После смерти отца с мамой стало трудно общаться
Здравствуйте! Мне очень нужна ваша помощь!Я просто в отчаянии.. у меня проблемы с мамой. Мой отец умер 3 года назад, мы очень тяжело пережили эту утрату. Спустя 2 года я вышла замуж и родила сына, мы с мужем живем вместе с моей мамой, хотя отдельное жилье у нас есть, просто я не могу оставить мать одну, так как знаю, что одна она не сможет - впадет в глубокую депрессию, внук - ее почти единственная радость. Мой муж делает все, чтобы нам жилось лучше, ремонтирует папину комнату, помогает во всем, пытается побольше заработать. Но что бы он ни делал, со стороны мамы это вызывает какую-то дикую агрессию и обиду, дошло до того, что мы уже боимся до чего то докоснуться, так как это вызовет сумасшедшую реакцию. Я просто в тупике, жизнь превратилась в ад. Наша попытка перебрать старые инструменты и навести порядок в шкафу закончилась криком, слезами, унижением и недельным молчанием. Причем я на мать не повышаю голос, не обижаюсь, не обвиняю, любая попытка ее переубедить переворачивается с ног на голову и усугубляет ситуацию. Она мне говорит такие слова, от которых мурашки по коже...причем это бывает просто так...без видимых причин... неужели фанатичная любовь к папе, к памяти о нем перебила любовь и уважение ко мне и моей семье... как быть??????что делать??????я в полнейшем тупике.....помогите, пожалуйста!!!!!
Мари, Спб, 22 года
Несвитский Антон Михайлович

Психолог, специализация: психосоматика
Ответ : Поведение вашей мамы понятно. И дело не в фанатичной любви к ушедшему папе, а в том, что она боится потерять свою значимость. У нее был муж, она у него была одна, и вероятно, была любима или как минимум нужна ему. А теперь у нее есть только вы, но у вас - своя семья, и она это понимает. Также понимает и то, что вы вольны строить свою жизнь сами, и самым главным фактором вашей самостоятельности является ваш муж. Тут много мотивов - и неосознанный страх, что ваш муж "отберет" у нее ваше внимание и заботу, и неосознанная зависть (увы, так бывает), что у вас есть то, чего она сама лишилась - любимого мужчины. А самое главное - невыплеснутая боль от утраты, которую она не сумела толком пережить. И никто не смог ей профессионально помочь это сделать. Потому эта боль продолжает выплескиваться на всех, кто "под рукой", на вас и вашего мужа. К сожалению, потакать таким реакциям - это усугублять их. Надо спокойно сесть и объяснить маме, что конкретно вам не нравится в ее поведении и почему. Надо постараться этот разговор провести как можно спокойнее. Но при этом жестко дать понять, что переходить определенные границы мама не должна. Иначе она сама лишит себя нормальных отношений с вами. Увы, собраться с духом и преодолеть свои внутренние страхи подчас помогает только сильная "встряска". Четкое заявление с вашей стороны, например, что жить в такой атмосфере вы не будете хотя бы потому, что считаете это не полезным для ребенка. Да, будут обиды и надо быть к ним готовой. Но если продолжать "помогать" маме, позволяя ей углубляться в агрессию, то со временем агрессии может стать все больше, а вас она будет слышать все меньше. И посоветуйте ей на фоне этого разговора все-таки обратиться к психологу. Если она хочет сохранить с вами хорошие отношения и сама не выйти за рамки допустимого, сохранить свою психику в относительной (хотя бы!) норме.