Форум >  Архив "Дети в школе" >  Ноябрь 2013 года >  О грамотности

О грамотности

В теме ниже обсуждается в том числе и врожденная грамотность. Люблю на эту тему поговорить, но сейчас времени маловато, поэтому сейчас просто цитату из статьи на эту тему приведу - может быть, для кого-то будет интересно: "(...) термин "врождённая" здесь не вполне уместен, ведь человек не рождается сразу грамотным. И говорить, и читать, и писать ему ещё только предстоит научиться, уже один этот факт говорит о том, что грамотность врождённой быть не может. (тут схема: зрительная память - 80 %, регулярная практика чтения - 20%) Конечно, можно рассматривать данное умение, как некий дар свыше, но видится более разумным называть это благо приобретённым, ибо все наши способности зависят от того, как сложится дело с их обнаружением в раннем возрасте. Смогут ли правильно их использовать родители, да и сами дети? Существуют определенные факторы влияния, способствующие развитию так называемой "врожденной грамотности", основные из них: хорошая зрительная память и регулярная практика чтения. Зрительная память позволяет хранить и извлекать ранее запомнившиеся визуальные знаки, символы, текст. Ученики, которые не развивают свои навыки визуальной памяти, часто испытывают трудности с запоминанием внешнего вида слов или букв, необходимых для чтения и правописания. Исследования показывают: 80% всех знаний приобретаются благодаря зрительной памяти, она является одним из важнейших аспектов обучения. Зрительную память можно и нужно развивать при помощи регулярной практики чтения, в больших объёмах и на разнообразную тематику. Чем чаще взгляд встречается с "правильным" текстом, тем крепче и качественнее ученик усваивает правильное написание, так постепенно формируется орфографическая зоркость. Чем раньше ребенок начинает читать, тем больше у него шансов приобрести "врождённую" грамотность."
Jardin © (16.11.2013 12:11)

Оцените автора материала.

1 Звезда 2 Звезды 3 Звезды 4 Звезды 5 Звезд 0.00 из 5.
Прямая ссылка


соглашусь. И еще очень важно часто и много писать от руки. У меня грамотность стала ниже после интернета и "албанского" - иногда читаешь чужую безграмотность, а потом сама колеблешься, как же было правильно налицо вообще в общем и так далее - молчу уже про нарощенные, извените и прочее
Горгона © (16.11.2013 15:11)
Прямая ссылка

Именно так! Не случайно, наверное, в " работе над ошибками" в диктантах надо было несколько раз написать слово, в котором делл ошибку. Мехаическая память тже учатвует в освоении грамотности..Интересно, сейчас так? Вот сама помню, во 2-м классе неправильно написала слово "вилок"... Теперь меня можно среди ночи поднять с постели, так и спросонья напишу правильно.
Fantom © (16.11.2013 17:11)
Прямая ссылка

когда учила немецкий, то готовилась к работам именно так: тупо переписывала текст, по которому будут проверять, чтобы запомнить слова и грамматику.
juki © (16.11.2013 22:11)
Прямая ссылка

Абсолютно согласна! Именно так сама считала!" врожденной" грамотность не может быть,- правила грамматики меняются, и ни один суперграмотный соврменный человек не сможет поавильно наисать слова с " ять", которые в дореволюционные времена были в русской грамматике. Но, почитав тексты тех времен, человек с цепкой зрительной памятью, через какое-то время усвоит их... Лично у меня есть мучительная оборотная сторона хорошей зрительной читательской памяти: мне просто бросаются с глаза опечатки и ошибки в книгах... Был курьезный случай: в книге Дины Кирнарской "Музыкальные спообности" углядела опечатку в датах жизни Монтеверди, из которой вычислялось, что композитор прожил больше около двухсот лет...))). Что интересно, хорошая зрительная память распространяется только на печатную ( и рукописную) продукцию ( помню на какой стооне и части страницы что-то читала, в каой части текста), но нлица память никудышная, например, актеров запоминаю далеко не с прого раза, и оень мешло в преподавательской работе - лица студентов запоминала толькотерз несколько антий, хотя по почеркам в данных письменных работах легко " узнавала"...
Fantom © (16.11.2013 17:11)
Прямая ссылка

