Как разобраться в себе, чтобы принять правильное решение?
Добрый день! Обращаюсь за советом... Я замужем, есть дочка 4х лет. Замуж выходила по любви, встречались до брака 3 года. Для меня на тот момент муж был почти идеалом, старше на 5 лет, видела в нем массу достоинств, и верила, что счастье будет длиться вечно. Но сначала начались проблемы из-за жилищного вопроса (мы жили с его родителями, и мне было некомфортно там с самого начала), а он категорически отказывался искать другие варианты жилья, дальше с работой проблемы, и отсутствие у него особого желания их как-то решать... И я стала замечать в нем не очень привлекательные качества - безынициативность, инертность, нежелание развиваться, нам стало не о чем говорить друг с другом, он не ухаживал за мной как за женщиной, даже по праздникам. Дальше и во мне вся инициативность пропала. Интерес он проявлял только к сексуальной жизни, и к общению с друзьями. Как к отцу особых претензий у меня к нему нет. Жизнь превратилась в рутину, и я поняла, что наши отношения держатся только на ребенке и на привычке. Я чувствовала, что уже не люблю его, или по крайней мере не ощущаю к нему любви. Он мог часто обидеть меня словом, часто раздражался по мелочи, что очень ранило. И в эти моменты я задавалась только одним вопросом: почему я терплю такие отношения, если любви к этому мужчине больше нет?! Ради ребенка, видимо. Потом я вышла на работу, которая меня изменила. Я стала более уверенной в себе, более открытой миру, более решительной... а муж по-прежнему никуда не развивался. Работал дома, подрабатывал, на самое необходимое хватало, а больше? Кризис виноват! У всех проблемы! Стало еще больше ссор дома. А на работе, наоборот, все было хорошо, и на работе был человек, который очень притягивал, с которым с самого начала было легко и комфортно. В итоге, я решилась откровенно сказать мужу, что ухожу. Его реакция была очень бурной! Он включил жертву, манипулировал, угрожал исчезнуть из жизни ребенка... В общем, это было ужасно! Я жила у родителей. Все знакомые были в шоке от моего ухода, но понимали, что на то были определенные причины. А еще, судя по его реакции, все как один твердили, что он слаб морально, даже слабее меня. И это одна из причин того, что я несчастлива с ним. Но постепенно на меня началось давление, что семью нужно склеивать. Он пообещал измениться, сказал, что для развития ему нужен стимул в виде семьи, и ради ребенка я решила дать нам шанс. Параллельно в этот период во мне росли чувства к другому мужчине. И, вернувшись к мужу, я на самом деле просто стала там жить, а сердцем и мыслями была с другим. Ситуация усложнялась еще тем, что он тоже женат. И, как и я, несчастлив в браке. По мере укрепления наших чувств он понял, что больше не может жить с женой, и ушел. Сейчас он живет один и готов принять любое мое решение - уйти от мужа и быть с ним, или сохранить семью и прекратить наши отношения. У него детей нет, и он давно о них мечтает. Сейчас мы не представляем жизни друг без друга, но я с ужасом представляю свой повторный уход. Переживаю о ребенке. О реакции родственников. Страшно рушить семью, которая на первый взгляд и не плохая. Только вот мне в этих отношениях некомфортно. Но когда завожу с мужем разговор о том, что чувства прошли, он начинает опять манипулировать ребенком, и вообще реагировать бурно и даже неадекватно. Это очень гложет меня морально. Не вижу выхода. Понимаю, что ради собственного счастья могу очень ранить в первую очередь дочку, ну и мужа, конечно же. Он мне не чужой человек, очень не хочу делать ему больно, но боюсь, что спокойно он меня не отпустит... А еще в моменты, когда начинаю думать, что разрушу семью, появляются мысли, а вдруг во втором браке не сложится, вдруг я просто влюбилась и это пройдет, а ребенку я нанесу уже непоправимую травму... Если бы на чаше весов были только я и муж, я бы с уверенностью ушла, а так... страшно рушить ребенку жизнь... Хотя и в ссорах и нелюбви растить ребенка тоже неправильно, я понимаю это! Помогите, пожалуйста, разобраться в себе!
Оксана, Киев, 27 лет
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Как я поняла из письма, Ваш муж, желая удержать Вас, не проявляет к Вам любовь и искренний интерес, которые могли бы в нем быть, но лишь слегка "уснуть" под гнетом рутины. Он не пошел искать работу, не предпринял попыток наладить вашу совместную жизнь, но лишь манипулирует ребенком и Вашим чувством вины. Здесь трудно предположить, что и в дальнейшем он изменится и у ваших отношений появится та основа, на которой они могли бы долго и счастливо существовать. Сохранять такие отношения, как правило, бессмысленно. Но Вы правы в своих сомнениях по поводу чувств к новому мужчине. Здесь тоже нужно себя хорошенько проверить. Подумайте: готовы ли Вы уйти от мужа не к новому любимому, а в никуда? Если чувствуете, что да - наверное, можно уходить. Это будет означать, что, скорее всего, с этим мужем Вас ничто больше не связывает. Если же чувствуете, что так Вам слишком страшно, что Вы не хотите оставаться одна, что, вообще-то, лучше такой муж, чем никакого, тогда лучше будет остаться. И желательно поработать с психологом индивидуально, чтобы разобраться в своих чувствах и к мужу, и к новому претенденту.