Как перестать болезненно реагировать на конфликты?
Здравствуйте! Я очень обидчивый человек и болезненно реагирую на всякие мелочи, испытываю беспокойство и повышенную тревожность. И очень обижаюсь на замечания, особенно посторонних мне людей. Моя реакция на конфликтые ситуации бывает разная: или ухожу от конфликта, сворачиваю разговор или очень агрессивно реагирую. Например, гуляю с собакой, кто-нибудь выразит недовольство типа уходите отсюда, все загадили, я, бывает, ухожу и не связываюсь, а могу и полезть драться, и как правило со уже мной не хотят связываться. Зависит от моего настроения. Ситуации пустяковые, я это понимаю, у многих людей проблемы с воспитанием или они специально ищут конфликта от нечего делать. И понимаю, что это их проблемы, а не мои... Но я в обоих случаях потом весь день переживаю и жалуюсь. Подскажите, пожалуйста, как правильно реагировать на замечания и перестать тратить нервы? Как побороть в себе обидчивость и что я принимаю все близко к сердцу? Умом понимаю, что так нельзя, но внутри все равно переживаю и жалуюсь близким.
Лана, Москва, 26 лет
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Обиды - это способ защиты и управления ситуацией. Именно с помощью обид Вы научились влиять на то, что Вам доставляет дискомфорт, например, на критику других людей. Вы пишете - "особенно посторонних мне людей", то есть те, кто о Вас ничего не знает, и тогда насколько их слова вообще могут быть объективными? Возможно, бессознательно Вы объединяете все эти случаи с посторонними как объем опасности от внешнего мира. Но на самом деле все эти люди кричат и ругаются по СВОИМ личным причинам - плохое воспитание, агрессия, импульсивность, болезни и т.д. Их выкрики имеют отношение к ним, а не к Вам. И вот в этот момент у Вас есть выбор, насколько Вы разрешаете этим людям "входить" в Ваше психическое пространство, психическое здоровье и на самом деле подвергать его опасности, "загрязнению". Я езжу за рулем и сталкиваюсь с необоснованной неадекватной агрессией, чуть позже включил поворотник, не так быстро занял другой ряд, задумался, куда свернуть и т.д. - то есть вполне заурядные ситуации, но они могут вызывать у других водителей злость и желание высказаться. Со временем я стала смеяться над этим. Это действительно выглядит очень забавно. Попробуйте перейти в режим экономии. Конечно, не всегда надо его включать, иногда надо и защитить свои интересы. Но в целом старайтесь смотреть на это, как на картинки, абстрагируясь, повторяя себе, что это человек свои проблемы отображает, а не ваши. А Вам себя беречь надо.