гы 3 раза
ЛеньТ © (16.11.2013 19:11)
Прямая ссылка

но нас таких мало)) мы скорее исключение, чем правило))
Кэрри_40 © (17.11.2013 00:11)
Прямая ссылка

я когда-то поступила на филфак (русский и литература), и нас на лекции спросили, у кого какие ощущения, когда видишь неправильно написанное слово? И практически вся аудитория ответила, что визуально неприятно, “не опознаешь” слово. Т е для большинства врожденная грамотность это именно память на визуальный ряд.
Королек-птичка певча © (17.11.2013 00:11)
Прямая ссылка

а я знаю многих, кто пишут для сложного слова несколько вариантов и "рука выбирает" правильный :)
Джейн Тлл © (17.11.2013 01:11)
Прямая ссылка

и так я тоже делала:)
Королек-птичка певча © (17.11.2013 01:11)
Прямая ссылка

одно как бы поддерживает другое
Королек-птичка певча © (17.11.2013 01:11)
Прямая ссылка

Есть очень любопытный тест: текст состоит из слов, у которых правильные 1-2-3 первых буквы и столько же поледних ( в зависимости от длины слова). Между начальными и последними в слове буквами полная абракадабра. Но смысл текста все равно понятен! Чувсто визуального дискомфорта вскоре после начала чтения такого текста пропадает и остается осредоточенность уловить смысл прочитанного...
Fantom © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

тест напоминает ивритские слова без гласных. чтобы правильно прочесть слово, надо его знать. иначе забегаловка *Офале* превратится в Офелию))))))
Микроб © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

Не исключаю, что до улавливания смысла текста такие оплощности учаются...))) уже не помню подробнотей, давно не попадались такие тесты...
Fantom © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

Каких "таких"?
Fantom © (17.11.2013 01:11)
Прямая ссылка

которым активное чтение не помогает грамотно писать. у меня брат такой - читал и читает очень много, а пишет с чудовищными ошибками всю жизнь.
Микроб © (17.11.2013 12:11)
Прямая ссылка

Я тоже не считаю панацеей от безграмотности "активное чтение" ( очень удачно сформулировала!) с хорошей зрительной памятью. К этлму надо добавить гуманитарный склад ума, вкючая лингвистические способности, как минимум... Брат - технарь?
Fantom © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

нет, как раз гуманитарий с морским уклоном))))
Микроб © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

Наука имеет много гитик... Разве " морской уклон" не предполагает специализации в точных дисциплинх? Не кок на камбузе же он, наверное...
Fantom © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

так одно другому разве мешает? можно работать штурманом и при этом быть явным гуманитарием со склонностью к литературе, истории и языкам.
Микроб © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

Убедила! Сдаюсь!))))
Fantom © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

?
Fantom © (17.11.2013 01:11)
Прямая ссылка

мой ребенок умеет читать с 4,5, с 7,3 активно и много читает сам. и?
ЛеньТ © (17.11.2013 12:11)
Прямая ссылка

и мой умеет читать с 4.5 но предпочитал слушать чтение вслух лет до 9, пишет очень грамотно, всегда на олимпиадах и тп
Джейн Тлл © (17.11.2013 13:11)
Прямая ссылка

а яочень быстро полюбила читать сама, потому что мама вслух медленее читала, и язабегала глазами в перед, чтобы поскорее узнать, что будет дальше
Кэрри_40 © (17.11.2013 14:11)
Прямая ссылка

мы с моим как-то параллельно начинали тайный город читать. он закончил, когда я была на 23 %
ЛеньТ © (17.11.2013 14:11)
Прямая ссылка

он не читает, а глотает)) я читаю намного быстрее мужа даже бывает, когда в инете что то вместе читаем,я уже хочу вниз прокрутить, он еще читает) когда я читаю, уменя такое ощущение, что я не вижу отдельные слова, я вижу предложение в целом, так что о каком запоминании слов, может идти речь в таком случае даже когда читаю на немцком, вначлае, когда еще плохо знала язык, то да читала медлее, смотрела на слова, задерживалась,ч тобы понять потом тоже начала глотать книги)) мы приехали сюда, когда сыну было 10, он уже через два года грамотно писал, до приезда умел только читать, но не читал регулярно, только из под плаки у него отличная зрительная память и способности к языкам
Кэрри_40 © (17.11.2013 14:11)
Прямая ссылка

