Меня ничего не интересует в жизни
Здравствуйте. Хотелось бы узнать причину и, если возможно, решение мей проблемы. Дело в том, что со времени, сколько себя помню, меня ничего не интересует. Может увлечь какое-нибудь дело, появится азарт, но в скором времени он пропадает, и снова мне ничего не интересно. Я просто проживаю свою жизнь, ни к чему не стремясь и ничем не интересуясь. Я могу спокойно сидеть и ни о чем не думать. Могу общаться с разными людьми, но это общение быстро надоедает, и хочется от них сбежать и снова быть одной. Мне постоянно говорят, что так нельзя, что нужно иметь цель и стремиться к ней. Я все это понимаю, принимаю решение начать учиться, чтобы иметь образование. Но каждый раз бросаю, еще не начав. Я просто не хочу что-либо делать. Стремиться к чему-либо. Еще я не умею чувствовать. Я могу плакать, когда плачут рядом, могу смеяться, когда кто-то смеется, но сама при этом ничего не чувствую. Будто я не человек, а кукла с пустотой внутри.
Лена, Красноярск, 19 лет
Мельникова Мария

Психолог
Ответ : Если я правильно Вас понимаю, то, что Вы описали можно назвать Вашим естественным состоянием, которое сопровождает Вас всю сознательную жизнь. При этом, похоже, есть какая-то «часть» внутри Вас, которой хочется сбежать от внешнего мира (людей, дел), чтобы её никто не трогал. Ей комфортно и спокойно быть одной, ни о чем не думать, ни к чему не стремиться. Но внутри Вас живет и другая «часть», которая обеспокоена тем, что Вы «просто проживаете свою жизнь». Она солидарна с теми, кто говорит «нужно иметь цель» и пытается что-то предпринять. Но всякий раз Вы сталкиваетесь с тем, что не чувствуете желания что-либо делать. Наверняка, Вы и сами не раз задумывались о причинах того, что с Вами происходит. Поиск причины – это ответ на вопрос «почему?». Этот вопрос важен. Но стоит иметь в виду, что самое глубокое понимание причин далеко не всегда может гарантировать решение проблемы. Ведь остаётся вопрос «а что мне с этим делать?». Именно на нём я бы предложила Вам сосредоточить своё внимание. Но прежде, задам немного странные вопросы: о чём Вы думаете, когда Вам кажется, что Вы ни о чем не думаете? Что полезного для себя Вы делаете (что происходит с Вами), когда Вы просто сидите? Эти вопросы могут звучать нелепо. Но попробуйте дать на них свой ответ. Это может помочь взглянуть на ситуацию с неожиданного ракурса. Возможно, Вы обнаружите, что «пустота» не такая пустая, как Вы привыкли думать. Я замечаю, что Вы говорите «меня ничего не интересует». Однако следующее предложение начинается со слов «может увлечь какое-нибудь дело, появится азарт…». Пусть это состояние мимолётно. Но, всё-таки, оно возникает. Что-то в жизни трогает Вас, рождая искры интереса. Вам знакомо ощущение азарта. Выходит, мы уже не можем утверждать, что Вам совсем ничего не интересно. Точнее будет сказать: пока ничто не заинтересовало Вас на продолжительное время. Тогда задача заключается в том, чтобы не дать интересу угаснуть, поддержать его на время, которого хватит, чтобы Ваши замыслы могли осуществиться. И тут возникает вопрос «зачем?». Для чего лично Вам чего-то достигать, к чему-то стремиться? Что важного это привнесет в Вашу жизнь? Что тогда будет? - Как бы Вы могли ответить на эти вопросы? На мой взгляд, то, что Вы обозначили как «неумение чувствовать» и отсутствие интереса к жизни – связанные вещи. Ведь мы понимаем, что нам что-то интересно, когда чувствуем это. Действительно сложно решиться на какое-то дело (особенно на такой глобальный проект, как, скажем, получение образования), если внутри нет ощущения, что это нужно, что это полезно, что это имеет смысл. Жизнь предлагает нам на выбор множество дел. Довольно легко запутаться в этом многообразии, если не чувствовать, какие дела действительно стоят усилий. Кроме того, для того, чтобы доводить начатое до конца, важно ощущать удовольствие и отдачу от процесса. Всё это требует исследования желаний и чувств. К сожалению, ответ на вопрос в интернете – не самый удачный формат для такой работы. Для этого подойдет индивидуальная консультация. А в рамках ответа на вопрос я могу порекомендовать Вам следующее. Попробуйте регулярно обращать внимание на своё состояние. Вы можете выбрать подходящее время и спокойную обстановку, чтобы прислушаться к своим внутренним ощущениям. Понаблюдайте за тем, как они изменяются. Попробуйте как-то их обозначить. Это не обязательно должны быть слова. Возможно, Вам на ум придут какие-то образы. Вы можете попробовать описать, то, что Вы почувствуете, нарисовать, выразить в каком-то движении – словом, дайте волю своей фантазии. Чтобы научиться лучше понимать своё состояние, Вы можете начать с ответа на простой вопрос: нравится или не нравится Вам то, что с Вами сейчас происходит? Хорошо Вам от этого или нет? Постарайтесь избегать промежуточного ответа. В большинстве всё-таки, существует перевес в ту или иную сторону. Попробуйте его "нащупать". В дальнейшем Вы можете попробовать дать своему состоянию словесное обозначение. В поиске слов Вам могут пригодиться различные «таблицы эмоций и чувств» (если не найдете в интернете – можете написать мне, я вышлю их Вам на почту). В таких таблицах собраны названия для различных состояний, которые может испытывать человек. С их помощью Вы сможете выбрать слово, которое наиболее подходит для обозначения Вашего состояния. Понаблюдайте за тем, что происходит у Вас внутри, когда внешне Вы плачете или смеётесь вместе с другими. Как Вам кажется, что именно (внутри Вас и вовне) заставляет Вас реагировать подобным образом (тогда как внутри Вы ощущаете пустоту). Как бы можно было назвать то, что Вы испытываете в такие моменты? Понаблюдайте за своими ощущениями, реакциями организма, случайными (или не случайными) мыслями, которые Вас посещают. Особое внимание уделите моментам, когда Вы начинаете чувствовать интерес. Как можно описать это состояние? В ответ на что оно обычно возникает? Нравится ли оно Вам? О чем Вы думаете при этом? Судя по Вашему письму, получается, что внутри Вас рождается намерение действовать, которое Вы «бросаете не начав». Замечали ли Вы, как именно это происходит? Можно ли сказать, что причина – в отсутствии или упадке сил? Если это так, то Вам стоит пройти медицинское обследование, поскольку у такого состояния могут быть физиологические причины. Если же с силами всё в порядке, может помочь работа с мыслями и установками (которую Вы можете провести индивидуально или вместе с психологом). В любом случае, попробуйте посмотреть на свои «взаимоотношения» с жизнью как на обоюдный процесс. Т.е., не только с позиции «что интересного может предложить мне жизнь?», но и «что интересного я сама могу привнести в жизнь?», «как я могу сделать жизнь интереснее?». Такая постановка вопроса может помочь обнаружить неожиданные решения и новые интересы. Желаю удачи!