Я стал бояться высоты и того, что могу себя порезать
У меня следующая проблема, после определенных событий у меня обострилась ВСД (первый был в 2012 и прошел сам без ничего) + добавились ПА и все вытекающее, в общем, ужас! А самое главное - я в один миг стал бояться высоты, более того, я стал бояться, что я могу взять и спрыгнуть с этой высоты, ни с того ни с сего! Пошел к психотерапевту, он прописал мне лекарства, я хожу к нему на сессии, но особого толка нет. И вот с ноября месяца по сей день, итого 5 месяцев, меня просто разрывает, я уже не знаю, куда податься и что делать, живу я в маленьком городишке в Казахстане, город Павлодар, здесь всего то 3-4 психотерапевта наверное... Что со мной, я схожу с ума или что это? ну как у нормального человека может возникнуть мысль спрыгнуть... Меня в этот момент просто выворачивает, ноги ватные, пульс ударов 500, наверное, пот, дыхание как у собаки... в общем, страшное дело... Помогите, пожалуйста.... А теперь, спустя год, я стал бояться, что могу себя порезать... Начитался про шизофрению, нашел у себя схожие симптомы... Ужасно... Мне хочется привязать себя к батарее, чтобы не дай бог что-то не произошло... я не хочу умереть как ненормальный... Подскажите, что делать?
Игорь, Астана, Казахстан, 29 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Для начала смените психолога. Если один Вам не подходит (бесполезен), это не значит, что психотерапия неэффективна. Сейчас практически все специалисты работают по скайпу, так что нет необходимости фокусироваться на месте своего проживания (наберите в гугле "каталог психологов" и выбирайте). То, что Вы описываете, это паническое расстройство. При панической атаке активизируется симпатическая нервная система ("борьба или бегство"), это происходит, когда мозг воспринимает происходящее как опасность. Мозг выбрасывает адреналин и норадреналин, учащается сердцебиение, повышается давление, увеличивается приток крови к мышцам, дыхание становится быстрым и поверхностным, пищеварение угнетается. Психотерапия (когнитивно-поведенческая) - это в том числе и обучение (и пояснение, что происходит), как реагировать, чтобы стабилизировать состояние. Например, дыхание. В результате у Вас во время приступа происходит гипервентиляция, головокружение, онемение, покалывания, давление в груди, нехватка воздуха (из-за частого, поверхностного дыхания снижается содержание углекислоты, из-за чего гемоглобин не отдает кислород и организм страдает от гипоксии. Кровеносные сосуды сжимаются). Поэтому нужно осваивать метод глубокого дыхания (можете почитать на моем сайте в статье "Тревожные расстройства"), так же как и метод мышечной релаксации. Это требует тренировки. И этому Вы также должны обучаться на сеансах психотерапии (по идее). Естественно, Ваши мыслительные процессы также меняются при беспокойстве или панике. Во время приступа Вы можете думать: - я собираюсь умереть; - я схожу с ума; - я теряю контроль над собой; - происходит что-то страшное. Вне приступов, будучи все равно в перманентном ожидании и повышенной тревожности Вы можете также продолжать думать: - со мной что-то не так, я психически болен, мне надо изучить весь интернет на тему, например, шизофрении; - я могу убить/поранить себя и других; - я опасен, я должен что-то с собой сделать (привязать себя к столу, батарее, двери и т.п.) Симптомы, которые Вы испытываете во время ПА, это работа примитивного (рептильного) мозга, который выдает базовые реакции и защиты (если Ваш мозг думает, что Вы находитесь в опасности, он не будет ждать, пока Вы подумаете об этом и решите, что делать. И он реагирует за Вас, пытаясь держать Вас в зоне безопасности). Итак, что Вы имеете? Ваш организм Вас защищает. Он не пытается Вас столкнуть с балкона или одарить шизофренией, он Вас, наоборот, пугает, чтобы Вы не прыгнули. А вот то, КАК Вы оцениваете происходящее, это уже лимбический (эмоциональный) мозг. Самое главное, Вы уже поняли - всей этой защиты слишком много и невовремя. На Вас не нападают, никакая опасность не угрожает, а мозг решает, что наоборот. И далее по схеме. То есть основная терапия должна происходить ВНЕ приступов, когда в целом снижается тревожный фон (Вы можете его даже не ощущать, но паническое расстройство говорит, что именно такова ситуация) и, как следствие, излишняя защита.