этого у большинства людей, наряду с паническим расстройством, наблюдается также и депрессия. Я могу только порекомендовать пойти к неврологу, а также к психологу, который работает с тревожными расстройствами. Так как необходимо, вероятно, сочетание медикаментозного лечения и психотерапии.