Как вернуть любовь в семью без уважения?
Здравствуйте! Прошу у вас совета, т.к. больше не у кого. Я в браке 4 года, сыну 3,5. Выходила замуж по любви, души в муже не чаяла. Сейчас все больше ссоримся. Доходит до рукоприкладства. Но не сильно: хватает за руки, за лицо, за шею, так, что синяки остаются, но специально не бьет, хотя говорит, что если бы рядом не было людей, побил бы. Я его боюсь. Но есть сын, и я зависима от него материально, и он ставит мне это в вину, мол, он за меня платит, и я должна слушаться. Хотя когда искала работу после беременности, сказал, что не надо. Я не знаю, что делать. Я кричу бывает на него, когда это начинается, не могу сдержаться, может, поэтому он продолжает? Характер у меня не лучший, мне сложно мириться с неуважением, хамством. Бывает огрызаюсь на него. Как вернуть любовь в семью? Возможно ли это?
Светлана, Новосибирск, Россия, 23 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : То, что Вы описываете, называется домашнее насилие - сюда входят все, один или несколько видов насилия: повторяющиеся инциденты физического/сексуального/словесного/эмоционального/экономического с целью контроля, запугивания. Эмоциональное насилие - это игнорирование психологических потребностей женщины, то есть потребностей в безопасности, принятии, саморазвитии и самореализации; изоляция — установлении жесткого контроля над средой общения женщины, запрет на общение с друзьями, коллегами, родственниками, детьми; – в форме постоянных угроз и унижения: уничтожение и разрушение личного пространства женщины, ее вещей; – ирония, насмешки в ее адрес; – желание поставить женщину в неловкое положение и продемонстрировать другим людям ее недостатки; - эмоциональная холодность со стороны мужа. Экономическое насилие проявляется в отказе средств на содержание детей, в утаивании доходов, трате семейных денег, в покупке товаров без учета потребности жены, в обязательном отчете женой о потраченных средствах. Физическое насилие может быть прямым или косвенным. Прямое воздействие: без нанесения телесных повреждений (побои, пинки, шлепки, толчки, пощечины, бросание объектов и т.п.) или с нанесением телесных повреждений легкой, средней и тяжелой степени. Сюда же относится и сексуальное насилие, уклонение от оказания медицинской помощи, лишение достаточного количества сна, лишение возможности отправления жизненно важных функций (например, отказ в душе и туалете), привлечение к использованию алкоголя и наркотиков против желания женщины. Иногда даже мужчина может нанести физический вред домашним животным. В результате у женщины не только физические травмы, но и психологические - головные боли, бессонница, депрессия, замкнутость, высокий уровень тревожности, низкая самооценка, страхи, фобии. Вы пишете, что у Вас сложный характер, потому что Вам сложно мириться с неуважением, хамством. Почему Вы должны с этим мириться? Вы считаете, что сами виноваты в его поведении и отношении к Вам? (один из мифов: если я буду вести себя хорошо, так, как он хочет, он никогда не причинит мне больше вреда, не сделает больно). Первое - это признать, что Вы живете в ситуации насилия в семье. Второе - взять ответственность за свою жизнь на себя. Обратитесь в социальный проект "Служба семьи Новосибирска" Помощь семье в трудной жизненной ситуации по горячим телефонам 201-10-10 и 221-34-29, помогут специалисты - психологи, юристы. Посмотрите у меня на сайте первой статьей идет таблица "Если Вы стали жертвой домашнего насилия". Контролировать свою жизнь, осознать реальность и последствия сложившейся ситуации, оградить себя от насилия, это Ваши задачи не только для себя, но и для ребенка, который формируется и травмируется в этой обстановке.