Муж не может определиться, с кем быть - со мной или с любовницей
Добрый день, дорогие психологи! И у меня и у мужа это второй официальный брак, в в августе будет 13 лет. У него двое взрослых детей, у меня двое взрослых детей. Оба считаем, что наш брак был счастливым. Но вот случился у мужа на работе служебный роман с молодой женщиной, у мужа в подчинении, у нее двое маленьких детей и 3 неофициальных брака в прошлом. Меня он ни в чем не винит, считает, что лучше, чем я, ни одна женщина так хорошо к нему относиться не будет. Началось во второй половине прошлого года, я узнала в конце декабря. Он думал, дело закончится легким флиртом, оказалось, что она уже 4 года его любит, и ему, видимо, от этого «снесло голову», льстило, что же такого она в нем, таком возрастном, нашла. И я перестала узнавать своего любимого и любящего мужа. В Интернете я прочитала про кризис среднего возраста. Всегда была уверена, что как только любовь пройдет, сразу будем разводиться. А оказалось, что я способна на безусловную любовь, полгода я прощала его, пыталась понять его, считала, что этот кризис пройдет, и мой НАСТОЯЩИЙ муж вернется, хотя и его мама, и его тетя, и моя дочь считали, что его вещи надо выкинуть с лоджии ему на голову, дать «волшебного пендаля» и поменять замки. Дело в том, мы жили в моей двухкомнатной квартире, у мужа есть однокомнатная квартира, в которой живет его мама. Ей в наследство досталась квартира, но в ней до сих, как назло, идет ремонт (сначала отказались от одних недобросовестных работников, наняли хороших других, но те на некоторое время уехали в другой город делать ремонт, ранее уже была договоренность). Я пыталась несколько раз собирать ему вещи, но он всегда мне отвечал, что ему некуда идти (ни к матери, ни к этой женщине он не хотел). Я довела себя до такого состояния, что похудела на 10 кг, стало болеть сердце, в итоге, сердце так разболелось, что я решила – хватит, и не пустила его домой. Заставила его ехать подавать на развод (мне в ЗАГСе так объяснили, что нужно вдвоем, потом только узнала, что если другой не хочет, можно через мирового судью), так и не вышел из машины. Итог – вещи дома, живет у мамы, ночует у своей подруги. У нас общая дача – «наш ребенок», стараемся ездить туда вместе, у нас доверительные отношения. Как он говорит, сейчас там страсть прошла, но она его очень любит. У него «каша в голове», и домой хочет вернуться, и ту женщину ему жалко. Говорит, что с ней общей жизни не видит. Эта женщина видит, что ему плохо, говорит, ну раз тебе плохо, вернись к жене, и тут же твердит, что очень его любит. Оказалось, что мой муж - слабый духом человек, никак не может принять решение. И из дома бы не ушел, если бы я не приняла за него это волевое решение. К тому же, когда выходила замуж, я знала, что он выпивает. Но для меня он был таким замечательным, когда трезвый, что уж в пьяном виде, думала, потерплю. Несколько лет назад умерла его дочь (суицид), он стал пить больше, я мирилась, думала, что депрессия со временем пройдет. Сейчас он говорит, что он как алкоголик, с утра не хочет идти к этой женщине, а вечером тянет, нет более, что она названивает ему постоянно. Трезвым туда не ходит. Кодироваться хотя бы на время не хочет, считает, что человек сам должен захотеть бросить пить. Меня очень поддерживает его мама, моя старшая сестра и я сама себе подруга. На данный момент решила, что на развод подам, когда он заберет вещи (ну закончится же когда-нибудь ремонт в квартире его мамы и она переедет), а пока мы остаемся родными людьми. Я его, несмотря ни на что, очень люблю, но всегда говорю ему, что я его не держу, лишь бы он был счастлив. Но беспокоит его будущее и меня, и его маму. Хотелось бы услышать Вашу точку зрения на ситуацию. Не знаю, как себя вести. То стараюсь быть доброжелательной, спокойной. То пытаюсь применить «метод отстранения». Если это возможно, посоветуйте, как мне себя вести. Так не хочу, чтобы наша семья окончательно разрушилась. Спасибо, что есть такая возможность написать.
Анна, Пермь, Россия, 53 года
Оксана Альберти

Психолог-консультант
Ответ : Я думаю, что муж любит Вас (ибо любовь - это глубокая и сильная связь, а не только влечение и пр., что на поверхности). Но человек он сложный, со своими душевными и духовными проблемами. Вы пишете, что у Вас получается любить его безусловно, прощать и принимать. Но есть ощущение, что все-таки это не совсем безусловно, а в надежде и ожидании того, что он одумается и вернется. И вот эта небольшая, все-таки, корыстность мешает мужу по-настоящему ощутить Вашу безусловную любовь, которая исправила бы его и заставила бросить свои делишки. Та женщина искусно манипулирует его чувствами. Она не любит его, а хочет иметь. И своими эмоциональными заявлениями о любви, возможно даже слезами и пр., создает ощущение, что за этим кроется нечто сильное и настоящее. А он не может отличить настоящее от притворного. И у него появляется чувство вины - ведь бросить и предать "настоящее" никак нельзя. И вот если бы Вы смогли дать ему реальное настоящее, истинную безусловную любовь, совершенно бескорыстную, если б Вы смогли не думать о том, вернется он или нет и как дальше жить, а Вашей целью было бы спасти его мятущуюся душу, дать ему точку опоры - рано или поздно он бы это ощутил. И тогда бы уже сделал единственно правильный выбор.