Я боюсь чувства вины за то, что сделала или не сделала
Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться. Меня беспокоит чувство вины, точнее, страх этого чувства. Я очень совестливая и ответственная, нередко меня мучает чувство вины, и я стала его бояться. А как известно, чего боишься, о том и думаешь, то и происходит. После оплошности на работе я долго себя виню, я боюсь, что вот уйду с работы и не прощу себе старую ошибку. У меня очень хороший начальник, ценит мою ответственность и не ругает меня, но я все равно боюсь ошибок, точнее, боюсь именно того, что буду себя мучать мыслями о них – так и происходит, я начинаю о них думать постоянно. Раньше в возрасте подростка я была достаточно религиозной, молилась каждый день. А сейчас уже перестала это делать, но периодически возникает страх, что если я не помолюсь, то с близкими случится что-то плохое. И иногда возникает мысль – вот не помолишься сейчас, с твоим близким произойдет беда. Но я головой понимаю, что не желаю ничего плохого, не обещала молиться каждый день, и в итоге не молюсь, а потом мучаюсь – а вдруг я буду виновата? Я же не помолилась, хотя могла бы это сделать. Но при этом я же не выступаю против молитвы, я выступаю против того, чтобы молиться обязательно, когда я сама не давала обещаний о ежедневных молитвах. Иногда мне приходит страх о том, что если я что-то куплю, то с близкими что-то произойдет. Здесь нет никакой логической связи, но я очень боюсь этого чувства вины. Ведь если я куплю и что-то произойдет, то я буду себя винить, а это ужасное чувство. В итоге не покупаю нужных и хороших вещей. Как от этого избавиться? Как не обращать внимание на свой страх, на все свои мысли и делать, что хочу, ведь все мои действия никак не могут привести к каким-то последствиям для моих близких? Спасибо заранее за ответ!
Нина, Санкт-Петербург, 28 лет
Мельникова Мария

Психолог
Ответ : Мы можем сказать о человеке, что он виноват, в двух случаях: если он поступил так намеренно и если у него был контроль над ситуацией. Было бы не совсем справедливо винить человека за случайную оплошность или за то, на что он никак не мог повлиять. Поразмышляйте о том, за что в Вашей жизни Вы действительно отвечаете, а что остается не в Вашей власти? Если, допустим, Вы не можете повелевать ветрами, справедливо ли будет винить Вас за ветреную погоду? Подумайте и о Ваших помыслах. Головой Вы понимаете, что не желаете близким ничего плохого. Это значит, что, когда Вы хотите купить какую-то полезную вещь, то делаете это вовсе не для того, чтобы причинить Вашим близким зло. Даже если, по независящим от Вас обстоятельствам, с ними что-то случится, и это событие совпадет во времени с Вашей покупкой, разве одно станет причиной другого? Вы правы, что между этими гипотетическими событиями нет совершенно никакой логической связи. Также, как и в случае с молитвой. К сожалению, в жизни происходят вещи, на которые Вы никак не можете повлиять. Но от этого Вы не становитесь хуже. Вы верно отметили, что страх испытать вину, как правило, приводит к тому, что именно это чувство нас настигает. Чтобы не обращать слишком много внимания на свой страх, стоит обратить внимание на то, что происходит вокруг. Я замечаю, что, вопреки страху, который Вас одолевает, Вы находите в себе силы, чтобы продолжать действовать. Вы рискуете, идя навстречу жизни. Я считаю, это смело и достойно уважения! Уделите больше внимания тому, из чего складывается Ваша жизнь. Занимаетесь ли Вы тем, к чему у Вас лежит душа? Ощущаете ли Вы себя на своём месте? Нравится ли Вам то, как складываются Ваши отношения с близкими? Поразмышляйте над этими вопросами. Возможно, Вы обнаружите какое-то дело, которому могли бы уделить немного больше Вашего времени и внимания. Что-то хорошее, что Вы сочтете важным воплотить в жизнь. Помните, что никто не может избежать чувства вины. Каждый человек хотя бы раз совершал что-то такое, за что потом себя укорял. Но это – опыт, необходимый нам, чтобы расти над собой. И нам решать, как к нему относиться. Если мы виноваты, и жизнь даёт шанс загладить вину – имеет смысл это сделать. Если такой возможности нет – стоит взять этот опыт на вооружение в будущем. Ведь тот, кто осознал свою ошибку – это уже не тот человек, что её совершил. Он принял на себя ответственность и усвоил этот жизненный урок. Таким образом, он реализовал свой шанс стать лучше. Возможно, напоминание об этом поможет Вам снизить Ваше беспокойство и жить той жизнью, которой Вы хотите. Также могу порекомендовать Вам прочесть главу "Неизбывная вина" из книги Дж. Холлиса "Душевные омуты". Желаю удачи!