Шефство над ребенком

Предлагаю идею шефства!

Дать сиротам хотя бы часть того, чего они лишены - личного участия в их жизни.

Персональное шефство - это вид адресной помощи сиротам с учетом их индивидуальных потребностей. Всем детям вы всё равно не поможешь, а пробеги по детдомам и помощь "детям вообще" создают лишь иллюзию поддержки.

В миру бытует мнение, что детям в детских домах не хватает игрушек, конфет, евроремонта, очередного праздника, которые детдом и так проводит сам, и груды мероприятий.
И откуда появилось мнение, что если ребёнок остался без родителей, то ему тут же нужно всунуть игрушку, накормить конфетами и станцевать хоровод?

Конечно, если вы собрались и с чистым сердцем приехали к детям для того, чтобы их жизнь стала чуточку лучше - это очень хорошо, замечательно и похвально.

Очень часто именно постоянство участия в жизни сирот приводит к тому, что через какое-то время люди либо начинают понимать, либо нет, что есть более важное дело - будущее детей-сирот

Идея шефства вовсе не означает, что не существует никаких других форм помощи сиротам.
Это и пиар детей для усыновления, и устоявшиеся регулярные группы по занятиям социализации детей (что близко к шефству, так как и постоянно, и с одними и теми же детьми), и сбор гигиенических средств, и помощь кризисным семьям, содействие в сохранении семьи, уход за детьми в больницах и т.д.

Просто это было бы очень важно, если бы в каждой организации наряду с остальными был бы проект шефства.

Для начала приведём FAQ по шефству, чтобы как можно более ёмко, кратко и структурированно рассказать о самом главном.

Кто такой шеф?

Шеф - это
человек, который обеспечивает ребёнку длительные, регулярные,
доверительные отношения. Учит навыкам, показывает мир, развивает.
Удовлетворяет потребность в надёжной привязанности. А главное - находит к
ребёнку индивидуальный подход.

Это либо регулярное взаимодействие с ребёнком приездами в детский дом, либо прогулки за его рамками или же гостевой режим, то есть у вас дома на выходные.

Зачем он нужен?

Для помощи в социализации во взрослом мире, развития, обеспечения личного внимания, любви, ласки.

С точки зрения психологии,
без близких интимных доверительных отношений ребёнок не только плохо и
патологически развивается, но и сам не умеет строить отношения в
будущем, заводить семью, поддерживать контакт.

Разве не решают эту проблему профессионалы? Обычные люди не знают, как помочь ребёнку.

Для нормальной самооценки, полоролевой
идентификации и удовлетворения потребности в интимной близости им нужна
безусловная любовь, тёплые, доверительные отношения. Воспитателю и
остальному персоналу детдома, как сказано в психологической статье
форума, опасно брать на себя такую роль. Близкий взрослый может не только обучить навыкам, но и доставить ребёнку интимные отношения, которых не может ему обеспечить ни один даже квалифицированный профессионал.

К тому же, даже при большом желании, ни
один воспитатель или психолог не сможет стать каждому ребёнку близким
взрослым. Детям в данном аспекте нужны не профессионалы, а люди, которые их любят.

Шефство - это слишком ответственно. Не лучше ли в таком случае приехать к детям с праздником?

Детский дом проводит праздники сам.
Сиротам в их сиротстве помогает совсем другое. Если вы помогаете
материальным или увеселительным, то это идёт не на помощь им в их главной проблеме,
а на улучшение их материального положения, которое играет далеко
второстепенную роль. Вокруг полно гораздо более нищих, бедных и
нуждающихся людей. Если не готовы дать что-то стоящее детям - не стоит
приходить к ним совсем, это безответственно. Трудно прийти к ребёнку, не
скрываясь за игрушками и праздником, и подарить им себя, свои умения и
навыки.

А разве не будет это для ребёнка травмой, если к нему будет приезжать человек, но брать насовсем не будет?

При правильном построении отношений
шеф сразу строит их так, чтобы не получилось недоразумений. Он с
ребёнком честен, открыт и не должен бояться рассказать о том, что
ребёнок должен знать с самого начала. При подробном рассказе о программе
шефства ребёнку (не о сути шефства, а о том, что шефы никого никуда не
забирают) можно решить эту проблему.