классно что ты потом все помнишь! и нам детективы рассказываешь
Джейн Тлл © (18.11.2013 00:11)
Прямая ссылка

ты мне льстишь, Женя)) у меня память как разбитое корыто)
Кэрри_40 © (18.11.2013 10:11)
Прямая ссылка

А мы дома по вечерам читали вслух все втроем ( а раньше и впятером) по очереди, включая дочь с ее лет семи... Не знаю, сыграло ли какую роль, но читала она много, рано начала читать достаточно серьезную литературу ( например , МиМ впервые прочитала в 10 лет и полюбиа, перечитывает периодичеси до сих пор). И пишет почти грамотно, если учесть, что в российской школе училась только до 6-го класса... Но в нашей переписке по эл. почте есть синтаксические ошбки, что меня огорчает...и очень...
Fantom © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

я читала дочке на ночь, но то, что ей самой было еще рано читать))))
Микроб © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

ты преуменьшаешь вечно его таланты и объемы чтения;)) ну как пишет мой ,все наслышаны))
ЛеньТ © (17.11.2013 14:11)
Прямая ссылка

так он не сам читал - но писал грамотно я ему оч долго читала вслух и ужасно радовалась что известная писательница (по-моему Улицкая) до старшей школы ситала детям вслух
Джейн Тлл © (18.11.2013 00:11)
Прямая ссылка

Мы тоже сыну очень долго вслух читали, буквально до перезда но на немецком он читал сам, правда из под плаки всегда только три тома Гарри Поттерра проглотил и перечитывал) это как раз с 8 до 10 лет было) мы только на русском
Кэрри_40 © (18.11.2013 10:11)
Прямая ссылка

Поняла намек в " гы 3 раза"... Возможно, к причинам грамотности в тексте Автора темы, надо бы еще добавить " гуманитаоный склад ума"... Я сама читаю с 3- х лет, любимейшее занятие всю жизнь, но и довольно грамотно пишу,- но мои мозги откровенно не для точных наук, а стопроцентно гуманитарные ... Знаю наисплспообнейших технарей, над грамматическими ошибками которых можно просто рыдать... частично от смеха... Вот и ответ на "и?"...
Fantom © (17.11.2013 17:11)
Прямая ссылка

сорри, но точно ерунда полная про гуманитарный склад ума
Трусливый Лев © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

" в мои года не дОлжно сметь Свое суждение иметь"... Так?
Fantom © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

у меня гуманитарный,я вно не математический)
Кэрри_40 © (17.11.2013 19:11)
Прямая ссылка

нет, склад мозгов не работает) мое глубочайшее убеждение, что грамотность именно врожденная, т.н. "чуйка", она или есть, или нет ее конечно, что-то нарабатывается но я знаю как очень много читающих людей, пишущих с ошибками, так и мало читающих, пишущих абсолютно грамотно
elesha2112 © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

соглашусь про чуйку)))) пример на фото, размыто, но можно прочесть. ребенку 6 лет было, никаких правил правописания не знала.
Микроб © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

какая прелесть:)
Strawberry © (17.11.2013 20:11)
Прямая ссылка

Считаю, что эта " чуйка" именно в гумаитарных мозгах существует... Я так считаю, и никому не запрщаю думать иначе... Каждый имеет право на свои умозаключения...
Fantom © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

у меня абсолютно технические мозги а чуйка есть)
elesha2112 © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

Сдаюсь под тяжестью улик!))))
Fantom © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

+100 это просто зрительная память
Strawberry © (17.11.2013 20:11)
Прямая ссылка

тоже не уверена
elesha2112 © (17.11.2013 21:11)
Прямая ссылка

У меня дочь чистейший математик, очень грамотно пишет! Сын читает редко, но пишет правильно, кстати, тоже математический склад ума.
Нежность © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

Складываю оружие: доказали и убедили!)))
Fantom © (17.11.2013 18:11)
Прямая ссылка

 

Что не так с этим комментарием ?

Оффтопик

Нецензурная брань или оскорбления

Спам или реклама

Ссылка на другой ресурс

Дубликат

Другое (укажите ниже)

OK
Информация о комментарии отправлена модератору