Сын второй раз в жизни ударил девочку

Здравствуйте! Мой ребёнок (мальчик, 9 лет) второй раз в своей жизни стукнул девочку. Первый раз он ударил девочку ещё в садике. Причиной тому стала его нервозность из-за поломанной игрушки, а девочка просто попала под его "горячую руку". Дома мы не стали его ругать, но провели воспитательную беседу о том, что девочек ни при каких условиях бить нельзя, да и драка - это самое крайнее средство, поскольку лучше разобраться на словах. Дома у нас никто никого не бьёт. И вот он снова ударил девочку, но теперь уже в школе. Когда мы с мужем попытались узнать, почему так произошло, ребёнок признался, что стукнул её, потому что она его спровоцировала побоями. То есть он беседовал с другой одноклассницей, а эта девочка больно била его по руке. Он признал, что виноваты были оба, и сказал, что делать так больше не будет (так как понял неприемлемость драки). Но дело в том, что эта девочка невоспитанная, она терроризирует добрую половину класса. Как поступить в этой ситуации? Адекватно ли повёл себя мой сын?
Ольга, Россия, Нальчик, 28 лет

Пархоменко Ирина Генриховна

Клинический психолог, детский психолог
Ответ : Родители дают детям множество нужных установок: «девочек бить нельзя», «если тебя обижают, нужно дать сдачи», «девочек нужно защищать», «дружи только c…», «не дружи с…» и еще множество других. В критических ситуациях ребенок должен выбрать установку, в соответствии с которой он в данный конкретный момент должен действовать. Но дело в том, что некоторые из этих установок могут вступать в конфликт друг с другом в конкретной сложившейся ситуации. Порой даже сами взрослые не могут придти к согласию о том, как именно следует поступить в конкретном случае. Примером для подражания всегда является поведение родителей. Если у Вас в семье не принято неподобающее отношение со стороны папы (или других мужчин в семье) по отношению к маме (или другим женщинам в семье), то уважительное отношение вашего сына по отношению к девочкам и женщинам не ставится под сомнение. Вы, то есть семья, для него лучший пример. В ситуации конфликтов между одноклассниками родители всегда смотрят на ситуацию глазами своего ребенка (так и должно быть), поэтому у каждого ребенка (соответственно, и у родителей) - своя правда, свое видение конфликта. Учитель может посмотреть на ситуацию объективно. Поэтому в любых конфликтных ситуациях целесообразно поинтересоваться мнением учителя. В случае необходимости учитель проведет беседу с родителями того ребенка, чье поведение объективно спровоцировало конфликт. Важно ведь не только, кто спровоцировал конфликт, но и насколько ответная реакция соответствовала ситуации. Вы со своей стороны провели беседу со своим сыном, подтвердили приверженность своим установкам. Возможно, Вам стоит чаще его хвалить за одобряемое поведение, чаще доверять его собственному выбору из тех установок, которыми он уже владеет. В Вашем письме чувствуется много тревоги, связанной с взаимоотношением сына с девочками. Возможно, что и другие сферы его жизни также вызывают у Вас тревогу. Может быть, такая повышенная тревога переносится Вами на ребенка из каких-то других областей Вашей жизни. В таком случае необходимо заняться этими вопросами непосредственно.

С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна