Портятся отношения с дочерью мужа
Мы с мужем оба во втором браке - оба с детьми. У меня сын 13 лет, у него дочь на год младше. Живём вместе уже три года. После того, как его дочь стала жить с нами два года назад, наши отношения всё больше обостряются, Мама её вышла замуж и сказала, что ей надо строить свою жизнь - дочь мешает. Ну, что ж, не отдавать же в детдом, стали жить все вместе. Поначалу справлялась нормально. Хоть у неё сразу были такие замашки - я тут прописана, переключаю телевизор, когда хочу, даже если кто-то смотрит. Мы живём в квартире мужа, хотя у нас сыном есть своя квартира, я её сдаю - деньги в семейный бюджет. Я работаю, у мужа постоянной работы нет. Но мне удавалось ставить её на место. Отношения были ровные. Да, я её не любила, как своего сына, но не разделяла их - куртку сыну, куртку ей, обувь и тому, и другому, вкусненькое поровну. Надо в поликлинику - иду, договориться с врачом - пожалуйста, надо по школе что-то купить - бегу, надо присмотреть, когда ногу сломала - сижу дома. На орехи доставалось тоже всегда поровну, даже своего сына я чаще ругала и наказывала всегда. А в ответ всё больше наглость, дерзость, из-за любого замечания в слёзы и отцу жаловаться, он сразу защищать, хотя моего сына воспитывает постоянно. От сына никогда не слышала отказа, если надо помочь, от неё постоянные отговорки и грубость. Постоянно стучит на моего сына отцу своему. Может испортить школьные вещи, потому что он её чем-то обидел. Воровала у моего сына деньги, но не пойман не вор, хотя больше некому. Старалась поговорить, объяснить, ничего не доходит. Разговаривая со мной, отворачивается и в глаза не смотрит. Отношения ухудшаются с каждым днём, и с мужем тоже. Неужели снова развод? Нет сил уже, два года - чем дальше, тем хуже.
Ольга, Казань, 36 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Почему развод? Это отношения с ребенком. Отношения с мужем - это другое. Ребенок стал неуправляем, поскольку испытывает ряд сложностей и не справляется с ними. Фактически ее оставила ее мать (она навещает ребенка, берет ее к себе на праздники, выходные, дарит подарки, помогает в учебе..?), ее отец создал другую семью в доме, в котором она росла, то есть на ее личной семейной территории, к тому же в доме теперь живет еще один ребенок, к этому она тоже не привыкла, так как она была одна у родителей. Нужно что-то объединяющее (1), а также нужно, чтобы она почувствовала ответственность за вас всех (отца, Вас, сводного брата). Первое - Вы можете завести собаку, доверить ей мелкий ремонт, дизайн в квартире и т.д. (подумайте), второе - нужно создавать ситуации, когда Вы просите у нее помощи, именно просите, а не считаете, что она должна что-то сделать, обязана и т.д., это может быть помощь по дому, походы по магазинам, уроки с братом, здесь тоже надо подумать, но идея основная в том, чтобы ребенок ощутил себя значимым и весомым в этой семье, что не столько о нем заботятся, сколько он может очень многое сделать в этой семье и от него многое зависит. Также Вам надо пробовать рассказывать ей о себе и своем детстве, своих переживаниях, то есть при любой возможности говорить с ней, даже если она не отвечает, делиться своими чувствами и переживаниями, но в основном касающихся просто лично Вас (детство, отношения с другими людьми вне семьи, работа и т.д.). Это будет учить ее открытому общению и доверию Вам, поможет контакту.