Форум >  Архив "Школа жён" >  Декабрь 2002 года >  Цирковые рабы...

Цирковые рабы...

Девочки я прочитала эту статью и так горько мне стало, аж слезы навернулись :(, а у вас какое мнение? Цирк: на арене – идиллия, за кулисами – жестокость «ЗНАЕТЕ, как принудить медведя танцевать твист? Меня научил талантливый дрессировщик Михаил Симонов. Это делается при помощи гвоздей: берешь две палки с торчащими остриями, подносишь к медвежьим ляжкам и начинаешь попеременно колотить его – туда-сюда, туда-сюда. И одновременно идет прикормка. Сюжетная дрессура мягче, там нет большой физической нагрузки и, значит, большого насилия. Зато попробуйте заставить зверя сделать крест на акробатических кольцах! А ведь заставляли». «Я так хочу, не умирая, умереть! Устал я на манежном ринге драться. Избитый дрессировщиком медведь, Живу и думаю: ....как с ним мне рассчитаться?» ЭТИ стихи дрессировщик Владимир Дерябкин написал в Уссурийске в 1982 году. Сегодня Дерябкин – создатель и директор первого в России частного музея фонографов и граммофонов, поэт, литератор и исполнитель собственных песен. А когда-то у него было 10 медведей. Это был и цирк, и театр. Он назывался «Медвежий театр миниатюр». Медведи Дерябкина были барменами, автослесарями, моряками, космонавтами, влюбленными, путешественниками. На время представления они как бы становились людьми. И в этом заключался секрет обаяния дерябкинских цирковых новелл... Ни одного из медведей не осталось в живых. А сам артист уже 10 лет не выходит на манеж – он завязал с дрессурой. Я спросил: «Почему?» – «Потому что это варварский жанр. Дрессировщики всегда скрывали изнанку своей профессии от зрителей. Я расскажу вам то, о чем больше никто не расскажет». Живой реквизит – ПРАВДА о дрессуре может только отпугнуть зрителя от цирковых номеров с животными. Поэтому посвященные молчат. Даже если кто-то из артистов решится на откровения, его сразу остановят коллеги и отомстят. Я любил свою профессию и благодарен ей, несмотря ни на что. Только жалею, что в свое время не получил звания заслуженного артиста как клоун. Потому что теперь вижу: в дрессуре не может быть званий. «Лауреат премии по жестокости» – так, что ли? – Но ваши сценки из «Медвежьего театра» оставляли у зрителей ощущение чего-то доброго, светлого. Людям они очень нравились. – Так ведь жестокость была не на арене, а за кулисами. У меня был трюк, который взрывал аплодисментами любой зал, – когда медведь падал перед моей партнершей Людой на колени, сжимая в лапах сердце из папье-маше. Со стороны все выглядело эффектно и мило. Но на репетициях со зверем «разговор» другой. Я видел, как медведя просто убивали за то, что он отказывался исполнять трюк. Нервы у дрессировщика не выдерживают, он срывается – и все, пошли побои! Картина, которую никогда не забуду, – сапоги дрессировщика, забрызганные медвежьей кровью. Так беспощадно били зверя... И не только во время репетиций, порой и на глазах у зрителей тоже. Однажды известный дрессировщик во время представления в приволжском городке так приложил пантеру, что она упала на барьер манежа и билась в судорогах. Я сам невольно сделал медведя калекой – я, Владимир Дерябкин! Ударил в сердцах, а у бедняги потом образовалось бельмо на глазу. И до сих пор передо мной стоит эта картина. – Но дрессировщики уверяют, что между ними и хищниками существуют особые, почти родственные отношения. Один питерский укротитель сказал: «Медведи – мои дети. Я их жалею и воспитываю». – Ну да, дети... Мы на этих «детях» делали деньги. Вкусно ели, красиво одевались, ложились в чистую постель, а они сидели за решеткой. И до сих пор в России медведей, точно уголовников, перевозят все в тех же тесных, постылых клетках. Потому что для дрессировщика звери – всего лишь живой реквизит. Я помню трюк «Скрещенные руки» – слон протягивает ногу, тигр кладет на нее лапу, сверху сам дрессировщик кладет ладонь. Как бы символика дружбы между зверем и укротителем. На самом деле – ложь. За этой лирикой скрывается