"Если ребёнку расставить границы и
сообщить ему, то что они его не могут его взять на постоянно в свою
семью - это честно, откровенно, открыто и этого не надо бояться. Дети,
которые уже побыли в детском доме и знают, что приходящие люди это те,
которые пришли, отдали и ушли. Но есть те, которые взяли ребёнка,
куда-то его поместили, чему-то ему научили и потом вернули, и он ждёт
его с новыми какими-то ситуациями, ждёт нового контакта. Я вижу в этом
только положительные моменты. Учитывая, что многие дети реально
осознают, особенно, если им больше 10 или они длительное время находятся
в детском доме и шанс у них оказываться в семье минимальный, то это та
самая форма, которая позволит им включиться в общество безболезненно.
Эта безболезненность - это его обучение, какие-то подготовительные шаги
крайне важны и в этом есть и польза, и перспектива, и если это потом
перейдёт в постоянно взаимодействие, в сопровождение, в наставничество,
это положительный момент, что у ребёнка теперь есть некоторый человек,
который его знает, который о нём заботится, который с ним
взаимодействует, правильно направляет и не становится для него
постоянным поводырём.

Не будет ли травмой?

Большей травмой будет, если ребенок по
выходу из детдома так и не узнает те знания и навыки, которые ему начали
прививать и показывать.." - говорит А. Гезалов, выпускник детдома.

Шефство - это не травма, а точка роста
для ребёнка, окошечко, в котором он может увидеть мир более реальным,
настоящим, требовательным.

Шефов много, а детей мало, что с этим делать?

Да, ситуация сложена такая, что детей
очень много, а шефов крайне мало. Это и следствие того, что нет большого
количество желающих, но больше того, что мало кто знает о шефстве и о
том, насколько оно эффективно. Шефство вообще мало где проработано. Люди
просто не знают, как и зачем становиться близкими людьми детям. Не
знают, как избежать трудностей.

Вот и складывается ситуация в детдоме - к
ним постоянно, чуть ли не каждый день (неделю, месяц, зависит от
пропускной установки учреждения) ездят группы людей.

Если так посчитать, то это будет от 10 до 100 человек в месяц.

А шефов-то всё равно нет.

И получается, что на один детский дом в
лучшем случае приходится по 5 постоянных шефов. А чаще детские дома и
вообще не слышали о такой форме помощи.

Что делать, если у одного ребёнка есть
шеф, а у остальной группы детей нет? Это не самая лучшая ситуация,
которая может быть, но вспомните сказку о мальчике и морских звёздах,
которые умирали на берегу моря.

И помните, что тот, кто спас одного
человека, спас весь мир. Всех всё равно не спасти. А одного можно. Лучше
помочь одному, чем страдать о тех, кто помощи не получил, не помогая
при этом даже одному человеку.

Что будет, если шеф бросит подшефного?

Для этого и строится обучение шефа разными способами. Осознавать
свою ответственность, не действовать на эмоциях, прежде чем начинать,
реально оценить не только актуальные возможности, но и заглянуть вперёд,
умение не перегорать, а если всё-таки и случатся непредвиденные
обстоятельства, суметь сохранить какой бы то ни было контакт с ребёнком, пусть и на новых условиях.

Разве может кто-то помочь ребёнку, кроме семьи?

Да, семья - самая приоритетная форма помощи сироте. Вне всякого сравнения.

Но нужно посмотреть правде в глаза.
Ребёнок проживёт в детском доме до 18-летия, так и не научившись строить
длительные отношения, уметь их поддерживать на регулярной основе, а
также многим бытовым, жизненным, необходимым навыкам, которые даёт шеф.

Из всех выпускников детского дома социализируются только 10%.
И при такой статистике уже неуместно размышлять, что каждому ребёнку
нужно найти родителей. Если это выполнимо - пусть будет так. Но ситуация
говорит о том, что нужно помогать в тех условиях, какие есть. При
наличии близкого взрослого и его организованной деятельности ребёнок
имеет гораздо больше шансов на адаптацию во взрослой жизни.

Кто может стать шефом?

Любой желающий старше 18 лет, но тут есть серьёзные но:

Человек должен действительно всё осознавать, пройти хотя бы возможное обучение шефству.

Мы стараемся отфилтровывать людей, которые поиграются и бросят и не будут знать о многих других проблемах заранее.

Вся информация и обучение созданы не только для того, чтобы набрать шефов, но и оградить от шефства тех, кто к нему не готов.

На сайте есть:
1) Пошаговая помощь в становлении шефом, предоставление способов, организаций, в которых уже есть проект шефства.
2) Статьи о шефстве, о подводных камнях и зачем это вообще нужно.
3) Возможность вести дневник шефа. Доступно даже для тех, кто только хочет им стать. Ведь важно следить за тем, как происходит достижение цели.

В скором времени вы увидите там успешные истории шефства, а также такие, в которых рассказано о допущенных грубых ошибках, что поможет вам их избежать.

marishoni, (11.04.2012 Ср 16:25)