Все время хочется угодить маме
Почему-то все время хочется угодить маме и наконец-то стать хорошей девочкой, хотя возраст уже совсем не подходящий - 23. Такое ощущение, что застряла где-то на 15 и не хочу взрослеть. Появилось чувство, что если спорю с ней, то делаю что-то нехорошее (думаю, это потому, что младшая сестра - любимая мамой дочка, а я - папой). И с чувством юмора вроде все в порядке, но совсем недавно была жуткая депрессия, с мыслями о суициде, с нежеланием жить и невидением смысла в жизни. Хотя все знают меня как уверенного в себе человека, не позволяющего дать себя в обиду. Что происходит?
,
Ермилова Марина Константиновна

Психолог–консультант
Ответ : Давайте разберемся прямо по тексту письма 1. "Почему-то все время хочется угодить маме и наконец-то стать хорошей девочкой…" Вот сами и ответили на вопрос: хочу угодить маме, чтобы стать "хорошей девочкой". Именно "девочкой", а не дочерью или еще как-то. В детстве "хорошая девочка" - знак высшего признания, любви родителей, одобрения, оценки ребенка, как человека и ориентир на жизненные ценности. Без такой оценки маленький человек не знает, как ему идти по жизни (по сути - выжить в обществе). Поэтому для ребенка так важно услышать "хорошая девочка" от людей, которым они особенно доверяют (а это, в первую очередь, родители). 2. Также обостренное желание быть "хорошей девочкой" появляется после какого-то стресса, когда ребенок либо был не прав (и всю жизнь неосознанно виноватит себя), либо наоборот - его несправедливо обвинили или наказали. В любом случае, с этого момента у него "застряло" решение доказать маме (папе или еще кому-то), что он "хороший" и "имеет право на существование, на жизнь!". Для ребенка понятие "хороший", равноценно получению права на жизнь среди людей. Самое страшное наказание - бойкот, изгнание, одиночество. Поэтому маленький человек всячески, любыми средствами старается получить звание сначала "хорошей девочки или мальчика", а позднее "хорошего человека". Причем продолжает доказывать, что он "хороший" даже, когда уже некому доказывать. Вполне возможно, что у Вас, Женя, такой стрессовый момент произошел именно в 15 лет - "Такое ощущение, что застряла где-то на 15…" Хотя по ощущению, в 15 лет произошло уже окончательное закрепление проблемы, а корни лежат еще раньше. Можете вспомнить этот случай и проанализировать, почему в тот момент для Вас имело большое значение быть для мамы "хорошей девочкой". 3. "…не хочу взрослеть." Тоже очень точно сказано. Надо "вернуться сознанием в то время, когда вероятно сформировалось такое решение "не взрослеть". Что Вас удерживает в детстве? Думаю, что это "недолюбленность мамой" или хочется вернуться, чтобы доказать ей, что Вы "хорошая девочка". Подобную проблему надо убирать со специалистом. Вряд ли Вы сами сможете пройти по глубины сознания и найти этот момент, чтобы вычистить его. 4. "Появилось чувство, что если спорю с ней, то делаю что-то нехорошее". Это ощущение вполне могло прийти, как принятое Вами "мнение" той же мамы во время конфликта, когда Вы пытались спорить с ней (или с кем-то другим). Возможно, что оно закрепилось в сознании через телесную боль (например, шлепок) или страх (ребенку пригрозили наказанием, если будет спорить). Самое тяжелое, если мама сказала, что не будет любить, если услышит спор. Как бы не любил папа, или бабушка, мамина любовь для малыша - прежде всего и ничем не может компенсироваться. Потеря именно ее любви - для ребенка равноценна смерти! 5. "…думаю, это потому, что младшая сестра - любимая мамой дочка, а я - папой…". Ну, вот еще один ответ, и еще одна причина (возможно, что и основная) Вашей проблемы. Очень часто у старшего ребенка развивается комплекс "недолюбленности" мамой, когда появляется второй ребенок. От родителей требуется большое умение, чтобы малыш не остался обделенным вниманием. Почему это Важно для него, я описала выше. Маленькое справочное отступление: Бывает другой вариант, когда с младшим ребенком родители ведут себя "по накатанному пути". Все же уже известно, как надо, а вот у первого ребенка все в первый раз. Особенно это опасно, когда разница между детьми, да еще однополыми, составляет примерно 6-7 лет. Что происходит? Рождается второй малыш - старший идет в школу и все внимание на него, а младший "по старой памяти" и уже не удивляет и не восхищает. А ребенок это чувствует. Второму ребенку 6-7 лет - первому 12-13 (переходный возраст). Опять в воспитании та же картина. Второму ребенку 12-13 лет - старшему 18-19 лет. Поступление в институты, армия, первые любови, неудачные замужества, непредвиденные беременности, не дай бог наркомания или пьянство и т.п. Соответственно, младшему в основном достается только окрик с запретами. Разбираться в его делах некогда. Младшему 18-19, у старшего дети маленькие (внуки). Я думаю, комментарии излишни. 6. "…но совсем недавно была жуткая депрессия, с мыслями о суициде, с нежеланием жить и невидением смысла в жизни…." Эта депрессия может быть связана с проблемой "хорошей девочки", а может и нет. Надо разбираться конкретно и не заочно. Заочно не могу сказать ничего, потому что мало информации об этом случае. Если это состояние корнями уходит в проблему "недолюбленности мамой", то "кодировка", что отсутствие маминой хорошей оценки, а именно любви - слишком сильно, на уровне потери смысла жизни (см. выше). В этом случае, обязательно надо очень серьезно поработать со специалистом. В глубинах сознания может "сидеть" кодировка, записанная на телесной или душевной боли, которая при схожей ситуации даст рестимуляцию старому стрессу и сработает, как разорвавшаяся бомба. Вам в этом случае будет трудно управлять своим состоянием. Пугаться не стоит, но желательно по возможности, если уже были рецидивы желания суицида, все-таки проработать эту проблему непосредственно со специалистом. Мы, разобрали с Вами только возможные варианты проблемы, обозначили вехи, по которым можно докопаться до корней и вычистить эту "болячку". Думаю, что у Вас хватит разумности не поддаваться подобным настроениям и помнить, что это состояние не сегодняшнего дня, а память о детских переживаниях!