Форум > Архив "Школа мам" > Апрель 2003 года > Параметры речевого развития |
Параметры речевого развития
Законспектировала сейчас статью. Может, кому пригодится.
Ранняя диагностика и профилактика недоразвития речи
Стадии развития ребёнка от 0 до 18 мес.
1 стадия (0-8 недель). Рефлекторный крик, рефлекторные гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Иногда звуки напоминают ГКН.
Здоровый крик:
ГРОМКИЙ
ЧИСТЫЙ
КОРОТКИЙ ВДОХ
УДЛИНЕННЫЙ ВЫДОХ
У детей с органическим поражением центр.нервн.системы крик:
ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ (непонятно, В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ОТ ГРОМКОГО?)
Или ОЧЕНЬ ТИХИЙ В ВИДЕ ОТДЕЛЬН.ВСХЛИПЫВАНИЙ ИЛИ ВСКРИКИВАНИЙ ,ПРОИЗВОДЯЩИХСЯ НА ВДОХЕ ,ОТСУТСТВУЕТ.
2 стадия (2-5 мес). изменение крика, появление гуления, смеха.
С 3 мес. крик разный в зависимости от состояния ребёнка: крик боли, голода, мокрые пеленки и т.д.
У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС КРИК НЕ МЕНЯЕТСЯ, ОДНООБРАЗНЫЙ.
С 12 недель у большинства здоровых детей частота крика снижается, исчезают примитивные звуки кряхтения, появляется гуление. Оно возникает на улыбку, разговор взрослого, то есть звуки не рефлекторные, а коммуникативные. В компании взрослых гулит активнее, чем один.
6-8 недель «социальная» улыбка, адресованная пока всем, не кому-то конкретно.
Гуление – это гласные, но есть и искажённые согласные, произносятся на выдохе (это тренировка речевого дыхания). В это время появляется смех (повизгивания в ответ на общение с людьми), к 16 неделям становится продолжительным.
Тревожные симптомы (органическое поражение ЦНС):
Однообразный крик и гуление, редкое и тихое гуление, отсутствие смеха ( у нас, кстати, нет практически), преобладание звуков с гнусавым оттенком.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Нормализовать процесс кормления. Рекомендуется не отрывать от груди несмотря на трудности кормления, помогать в захватывании соска, тренировать функцию сосания.
Развивать потребность в общении со взрослыми, зрительную фиксацию и слежение за движущимся предметом, внимание к звукам, умение определять, где звук.
Через 30 мин после пробуждения активизировать голосовые реакции (несколько раз с изменением силы и высоты голоса повторять имя ребёнка, короткие рифмованные строки).
3 стадия (4-7,5 мес).
Исчезают цепочки гласных, повторяют по 1 слогу, по нескольку слогов.
5-6 мес. здоровый ребёнок говорит: БААА, МААА, ТААА, ЛААА.
При врожденной глухоте гуление есть, а лепета не появляется (бесконечного произнесения слогов).
4 стадия (5-7,5-12,5 мес.).
Повторяют ба-ба, да-да, папа, ма-ма. Усиливается контроль за своим произношением. Частые звуки п, пь, б, бь, м, мь, гь, кь, э, а.
С 6-7 мес. лепет становится социальным: ребёнок лепечет в общении со взрослыми, чтобы привлечь к себе, слушает речь других. Голосом ребёнок активно выражает свои желания. Внимательнее следит за действиями взрослого, хочет понять их значение.
Симптомы риска на 3-4 стадиях:
Отсутствие или редкий лепет, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражания в игре с игрушкой.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Развивать умение подражать (игры «До свидания», «Ладушки», «Дай ручку». Взрослый, произнося слова, вначале сам производит действия, затем сопровождает свои слова действиями ребёнка (берёт его ладошки и хлопает ими), потом побуждает ребёнка самому сделать по словесной команде.
Развиваьб лепет путём игр-перекличек (ребёнок лепечет, взрослый повторяет, затем произносит новые).
5 стадия (9-18 мес).
Говорит слоги типа ма, мам. Интенсивно развивается понимание речи взрослых.
8-9 мес. качественно меняется память, узнавание знакомой ситуации, при незнакомом человеке жмётся к маме, отворачивается, время от времени поглядывая на незнакомца. Болезненно реагирует на разлуку с мамой.
У детей с патологией ЦНС, возбудимостью, невропатии, минимальной мозговой дисфункции стойкие реакции страха, протеста на незнакомую обстановку. Это может способствовать отставанию развития речи.
Возникает контакт со взрослым с помощью предметов, манипуляций с игрушками.
Если мало играть с ребёнком , используя предметы, это отражается на развитии речи.
Диагностическая шкала (указаны крайние рубежи ,когда должно быть сформировано).
1 мес. – сосредотачивается на речевое общение
2 мес. – улыбается при общении
3 мес. – комплекс оживления, гуление
4 – смех,
5 – определение, откуда звук, певучее гуление
6 – лепет
7 – готовность к совместной игре, ориентация на колокольчик
8 – реакция на незнакомого, повтор одинаковых слогов БАБА
9 – общение с помощью жестов, игра в Ладушки
10 – понимание речи взрослого в конкретной ситуации (еда, купание), предметное общение со взрослым, 1-2 лепетных слова, понятных в ситуации
11- 3 лепетных слова с соотнесением
12 - 3-4 лептных слова с соотнесением, понимание простой инструкции, дополняемой жестом
13 6 слов, понимает простую инструкцию без жеста
14 18 – показывает 1 из частей тела, 7-20 слов
15 21 – показывает 3 части тела, использует предложение из 2 слов, в словаре – 20 слов
16 24 – 5 частей тела показывает, 50 слов, понимает 2-хэтапную инструкцию, использует с ошибками Я, ТЫ, МНЕ
17 30 – правильно использует Я, ТЫ, МНЕ, повторяет 2 цифры в прав.последовательности, имеет понятие «один»
18 36 – 250 слов в словаре, предложение из 3 слов, овладел множественным числом глаголов и существительных. Называет свое имя, пол, возраст, понимает простые предлоги, выполняет «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку»
ЕСЛИ К 30 МЕС. НЕ ОВЛАДЕЛ ФРАЗОВОЙ РЕЧЬЮ – К НЕВРОПАТОЛОГУ ИЛИ ПСИХОНЕВРОЛОГУ, А ТАКЖЕ К ЛОГОПЕДУ.
Белоснеженка © (16.04.2003 15:04)
Прямая ссылка
Белоснеженка © (16.04.2003 15:04)
Мне особенно про крик понравилось. Девчат, ну читайте вы меньше этой дребедени.
Н © (16.04.2003 15:04) Прямая ссылка
Н © (16.04.2003 15:04) Прямая ссылка
Точно, не ищите в детях грибы.
Шаляй-валяй © (16.04.2003 15:04) Прямая ссылка
Шаляй-валяй © (16.04.2003 15:04) Прямая ссылка
Бяка какая-то ! Так 33 диагноза найдешь у малыша...
Кошка К © (16.04.2003 19:04) Прямая ссылка
Кошка К © (16.04.2003 19:04) Прямая ссылка