Босюь ездить на дальние расстояния
Добрый день! Очень боюсь ездить на дальние расстояния в другие города. Постоянно боюсь, что что-то случится: дтп или поломка транспорта (автобус или автомобиль). Выехать за пределы своего региона совсем страшно, из-за этого я отказываюсь от многих личных интересных предложений и по работе. Посоветуйте, пожалуйста, как справиться с этой фобией.
Ольга, Красноярск, 23 года
Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант
Ответ : Фобии достаточно эффективно лечат с помощью поведенческой терапии. Считается, что если в контролируемой и безопасной обстановке подвергать человека воздействию этих стимулов (которые вызывают страх), фобический ответ начнет постепенно снижаться. В Вашем случае, например, можно слушать аудиозаписи, как едет автобус, машина, видео - небольшие ДТП, когда водитель справляется с ситуацией, Вы слышите его голос (записи с регистраторов). Это экспозиционная терапия, один из методов - метод наводнения, когда человек погружается в состояние страха под контролем терапевта, пока он - страх - не исчезнет. Иногда ситуацию воссоздают в воображении (фобический стимул), то есть необязательно это реальные условия. Альтернатива этому методу - замена нежелательной реакции (страха) на реакцию, вызывающую положительные эмоции. Тогда человек обучается заменять реакцию страха расслаблением, релаксацией, поскольку физиологически релаксация несовместима с беспокойством, тревогой, страхом. Этот метод систематической десенсибилизации включает в себя три этапа: 1 - обучиться физически расслабляться, 2 - установить градацию стимулов, вызывающих тревогу, 3 - используя фобические стимулы, начинать с наименьшей тревоги, двигаясь от одного уровня к другому. Чтобы лучше понимать, что такое расслабление тела, используется метод биологической обратной связи (БОС-терапия), когда Вы учитесь контролировать частоту своего пульса, дыхания и электрокожное сопротивление. Для Вас также было бы полезно моделирование виртуальной реальности, когда Вы с помощью компьютерной программы оказываетесь в фобической ситуации. Вы доходите в компьютерном сюжете до ситуации, вызывающей тревогу, при этом Ваш пульс фиксируется, и если он начинает учащаться, нажимается пауза, пока Вы не расслабитесь, задача - заменить ответ страха и беспокойства на ответ совладания. Вам стоит поработать с психологом, который специализируется на тревожно-фобических расстройствах.