Девочки!

Вот то, что мне прислали девочки, занимающиеся этой проблемой. Сама, если честно, так и не нашла в себе силы все это прочитать.

Сайт нашла интересный, там по архивам московской прессы поиск модно сделать, начиная с 1901 года:

http://old.russ.ru/

Московская жизнь

Нищие

В Москве появилось много нищих, среди которых немало здоровых, молодых, нахально требующих подачек. Большинство нищих, благодаря праздничной обильной жатве, с утра уже пьяны. Жалобы на угрозы со стороны нищих тем, кто отказывается подать, слышны все чаще. Женщин нищие буквально преследуют, грубо требуя "милостыню". Особенно много нищих в районе Яузского бульвара, вблизи которого находится Хитровка.

Настойчиво возникает вопрос о борьбе с профессиональным нищенством путем учреждения домов с принудительными работами.

("Голос Москвы" 11 января 1913 (29 декабря 1912) года)



Страшная история

ВОРОНЕЖ, 9, VII. В селе Избищи, Землянского уезда, полицией задержана неизвестная девочка, которая рассказала, что она была украдена у своих родителей нищими и собирала с ними подаяния. С целью увеличения притока милостыни, нищие задумали сделать из украденной девочки калеку и решили отрезать у нее руки и ноги. К счастью девочке удалось убежать до начала ужасной операции.

("Русское Слово" 23 (10) июля 1911 года)



Изобилие нищих в Белокаменной

В Москве за последнее время появилось огромное количество нищих и оборванцев, назойливо пристающих к проходящей публике. Мало того, что отдаленные части города, такие как Замоскворечье, кишмя кишат ими, но и центральные не избавлены от этой столичной язвы.

"Московские ведомости" 21 (8) марта 1911 года

Хроника

Г. обер-полицмейстером предписано по полиции усилить надзор за непоявлением на улицах нищих.

("Новости Дня" 23 (10) апреля 1902 года)



Петербург

По телефону 3-го октября

В управление охтенского участка доставлен нищий Карп Веденев. У Веденева на Ржевке за Прохоровыми три дома, да в банке 10000 рублей процентными бумагами. Веденеву 76 л. Нищенствует он лет семь, потеряв жену.

("Новости Дня" 18 (5) октября 1901 года)


Телеграммы "Новостей Дня"

КИЕВ, 13-го июня. Задержаны в селе Матусове, Киевской губернии, 2 нищих старика и при них 2 мальчика, 11-ти лет. Дети украдены и изуродованы: у одного вырезан язык и выколоты глаза, у другого выворочены руки и ноги. Мальчики передают, что третий ребенок умер от последствий увечий.

("Новости Дня" 28 (15) июня 1901 года)


http://pryzhov.narod.ru/

"В огрубелой массе нищих вырабатывались жестокие натуры, личности дикие и злобные. Возвысившись над своими собратиями, они делались атаманами, старостами, начальниками и давали нищенству дальнейшее развитие. На свете постоянно жило много таких благочестивых, которые, для спасения своего, чувствовали нужду в нищих, и вот, вследствие этого запроса на нищих, явилось и производство их. Атаманы нищих собирали детей. Одни из этих детей были несчастными порождениями бедности и разврата, другие краденые у матери, третьи сманенные нищими или отданные им на воспитание. Вот они видят ребенка на завалинке, выпрашивающего мирское подаяние, ребенка, обезображенного в утробе матери, оборванного, грязного, возбуждающего и жалость и отвращение; того только и нужно хитрому старику или старухе: ребенка сманивают, уносят силой или выпрашивают у бедных родителей, у вдовы-матери, обремененной семейством. Обливаясь слезами, или обрадовавшись случаю избавиться от выродка, она сама отдает его добрым людям на попечение, причитает над ним, как над покойником, но успокаивает свою совесть тем, что благо (мол) его кормят, а (может быть) и святой будет, за нас грешных молить станет! (Бочечкаров. О воспитании нищих / Архив Калачова, Кн. 3. V. С. 52.) Нищие за наем взятых ими детей платили по 80 копеек ассигнациями и по рублю в день, а за уродливых и по 2 рубля (Чтения Общества истории и древностей. 1861. Кн. I).
Можно представить после этого сумму, которую ежедневно добывали нищие! Несчастные дети, вырастая на морозе, в голоде и в вечных побоях, скоро привыкают к своему быту. Девочка едва начала говорить, а уж повторяет известные формулы просьбы: будьте отцы милостивы , сотворите святую милостыньку , поминаючи родителей во царствии небесном ; или: подайти копеечку, подайти Христа ради... . И проходят мимо них миллионы благочестивых, подающих им копеечки, и вырастают они, и производят новые поколения нищих.
Вся эта лестница нищей братии поддерживается известным учением, которое отвергнуто духовным регламентом. Подачею милостыни выражалось у древнерусского человека чувство милосердия и сострадания. Если б не было нищих, благочестивый человек не мог бы утешить своей совести: подать нищему значило проложить себе путь к прощению от бога (Архив Калачова. Кн. 4. III. С. 35). А потому наговорили, что в рай входят святой милостыней (Летопись русской литературы. Ч. 2. С. XXIII), говорили, что Нищий богатым питается. А богатый нищего молитвой спасается. (Румянцевский музей, 365)
Поэтому же нищие считались красою церковною, Христовою братиею, церковными людьми, богомольцами за мир, как говорит г. Снегирев, прибавляя при этом, что самое богатство церковное, по правилам св. апостолов, было богатством убогих (Снегирев. Московские нищие // Московские полицейске ведомости). Написано было об этом много слов и поучений . Так, например, в рукописях Румянцевского музея находятся: поучение некоего отца духовного как подобает милостыню творити ( 182, по рукописи XVI века); о управлении души и о рассмотрении милостыни ( 359, по рукописи XVI века); начало пути жизненному, еже поучатися божественному писанию и жити в нищете ( 361, по рукописи XVI века). Старец Павел Высокий оставил слово ко всему миру: О холодности к нищим , начинающееся так: Почто затворяете врата от нищих?