насилие. Попробуйте навязать такое рукопожатие заклятым врагам. Они согласятся, если только вы окружите их смертоносным оружием. «Или вы протянете руки, или мы вас всех троих уложим!» И протягивают. Но, как только вы уберете оружие, они тут же вцепятся друг другу в глотки. Не верьте поцелуям дрессировщика со зверем. На арене укротитель может подойти ко льву, потрепать по гриве, даже чмокнуть в морду. А за кулисами возьмет в руки палку. Вы, наверное, замечали, что каждый дрессировщик слонов во время представления держит в руке кожаный стек. Конец стека украшен цветком. Укротитель подходит к животному, изящно взмахивает рукой, и слон, будто бы повинуясь цветку, послушно идет, куда нужно. Но никто из зрителей не знает, что под прекрасной розой скрыт острый крюк, который при неповиновении слона тут же впивается ему в ухо. Так происходит в цирках всего мира. Ужас вернулся ЗНАМЕНИТЫЙ русский дрессировщик как-то по телевизору рассказал очень лиричную историю про тигрицу, будто бы умершую от тоски по своему властителю. Сюжет такой: однажды этот человек закончил гастроли в южном городе и уехал в командировку. И вдруг ему звонят из цирка: «Тигрица лежит неподвижно, отказывается есть, слабо реагирует на свет». Не задумываясь, он бросил все и вернулся. Услышав шаги, тигрица привстала на лапах, подползла к прутьям, как бы прощаясь, из последних сил лизнула ему руку... и умерла. А мне стало смешно и грустно. Я представил совсем другую сцену: тигрица блаженно лежит в клетке. Она знает, что хозяина нет, и ей так хорошо, что ничего не хочется, даже есть. А тот свет, на который она щурится, – он не настоящий, солнечный, а электрический. Она думает: «Мне больше ничего не надо. Только бы он не приезжал подольше, только бы не шпынял ранним утром палкой в бок». Но вдруг открывается дверь зверинца. Тигрица видит дрессировщика и не может поверить: «Неужели это он? Неужели он вернулся?!» И умирает – но не от тоски, а от разрыва сердца. – ДРЕССИРОВЩИКИ дают понять зрителям, что цирковые звери – тоже артисты, и после трюка звери кланяются, им аплодируют. – Момент, когда зверь делает «комплимент», – тоже насилие, огромное унижение и обман. Представьте: тебя бьют, а ты должен целовать ноги. Цирковые животные, конечно, тоже артисты. Но артисты поневоле! Помните трюк, когда на ствол ружья, которое держит дрессировщик, садились голуби, ружье громко стреляло, а голуби не взлетали и оставались спокойно сидеть? Вот вы привяжите обычных голубей за лапки к ружью и выстрелите. Что от них останется? Помрут от испуга. – Как же приучили цирковых голубей? – Постепенно. Стреляли рядом, глушили, глушили, пока голуби не привыкли. Или не оглохли. У меня тоже был трюк с голубями, когда птицы садились на голову медведю, прямо на шерсть, не прикрытую ничем, и он их не трогал. Зрители хлопали. А у бедного медведя только одно было на уме: как бы этих птичек схавать! Но он знал, что если хоть одну тронет, то его будут молотить за кулисами... Такая вот лирика. А чтобы медведь стал танцевать? Дети смеются, радуются, но никто не знает жестокости этого трюка. Или заставьте тигра прыгнуть на спину слону. Слонам в таких случаях делают специальные кожаные накидки с шипами у шеи, чтобы хищник не вцепился. Пинок мишке – КОГДА вы решили расстаться с дрессурой? – На гастролях в Новой Зеландии. На репетиции медвежонок бросился мне под ноги, и я его пнул. Не сильно, он был еще совсем маленький. Но мишке хватило – он кубарем отлетел в сторону. А из зала за этим наблюдал незнакомый мне человек. Увидев пинок, он мрачно покачал головой. Оказалось, это был представитель «Гринписа». И буквально на следующий день нашему цирку устроили такую выволочку! Полиция всех нас допрашивала по одному. А когда в другой раз дрессировщик оставил цирковых собак на ночь под дождем, наш импресарио замучился летать на суды, которые за этим последовали. А еще раз всю несправедливость дрессуры я понял, наблюдая на гастролях за нашими наездниками. У них была лошадь с израненной