Мне кажется, что я скоро умру
Здравствуйте, мне кажется, что я умру скоро. Не знаю почему! У моего папы на работе, у его друга дочь погибла, и мне теперь кажется постоянно, что я умру. Если раньше эти мысли покидали меня, то сейчас они каждый день со мной. Не понимаю, что происходит. Помогите!
Мария, Москва, 20 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Страх смерти часто является результатом внешних событий (травматических, как в Вашем случае) и может перерастать в фобию. Когда мысли об этом становятся навязчивыми, простое упоминание о смерти или какие-то картинки, близкие к этой теме, мысли могут вызывать разрушительное и неконтролируемое беспокойство у человека, - можно говорить о фобическом расстройстве. Симптомы танатофобии могут быть эмоциональными, физическими и психическими. Головокружение, сухость во рту, учащенное сердцебиение, тошнота, боль в животе, ощущение удушья, боли в груди, онемение и покалывание в руках и ногах. Другие симптомы: чувство потери чувства, желание сбежать, постоянное беспокойство, устрашающие, подавляющие мысли. Возможно, Вы именно сейчас словно ребенок узнали о том, что смерть - это то, что на самом деле может произойти с Вами, потому что она прошла так близко или потому что это была молодая девушка. Вы вдруг могли понять, что смерть неизбежна, и что может быть еще ужаснее для Вас - что она непредсказуема. Это осознание могло парализовать Вас, подавить. Здесь есть два направления: снижение общего уровня тревоги (у меня на сайте есть статья на эту тему) и смирение и/или создание своей идеологии смерти. Бороться со страхом смерти бессмысленно, человек не будет чувствовать себя спокойно с этим знанием, может избегать, прятаться. Но он может найти свою философию, при которой страх смерти не будет иметь значения. Пока мы отождествляем себя с циклом рождение-смерть, мы будем подавлены страхом, что ничего не существует за пределами физического, за пределами могилы. Рекомендую почитать Ирвинга Ялома "Шопенгауэр как лекарство", также Ремарка "Жизнь взаймы", исследования на тему смерти - Арьес Филипп "Человек перед лицом смерти". Если ситуация не будет улучшаться, рекомендую противотревожные препараты (необходимо посетить врача и получить рецепт), гипнотерапию, когнитивно-поведенческую терапии, методы релаксации (контроль дыхания, методы визуализации положительных образов).