"Движимые благочестием богомолки ходят по монастырям и подают милостыню. Что же они делают? Они покупают связку крошечных баранок (величиною в полкопейки), которые нарочно для сего пекутся, и продаются связками по 40 штук, и разделяют их на каждого нищего по одной бараночке, что называется сороковою милостынею, имеющего особенное свойство спасать душу. Таким образом из обширного развития древнерусской милостыни не вышло ничего, кроме копеечной милостыни и множества нищих, ничего, кроме легкой возможности старой девке замолить грехи своей молодости, купцу прикрыть зле нажитое богатство, подьячему успокоить свою нечистую совесть, и все это за поданную ими копеечку, как будто этим они сделали какое-нибудь доброе дело. Смысл благотворительности, а следовательно и размер ее идут параллельно с народным развитием. У нас народу дают копейку, чтобы он не умер с голоду, а в древних Афинах бедным платили деньги, чтоб они могли наслаждаться театральными представлениями. Что, кажется, хуже римской черни, но и это была классическая чернь, требовавшая, кроме panem, еще cireenses (хлеба и игр). Милостыня, обращаясь в пустую форму помощи, в дело лицемерия и освящаясь в этом виде привычкой и потворством, вытесняла из народного сознания настоящее понятие о благотворительности, уничтожала в зародыше малейший порыв к доброму делу. Гибнут, говорит г. Курбановский, целые семейства от неимения средств выйти из случайной беды, а между тем щедрая благотворительность неразборчиво распространяется на зрячих, слепых и хромых, способных бегать (Современник. 1860. IX. С. 260). И из этой древне-русской бесчувственности, породившей пословицу, что на Руси никто с голоду не умирал , происходило и то, что плохо действовали многочисленные указы, направленные против нищих; что наши попечительные комитеты о нищих, составленные (по 427-й ст. Свода законов, т. XIV, о содержащихся под стражею, 33 38) из местных архиереев и начальников губерний, так мало приносили пользы. В 1854 году губернские и уездные комитеты 17 губерний доносили, что распоряжения о приведении в исполнение высочайшей воли, касательно искоренения нищенства, сделаны; но действий по сему предмету не было, вследствие непредставления полициями нищих, хотя таковые и имеются в городах. На этом основании в 1855 году из 63 губернских комитетов, кроме столичных, действовали только 12, из 360 уездных 7!
Эти-то, спасающие грешников, нищие разделялись на богаделенных, кладбищенских, дворцовых, дворовых, патриарших, соборных, монастырских, церковных, гулящих и леже-нок."

"Число нищих, живших при московских и новгородских церквах, было громадно. О церковных нищих до нас дошли два распоряжения. Судебником царя Ивана Васильевича ( 91) велено было нищих от церкви удалять: (на монастырях быти нищим, которые питаются от церкви божией), а патриарх Иоаким в 1678 году велел сломать нищенские избы, стоявшие по улицам, а нищим приказал жить у церквей, где пристойно (Литературный вечер. М., 1844. С. 21).
Наконец, калики и леженки, свидетельствует г. Снегирев, имели днем постоянное пребывание на мостах: Старом Каменном (Троицком), на Никольском, Спасском и Куретном, потом на Всесвятском, или Берсеневском, у Троицкого подворья в Кремле и на Варварском крестце, также на других крестцах. Там было сборное место нищих из разных сословий; там сходились удрученные бедностию, старостою или недугами певцы Лазаря, по большей части слепые, жалобным, заунывным голосом испрашивавшие себе подаяние; там же выставлялись гробы для сбора в них милостыни, а божедомы вывозили из убогого дома в тележке подкидышей."


Источник: http://www.ecsocman.edu.ru/

Юка-ПД (07.02.2006 Вт 13:10)