Не выношу свою мать из-за испорченного детства
Добрый день! Моя проблема в том, что меня раздражает мать. Когда я вижу ее или слышу ее голос, меня начинает трясти и печь в груди. А когда она дотрагивается до каких-то вещей, мне их хочется выбросить. Немного предыстории. Когда мне было три года, мои родители разошлись. Из рассказов моей мамы я поняла, что мой отец очень хотел дочь, и когда я родилась, то он был в восторге. А после развода я стала ему не нужна, мы не виделись и не общались, у него появилась новая семья, другой ребенок. И мама с ума сходила по отцу, чего она только не делала, чтобы его вернуть, но безрезультатно. И получилось так, что он ушел, а груз в виде меня оставил ей. Она все детство срывала на мне свою злобу за неустроенную личную жизнь, плохое настроение. Во всех ее бедах и неудачах была виновата я. Она меня могла ударить и довести до слез не из-за чего. Как-то вечером мы сидели на кухне вдвоем. Я о чем-то думала и стала улыбаться своим мыслям, она как одержимая стала кричать на меня, обзывать, говорит, чтобы я не улыбалась, и тем самым довела до слез. В школе по русскому языку и литературе у меня были хорошие оценки. А однажды я по диктанту получила тройку, очень расстроилась, пришла домой, рассказала ей, думала, поддержит, а она меня избила ремнем и с облегчением пошла на улицу. Как-то мамина знакомая посоветовала ей съездить к бывшей свекрови, мол, та, может, знает, где отец. Я тогда училась в 10-м классе, ехать категорически не хотела, а она меня буквально за руку и со слезами на глазах отвезла к бабке. Мол, одну бы она ее не приняла, а со мной, конечно же, пустит в дом. Как оказалось, мой отец уже долгое время жил у моей бабки, потому что был должен большую сумму денег и скрывался там, потому что его искали. Спустя некоторое время после нашего визита он заявился к нам домой, мама думала - любовь, а на самом деле - он в целях своей безопасности поменял место дислокации. Она заставляла меня называть его папой, я отказывалась, потому что этого человека помню смутно, я его последний раз видела, когда мне было три года. Она меня заставляла его слушаться, я отказывалась. В итоге произошел случай, который до сих пор я не могу забыть. Мы с мамой пошли на день рождения к родственникам. Она на меня злилась все время, пока мой папа жил у нас. Родственники накрыли стол, пожарили "гору" мяса, все сели праздновать. И у меня на пол подает кусочек мяса, на что моя мама мне говорит с ненавистью при всех: "Поднимай с земли и ешь!". Я расплакалась, ушла, а она даже не извинилась. Когда я училась в институте, она мне внушила, что у меня порча на одиночество (дело в том, что она всю жизнь думала, что ей свекровь сделала порчу, поэтому отец с ней и не жил). Что из-за этого у меня не будет любимого человека. Я два года проходила с мыслью, что зачем жить, если у меня никогда не будет мужа и семьи, я не встречалась с мальчиками, потому считала, что меня не могут любить из-за порчи, и все отношения очень быстро закончатся. С тех пор прошло 9 лет. Сейчас у меня маленькая дочка, я не замужем, у меня нет парня, потому что во мне сидит страх, что я недостойна любви. А когда я вижу свою мать, этот страх усиливается. Я думаю, что аллергия на мать происходит по большей части из-за этой порчи. И все эти годы я вступала в отношения именно с теми мужчинами, которым нужны были легкие, ни к чему не обязывающие отношения, я вешалась на шею к первому, к обращал на меня внимание, потому считала, что большего я недостойна, и любимой быть - это не про меня. Поэтому я одна и ничего с собой не могу подделать, очень страшно. Плюс ко всему моя мама мне не помогала, не поддерживала меня никогда, во всем обвиняла, вот другие хорошие, а ты плохая. Прежде чем что-то купить, например, магнитофон, мама и бабушка задумывались, а заслужила ли я это? А если она мне помогала или что-то купила, то говорит, если бы не она, у меня этого бы не было, если бы она мне репетитора не наняла, я бы не поступила в институт. И вообще я ей должна, потому что она меня поила и кормила. В итоге сегодня я считаю что недостойна хорошей работы, хорошего заработка, любимого мужчины, и когда вижу свою мать, меня трясти начинает!!!! Помогите мне, пожалуйста, посоветуйте что-нибудь!
Юля, Россия, Краснодар, 28 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Мама представляет собой тип авторитарного родителя, она требовательна, но в то же время не реагирует на Ваши потребности, особенно эмоциональные, она вообще не выражает теплых чувств, и, я так предполагаю, до сих пор использует метод наказания без всяких объяснений - как метод дрессировки или поддержания в Вас страха перед ней и подчинения. С детства она не предлагала Вам как ребенку никакого выбора, диалог отсутствовал. В результате всего этого Вы теперь можете связывать чувства любви с послушанием или успех (в любой сфере) с послушанием. Вы могли пережить депрессию, и скорее всего у Вас низкая самооценка и сложности в социальных взаимодействиях. Такой родитель, как Ваша мама, не находится в диалоге с ребенком, вопрос "почему" для нее закрыт, она так делает, потому что "я так сказала, я хочу, чтобы ты так сделала". Ее наиболее любимое наказание - это унижение и игнорирование в выражении привязанности, что особенно тяжело переносить ребенку (взрослый уже может компенсировать и адаптироваться). Другие ее способы - это крик, оскорбления, когда она показывает свой гнев, свою злость. Иначе говоря, такой родитель имеет крайне низкий уровень душевной теплой привязанности к ребенку и крайне высокий уровень контроля над ребенком. Нет в ней отзывчивости, она намеренно саботировала развитие Вашей индивидуальности, способности к саморегуляции и самоутверждение. Ее требовательность сводилась к уровню ее контроля над Вами, но никак не требовательность, чтобы Вы стали зрелым человеком и уверенным в любви близких. Результат - инфантильность, низкая самооценка, тревожность, обезличивание (самоотстраненность). Неспособность мыслить самостоятельно. Злость, обида, гнев, страх неудачи. Вам необходима работа с психологом.