ногой. Она едва ходила и сильно прихрамывала. И вот на ней, на этой хромой лошади, работали! Пришпоривали посильнее и гнали по манежу на скорости, чтобы не было заметно, как она хромает. Потом прятали от чужих глаз в закутке и снова выводили на манеж. И не жалели – после травмы лошадь все равно шла под списание. – Ваши медведи тоже уходили под списание? – Когда я решил уйти, встал вопрос: куда медведей? У меня их оставалось шестеро. И в цирках, и в зоопарке – везде мишек хватает. Выхода не было. Рано утром их увезли ассистенты. На следующий день моих зверей не стало. И это медведи-артисты, которым рукоплескали, от которых зрители получали огромное удовольствие, – они все так закончат... – Правда ли, что укротитель среди своих хищников – как вожак стаи? – Вожак он только до тех пор, пока у него в руке стек. Закон здесь только один – страх. Хотя я слышал о дрессировщике Николае Павленко, который будто бы вообще обходится без стека. – Какие еще есть методы наказания, кроме побоев? – Голод. Зверя не кормят два-три дня, пока он не станет делать то, что требуется. – А после представления, когда укротители выводят своих питомцев к зрителям и те позируют для фотосъемки, все выглядит так мирно... – Эта идиллия может плохо кончиться. Обезьяну на руки людям сажать! Ну собачку там, ежа... Но как знать, что на уме у обезьяны? – Но рядом же дрессировщик страхует. – А что он с ней, договорился? «Ты, Мань, смотри мне, не вздумай!» Это же зверь – с клыками, когтями. – В дельфинарии дрессировщик зовет детей сняться вместе с морским котиком. И при этом предлагает для большего эффекта положить руку на нос зверю. – А если беда? Кто оплатит больничную койку? Дрессировщик сознательно рискует здоровьем детей, чтобы заработать, и не может этого не знать. Удар на удар – А ЕСТЬ вообще добрые дрессировщики? – А добрые тюремщики, палачи? Давайте говорить прямо: с рождением дрессировщика рождается и жестокость. Как только ты взял медвежонка, посадил в клетку, вывел на манеж – все, это уже катастрофа для животного. Да и для человека тоже, если у него есть душа. – Значит, у циркового зверя нет шансов на иную жизнь? – Шанс только один: перед смертью рассчитаться с дрессировщиком за все. И укротитель знает: в отличие от тигра, льва, леопарда, которым нужны какие-то секунды, чтобы приготовиться к броску, медведь бросается без предупреждения. Он бьет головой в ноги человеку, подсекает лапами его за пятки и заламывает. Всю жизнь он терпеливо ждет своего момента, и, когда это мгновение настает, уговоры уже бесполезны. – А если это случилось во время представления? Зрители же смотрят. – Ну что же, что смотрят. Все знают, что наказание на манеже сразу же отталкивает зрителя от дрессировщика. Особенно если это случается в какой-то сценке, где медведь играет роль. Но вот он кинулся, и на его бросок нужно ответить ударом. Если этого не сделать, последует новый бросок, не сегодня, так завтра. Или ты его, или он тебя. По-другому не бывает. Я любил своих медведей, но они меня – нет. Мы жили в вечном взаимном подозрении. Я ни секунды им не доверял. Поэтому и ушел с манежа без единой царапины. С последним медведем у Дерябкина вышло так: один из них напоследок решил «рассчитаться». Это произошло в подвале, где 20-летний сын дрессировщика Володя держал взрослого медведя. Скоро они должны были отправиться на гастроли. В тот вечер в подвал зашла жена Дерябкина Люда – его партнерша по трюкам, которой когда-то медведь вручал на арене свое бутафорское сердце. Семилетний Фрол неожиданно бросился на нее и повалил на пол. Сыну едва удалось отбить мать и предотвратить трагедию. Красавица Людмила вернулась домой вся в крови. А наутро в подвале прозвучали два выстрела. «Не думал, что закончу свою цирковую жизнь именно так, – сказал об этом Дерябкин. – Один из десяти в самом деле мог рассчитаться. Фрол ошибся – напал сначала на женщину. Если бы Вова был под медведем, Люда ничего не смогла бы сделать. Бог спас».
Лемурка © (04.12.2002 10:12)

