Мне дискомфортно, когда смотрю другим в глаза
Здравствуйте! Я хотела бы проконсультироваться по поводу самоощущения во время общения с людьми. Моя проблема заключается в том, что в какой-то момент я стала за собой замечать странное смущение во время того, как я общаюсь с кем-то малознакомым (точнее просто не с близким человеком). Мне 20 лет, замечать я это стала года 2-2,5 назад. И для меня это очень странно. Т.е. до этого я могла спокойно кокетничать, строить молодым людям глазки, смотреть человеку прямо в глаза - притом я чувствовала себя вполне комфортно. Теперь же все совсем иначе... Я не могу общаться с людьми, когда мне приходится смотреть им в глаза (не важно, какого они пола). Мне становится очень дискомфортно, я чувствую, что у меня обрывается голос, я могу оговариваться, а взгляд чей-то долго удержать и вовсе не могу - отвожу глаза, потому что мне начинает казаться, что они как-то слезятся, что ли.. один словом, я испытываю дискомфорт даже физический. А еще я часто подкашливаю, когда мне нужно говорить. И мне кажется, что это подкашливание нервное. Например, я могу разговаривать с мамой/сестрой/подругой по телефону и все нормально (не возникает постоянного першения), а вот когда мне звонит мой молодой человек - мне кажется, что мой кашель просто невыносим, постоянное "кхм-кхм" в разговоре, возникающее оттого, что я чувствую, будто у меня в горле что-то мешает, отчего я не могу говорить нормально. И кстати о парне... Мы встречаемся как раз 2,5 года. И его характерная особенность - он не особо смотрит людям в глаза. Мне он это объяснял тем, что чувствует себя незащищенным, когда зрительный контракт длится слишком долго с кем-либо. Но мне он говорил, что мне в глаза он может спокойно смотреть. А я вот тогда долгое время не очень могла удерживать его взгляд (возможно, потому, что мне казалось, что отношения наши не совсем правильные, т.к. у меня была идея о том, что любовь - раз и навсегда, отношения должны строиться только при сильном чувстве любви, а я такового тогда не испытывала, возможно, лишь симпатию... ну и как будто была виновата в этом). Сейчас лучше. Я смотрю на него, но все равно нельзя сказать, что мы часто смотрим друг на друга. В какой-то момент мне стало казаться, что я начала жить "в кепке" - т.е. прикрывая глаза и глядя на все из-под своеобразной защиты. (Хочу добавить, что еще у меня при взгляде в упор возникает словно стыд за себя, словно я не так уж хороша, что мое лицо может не нравиться, что со мной в этот момент что-то не так, даже если я чувствую и знаю, что напротив симпатична человеку, который смотрит на меня. Но вот на людей, проходящих мимо, на людей из толпы я могу смотреть. Могу смотреть на мужчину и чувствовать, что ему симпатична - это вызывает какое-то удовольствие и даже некоторое кокетливое чувство превосходства). Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста. Что это? И как с этим справиться?
Мария, Спб, 20 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Вероятнее всего, стала проявляться социальная тревожность, которую могло спровоцировать взросление и изменение условий. Все началось в 18 лет, Вы поступили в институт (или работаете), это и нагрузки, и размышления о правильности выбранной профессии и о том, сможете ли Вы в ней реализоваться. Также это поиск партнера, оценка своего выбора, в 16-17 лет флирт - это просто флирт, сейчас это уже ожидания, продолжение, сближение. Скоро настанет время создания семьи. Все эти изменения активировали Вашу предрасположенность к тревожности. Подкашливания и страх смотреть в глаза - признаки ее проявления. Социальная тревожность - это чувство дискомфорта, страха или беспокойство, когда человек сосредоточен на взаимоотношениях с другими людьми и предполагает (сознательно или бессознательно), что другие люди относятся к нему негативно или осуждают, оценивают, смотрят свысока. При этом человек думает: Все смотрят на меня. Они думают, что я неудачник. Я здесь лишний. Я не знаю, что сказать. Люди видят, как я нервничаю. Они не захотят со мной снова общаться. Социальная тревога может возникнуть в самых разных ситуациях — по сути, всякий раз, когда мы находимся в контакте с другими людьми или считаем, что мы может стать центром внимания других людей. Рекомендую книги Н.Н. Петрова "Аутогенная тренировка для Вас" и Я. Старак, Т. Кей, Д. Олдхейм - "Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым". Все можно скачать в сети.