Оцените автора материала.

1 Звезда 2 Звезды 3 Звезды 4 Звезды 5 Звезд 0.00 из 5.
Прямая ссылка


Ужасно:(((Никогда не любила цирк.Видимо, неспроста.....
ДарьюшКа © (04.12.2002 10:12)
Прямая ссылка

Ужас, я даже до конца читать не стала :((
Зойка © (04.12.2002 11:12)
Прямая ссылка

Я тоже просмотрела, не вчитываясь... не люблю цирк вообще, а звериный тем более. У нас в Таллинне нет цирка - ну, есть какая-то труппа, но там акробатика в основном...
Мышка © (04.12.2002 11:12)
Прямая ссылка

А я люблю цирк, но никогда не задумывалась, что стоит за дрессировкой :(((
Зойка © (04.12.2002 11:12)
Прямая ссылка

А мне мама говорила что когда я была маленькая - лет 4-5 мы ездили в Ялту и попали на представление на первый ряд. Мама говорит что меня стошнило когда я увидела рубцы на шкуре тигра и после этого отказалась ходить в цирк чем очень озадачила бабушку которая считала что билеты туда это просто счастье для дитяти. Может быть теперь дрессировщики избивают поокуратней... чтобы рубцов не оставалось...
Milange © (04.12.2002 12:12)
Прямая ссылка

потому я и не люблю цирк.... абсолютно не люблю... не только животные в цирке, но и люди вызывают спазмы в горле:(((
Белка © (04.12.2002 11:12)
Прямая ссылка

Я работала одно время в цирке /взяла в аренду все буфеты и столовую/ 3 года, так вот мало того что все дрессировщики садисты, так еще и все акробаты, клоуны, жоглеры и т.д беспробудные пьяницы, а дети их в 15 лет писать и читать практически не умеют :((, грустно все это...
Лемурка © (04.12.2002 11:12)
Прямая ссылка

Я вообще в шоке, бедные звери.Ненавижу в цирки ходить.
Машутка © (04.12.2002 11:12)
Прямая ссылка

Ненавижу цирк. Мало того, что клоуны-идиоты, так еще и животных так... меня до пяти лет постоянно водили в цирк, "потому что ребенка надо развивать", потом я уперлась рогом. И только недавно мама сказала, что всю жизнь ненавидела цирк, терпела только ради меня, и сама каждый раз шла туда, как на каторгу.
Ginger © (04.12.2002 12:12)
Прямая ссылка

Я считаю, что очень все преувеличенно и чернушно. Дрессировщикам не выгодно - просто не выгодно так гробить животных!!! Да, там есть жестокость - но жестокость есть при любой дрессуре - когда у Вас кавказская овчарка, то тоже надо быть немного жестоким - иначе сядет на голову. Я недавно прочитала "статью" о ЗКС (защитно-караульная служба), которую знаю не по наслышке - занимались с собакой. Так там такие ужасы писали - о том, что собак бьют до полусмерти, требуя нападать и убивать и когда они доведены до отчаяния и теряют рассудок, то начинают нападать с целью убить!! ПОтом с каждой дрессировкой количество побоев уменьшают - т.к. собака уже стала убийцей... и т.д. и т.п. Бред - неописуемый!!! А кто не знает - прочтет и от ужаса сердце замрет - вот, скажет, изверги!!!
Умка © (04.12.2002 11:12)
Прямая ссылка

Я еще раз повторюсь что находилась ежедневно под крышей цирка 3 года, и знаю что когда во время репетиции слышишь как скулят бедные собачки, или у тех же медведей кровоточит нос /им кольцо вдевают и когда не подчиняются дергают - боль для них невыносимая/, поэтому скажу - это не преувеличение, а реальные мучения животных!
Лемурка © (04.12.2002 12:12)
Прямая ссылка

Неужели это для кого-то новость? Я последний раз была в цирке с сестрой когда ей было 5. Когда она стала старше я ей просто обьяснила как оно есть. Честно говоря про медведей даже не так впечатлило как сообщение лет 6 назад о том что дрессировщик вырвал крюком матку слонихе при отработке трюка и известие что некий знаменитый дуров просто резал ножницами уши слонам. Что уж говорить о более мелких животных - даже если они хищники...
Milange © (04.12.2002 11:12)
Прямая ссылка

 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору